Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М. :Просвещение 2011- ( стандарты II поколения), авторской программы « Окружающий мир» А.А.Плешаков УМК « Школа России», адаптированной основной общеобразовательной программы для слабовидящих обучающихся государственного образовательного учреждения Тульской области « Суворовская начальная школа».
Наряду с решениями задач основных общеобразовательных программ в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих детей, которые направлены на решение следующих задач:
- выработка сенсомоторной культуры у детей, специальных приёмов и способов обследования учебного материала;
- расширение элементарных знаний детей с аномалиями зрения о предметах и явлениях живой и неживой природы, о труде людей;
- формирование и обогащение личного опыта учащихся путём проведения с ними систематических наблюдений явлений природы, показ на доступных примерах взаимосвязи в природе, а так же между человеком и природой;
- познакомить учащихся с трудом людей по использованию и охране природы, с экологическими материалами поданной местности;
- привить навыки личной и общественной гигиены, умение пользоваться неполноценным зрением и осязанием;
- коррекция и развитие тактильного и зрительного восприятия учебного материала с помощью осязания и неполного зрения;
- исправление недостатков психического развития как в сфере чувственного, так и в области логического познания, доразвитие нарушенных функций зрения( острота поле зрения и т. д.);
- изучение экземпляров флоры, неживой природы, доступные для изучения с помощью осязания, нарушенного зрения и другой сохранной чувствительности;
- соблюдение режима зрительной работы, чередование его с отдыхом.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений.
Содержание учебного курса
4 класс 68 часов
1. Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга.
2. Природа России (10 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
3. Родной край - часть большой страны (15 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана водоемов в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
4. Страницы всемирной истории (5 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
5. Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV веках.
Наше Отечество в XVI-XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII веках.
Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос IO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
6. Современная Россия (9 ч).
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Содержание тем по учебному предмету «Окружающий мир» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе А.А. Плешакова «Окружающий мир».
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Содержание учебного предмета
4-й класс
(2 часа в неделю, всего – 68 ч)
1. Земля и человечество (9 ч).
2. Природа России (10 ч).
3. Родной край - часть большой страны (15 ч).
4. Страницы всемирной истории (5 ч).
5. Страницы истории Отечества (20 ч).
6. Современная Россия (9 ч).
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (68 ч.)
№ | Дата | Тема | Страницы |
Раздел 1. «Земля и человечество» (9 ч) | |||
1 | 1 чет. 01.09 | Мир глазами астронома. | 3-8 |
2 | 05.09 | Планеты Солнечной системы. | 9-15 |
3 | 08.09 | Звездное небо – Великая книга Природы. | 16-21 |
4 | 12.09 | Мир глазами географа. | 22-28 |
5 | 15.09 | Мир глазами историка. | 29-35 |
6 | 19.09 | Когда и где? | 36-41 |
7 | 22.09 | Мир глазами эколога. | 41-47 |
8 | 26.09 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 48-56 |
9 | 29.09 | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверка и оценка достижений по разделу «Земля и человечество». | 48-56 |
Раздел 2. «Природа России» (10 ч) | |||
10 | 03.10 | Равнины и горы России. | 57-65 |
11 | 06.10 | Моря, озера и реки России. | 66-70 |
12 | 10.10 | Природные зоны России. | 71-75 |
13 | 13.10 | Зона арктических пустынь. | 76-83 |
14 | 17.10 | Тундра. | 84-94 |
15 | 20.10 | Леса России. | 95-102 |
16 | 24.10 | Лес и человек. | 103-109 |
17 | 27.10 | Зона степей. | 110-117 |
18 | 2 чет. 07.11 | Пустыни. | 118-125 |
19 | 10.11 | У Черного моря. | 126-134 |
Раздел 3. «Родной край – часть большой страны» (15 ч) | |||
20 | 14.11 | Проверка и оценка достижений по разделу «Природа России». Наш край. | 135-138 |
21 | 17.11 | Поверхность нашего края. | 139-144 |
22 | 21.11 | Поверхность нашего края. (экскурсия) | |
23 | 24.11 | Водные богатства нашего края. | 145-148 |
24 | 28.11 | Наши подземные богатства. | 149-159 |
25 | 01.12 | Земля-кормилица. | 160-163 |
26 | 05.12 | Экскурсии в природные сообщества родного края. | |
27 | 08.12 | Жизнь леса. | 164-169 |
28 | 12.12 | Жизнь луга. | 170-177 |
29 | 15.12 | Жизнь в пресных водах. | 178-186 |
30 | 19.12 | Экскурсии в природные сообщества родного края. | |
31 | 22.12 | Растениеводство в нашем крае. | 187-194 |
32 | 26.12 | Животноводство в нашем крае. | 195-203 |
33 | 3 чет. 12.01 | Презентация проектов (по выбору) | 204-205 |
34 | 16.01 | Проверка и оценка достижений по разделу " Родной край – часть большой страны " | |
Раздел 4. «Страницы всемирной истории» (5 ч) | |||
35 | 19.01 | Начало истории человечества. | 3-7 |
36 | 23.01 | Мир древности: далекий и близкий. | 8-14 |
37 | 26.01 | Средние века: время рыцарей и замков. | 15-21 |
38 | 30.01 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 22-27 |
39 | 02.02 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 28-32 |
Раздел 5. «Страницы истории России» (20 ч) | |||
40 | 06.02 | Проверка и оценка достижений по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян. | 33-39 |
41 | 09.02 | Во времена Древней Руси. | 40-45 |
42 | 13.02 | Страна городов. | 46-54 |
43 | 16.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 55-58 |
44 | 20.02 | Трудные времена на Русской земле. | 59-64 |
45 | 27.02 | Русь расправляет крылья. | 65-69 |
46 | 02.03 | Куликовская битва. | 70-74 |
47 | 06.03 | Иван Третий. | 75-81 |
48 | 13.03 | Мастера печатных дел. | 82-86 |
49 | 16.03 | Патриоты России. | 87-93 |
50 | 20.03 | Петр Великий. | 94-100 |
51 | 23.03 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 101-104 |
52 | 4 чет. 03.04 | Екатерина Великая. | 105-111 |
53 | 06.04 | Отечественная война 1812 года. | 112-121 |
54 | 10.04 | Страницы истории XIX века. | 122-126 |
55 | 13.04 | Россия вступает в XX век. | 127-135 |
56 | 17.04 | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 136-139 |
57 | 20.04 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 140-146 |
58 | 24.04 | Великая Отечественная война и Великая Победа | |
59 | 27.04 | Страна, открывшая путь в космос. | 147-152 |
Раздел 6. «Современная Россия» (9 ч) | |||
60 | 04.05 | Проверка и оценка достижений по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. | 153-163 |
61 | 08.05 | Мы – граждане России. | 164-167 |
62 | 11.05 | Славные символы России. | 168-174 |
63 | 15.05 | Такие разные праздники. | 175-179 |
64 | 18.05 | Путешествие по России. | 180-203 |
65 | 22.05 | Путешествие по России. | |
66 | 25.05 | Путешествие по России. | |
67 | 29.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Современная Россия" | |
68 | Презентация проектов (по выбору). | 204-205 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...