Рабочая программа "Мы и окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Мы и окружающий мир" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения программы факультатива
являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Основное содержание
Тема 1. Дом, в котором я живу (4 часа)
Поговорим о доме. Мой дом — моя крепость. «А у нас в квартире газ, а у вас?»
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
Тема 2. О городах и горожанах. (2 часа)
Дом тянется к дому — получается город. «Сначала человек строит город, а потом...»
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (4 часа)
От кочки до оболочки. «Всяк кулик своё болото хвалит». О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных. Там, где ступала нога человека.
Тема 4. В сетях жизни. (3 часа)
Соседи по планете.О нитях, сплетающихся в сети. «И вместе не тесно, и врозь — скучно»
Школа под открытым небом.
Тема 5. Общий дом — общие проблемы. (4часа)
Наши общие проблемы. Что происходит с отходами, которые производят люди?
Будь достойным жителем Земли. Экскурсия. Заповедные места родного края.
Тематическое планирование
№п/п | Кол-во часов | Тема | Характеристика основных видов деятельности | |
Тема 1. Дом, в котором я живу (4 часа) | ||||
1 | 1 | Поговорим о доме | раскрывают прямое значение понятия «дом», находят родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». расширяют понятие «дом», делают вывод, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. | |
2 | 1 | Мой дом — моя крепость | знакомятся с историей жилища человека, зависимостью типа жилища от природных условий и образа жизни людей; проводят аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище. | |
3 | 1 | «А у нас в квартире газ, а у вас?» | знакомятся с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов. | |
4 | 1 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | узнают какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды. | |
Тема 2. О городах и горожанах. (2 часа) | ||||
5 | 1 | Дом тянется к дому — получается город | В ходе беседы уточняют понятие «город»., вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. выявляют основную тенденцию настоящего времени – стремительный рост городов и городского населения, последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов. | |
6 | 1 | «Сначала человек строит город, а потом...» | устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека Основные понятия: город, городские жители. | |
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (4 часа) | ||||
7 | 1 | От кочки до оболочки | Расширяют представления о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы. | |
8 | 1 | «Всяк кулик своё болото хвалит» | Делают вывод о значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота. | |
9 | 1 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | сравнивают экстремальных природных условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота. | |
10 | 1 | Там, где ступала нога человека | Делают выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды. | |
Тема 4 В сетях жизни. (3 часа) | ||||
11 | 1 | Соседи по планете О нитях, сплетающихся в сети | знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность, моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания. | |
12 | 1 | «И вместе не тесно, и врозь — скучно» | анализируют примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество. | |
13 | 1 | Школа под открытым небом | знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных, выясняют какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок. | |
Тема 5. Общий дом — общие проблемы. (4часа) | ||||
14 | 1 | Наши общие проблемы | Рассматривают понятие «дом» в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли, раскрывают основной тезис: общий дом — общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы. | |
15 | 1 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | Знакомятся с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка. | |
16 | 1 | Будь достойным жителем Земли | делают вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля., составляют правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения. | |
17 | 1 | Экскурсия. Заповедные места родного края. |
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата факт. |
Тема 1. Дом, в котором я живу (4 часа) | ||||
1 | Поговорим о доме | 1 | ||
2 | Мой дом — моя крепость | 1 | ||
3 | «А у нас в квартире газ, а у вас?» | 1 | ||
4 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | 1 | ||
Тема 2. О городах и горожанах. (2 часа) | ||||
5 | Дом тянется к дому — получается город | 1 | ||
6 | «Сначала человек строит город, а потом...» | 1 | ||
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (4 часа) | ||||
7 | От кочки до оболочки | 1 | ||
8 | «Всяк кулик своё болото хвалит» | 1 | ||
9 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | 1 | ||
10 | Там, где ступала нога человека | 1 | ||
Тема 4 В сетях жизни. (3 часа) | ||||
11 | Соседи по планете О нитях, сплетающихся в сети | 1 | ||
12 | «И вместе не тесно, и врозь — скучно» | 1 | ||
13 | Школа под открытым небом | 1 | ||
Тема 5. Общий дом — общие проблемы. (4часа) | ||||
14 | Наши общие проблемы | 1 | ||
15 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 1 | ||
16 | Будь достойным жителем Земли | 1 | ||
17 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...