Рабочая программа 3 класс Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и примерной программы по окружающему миру развивающего обучения (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_3_klass.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» на заседании МО учителей___________________ Руководитель МО __________________________ Протокол № ___ от «____»____________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Сангадиева Б.Г. «____»____________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ Б.К Ширапов Приказ № ___ от «______»______________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ____________ОКРУЖАЮЩИЙ МИР___________________
Класс ____3_____
Количество часов по программе _______68_______
2017 – 2018 учебный год
ТИП ПРОГРАММЫ: РАЗВИВАЮЩАЯ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и примерной программы по окружающему миру развивающего обучения (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 классов МАОУ «Бурятская гимназия №29» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и примерной программы по окружающему миру развивающего обучения (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). Рабочая программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Образовательная область «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Эту образовательную область составляют два учебных блока: «Естествознание» и «Обществознание». Они решают задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребёнка с «сопротивляющимся» предметом – природными и социальными объектами и процессами. Это даёт возможность ребёнку реально проверять свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления. Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Курс построен на основании теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова. Организовать такую деятельность можно только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова являются теоретические знания (в определенном философско-логическом их понимании). Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. В соответствии с учебным планом МАОУ «Бурятская гимназия №29» рабочая программа по окружающему миру в 3 классе рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели). Темы предмета дополнены темами НРК и ОБЖ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной задачей предмета «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является формирование основ научного мышления в области природы и социума и решаются следующие задачи:
- первоначальное знакомство с методами естественных и социальных наук;
- ориентация ребёнка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);
- формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.
При реализации программы внимание уделяется обеспечению выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Основным методом обучения является решение учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.
Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, измерения величин, представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет конкретизировать понятие экспериментального метода естественных наук.
Основная учебная задача третьего года обучения: освоить разные способы фиксации и описания результатов наблюдений и экспериментов.
Предметные задачи:
- овладеть способами косвенных измерений;
- освоить простейшее экспериментирование как целостного исследования (отработать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов);
- продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий по заданным критериям);
- продолжить работу с текстами (научить детей замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов).
Педагогические задачи:
- рассмотреть способы ориентирования на местности и построение простых картосхем;
- научиться фиксировать на картосхеме природные, социальные объекты, а также процессы и явления, происходящие в природе;
- научиться отображать результаты наблюдений, исследований в ходе эксперимента с помощью графиков, диаграмм и таблиц;
- продолжить работу над контрольно-оценочной деятельностью учащихся;
- продолжить работу с текстами и способов перевода текстов в другие формы описания результатов исследования
Детские действия:
- освоение маршрута как линейной записи пути;
- определение сторон горизонта с помощью компаса;
- построение элементарных картосхем (направление, расстояние, масштаб) и их чтение;
- построение и чтение изолиний;
- построение и чтение графиков;
- построение и чтение таблиц;
- построение и чтение диаграмм;
- решение конкретно-практических задач курса с использованием разных способов описания.
Педагогические действия:
- постановка перед детьми и решение учебной задачи на поиск разных способов описания результатов наблюдения и экспериментирования;
- организация работы на проведение измерительных работ на пришкольном участке на предмет построения элементарного плана местности;
- работа с моделями (горки, впадины) для представления на плоскости трехмерных объектов;
- обучение построению и чтению графиков, таблиц и диаграмм;
- изучение разрезов трехмерных объектов как необходимое условие изучения невидимых природных объектов;
- продолжение работы с текстом (умение вчитываться в текст, выделение в нем смысловых частей, основную мысль, восстановление значение слов по контексту, составление плана);
- продолжение освоения действий контроля и оценки школьниками (определение возможных ошибок самими учащимися, собственных дефицитов и путей их ликвидации)
Особое место в программе 3 класса занимают практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы.
При обучении на изучение национально-регионального компонента отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке.
Содержание программы.
Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.
3 часа
Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.).
5 часов
Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас.
2 часа
Древние и современные картосхемы. Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб.
Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы.
3 часа
План класса.
План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.
2 часа
Карта мира. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах.
2 часа.
Наша Родина – Россия. Достопримечательности России.
Крупные города России (Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
2 часа
Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега).
3 часа
Россия на политической карте. Страны и народы мира (общая характеристика) Страны-соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.
1 час
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России.
2 часа
Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоёмы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде.
2 часа
Изолинии на карте.
Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др.
Правила поведения на экскурсии.
Синоптические карты. Прогнозирование погоды.
Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.
3 часа
Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Профиль местности.
Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны).
3 часа
Биосфера – живая оболочка планеты. Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные.
Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев ( годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений.
6 часов
Почва, ее состав. Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.
3 часа
Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные).
Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов.
4 часа
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера).
4 часа
Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе, на примере окружающей местности).
3 часа
Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов.
3 часа
Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека.
Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания.
Заболеваемость в разное время года.
Профилактика заболеваний и травматизма.
4 часа
Основными формами реализации рабочей программы по окружающему миру являются:
- групповая работа по построению простейших картосхем;
- парная работа по освоению способов описания результатов (графики, таблицы, диаграммы);
- индивидуальная работа учащихся не только по коррекции знаний и умений учащихся, но и самостоятельное движение в учебном материале;
- использование школьного сайта для самостоятельной работы с учебным материалом;
- «портфолио» как форма презентации собственных учебных достижений
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Кол-во практич. работ |
Раздел 1. Путешествие по карте. 22 ч | |||
1 | Маршрут - линейная запись пути | 5 ч | 5 |
2 | Система направлений | 8 ч | 5 |
3 | Масштаб – пропорциональное изображение расстояний | 5 ч | 3 |
4 | Картосхема – изображение местности с указанием направлений и масштаба | 7 ч | 1 |
5 | Изолинии на картосхеме | 7 ч | 5 |
Раздел 1. Земля и жизнь на ней. 36 ч | |||
6 | Профиль местности | 3 ч | 1 |
7 | Построение и чтение графика | 4 ч | 2 |
8 | Классификация и таблица | 3 ч | 1 |
9 | Чтение и построение разрезов | 4 ч | 3 |
10 | Использование разрезов, графиков, таблиц, картосхем для изучения природных объектов и явлений. Диаграмма – новый способ представления данных | 15 ч | 4 |
11 | Обобщение: способы представления данных наблюдений и опытов | 7 ч | 3 |
68 | 33 |
Практические работы в курсе предмета «Окружающий мир»
№ | Наименование темы | Практические работы | Проверочные и контрольные работы |
1 | Маршрут - линейная запись пути | Практическая работа № 1 «Прогулка Робинзона» Практическая работа №2: «Письмо туриста» Практическая работа№3 «Путь из дома в школу и из дома в школу» Практическая работа№4 «Собака идёт домой» Практическая работа№5 «Пешеход в городе» | Стартовая проверочная работа |
2 | Система направлений | Практическая работа№6 «Определение сторон горизонта по Солнцу». Практическая работа№7 «Определение сторон горизонта по небу» Практическая работа№8 «Определение сторон горизонта по Луне» Практическая работа№9 «Другие способы определения сторон горизонта» Практическая работа№10 «Работа с компасом» | Проверочная работа№1: «Маршрут и система направлений» |
3 | Масштаб – пропорциональное изображение расстояний | Практическая работа №11 «Как вернуться обратно?» Практическая работа№12 «Лилипуты и великаны» Практическая работа№13 «Почтовый ящик» | |
4 | Картосхема – изображение местности с указанием направлений и масштаба | Практическая работа№14: «Животные-путешественники» | Проверочная работа№2: «Масштаб» |
5 | Изолинии на картосхеме | Практическая работа №15 «Изображение высоты на плане» Практическая работа №16 «Достопримечательности родного края» Практическая работа№17 «По ручьям, речкам и рекам» Практическая работа №18 «Кто где живёт? Красная книга» Практическая работа №19 «Прогноз погоды. Синоптические карты» | |
6 | Профиль местности | Практическая работа №20 «Профиль
| Проверочная работа №3 «Профиль и изолинии» |
7 | Построение и чтение графика | Практическая работа №21 «Наблюдаем за птицами» Практическая работа №22 «Разрезы плодов» | |
8 | Классификация и таблица | Практическая работа №23 «Изучение почвы» | |
9 | Чтение и построение разрезов | Практическая работа №24 «Разрез горы» Практическая работа №25 «Виды горных пород» Практическая работа №26 «Определение горных пород» | |
10 | Использование разрезов, графиков, таблиц, картосхем для изучения природных объектов и явлений. Диаграмма – новый способ представления данных | Практическая работа№27 «Подарки из недр Земли» Практическая работа№28 «Изменение рельефа местности под действием сил природы» Практическая работа№29 «Гипотеза Вегенера» Практическая работа№30 «Землетрясения на Земле» | Проверочная работа №4 «Разрезы» Проверочная работа№5 «Таблица» (тест) Проверочная работа№6 «Диаграмма» |
11 | Обобщение: способы представления данных наблюдений и опытов | Практическая работа №31 «Развитие человека» Практическая работа №32 «Здоровый образ жизни» Практическая работа №33 «Правильное питание» | Итоговая работа |
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты:
- осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желание следовать принятым нормам поведения в школе и дома, другим ученикам и работникам школы и желание участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;
- знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе;
- умение работать в паре с более старшим учеником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
- умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений;
- следование правилам дорожного движения, знание правил действий при пожаре.
Метапредметные результаты:
- умение вместе с другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт;
- вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных средств и измерительных приборов;
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов;
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу), работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
- составлять рисунчатый (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос);
- предъявлять результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану.
Предметные результаты:
знать/понимать:
- представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
- освоение средств и способов прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, массы, времени, твёрдости минерала, направления и силы ветра, количества, и интенсивности осадков, облачности, температуры воздуха и тела и пр.);
- опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, параметров объекта, выбор объекта с разными характеристиками и пр.);
Уметь:
- планировать и проводить простые эксперименты на природном материале в малой группе;
- различать и описывать свойства материалов и определение применимости материалов для решения разных задач;
- различать объекты природы и предметы; различать изученные группы растений и животных; вести наблюдения в природе и др.
- определять последовательности действий для достижения практического результата;
- описывать результат опыта, отображенного на схематическом рисунке;
- проводить интерпретацию результата простого опыта, отображенного на схематическом рисунке (вывод из опыта);
- устанавливать связности наблюдаемых изменений (выявление существенных условий процессов);
- планировать конкретный опыт (противопоставление экспериментального и контрольного объекта и условий в соответствии с гипотезой эксперимента и уравнивание остальных условий; выбор экспериментального и контрольного объектов в соответствии с данной гипотезой);
- устанавливать соотношения между многообразием условий /средств возможного эксперимента и полем гипотез, проверяемых с помощью этих условий и средств;
- планировать проверку гипотезы об условиях;
- различать наблюдение и эксперимент как разных способов получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- использовать простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.);
- проводить прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей)
К концу третьего года обучения по данной программе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающиеся должны:
В области естествознания:
Называть:
- правила охраны и укрепления здоровья.
Приводить примеры:
- представителей разных групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери – не менее 3)
Решать практические задачи:
- владеть элементарными приёмами чтения картосхемы6 показывать на карте материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);
- показывать на карте границы России, столицу России.
В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Знать:
- названия родной страны, региона, где живут обучающие6ся, родного города;
- правила дорожного движения.
Кратко характеризовать:
- изменения ребёнка по мере взросления.
Решать практические задачи:
- прокладывать безопасные маршруты в своём микрорайоне;
- осуществлять безопасное поведение в своём доме.
Рассказывать:
-о родном крае;
- о родной стране;
- о столице.
Кроме того, обучение по данной программе даёт возможность научиться:
В области естествознания:
Приводить примеры:
- полезных ископаемых, их свойств и использования;
- горных пород и минералов;
- разнообразных жилищ животных;
- воздействия природных сил на рельеф местности;
- воздействия человека на рельеф местности.
Различать на уровне представлений:
- почву и горную породу;
- виды горных пород.
- формы рельефа земной поверхности (равнины и горы);
- водоемы (река, озеро, океан).
Решать практические задачи:
- определять стороны горизонта по компасу и полуденному солнцу;
- владеть элементарными приемами чтения картосхемы;
- строить график собственного роста;
- строить свой температурный график;
- читать простейшие картосхемы, шкалы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;
- представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм;
- показывать на картосхемах материки и океаны, основные поверхности суши, водоемы.
В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Приводить примеры:
- народов, населяющих Россию (не менее трех);
- разных жилищ людей;
- стран, окружающих Россию;
- достопримечательностей родного дома, края, столицы, страны.
Уметь получать и анализировать информацию
- представлять результаты социологического опроса в виде простейших таблиц и диаграмм;
- читать простейшие картосхемы с внесённой туда информацией о социальных объектах;
- находить в справочниках ответ на интересующий вопрос;
- находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.
Оценивание ведется отметками «5», «4», «3», «2»
Нормы оценок по окружающему миру
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
– поиск ошибки;
– выбор ответа;
– продолжение или исправление высказывания.
Оценка “5″ ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка “4″ ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки “5″, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка “3″ ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка “2″ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками “зачет” или “незачет”. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку (“зачет”), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
“ВЫСОКИЙ” – все предложенные задания выполнены правильно;
“СРЕДНИЙ” – все задания с незначительными погрешностями;
“НИЗКИЙ” – выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 – 60% | 60 – 77% | 77 – 90% | 90 – 100% |
менее 17 баллов | 18 – 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
“2″ | “3″ | “4″ | “5″ |
Календарно-тематическое планирование предмета «Окружающий мир»
№ п/п /дата проведения | Тема урока | Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) | Универсальные учебные действия | Практикумы, учебные проекты, домашняя работа | Оборудование | Контроль/ лексическая работа | Примечание |
Раздел 1. Тема 1: Маршрут - линейная запись пути 5 ч | |||||||
1/1
| Стартовая проверочная работа | Описание маршрута как последовательности остановок. Прокладывание маршрутов. Различение дорожных знаков. Работа с практикумом «Дорожные знаки». Игровое моделирование безопасных перемещений. Работа с практикумом «Безопасные маршруты» Работа с практикумом «Городские маршруты» - выбор видов транспорта и маршрута передвижения на основе транспортной схемы. Работа с информационным текстом: составление определений. Планирование эксперимента. Игровое моделирование безопасных перемещений (переход через дорогу, разыгрывание ситуации «Спроси дорогу у полицейского»). | Личностные: следование правилам дорожного движения, знание правил действий при пожаре. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, умение составлять маршрут работать с информационным текстом: составление определений. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе. | ЦОР цифровые образовательные ресурсы | Стартовая проверочная работа | ||
2/2 | Маршрут – линейная запись пути | Практическая работа № 1 «Прогулка Робинзона» Практическая работа №2: «Письмо туриста» | ЦОР Живая природа Явления природы | материк остров | |||
3/3 | Ориентиры и знаки на маршрутах | Цифровые ресурсы «Письмо туриста» | Маршрут «зебра» «островок безопасности» материк остров | ||||
4/4. | Дорога в школу и домой | Практическая работа№3 «Путь из дома в школу и из дома в школу» Практическая работа№4 «Собака идёт домой» | Цифровые ресурсы: «Безопасные маршруты», «Городские маршруты» | ||||
5/5 | Безопасность в пути | Практическая работа№5 «Пешеход в городе» | |||||
Тема 2: Система направлений 8 ч | |||||||
6/1 | Направления движения (постановка учебной задачи) | Различение и понимание относительности движения влево и вправо, вперёд и назад. Наблюдение движения Солнца, Луны и звёзд по небосводу. Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам. Определение нужного направления движения с помощью ориентировки в системе направлений (сторон горизонта). Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, составление инструкции, составление списка вопросов к тексту. Работа со словарём. | Личностные: осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желание следовать принятым нормам поведения в школе и дома, другим ученикам и работникам школы и желание участвовать в общих делах и событиях; Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, определять стороны горизонта, нужное направление, работа с текстом: поиск незнакомых слов, составление инструкции, составление списка вопросов к тексту. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, .правильно выражать свои мысли и чувства. | Цифровой ресурс «Левой-правой» (Диск «Тайны…») | |||
7/2 | Стороны горизонта | http://school-collection.edu.ru → стороны горизонта. тени | Ориентирование стороны горизонта | ||||
8/3 | Движение Солнца по небу. Ориентирование по Солнцу (урок-тренинг) | Практическая работа№6 «Определение сторон горизонта по Солнцу». | |||||
9/4 | Ночное небо. Определение сторон горизонта по Полярной звезде | Практическая работа№7 «Определение сторон горизонта по звёздам» Практическая работа№8 «Определение сторон горизонта по Луне» | Работа с цифровым ресурсом практикум «Стороны горизонта – звезды», | ||||
10/5 | Определение сторон горизонта по местным признакам | Практическая работа№9 «Другие способы определения сторон горизонта» Практикум «Стороны горизонта – местные признаки», | Работа с цифровым ресурсом практикум «Стороны горизонта – местные признаки», www.youtube.com/watch?v=dPkmvbPDeA0 или другой видеофрагмент о том, как муравейник залили цементом (с комментариями о том, что это можно было сделать только один раз в целях изучения….) | ||||
11/6 | Компас, его устройство и работа с ним | Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Составление инструкции по работе с компасом. | Личностные: знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, правильно выражать свои мысли и чувства, умение контролировать друг друга. | Практическая работа№10 «Работа с компасом» | www.youtube.com/watch?v=jlSEnPKHP4M (или по запросу «опыт с намагниченной иглой») | компас | |
12/7 | Определение сторон горизонта и направления движения по компасу | ||||||
13/8 | Проверочная работа. Подведение итогов | Проверочная работа №1 | |||||
Тема 3: Масштаб – пропорциональное изображение расстояний 5 ч | |||||||
14/1 | Изображение расстояний на картосхеме (постановка и решение учебной задачи) | Рассмотрение разномасштабных картосхем и анализ их применимости для решения разных задач. Определение расстояния на картосхеме по указанию масштаба. Практические работы по определению направления движения, составлению картосхем разного масштаба («лилипутской» и «великанской» картосхемы). | Личностные: осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: определять расстояние на картосхеме, составлять план класса, комнаты, Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, правильно выражать свои мысли и чувства, умение контролировать друг друга. | Практическая работа №11 «Как вернуться обратно?» Практическая работа№12 «Лилипуты и великаны» | Работа с лабораторией «Масштаб». | Условные обозначения карта план | |
15/2 | Мелкомасштабные и крупномасштабные изображения | Практическая работа№13 «Почтовый ящик» | ЦОР Достопирмечательности Москвы | ||||
16/3 | Москва на картах. Москва – столица нашей Родины. Улан-Удэ – столица малой Родины. | Практическая работа по составлению плана парты с помощью палетки. Составление плана класса. Составление плана квартиры с указанием опасных мест (газовая плита, электроприборы, розетки, трубопровод, окна, балконы). Работа с конструктором плана комнаты. Составление плана участка местности. | Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса. (общественно-полезная, проектная) | ЦОР Диск Тайны …. | |||
17/4 | Изготовление плана квартиры. | Работа с конструктором плана местности. | |||||
18/5 | Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. (ОБЖ) | ||||||
Тема 4. Картосхема – изображение местности с указанием направлений и масштаба 7 ч | |||||||
19/1 | Материки и океаны Земли. Карта мира | Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет). Практическая работа по определению путей перелётов птиц. Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. | Личностные: осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно выполнять задания, применяя полученные теоретические и практические знания Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, приводить примеры достопримечательностей, работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, правильно выражать свои мысли и чувства, умение контролировать друг друга. | ЦОР Карта мира | |||
20/2 | Жизнь на разных континентах | ||||||
21/3 | Путешествия по планете | Практическая работа№14: «Животные-путешественники» | ЦОР карты мира | ||||
22/4 | Путешествие по карте России | Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками. Подготовка устного выступления перед одноклассниками. Игра-соревнование «Путешествие по карте России». Работа с информационным текстом: озаглавливание, восстановление значения слова по контексту, поиск незнакомых слов, составление плана, пересказ, формулирование главной мысли, вычитывание информации, составление описания по изображению, составление обзорно-итогового текста. | Личностные: осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважение к ценностям человечества. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно выполнять задания, применяя полученные теоретические и практические знания Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, работать с физической картой, называть страны-соседи России, называть достопримечательности России Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, правильно выражать свои мысли и чувства, умение контролировать друг друга. | ||||
23/5 | Просторы России. Карта Бурятии. | Практикум «Работа с картой» | ЦОР | ||||
24/6 | Россия и ее соседи | Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (физическая карта России, информационные тексты о разнообразии пейзажей России, фото и видеоизображения) – воображаемое путешествие по маршрутам, пересекающим реки, горы и равнины. | ЦОР Карты | ||||
25/7 | Народы России. Бурятия – многонациональная республика. | Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет). | сеть Интернет | ||||
Тема 5. Изолинии на картосхеме 7 ч | |||||||
26/1 | Изображение высот и глубин на карте (урок постановки и решения учебной задачи) | Изображение высоты на плане. Определение с помощью изолиний на картах водоемов мест, пригодных для купания и движения судов. Составление инструкции по безопасному поведению на воде. Работа с ЦОР «Прогулка по летнему водоему». | Личностные: Выполнять правила поведения в природе. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно выполнять задания, применяя полученные теоретические и практические знания Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, определять погоду с помощью карты, описываь местообитание животных Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению при совместной работе, правильно выражать свои мысли и чувства, умение контролировать друг друга. | Практическая работа №15 «Изображение высоты на плане»
| ЦОР «Прогулка по летнему водоему». | изолиния | |
27/2 | Работа с туристской картосхемой. Достопримечательности родного края | ||||||
28/3 | Достопримечательности России и родного края. Достопримечательности Улан-Удэ | ||||||
29/4 | Города России. Москва и Санкт-Петербург | Определение местной погоды с помощью синоптической карты. Описание местообитания животных и растений по картам с обозначением ареалов. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет). Составление маршрута однодневного похода с помощью туристической картосхемы (определение протяженности маршрута, направления движения, времени движения, числа остановок, составление раскладки – работа с ЦОР «Раскладка»). Освоение правил поведения в природе на экскурсии в парковую зону, в походе. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. | Практическая работа №16 «Достопримечательности родного края» | сеть Интернет | |||
30/5 | Реки и озера России. Обозначение глубины на картах. Поведение на воде (ОБЖ). Озеро Байкал – жемчужина Сибири. | Практическая работа№17 «По ручьям, речкам и рекам» | |||||
31/6 | Заповедные места России. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных. Красная книга Республики Бурятия. | Практическая работа №18 «Кто где живёт? Красная книга» | ЦОР «Раскладка» | ||||
32/7 | Изолинии на синоптических картах. Прогноз погоды. Особенности погоды в Бурятии. | Практическая работа №19 «Прогноз погоды. Синоптические карты» | Синоптик погода | ||||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 6. Профиль местности 3 ч | |||||||
33/1 | В горах и на равнинах (урок постановки и решения учебной задачи) | Описание форм рельефа. Построение профиля местности по картосхеме с изолиниями. Визуализация форм рельефа по картосхеме с изолиниями и профилю. | Личностные: установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выявление и формирование учебной задачи с помощью учителя, описывать формы рельефа, называть водоёмы, понимать что такое русло, устье, притоки. Коммуникативные: правильно выражать свои мысли и чувства, умение оказывать поддержку друг другу. | Практическая работа №20 «Профиль горы» | холм равнина подощва шельф рельеф приток | ||
34/2 | Рельеф местности. Формы рельефа | ЦОР Диск Тайны …. | |||||
35/3 | Проверочная работа №3 «Профиль и изолинии» | Фильм Жизнь в океане | фитопланктон | ||||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 7. Построение и чтение графика 4 ч | |||||||
36/1 | Океан и его обитатели | Построение и чтение диаграмм и таблиц, иллюстрирующих разнообразие животных. Наблюдения за птицами в городе (селе). Отгадывание загадок. Построение и чтение разрезов. | Личностные: проявление познавательного интереса к окружающим предметам. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: строить и читать диаграммы и таблицы, строить простейшие разрезы. Коммуникативные: Согласованно выполнять свои действия, умение оказывать поддержку друг другу. | ЦОР Диск Тайны …. | график диаграмма биосфера | ||
37/2 | Биосфера – живая оболочка планеты (урок постановки и решения учебной задачи) | Выставка «Наши питомцы» (портреты домашних животных). Практическая работа №21 «Наблюдаем за птицами» | ЦОР Диск Тайны …. | ||||
38/3 | Одомашненные животные | Интернет | |||||
39/4 | Животные-спутники человека. Табан хушуу мал. | Проект «Гнезда, норы, берлоги» (изготовление макетов) | |||||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 8. Классификация и таблица 3 ч | |||||||
40/1 | Классификация и таблица | Практическое исследование свойств почвы. Анализ схем, показывающих процесс образования и разрушения почвы. | Личностные: проявление познавательного интереса к окружающим предметам и действиям. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: Знать свойства почвы, анализировать схемы, показывающие процесс образования и разрушения почвы. Коммуникативные: согласованно выполнять свои действия, умение задавать вопросы. | Практическая работа №23 «Изучение почвы» | Практическая работа №22 «Разрезы плодов» | почва плодородие перегной | |
41/2 | Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери и другие (урок постановки и решения учебной задачи) | ||||||
42/3 | Работа с таблицами (на разном материале) | Интернет | |||||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 9: Чтение и построение разрезов 4 ч | |||||||
43/1 | Растения и их значение в природе (урок постановки и решения учебной задачи) | Построение разреза слоёв земной коры (с помощью пластилинового макета). Характеристика слоёв и возможных движений земной коры по виду разреза. Практическое исследование свойств горных пород (глина, песок, гранит, известняк, сланцы – и другие по выбору) и минералов (по выбору). Оценка твердости минералов по Моосу. Работа с определителем горных пород. Освоение тестовой формы проверочной работы. | Личностные: бережное отношение к природе, ощущение себя, как части природы. Регулятивные: составлять последовательность действий. Познавательные: называть свойства горных пород, оценивать твёрдость пород по Моосу, различать и называть горные породы. Коммуникативные: согласованно выполнять свои действия, умение задавать вопросы. | Практическая работа №24 «Разрез горы» | ЦОР | бур керн горы-останцы | |
44/2 | Развитие растений | ||||||
45/3 | Почва – верхний слой земной коры. Состав почвы. Плодородие почвы | ЦОР | |||||
46/4 | Животные почвы | Практическая работа №25 «Виды горных пород» | ЦОР Работа с определителем горных пород. | Проверочная работа (тест) | |||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 10: Использование разрезов, графиков, таблиц, картосхем для изучения природных объектов и явлений. Диаграмма – новый способ представления данных 15 ч | |||||||
47/1 | Слои земной коры | Практическое исследование свойств полезных ископаемых. Подготовка сообщения для одноклассников. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. | Личностные: бережное отношение к природе, ощущение себя частью природы. Регулятивные: планировать проведение опыта, Познавательные: работать с информационным текстом: озаглавливать, формулировать главную мысль, вычитывать информацию. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. | Практическая работа №26 «Определение горных пород» | ископаемый | ||
48/2 | Горные породы и минералы | Проект «Коллекция минералов и горных пород». Проект «Полезные ископаемые родного края». Практическая работа№27 «Подарки из недр Земли» | |||||
49/3 | Виды горных пород. Определение горных пород | ||||||
50/4 | Минералы. Определение горных пород | ЦОР | |||||
51/5 | Полезные ископаемые и их свойства. Использование полезных ископаемых | ||||||
52/6 | Изменение рельефа местности под действием сил природы | ||||||
53/7 | Изменение рельефа местности под действием сил природы. Практическая работа | Практическая работа№28 «Изменение рельефа местности под действием сил природы» | |||||
54/8 | Обобщение. Проверочная работа №4 «Разрезы» | Проверочная работа №4 | |||||
55/9 | Внутреннее строение Земли | Практическая работа№29 «Гипотеза Вегенера» | Литосферные плиты | ||||
56/10 | Извержения вулканов | ЦОР Вулканы | |||||
57/11 | Землетрясения на Земле (урок постановки и решения учебной задачи) | Практическая работа№30 «Землетрясения на Земле» | |||||
58/12 | Землетрясения на Земле. Проверочная работа № 5 | Проверочная работа№5 «Таблица» (тест) | |||||
59/13 | Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм | ||||||
60/14 | Решение задач по построению и чтению круговых диаграмм. Работа с конструктором круговых диаграмм | ||||||
61/15 | Проверочная работа № 6 | ||||||
Раздел II. Земля и жизнь на ней. Тема 11: Обобщение: способы представления данных наблюдений и опытов 7 ч | |||||||
62/1 | Рост и физическое развитие человека | Оценка рациона питания. Чтение и построение диаграмм, таблиц и схем с данными наблюдений и экспериментов для формулирования правил сбережения здоровья. | Личностные: формирование анализа своей работы. Регулятивные: планирование своей деятельности, составление плана работы. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | ||||
63/2 | Развитие психических способностей человека. Игра, учение, работ | Практическая работа №31 «Развитие человека» | Интернет | выветривание | |||
64/3 | Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития | Практическая работа №32 «Здоровый образ жизни» | ЦОР. Зрительные иллюзии | ||||
65/4 | Причины и профилактика заболеваний | ||||||
66/5 | Здоровое питание | Практическая работа №33 «Правильное питание» | Интернет | ||||
67/6 | Итоговая проверочная работа | ||||||
68/7 | Анализ итоговой работы. Что мы умеем и чему хотим научиться |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Окружающий мир. 3 класс: Учебник - М «Вита-Пресс, 2013.
2. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х частях М - «Вита-Пресс, 2013.
3. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Окружающий мир. Проверочные работы М - «Вита-Пресс, 2013.
4. Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие для учителя – М.: «Вита-Пресс, 2013.
5. Цифровые ресурсы по проекту «Новая начальная школа» - сеть «Интернет», Единая коллекция цифровых ресурсов, 2008 г.
6. «Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.
7. «Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2009 г.
8. «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2010 г.
9. Сайт информационной поддержки «www.n-bio.ru»
Дополнительная литература для подготовки к урокам:
1. Клёнов А. Малышам о минералах. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.
2. Куприн А.М. Занимательная картография. – М. Просвещение, 1989.
3. Радкевич Е. Наш дом – земля. – М.: Молодая гвардия, 1988
4. Современные справочники, энциклопедии для детей по вопросам географии, геологии, картографии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...