Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 31 декабря 2015 года), с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова (Образовательная система «Школа 2100»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа № 1»
Принято Утверждаю:
педагогическим советом Директор МБОУ
протокол № _____ «Чернореченская СОШ №1»
от «___» _______20___г. ____________Е.В. Пахомовский
Приказ №______
от «_____» ____________20____г.
Рабочая программа
«Окружающий мир»
3 «А» класс
Разработчик:
Шкредова Евгения Геннадьевна
учитель начальных классов
п. Новочернореченский
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа (34 ч.)
Вещество и энергия (4 ч.)
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоит вещество. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Что такое энергия. Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии.
Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Биосфера. Распространение живых организмов. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Большой круговорот веществ. Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Обмен веществ в организме. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Экологическая система (9 ч.)
Природное сообщество. Взаимосвязи в природном сообществе. Цепи питания.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема болота. Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема леса. Деревья, кустарники, травы.
Потребители и разрушители экосистемы леса. Влияние человека на природные сообщества. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны.
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса» (проводится весной).
Живые участники круговорота веществ (12 ч.)
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Членистоногие. Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде.
Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела.
Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы.
Звери. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Дикие и домашние животные. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.
Экскурсия в краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Повторение пройденного материала (3 ч.)
Человек и общество (34 ч.)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч.)
Живая связь времён. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч.)
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6ч.)
Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства.
Столица государства − Москва. Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного.
Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч.)
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица − Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч.)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II.
Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (6 ч.)
Я – гражданин России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия. Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Повторение пройденного материала (2ч.)
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | |
Человек и природа (34 ч.) | |||
Вещество и энергия (4 ч.) | |||
1. | Природные объекты и предметы, созданные человеком. | ||
2. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. | ||
3. | Что такое энергия. | ||
4. | Превращение энергии на примере быта людей. | ||
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.) | |||
5. | Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Биосфера. | ||
6. | Большой круговорот веществ. | ||
7. | Участники круговорота веществ. | ||
8. | Обмен веществ в организме. | ||
9. | Обобщающее повторение по темам «Вещество и энергия», «Оболочка планеты, охваченная жизнью». | ||
10. | Контрольная работа по темам «Вещество и энергия», «Оболочка планеты, охваченная жизнью». | ||
Экологическая система (9 ч.) | |||
11. | Природное сообщество. Взаимосвязи в природном сообществе. | ||
12. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | ||
13. | Экосистема озера. | ||
14. | Экосистема луга. | ||
15. | Экосистема болота. | ||
16. | Экосистема леса. Лесные производители. | ||
17. | Потребители и разрушители экосистемы леса. Влияние человека на природные сообщества. | ||
18. | Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения. | ||
19. | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. | ||
Живые участники круговорота веществ (12 ч.) | |||
20. | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). | ||
21. | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | ||
22. | Членистоногие. Появление твёрдых покровов – защита от хищников. | ||
23. | Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. | ||
24. | Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. | ||
25. | Птицы и их приспособления к полету. | ||
26. | Звери. Забота о потомстве у зверей и птиц. | ||
27. | Дикие и домашние животные. | ||
28. | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | ||
29. | Экскурсия в краеведческий музей «Многообразие растений и животных». | ||
30. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. | ||
Повторение пройденного материала (3 ч.) | |||
31. | Обобщающее повторение по разделу «Человек и природа». | ||
32. | Контрольная работа по разделу «Человек и природа». | ||
33. | Защита проекта «Сохраним красоту природы». | ||
Человек и общество (34 ч.) | |||
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч.) | |||
34. | Живая связь времён. Родословная человека. | ||
35. | Поколения предков. Родословное древо. | ||
36. | Счет лет в истории. Представление о «реке времени». | ||
37. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. | ||
36. | История моей Родины. | ||
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч.) | |||
39. | Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. | ||
40. | Древняя Русь. Создание Древнерусского государства. | ||
41. | Города – центры культуры Древней Руси. | ||
42. | Защита русской земли. | ||
43. | Разорение и гибель Древней Руси. | ||
44. | Государство Золотая Орда. | ||
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч.) | |||
45. | Московское государство. Время создания Московского государства. | ||
46. | Земля и люди Московского государства. | ||
47. | Столица государства −Москва. Образ царя Ивана Грозного. | ||
48. | Смутное время – угроза распада Московского государства. | ||
49. | Обобщающее повторение по темам «Времена Древней Руси. IX – XIII века», «Времена Московского государства. XIV – XVII века». | ||
50. | Контрольная работа №1 по темам «Времена Древней Руси. IX – XIII века», «Времена Московского государства. XIV – XVII века». | ||
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч.) | |||
51. | Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. | ||
52. | Российская империя . Власть и народ в Российской империи. Образ Екатерины II. | ||
53. | Достижения российской культуры во времена империи. | ||
54. | Отечественная война 1812 года. | ||
55. | Правление Александра II – время перемен в Российской империи. | ||
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч.) | |||
56. | Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917 года. | ||
57. | Цель советского государства – строительство справедливого общества. | ||
58. | Вторая мировая и Великая Отечественная война. | ||
59. | СССР. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. | ||
60 | Экскурсия в лес, луг, озеро. | ||
Современная Россия (6 ч.) | |||
61. | Я – гражданин России. | ||
62. | Что такое демократия. Представления об избирательной системе. | ||
63. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | ||
64. | Государственная власть в России. Россия – многонациональная страна. | ||
65. | Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. | ||
66. | Культурные традиции людей в разные исторические времена. Достояние российской культуры. | ||
Повторение пройденного материала (2ч.) | |||
67. | Обобщающее повторение по разделу «Человек и общество». | ||
68. | Контрольная работа по разделу «Человек и общество». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...