рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl.okr_.mir_.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия.
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнения, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приёмом решения задач.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции точки зрений других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Введение ( 1 ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Раздел 2. Человек — живое существо (организм) (33 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Раздел 3. Человек и общество, в котором он живет (34 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия, и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения coветского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХIX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, I) Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти и России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и др.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов, отводимых на изучение раздела |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек – живое существо (организм) | 33 |
3 | Человек и общество, в котором он живет | 34 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата план | Дата факт. | Примечание |
Раздел 1. Введение 1 | |||||
1 | Человек — часть природы. | 1 | 01.09. | ||
Раздел 2. Человек – живое существо (организм) 33 | |||||
2 | Организм человека. Нервная система. | 1 | 7.09. | ||
3 | Двигательная система организма. | 1 | 8.09. | ||
4 | Пищеварительная система. | 1 | 14.09. | ||
5 | Дыхательная система. | 1 | 15.09. | ||
6 | Кровеносная система. Сердце – главный орган кровеносной системы. | 1 | 21.09. | ||
7 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | 22.09. | ||
8 | Кожа. Строение кожи. | 1 | 28.09. | ||
9 | Зрение. Береги глаза. | 1 | 29.09. | ||
10 | Слух. Береги слух. | 1 | 5.10. | ||
11 | Обоняние. Береги обоняние. | 1 | 6.10. | ||
12 | Вкус, осязание. | 1 | 19.10. | ||
13 | Береги зрение. Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | 20.10 | ||
14 | Эмоции и чувства. | 1 | 26.10. | ||
15 | Что такое внимание? | 1 | 27.10. | ||
16 | Зачем человеку память. Развивай свою память. | 1 | 2.11. | ||
17 | Твоё здоровье. Здоровье человека. Режим дня школьника | 1 | 3.11. | ||
18 | Здоровый человек – здоровый сон. | 1 | 9.11. | ||
19 | О правильном питании. | 1 | 10.11. | ||
20 | Правила закаливания. | 1 | 16.11. | ||
21 | О вредных привычках. | 1 | 17.11. | ||
22 | Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. | 1 | 30.11. | ||
23 | Как пользоваться газовой плитой. Острые предметы – это опасно! | 1 | 1.12. | ||
24 | Улица полна неожиданностей. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. | 1 | 7.12. | ||
25 | Первая помощь при травмах. | 1 | 8.12. | ||
26 | Бывают ли животные опасными? | 1 | 14.12. | ||
27 | Ядовитые грибы. Ядовитые растения. | 1 | 15.12. | ||
28 | Если гроза застала тебя на прогулке. | 1 | 21.12. | ||
29 | Человек – часть природы Человек умеет думать и говорить | 1 | 22.12. | ||
30 | От рождения до старости. | 1 | 28.12. | ||
31 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | 1 | 29.12. | ||
32 | Человек среди людей . Поговорим о доброте. | 1 | 11.01. | ||
33 | Что такое справедливость. | 1 | 12.01. | ||
34 | Умеешь ли ты общаться? | 1 | 18.01. | ||
Раздел 3. Человек и общество, в котором он живет 34 | |||||
35 | Родная страна: от края до края Природные зоны России. Арктика. | 1 | 19.01. | ||
36 | Природные зоны России. Тундра. | 1 | 25.01. | ||
37 | Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса. | 1 | 26.01. | ||
38 | Природные зоны России. Степь. | 1 | 1.02. | ||
39 | Природные зоны России. Пустыня. | 1 | 2.02. | ||
40 | Влажные субтропики. | 1 | 8.02. | ||
41 | Обобщающий урок по теме: «Природные зоны России». | 1 | 9.02. | ||
42 | Почва – среда обитания растений и животных. | 1 | 15.02. | ||
43 | Рельеф России. | 1 | 16.02. | ||
44 | Как возникали и строились города. | 1 | 1.03. | ||
45 | Россия и ее соседи. Япония. Китай. | 1 | 2.03. | ||
46 | Финляндия. Королевство Дания. | 1 | 8.03. | ||
47 | Человек – творец культурных ценностей Что такое культура. Как возникла письменность. | 1 | 9.03. | ||
48 | Образование – часть культуры общества. | 1 | 15.03. | ||
49 | Русское искусство до XVIII века. Русская икона. | 1 | 16.03. | ||
50 | Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла. | 1 | 22.03. | ||
51 | Русское искусство до XVIII века. Скоморохи – первые артисты на Руси. | 1 | 23.03. | ||
52 | Искусство России XVIII века. Архитектура. Живопись. | 1 | 29.03. | ||
53 | Искусство России XVIII века. Государственный публичный театр. | 1 | 30.03. | ||
54 | «Золотой век» русской культуры XIX века. Писатели и поэты XIX века | 1 | 5.04. | ||
55 | Композиторы XIX века. М. И. Глинка. П.И. Чайковский. | 1 | 6.04. | ||
56 | Художники 19 века. В. А. Тропинин, И. И. Левитан. И. Е. Репин. Искусство России ХХ века. | 1 | 19.04. | ||
57 | ВПР по окружающему миру | 1 | 20.04. | ||
58 | Человек – защитник своего Отечества Героические страницы истории нашей Родины. Как Русь боролась с половцами. | 1 | 26.04. | ||
59 | Как русские воины победили шведских Захватчиков. | 1 | 27.04. | ||
60 | Битва на Чудском озере. | 1 | 3.05. | ||
61 | Куликовская битва. | 1 | 4.05. | ||
62 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 10.05. | ||
63 | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | 1 | 11.05. | ||
64 | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | 1 | 17.05. | ||
65 | Гражданин и государство Наше государство – Российское государство | 1 | 18.05. | ||
66 | Русский язык – государственный язык России. | 1 | 24.05. | ||
67 | Права и обязанности граждан России. | 1 | 25.05. | ||
68 | Символы государства. | 1 | 31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...