Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 193.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., в актуальной редакции);
- Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в актуальной редакции).
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №7» учебный год и календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год (Приказ № 75о от 31.08.2021 г).
- Положения МБОУ «Средняя школа №7» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам, курсам учебного плана».
- Учебная программа, на основе которой разработана рабочая программа: программа курса «Окружающий мир», авторы: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова (Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы./ Сост. : А.А. Плешаков.- М.:Просвещение , 2019 г.
Используемый УМК
Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х книгах. (УМК Школа России) / - А.А. Плешаков, Е.А.КрючковаМ.:Просвещение , 2015 г.
Место предмета, курса в учебном плане: Предмет изучается в 1 – 4 классах, в течение 4 лет, в объёме 270 часов.
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа (по классам):
1 класс - 66 ч
2 класс – 68 ч
3 класс – 68 ч
4 класс – 68 ч
Количество часов для проведения контрольных работ- 1 (промежуточная аттестация).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Содержание учебного предмета, курса
Земля и человечество. Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России. Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра.
Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны. Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.Проверим себя и оценим свои достижения.
Страницы всемирной истории. Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения.
Проекты: темы по выбору учащихся (Путешествуем без опасности. Всемирное наследие в России. Красная книга в России. Заповедники и национальные парки в России. Всемирное наследие за рубежом. Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как защищают природу. Красная книга нашего края. Охрана природы в нашем крае. Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему меня научили уроки
экологической этики.
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 10 |
3 | Родной край-часть большой страны | 15 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
Итого | 68 |
№ п/п | Название раздела и тема урока | Дата план | Дата факт |
Раздел «Земля и человечество» | |||
1 | Урок-путешествие. Мир глазами астронома | 02.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы | 06 | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы | 09 | |
4 | Мир глазами географа. | 13 | |
5 | Мир глазами историка. | 16 | |
6 | Урок-следствие ведут знатоки. Когда и где? | 20 | |
7 | Мир глазами эколога. Экологические проблемы нашего края.Законы об охране природы. Заповедные места Смоленщины. | 23 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 27 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Экологические проблемы нашего края. Законы об охране природы. Заповедные места Смоленщины. | 30 | |
Раздел «Природа России» | |||
10 | Равнины и горы России | 04.10 | |
11 | Урок-путешествие. Моря, озера и реки России.Использование и охрана водоемов. | 07 | |
12 | Природные зоны России | 11 | |
13 | Зона арктических пустынь. | 14 | |
14 | Тундра. | 18 | |
15 | Леса России | 21 | |
16 | Лес и человек. | 25 | |
17 | Зона степей | 28 | |
18 | Пустыни | 08.11 | 2 чет |
19 | У Чёрного моря. | 11 | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» | |||
20 | Урок-путешествие. Наш край. | 15 | |
21 | Поверхность нашего края | 18 | |
22 | Водные богатства нашего края | 22 | |
23 | Наши подземные богатства | 25 | |
24 | Урок открытых мыслей. Земля-кормилица | 29 | |
25 | Жизнь леса.Леса Смоленского края. | 02.12 | |
26 | Жизнь луга.Луга Смоленского края. | 6 | |
27 | Экскурсия на луг (зоочная). Жизнь луга. | 9 | |
28 | Жизнь в пресных водоемах | 13 | |
29 | Растениеводство в нашем крае. | 16 | |
30 | Экскурсия (зоочная). Растениеводство в нашем крае. | 20 | |
31 | Животноводство в нашем крае. | 23 | |
32 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения. | 27 | |
33 | Экскурсия (зоочная). Животноводство в нашем крае. | 10.01 | 3 чет |
34 | Презентация проектов (по выбору) | 13 | |
Раздел «Страницы всемирной истории» | |||
35 | Урок-путешествие в историю. Начало истории человечества. | 17 | |
36 | Мир древности: далекий и близкий | 20 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 24 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 27 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 31 | |
Раздел «Страницы истории России» | |||
40 | Жизнь древних славян | 03.02 | |
41 | Во времена Древней Руси | 07 | |
42 | Страна городов | 10 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 14 | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 17 | |
45 | Урок-следствие ведут знатоки. Русь расправляет крылья | 21 | |
46 | Куликовская битва | 24 | |
47 48 | Иван Третий. Мастера печатных дел | 28 03.03 | |
49 | Патриоты России | 07 | |
50 | Урок-путешествие. Петр Великий | 10 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Знаменитые ученые Смоленской области. | 14 | |
52 | Екатерина Великая | 17 | |
53 | Отечественная война 1812 года | 21 | |
54 | Страницы истории XIX века | 24 | |
55 | Россия вступает в XX век | 04.04 | 4 чет |
56 | Страна, открывшая путь в космос. Люди, прославившие наш край – Ю.А.Гагарин | 07 | |
57 | Страницы истории 20–30-х годов | 11 | |
58 | Урок-диалог. Великая война и Великая Победа | 14 | |
59 | Великая война и Великая Победа. Войны на Смоленщине. | 18 | |
Раздел «Современная Россия» | |||
60 | Основной закон России и права человека | 21 | |
61 | Урок открытых мыслей. Мы – граждане России | 25 | |
62 | Урок- нравственности. Славные символы России. | 28 | |
63 | Урок-творчество. Такие разные праздники. | 05.05 | |
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 12 | |
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 16 | |
66 | Промежуточная аттестация (тестовая работа). | 19 | |
67 | Презентация проектов (по выбору) | 23 | |
68 | Путешествие по России (по Волге, по югу России). | 26 |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания (Приказ №76о от 31.08.2021г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...