Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Закревская Светлана Анатольевна

Рабочая программа  разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  А.А. Плешакова «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_2_klass.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  А.А. Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы,  значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Формы и методы, технологии обучения

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

 Программа 2- го класса обогащает социальный  опыт ребенка. Экологическая направленность  курса способствует бережному отношению к природе. Наряду с этим дети получают необходимые знания о безопасности жизнедеятельности. Для достижения этой цели на уроках окружающего мира дополнительно включены темы по курсу ОБЖ (А.В. Гостюшин «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4»).

С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2012 году кабинет укомплектован  учебно- лабораторным оборудованием.

Способы и средства проверки и оценки результатов обучения по курсу

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

Сроки реализации рабочей программы

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится  2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

«Где мы живём?»

4

Природа

20

Жизнь города и села

10

Здоровье и безопасность

9

Общение

7

Путешествия

18

Итого

68

     

  1.  ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

- основные стороны горизонты; устройство и название компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

- названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохожде ния

Использование

УЛО                                  

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1

Родная страна.

(стр. 4 - 7)

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

СТКЗ

ИД

П

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

(стр. 8 - 13)

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 -сравнивать, подбирать материал, собирать информацию;

 -работать в паре: описывать интерьер, оценивать недостатки; -рассказывать о своём доме по плану;

-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов.

3

Природа и рукотворный мир.

(стр. 14- 17)

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре, группе: классифицировать объекты окружающего мира;

 -приводить примеры; формулировать выводы.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

 (стр. 18 - 22)

-Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Итого

4 ч.

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая и живая природа.

(стр. 24 - 27)

-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты неживой и живой природы;

-приводить примеры, заполнять таблицу;

- работать в паре: анализировать, обсуждать, осуществлять самопроверку;

-устанавливать связи между живой и неживой природой;

-формулировать выводы и оценивать свои достижения.

6

Явления природы.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

(стр. 28 - 31)

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре: различать, рассказывать;

-приводить примеры, анализировать;

 -рассказывать о сезонных явлениях в жизни дерева;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7

Что такое погода.

(стр. 32 - 37)

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

-характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений;

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8

В гости к осени. Экскурсия 1.

-Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться её выполнить;

-наблюдать изменения в живой и неживой природе; устанавливать взаимозависимость между ними;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

-оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9

В гости к осени.

(стр. 36 - 39)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в группе;

-рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края;

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с наблюдениями;

-работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

-формулировать выводы.

10

Звёздное небо.

(стр. 40 - 43)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить на рисунке знакомые созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями;

-работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11

Заглянем в кладовые земли.

(стр. 44 - 47)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

-различать горные породы и минералы;

-работать в паре;

-читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

12

Про воздух и про воду. Какими бывают чрезвычайные

ситуации. Тест.

(стр. 48 - 55)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать  схемы;

-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

13

Какие бывают растения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

(стр. 56 - 59)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-устанавливать по схеме различия между группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры деревьев, кустарников;

-определять растения с помощью атласа-определителя;

-оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

-работать со взрослыми;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

14, 15

Какие бывают животные. Тест.

(стр. 60 - 63)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать  в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-работать в группе;

-сравнивать животных на основании материала книги «Зелёные страницы»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

16

Невидимые нити.

(стр. 64 - 67)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

-работать в паре;

-читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всё на свете»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

17

Дикорастущие и культурные растения.

(стр. 68 - 71)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-работать в группе;

-находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

18

Дикие и домашние животные.

(стр. 72 - 75)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать и различать диких и домашних животных;

-работать в группе;

-находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

-сочинять и рассказывать сказочную историю о животном;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

19

Комнатные растения.

(стр. 76 - 79)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

-оценивать роль комнатных растений;

-практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

20

Животные живого уголка.

(стр. 80 - 83)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

-работать в паре;

-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка. Объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21

Про кошек и собак. Опасные животные.  

(стр. 84 - 87)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять породы кошек и собак;

-приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22

Красная книга.

(стр. 88 - 91)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре;

-работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

(стр. 92 - 97)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказать о них;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-извлекать информацию из различных источников;

-оценивать свои достижения в выполнении проекта.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

(стр. 98 - 102)

Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Итого

20 ч.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика.

(стр. 104 - 107)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать об отраслях экономики;

-читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы,

-определять по фотографии деньги разных стран;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

26

Из чего что сделано.

(стр. 108 - 111)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27

Как построить дом.

(стр. 112 - 115)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

-работать в паре;

-читать текст учебника, находить названные в нём машины, рассказывать о строительных машинах;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

28

Какой бывает транспорт.

(стр. 116 - 119)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре: классифицировать средства транспорта;

-узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

29

Культура и образование.

(стр. 120 - 123)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры;

-извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

-обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

 (стр. 124 - 129)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

31

В гости к зиме. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.  Экскурсия.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

-наблюдать над зимними погодными явлениями;

-обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

-исследовать пласт снега;

-определять деревья по их силуэтам и описаниям;

-наблюдать поведение зимующих птиц;

-формулировать выводы по материалам экскурсии;

-оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

32

В гости к зиме.

(стр. 130 - 133)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обобщать наблюдения над зимними природными явлениями;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-обсуждать правила охраны природы зимой;

-подкармливать зимующих птиц;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

(стр. 134 - 139)

Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

 -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других.

Итого

10 ч.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека.

(стр. 4 - 7)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в группе паре: называть и показывать внешние части человека; определять положение внутренних органов, предлагать вопросы по содержанию текста;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

36

Если хочешь быть здоров. Болезни, их причины, связь с образом жизни.

(стр. 8 - 11)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание

-работать в паре: различать продукты растительного  животного происхождения, осуществлять самопроверку;

-формулировать правила личной гигиены;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

37

Берегись автомобиля!

(стр. 12 - 13)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия  как пешехода при различных сигналах;

-работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

38

Школа пешехода.

(стр. 14 - 17)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанного;

-практическая работа;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

39

Домашние опасности.

(стр. 18 - 21)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-работа в группе: формулировать правила безопасного поведения в быту;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

40

Пожар!

(стр. 22 - 25)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по телефону;

-работать в паре;

-работать со взрослыми: находить в Интернете информацию;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

41

На воде и в лесу.

(стр. 26 - 29)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

42

Опасные незнакомцы.

(стр. 30 - 35)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения;

-работать со взрослыми;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

(стр. 36 - 40)

Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Итого

9 ч.

Раздел «Общение» (7 ч)

44

Наша дружная семья.

(стр. 42 - 45)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о семейных взаимоотношениях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций  для укрепления семьи;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

45

Проект «Родословная».

(стр. 46 - 47)

Учиться составлять родословное древо своей  семьи;

-интервьюировать родителей о представителях старшего поколения;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-оценивать свои достижения.

46

В школе.

(стр. 48 - 51)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о своём школьном коллективе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-оценивать с нравственных позиций нормы поведения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

47

Правила вежливости.

(стр. 52 - 55)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

48

Ты и твои друзья.

(стр. 56 - 59)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обсуждать морально-этические аспекты дружбы;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

49

Мы – зрители и пассажиры.

(стр. 60 - 63)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обсуждать правила поведения в театре и формулировать их;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

(стр. 64 - 68

Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Итого

7 ч.

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Посмотри вокруг.

(стр. 70 - 73)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-работать в паре;

-анализировать текст учебника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

52, 53

Ориентирование на местности.

(стр. 74 - 77)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

54

Формы земной поверхности.

(стр. 78 - 81)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сопоставлять фотографии равнины и гор;

-работать в паре, работать со взрослыми: составлять рассказ на тему «Красота гор»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

55

Водные богатства.

(стр. 82 - 85)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

- работать в паре, работать со взрослыми: составлять рассказ на тему «Красота моря»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

56

В гости к весне. Экскурсия.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

-наблюдать за состоянием погоды, таянием снега;

-формулировать выводы о весенних явлениях природы;

-оценивать свои достижения на экскурсии.

57

В гости к весне.

(стр. 86 - 89)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-работать в группе;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

58

Россия на карте.

(стр. 90 - 95)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-работать в паре: соотносить пейзажи, обозначать их фишками, осваивать приёмы чтения кары;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

59

Проект «Города России».

(стр. 96 - 97)

Распределять обязанности по выполнению проекта;

-находить сведения об истории в дополнительной литературе;

-составлять презентацию;

-презентовать свои проекты;

-оценивать достижения свои и товарищей.

60

Путешествие по Москве.

(стр. 98 - 101)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить Москву на карте, знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

61

Московский Кремль.

(стр. 102 - 107)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обсуждать значение Московского Кремля;

-работать в паре;

-рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Москвы;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

62

Город на Неве.

(стр. 108 - 113)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить Санкт-Петербург на карте, знакомиться с планом, находить на нём достопримечательности;

- отличать герб от гербов других городов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

63

Путешествие по планете.

(стр. 114 - 117)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-работать в паре, соотносить фотографии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

64

Путешествие по материкам.

(стр. 118 - 123)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить материки на карте мира;

-предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

65

Страны мира. Проект «Страны мира».

(стр. 124 - 129)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте территорию России, других стран;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

66

Впереди лето. Правила поведения на пляже.

(стр. 130 - 133)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

-приводить примеры летних явлений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

(стр. 134 - 139)

Выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Итого

18 ч.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература

Примечания

Плешаков А.А. Окружающий мир (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. М.: Просвещение, 2011. С. 368 -468).

Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. М. Атлас-определитель «От земли до неба». М.: Просвещение, 2016

Дидактический материал

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Оборудование и приборы

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).

Коллекции полезных икопаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Материально-техническое обеспечение

№п/п

Наименование

Сокращение

Периодичность использования

1

Интерактивная доска Interwrite

ИД

Раз в 2 недели

2

Проектор Vivitek D791ST

П

Каждое занятие

3

МФУ KYOCERA

МФУ

4

Акустические колонки TopDevise

АК

Совместно с ПК

5

Документ камера Gaoke GK -9000A

ДК

Раз в 2 недели

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

«_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР

 __________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...