Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена по предмету "Окружающий мир" для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа". Программа разработана с учётом национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_3_klass.docx | 86.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/ Лазарева И.В. Протокол №______от «____»__________2016г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» _____________/Свириденко Е.В. «___»__________2016г | «Утверждаю» Директора «МАОУ СОШ № 40» _____________/Цыбикжапов Б.Д. Приказ № _____от «___»__________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лазаревой Ирины Владимировны,
первой квалификационной категории
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3«Б» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«___»_________20___г
2016-2017учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 3 КЛАСС
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа по предмету окружающий мир для 3 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
2. Программы, выбранной общеобразовательным учреждением: УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир, 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова, издательство Академкнига / Учебник, 2012.
3.Основной общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №40»
4. Положение о рабочей программе
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
3. ОПИСАНИЕМЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 3 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:
Человек и природа (54 ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Полезные ископаемые Бурятии.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (14 ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Телефон службы спасения МЧС.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Тема раздела | Кол-во часов | П/Р | Тест | НРК | Виды учебной деятельности учащихся. |
Изображение Земли на глобусе | 4 | 1 | 1 | Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. | |
О чем рассказала карта | 7 | 1 |
(Э) | Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий. Физическая карта России. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Формы земной поверхности. Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Особенности поверхности родного края. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Экскурсия в парк Орешкова. | |
Из чего все на свете | 4 | 1 | Вещества, тела, частицы. Природные тела – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. | ||
Вода и ее свойства | 5 | 1 | Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра. | ||
Чудесные превращения воды в природе | 6 | 1 | 1 | Кругооборот воды в природе. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь. | |
Воздух и его свойства | 4 | 1 | Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. | ||
Движение воздуха | 4 | 1 | Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. | ||
Тайны недр земли | 8 | 1 | 1 (Э) | Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых. Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Экскурсия в Геологический музей Бурятии. | |
Почва | 3 | 1 | 1 | Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. | |
Природные сообщества | 7 | 1 | 4 (Э) | Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экскурсия в музей Природы Бурятии. | |
Человек и природные сообщества | 9 | 1 | 1 | 1 | Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Взаимосвязь в природном сообществе. Природные сообщества родного края. Посильное участие в охране природы родного края. |
Путешествие в прошлое | 7 | 1 | (Э) | Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года. Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля. Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля. Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов. Основные достопримечательности городов «Золотого кольца».Город Санкт-Петербург. Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города. Экскурсия по городу Улан-Удэ. | |
Итого | 68 | 5 | 8 | 9 | |
Экскурсии (Э) | 4 |
Национально-региональный компонент
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Поэтому в программу по окружающему миру включены темы связанные с природой Бурятии. Для лучшего усвоения материала дети посещают музеи города Улан-Удэ и ходят на экскурсии в парк Орешкова.
6. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Планируемый результат | Планирование учебных ситуаций на уроке | Дата реализации | ||
предметный (на каждый урок) | метапредметный УУД (на раздел) | план | факт | ||||
1 | Изображение Земли на глобусе | I четверть Письмо от Кости и Маши членам клуба «Мы и окружающий мир" | Ознакомление с учебником, тетрадью. Проблема различения объектов живой и неживой природы. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Познавательные. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | коллективная | ||
2 | Глобус – модель земного шара | Глобус – модель земного шара, меридианы, параллели, нулевой меридиан, экватор. | коллективная, работа в паре | ||||
3 | Материки и океаны на глобусе. Тест «Изображение Земли на глобусе» с.3 | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе). | коллективная, индивидуальная тест | ||||
4 | Формы поверхности Земли НРК«Формы поверхности родного края» | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). | коллективная, работа в паре | ||||
5 | О чем рассказала карта | Географическая карта | Физическая карта, карта полушарий. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Познавательные. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | работа с картой, работа в паре | ||
6 | Учимся читать карту БЖД и ЗОЖ«Правила безопасного поведения в городе». | Элементарные приёмы чтения карты. | работа с картой | ||||
7 | План местности | План местности. Элементарные приёмы чтения планы местности. Называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. | коллективная, работа в паре | ||||
8 | Холмы и овраги | Понятия «холмы», «овраги». Называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага; рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними. | чтение по цепочке | ||||
9 | Стороны горизонта | Горизонт. Линия горизонта. Определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. | коллективная, индивидуальная | ||||
10 | Ориентирование на местности. Компас. Экскурсия в парк Орешкова | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Находить стороны горизонта на местности по признакам природы. | работа в паре, практическая работа | ||||
11 | Готовимся к школьной олимпиаде. Обобщение по теме « О чём рассказала карта». Тест «Стороны горизонта» с.10 | Работать с картой. Ориентирование на местности. Называть отличия плана местности от рисунка местности. | работа в группе тест | ||||
12 | Из чего все на свете | Тела, вещества, частицы. | Ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы. | Личностные: - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Познавательные. - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | работа в паре, практическая работа | ||
13 | Твёрдые вещества, жидкости и газы. | Проводить опыты; различать тела, вещества, частицы. Отличие объектов живой и неживой природы от изделий человека. | практическая работа | ||||
14 | Вода – необыкновенное вещество. | Твёрдые, жидкие, газообразные вещества, различение свойств воды. | практическая работа | ||||
15 | Обобщение по теме «Из чего всё на свете». Готовимся к школьной олимпиаде . Проверочная работа за 1 четверть | Ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы. | коллективная, работа в паре, индивидуальная п/р | ||||
16 | Вода и ее свойства | Свойства воды в жидком состоянии | Различать свойства воды при нагревании и охлаждении. Проводить опыты, формулировать выводы | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | работа в группе, практическая работа | ||
17 | II четверть Термометр и его устройство. БЖД и ЗОЖ «Умей пользоваться термометром». | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. | работа в паре, практическая работа | ||||
18 | Свойство воды в твёрдом состоянии (свойство льда) | Разные состояния воды, делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды. | работа в группе, практическая работа | ||||
19 | Свойство воды в газообразном состоянии. | Разные состояния воды, определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях. | коллективная, индивидуальная | ||||
20 | Готовимся к школьной олимпиаде. Тест «Вода и её свойства» с.14 | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. Разные состояния воды, делать выводы о свойствах воды в разных состояниях. | коллективная, работа в паре тест | ||||
21 | Чудесные превращения воды в природе | Круговорот воды в природе | Вода в природе. Разные состояния воды. Доказывать круговорот воды в природе. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | коллективная, работа в паре | ||
22 | Туман и облака. Осадки. | Осадки, проводить исследовательскую работу; определять виды облаков. | коллективная, работа в паре | ||||
23 | Вода – растворитель. | Растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Делать фильтр; простейшим способом определять растворимые и нерастворимые вещества. | работа в группе, практическая работа | ||||
24 | Растворы в природе. | Растворимые и нерастворимые вещества. Проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды. | практическая работа | ||||
25 | Почему воду надо беречь? НРК«Охрана Байкала» | Водоёмы, их использование человеком, охрана воды. | работа в паре | ||||
26 | Готовимся к школьной олимпиаде Тест «Вода - растворитель» с.20 | Вода в природе. Разные состояния воды. | коллективная, индивидуальная, работа в паре тест | ||||
27 | Воздух и его свойства | Океан, которого нет на карте и глобусе. | Атмосфера. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и в воде. | Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | практическая работа | ||
28 | Воздух – это смесь газов. | Различение свойств воздуха; определять свойства кислорода и углекислого газа. | практическая работа | ||||
29 | Свойство воздуха. | С помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что тёплый воздух легче холодного. | работа в группе, индивидуальная, практическая работа | ||||
30 | Готовимся к школьной олимпиаде Тест «Воздух и его свойства» с.22 | Атмосфера. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Различение свойств воздуха. | коллективная, индивидуальная, работа в паре тест | ||||
31 | Движение воздуха | Температура воздуха. БЖД и ЗОЖ«Правила безопасного поведения на улице в зимний период». | Термометр. Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. | Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | коллективная, работа в паре | ||
32 | Ветер. Поверочная работа за 2 четверть | Флюгер; анемометр. Уметь пользоваться флюгером и анемометром. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. | коллективная, индивидуальная п/р | ||||
33 | III четверть Что такое погода? | Дневник наблюдения. Явление природы. Вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений. | работа в паре, индивидуальная | ||||
34 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. | коллективная, индивидуальная, работа в паре | ||||
35 | Тайны недр Земли | Горные породы | Горные породы. Различать виды горных пород; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | коллективная, индивидуальная | ||
36 | Разрушение горных пород. | Осадочные горные породы. Наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды. | практическая работа, индивидуальная | ||||
37 | Что такое минералы? | Минералы. Выполнять практическую работу. | групповая | ||||
38 | Полезные ископаемые. НРК «Полезные ископаемые Бурятии» | Полезные ископаемые, сплав, металлы, месторождение, руда. Называть свойства песка, глины, мрамора, гранита. | работа в паре, индивидуальная | ||||
39 | Свойство полезных ископаемых. | Полезные ископаемые; в опытах определить свойство известняка, мрамора, песка, глины по данному плану. | практическая работа, групповая | ||||
40 | Почему надо беречь полезные ископаемые? | Влияние деятельности человека на природу. Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы | коллективная, индивидуальная | ||||
41-42 | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» Тест «Тайны недр Земли» Экскурсия в Геологический музей Бурятии | Горные породы. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые, сплав, металлы, месторождение, руда. Называть свойства песка, глины, мрамора, гранита. | коллективная, индивидуальная, работа в паре тест | ||||
43 | Почва | Как образуется почва | Горные породы. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. | Личностные: - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | работа в паре | ||
44 | Почва и её состав. НРК «Почвы Бурятии» | Почва. Изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; | практическая работа | ||||
45 | Зачем и как люди заботятся о почве. Тест «Почва»с.29 | Почва. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Групповая тест | ||||
46 | Природные сообщества | Лес и его обитатели. НРК «Растения и животные леса Бурятии» | Природное сообщество. Взаимосвязь растений и животных. Составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе. | Личностные: - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Познавательные. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | работ в паре | ||
47 | Луг и его обитатели НРК«Растения и животные луга Бурятии» | Природное сообщество. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе. | коллективная, индивидуальная | ||||
48 | Поле и его обитатели НРК«Редкие животные поля Бурятии» | Природное сообщество. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля;составлять цепи питания, существующие в полевом сообществе. | работа в паре | ||||
49 | Пресный водоём и его обитатели. НРК «Рыбы Бурятии». | Природное сообщество. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе. | работа в паре | ||||
50 | Болото и его обитатели БЖД и ЗОЖ«Правила безопасного поведения на водоёмах». | Природное сообщество. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе. | работа в паре | ||||
51-52 | Обобщение по разделу «Природные сообщества» Проверочная работа за 3 четверть Экскурсия в музей Природы | Природные сообщества. Раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ; составлять цепи питания, присущее этим сообществам. | коллективная, индивидуальная, работа в паре п/р | ||||
53 | Человек и природные сообщества | IV четверть Значение лесов | Природное сообщество. Значение леса для природы и для жизни человека. Охранять природные богатства. | Личностные: - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Познавательные. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | работа в паре | ||
54 | Безопасное поведение в лесу. БЖД и ЗОЖ «Правила поведения при ЧС». | Знать и выполнять правила безопасного поведения в природе. | работа в группе, индивидуальная | ||||
55 | Луг и человек | Охрана природы. Взаимосвязь растений и животных. | коллективная, индивидуальная | ||||
56 | Надо ли охранять болота? | Связь неживой и живой природы. Охрана природы. Выполнять правила безопасного поведения на болотах. | коллективная, индивидуальная | ||||
57 | Дары рек и озёр НРК «Реки и озёра Бурятии». | Водоёмы и их использование. Реки и озёра России, родного края. Показывать на карте реки и озёра; выполнять правила поведения у водоёмов. | работа с картой | ||||
58 | Безопасное поведение у водоёмов. БЖД и ЗОЖ«Если хочешь быть здоров…» | Правила поведения в природе. Знать и выполнять правила поведения у водоёмов. | коллективная, индивидуальная | ||||
59 | Человек – защитник природы Тест с.46 | Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. Знать и выполнять правила поведения в природе. | коллективная, индивидуальная тест | ||||
60 | Природа будет жить. НРК «Заповедники Бурятии». | Взаимосвязь растений и животных. Охрана природных богатств. Красная книга. | работа в паре | ||||
61 | Обобщение по разделу «Человек и природные сообщества» Проверочная работа «Человек и природные сообщества» | Природное сообщество. Охрана природы. Взаимосвязь растений и животных. Знать и выполнять правила поведения в природе. | коллективная, индивидуальная, работа в паре п/р | ||||
62 | Путешествие в прошлое | Лента времени | История отечества. Лента времени: месяц, век, год. Ориентироваться по ленте времени. | Личностные: - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Познавательные. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | работа в паре | ||
63-64 | Золотое кольцо России | Россия – наша родина. Города России. Называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России. | работа в паре, групповая, индивидуальная | ||||
65-66 | Путешествие по Санкт - Петербургу | Показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города. | групповая, индивидуальная | ||||
67-68 | Экскурсия по городу Улан-Удэ Готовимся к школьной олимпиаде. Комплексная проверочная работа | История отечества. Лента времени. Называть города России, их достопримечатель-ности; показывать на карте города России. | коллективная, индивидуальная, работа в паре п/р |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Учебный комплекс для учащихся (учебник, тетрадь):
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2013.;
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., ТрафимовС.А.Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М. : Академкнига/Учебник, 2015
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Чуракова Р.Г., Окружающий мир.3 кл.: проверочные работы в тестовой форме/ Р.Г.Чуракова, Л.Г.Кудрова.-М.: Академкнига/Учебник, 2015.-56с.:ил.
- Коллекции гербариев.
- Коллекции полезных ископаемых.
- Ресурсы интернета.
8. НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения…учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
- "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
- "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 50% | 50 - 74% | 75 - 90% | 90 - 100% |
2" | "3" | "4" | "5" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...