Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
план-конспект урока (4 класс)
Конспект урока развития устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
Тема урока: Животные осенью. Подготовка к зиме.
Цель урока: Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени.
Задачи урока:
Образовательные: Учить использовать в речи рассказы – описания. Формировать представления о взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навык самоконтроля в учебных ситуациях.
Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, слуховое внимание, развивать общеучебные умения: наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран. Карта с изображением маршрута. Картинки с изображение животных. Плакат с изображением ежа и медведя.
У учащихся: календарь погоды, сигнальные карточки, рисунки (домашнее задание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_ustnoy_rechi_4_klass.docx | 11.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
Тема урока: Животные осенью. Подготовка к зиме.
Цель урока: Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени.
Задачи урока:
Образовательные: Учить использовать в речи рассказы – описания. Формировать представления о взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навык самоконтроля в учебных ситуациях.
Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, слуховое внимание, развивать общеучебные умения: наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран. Карта с изображением маршрута. Картинки с изображение животных. Плакат с изображением ежа и медведя.
У учащихся: календарь погоды, сигнальные карточки, рисунки (домашнее задание).
Ход урока:
Организационный момент.
- Посмотрите всё ли готово к уроку. На парте лежит тетрадь по развитию речи, календарь погоды, пенал. Садитесь.
Сообщение темы и цели урока.
- Какое сейчас время года? По каким признакам вы это определили?
- Посмотрите на эти две картины и попробуйте угадать о чём сегодня будем говорить на уроке.
- Что видим на первой картине? Как, одним словом назвать первую картину? Что видим на второй картине? О чем же мы сегодня будем говорить о животных осенью. Мы поговорим о том, что делают животные осенью, как готовятся к зиме.
- А для этого мы отправимся в путешествие. Я для вас разработала маршрут, по которому мы с вами совершим путешествие. Давайте посмотрим где мы с вами сегодня побываем (Лес, луг, ферма, водоём)
Заполнение календаря погоды.
- Прежде чем отправиться в дорогу, посмотрим какая сегодня погода. Откройте календари погоды.
- Какое сегодня число? Посмотрите в окно. Сегодня ясно, пасмурно или облачно? Есть ли осадки? (учащиеся рисуют условные знаки)
- Какую одежду мы наденем в дорогу? Выберите. (Слайд: иллюстрации разной одежды)
Вы молодцы, быстро справились с заданием.
Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание? (Нарисовать лиственное и хвойное дерево осенью)
Учитель прикрепляет на доску рисунки детей.
- Вот такой у нас получился лес. Можем отправляться в путь. (Слайд)
- Как выглядит лес осенью? (Учащиеся называют признаки осени в лесу).
- Что происходит с растениями с приходом осени? (меняют окраску, опадают листья)
-Все ли растения сбрасывают листву? (Хвойные остаются зелёными)
Найди ошибку.
- Ребята прочитаем текст и найдём ошибки. Если утверждение верное поднимаем сигнальную карточку «+». (Слайд) Учащиеся читают вслух по одному предложению. Поднимают сигнальную карточку. Объясняют смысл.
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали готовиться к зиме. С юга прилетели птицы.
- Что не правильно?
- Почему некоторые птицы улетают на юг?
Сообщение учителя. Семена трав, кустарников, деревьев осыпаются, а это значит, уменьшается, а затем совсем исчезает корм для птиц. Поэтому некоторые птицы улетают туда где теплее, где для них достаточно корма. Как мы называем таких птиц? (перелётные).
- Вы молодцы, быстро справились с заданием. Можем отправляться в путь.
Работа по теме.
- Осенью животные готовятся к холодам. А какие же звери живут в нашем лесу?
(Учащиеся называют животных леса: заяц, белка, ёж, лиса, волк, медведь, лось)
- Посмотрите на картинку, кого ещё узнаёте? (Слайд)
Отгадай загадку.
- Послушайте внимательно и отгадайте о каком лесном звере говорится.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц) Картинка на доску.
- Как же заяц готовится к зиме? (У него появляется тёплый мех, мех меняет цвет) Чем же он питается, когда лежит снег? (корой деревьев, замёрзшими ягодами). Где он живёт? (под кустом)
Обобщение учителя. Заяц не делает запасов, т.к. и зимой отыскивает себе достаточно корма. Он питается корой деревьев, молодыми ветками деревьев и кустарников.
Узнай по силуэту. (Картинки)
- Посмотрите внимательно, какие же животные там спрятались? (ёж и медведь). Картинки на доску.
- Произнесём вместе со мной чистоговорку.
Чистоговорка.
Жа- жа – жа - в лесу встрелили…
Жи- жи- жи- у нас в лесу живут…
Жу-жу-жу- молоко дадим…
- Как же ёж и медведь готовятся к зиме?
Обобщение учителя. Ёж и медведь много едят пищи, накапливают жир к холодам. Медведь находит в лесу укромное место и готовит берлогу, а ёж приносит в свою норку сухую листву и мох. А в ноябре впадают в спячку.
- Вспомните, что едят ежи и медведи перед спячкой. Соедините медведя и ежа с той пищей, которую они едят. (На доске плакат с изображением ежа, медведя, пища для них. Дети выходят к доске и проводят линии) (медведь - ягоды, орехи, корни, рыбу, муравьёв; ёж - жучки, черви, грибы, ягоды, жёлуди).
Чей хвост?
- Посмотрите, животные спрятались, а видны одни только хвосты. Подумайте и скажите, чьи это хвосты. (Лисий, волчий). (Картинки на доску)
- Что же происходит у этих животных осенью? (окраска, тёплый мех). Чем питаются они в холодное время? (Другими животными).
Физминутка. «Волк»
(Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполнять наклоны в соответствии с текстом.)
Волк наклоны делать рад Вправо, влево, вперед, назад, Много-много раз подряд Влево, вправо, вперед, назад.
Отгадайте загадку.
Внимательно слушайте, отгадайте, кто это?
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) (Картинка на доску)
- У белки появляется тёплый мех и она меняет свой окрас с рыжего на серый. Для чего меняет цвет белка? А ещё она делает запасы на зиму. Куда же она их складывает? (В дупло).
Сообщение учителя. Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.
- А сейчас мы выходим из леса и оказываемся на лугу. Летом здесь было большое количество насекомых.
- Откройте учебник на странице 10. Посмотрите на рисунок с изображением луга. Назовите насекомых. (Бабочки, стрекоза, паук, муравей, пчела, божья коровка.
Сообщение учителя. С наступлением осени они исчезают. Пчёлы, например засыпают в своих ульях, муравьи в муравейниках. Пауки, бабочки и стрекозы прячутся до весны, но некоторые погибают.
- Прочитайте загадки на стр. 11. (Учащиеся читают загадки. Называют отгадки).
- Кого мы можем встретить на лугу летом, но не встретим осенью?
Загадка
На лугу стоит гора,
у горы растут рога,
мух пугает длинный хвост
и гоняет жёлтых ос!
Это чудо нам не ново-
на лугу стоит (корова)
- Мы не увидим домашних животных, их не выгоняют осенью на пастбище. Как вы думаете почему? Вспомните что произошло осенью с травой? (трава завяла, её почти не осталось).
- Каких ещё домашних животных вы знаете? Назовите.
- Давайте заглянем на скотный двор
Сообщение учителя. Осенью домашние животные находятся на скотном дворе. Человек кормит их и ухаживает за ними. Как человек ухаживает за домашними животными? Чем их кормит зимой?
-Вот мы с вами вышли к пруду. Каких животных мы можем здесь увидеть?
Посмотрите на картинку в учебнике с. 11.
Сообщение учителя. Рыбы осенью не засыпают, но становятся менее подвижными. Они собираются в более глубоких местах, держатся ближе ко дну, изредка поднимаясь к поверхности водоёма для дыхания.
- Найдите место, где рыбы проводят зиму?
Итог.
Вспомните, о каких животных мы говорили на уроке?
Учебник с. 12 (вопросы)
Какие животные впадают в спячку? А делают запасы? Кто из животных меняет окрас шерсти? Для чего?
Где вам больше всего понравилось?
Домашнее задание.
Выберите для себя одного животного из тех о которых говорили сегодня на уроке. Нарисуйте и расскажите о подготовке к зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1. Уточнить и...
Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона "Об образовании", Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспита...
Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука” рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1. Уточнить и расшири...
Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)
Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...