Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Продолжительность: 1урок – 45 минут.
Класс: 4.
Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 2007.
Цели и задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
1. Расширить, обобщить знания учащихся о лесе, его обитателях.
2. Выяснить роль леса в жизни человека.
3. Расширить знания об экологических проблемах лесов.
4. Продолжить формирование умений работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать зрительную память.
2. Развивать интерес к природе.
3. Развивать умение наблюдать за природой, видеть в ней красоту.
4. Формировать экологическое сознание у учащихся.
5. Упражнять мыслительную деятельность, обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-воспитывающие:
1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
2. Воспитывать неравнодушное отношение к состоянию окружающей среды, бережное отношение к лесным богатствам.
3. Воспитывать положительное отношение к учебному труду.
Оборудование:
• компьютер для учителя, мультимедиопроектор, экран;
• презентация «Растения и животные леса»;
• карточки с заданиями для учащихся.
Оформление доски:
1. Тема урока: «Растения и животные леса. Их охрана».
2. Слова литературоведа К.Л. Зелинского: «Поведение человека в природе – это зеркало его души».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_i_zhivotnye.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Продолжительность: 1урок – 45 минут.
Класс: 4.
Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 2007.
Цели и задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
- Расширить, обобщить знания учащихся о лесе, его обитателях.
- Выяснить роль леса в жизни человека.
- Расширить знания об экологических проблемах лесов.
- Продолжить формирование умений работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительную память.
- Развивать интерес к природе.
- Развивать умение наблюдать за природой, видеть в ней красоту.
- Формировать экологическое сознание у учащихся.
- Упражнять мыслительную деятельность, обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-воспитывающие:
- Воспитывать чувство любви к родной природе.
- Воспитывать неравнодушное отношение к состоянию окружающей среды, бережное отношение к лесным богатствам.
- Воспитывать положительное отношение к учебному труду.
Оборудование:
- компьютер для учителя, мультимедиопроектор, экран;
- презентация «Растения и животные леса»;
- карточки с заданиями для учащихся.
Оформление доски:
- Тема урока: «Растения и животные леса. Их охрана».
- Слова литературоведа К.Л. Зелинского: «Поведение человека в природе – это зеркало его души».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию в лес. Если будем работать дружно, быстро, то добьемся успеха. За правильный ответ я буду давать веселый «Смайлик», за неправильный – грустный «Смайлик» (Приложение 1).
Звучат голоса птиц, шум леса, ручья (Музыкальный файл).
Ученик читает стихотворение С.Погорельского:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
- В этом стихотворении тема урока. Куда отправится наша экспедиция?
- Правильно! Тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».
3. Изучение нового материала.
- На карте природных зон России показана территория, которую занимает лесная зона.
Слайд №2
- Посмотрите на карту природных зон России. Зеленым цветом обозначена территория, которую занимают леса, они занимают большую часть страны. В лесах произрастают много очень разнообразных растений. Среди них есть деревья, кустарники, травы.
Посмотрите на экран.
Слайд №3
(Сосна, калина, орешник, дуб, одуванчик, колокольчик, клевер.)
- Ребята, чем они отличаются? На экране изображены травы, кустарники, деревья.
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие сочные. У деревьев и кустарников – твердые, одревесневшие. У кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков. У дерева от корня отходит один толстый стебель-ствол.
- Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений в виде чего листья?
- Правильно. У лиственных растений листья в виде пластинок.
- У хвойных растений в виде чего листья?
- Правильно. У хвойных растений листья в виде иголок (хвоинок).
Практическая работа №1. На слайде рисунки деревьев, кустарников, трав. Учащиеся выбирают номер и выписывают их в тетрадь по группам растений:
- Деревья 1, 7.
- Кустарники 3, 6.
- Травы 2, 4, 5.
Физкультурная минутка.
Слайд №4
В дальний лес шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, другой грибок,
Положили в кузовок.
- Лес бывает разный в зависимости от видов растений, которые в нем растут. Как называют лес, в котором растут ель, пихта, лиственница, сосна обыкновенная?
- Правильно. Хвойный лес. Получают за правильный ответ «Смайлик».
- Посмотрите на экране хвойный лес.
Слайд №5
- Как называют лес, в котором растут береза, сосна, дуб?
- Правильно. Смешанный лес.
- Посмотрите.
Слайд №6
- Как называют лес, в котором растут дуб, клен, осина.
- Правильно. Лиственный лес.
Слайд №7
Лес – главное богатство Земли.
Ученик рассказывает стихотворение Р.А. Рождественского:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны...
- Ребята, вы все были в лесу.
- Чем запомнилось Вам посещение леса?
Учитель предлагает учащимся рассказать о лесе, при затруднении задает вопросы:
- Какой воздух в лесу?
- Правильно. Воздух в лесу чистый, свежий
- Чем пахнет в лесу?
- Правильно. В лесу пахнет хвоей, грибами, травами, сырой землей.
- Какие слышали звуки?
- Слышали шорох листьев, треск сучьев, пение птиц, шум деревьев в ветреную погоду.
- Какое значение имеет лес в жизни человека?
В лесу человек отдыхает.
Лес – место отдыха.
Слайд №8
В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лечит и чистый лесной воздух. Лекарственными являются калина (ягоды богаты витаминами), малина (от простуды), черника (для улучшения зрения), береза (березовый сок, почки, березовый гриб-чага), липа (настой цветов от простуды); богаты витаминами ягоды и листья земляники, брусники.
Лес – аптека.
Слайд №9
А еще лес украшает нашу Землю.
Лес – это красота.
Слайд №10
Растения выделяют кислород, которым мы дышим, поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться. Где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой.
Лес – защитник воздуха, водоемов, почв.
Слайд №11
В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
Лес – это дом для растений, животных, грибов.
Слайд №12
В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
Лес – источник чистой воды и пищи.
Слайд №13
Из древесины делают разные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради учебники, дверь, корзины, дом, газеты, журналы, шпалы для рельсов, товарные вагоны, музыкальные инструменты (рояль, скрипку, балалайку).
Лес – источник древесины.
Слайд №14
Дровами человек обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
Лес – источник топлива.
- Сделаем вывод о значении леса.
Слайд №15
Значении леса:
- место отдыха;
- аптека;
- красота;
- защитник воздуха, водоемов, почв;
- дом для растений, животных, грибов;
- источник чистой воды и пищи;
- источник древесины;
- источник топлива.
- Ребята, всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Правильно. По вине человека возникают экологические проблемы. Давайте попробуем их исследовать.
Послушайте стихотворение Н.Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и в лес убежал.
- О какой экологической проблеме здесь идет речь?
- Правильно. Речь идет о том, как вырубали лес, как убегали звери.
Слайд №16
В настоящее время активно идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубали по мере надобности при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Люди думают, что у нас лесов слишком много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
- Правильно. Человек не затушил костер, бросил непотушенный окурок, что привело к лесному пожару.
Слайд №17
- К сожалению, бытовой мусор из населенных пунктов очень часто вывозится в лес, а не подлежит никакой обработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50-100 лет.
На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.
Слайд №18
- Какие у леса бывают проблемы?
Слайд №19
Проблемы леса:
- незаконная массовая вырубка;
- пожары;
- загрязнение леса.
Физкультурная минутка (Музыкальный файл).
Слайд №20
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Практическая работа №2. На столах учащихся тексты (Приложение 2).
Лес – благоприятное место для жизни многих животных. Лес представляет им корм и убежище. Многие животные питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами, орехами, семенами хвойных деревьев.
В лесах водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, зайцы, белки.
Здесь обитают и хищники – звери, питающиеся животной пищей, травоядными животными и грызунами. Это волк, рысь, лисица.
В лесу обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся кабаны, ежи.
- Пользуясь текстом заполнить таблицу в тетради.
Животные лесной зоны | ||
Травоядные | Хищники | Всеядные |
|
|
|
|
|
|
Из-за чрезмерного отстрела число животных леса резко сокращается.
С целью сохранения исчезающих видов растений и животных в нашей стране создано несколько сотен заповедников, заказников, национальных парков.
В Шатурском районе 13 заказников и самый большой наш заказник – «Черустинский лес».
Слайд №21
Там живут бобры, рыси, барсуки глухари.
Слайд №22
На его территории обитают включенные в Красную книгу редкие представители растений и животных: птица змееяд, бабочка махаон, растение «венерин башмачок».
Слайд №23
4. Проверка полученных знаний на уроке.
а) Блиц-опрос:
Слайд №24
- Лес, в котором растут ель, сосна, пихта, называется...
- Лес, в котором растут сосна, осина, береза, называется...
- Лес, в котором растут дуб, береза, осина, рябина, называется...
- Животные, которые питаются растительной пищей, называются...
- Животные, которые питаются животной пищей, называются...
- Животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей, называются...
б) Самостоятельная работа.
В конвертах картинки растений, травоядных животных, хищников, стрелки (Приложение 3).
Составить цепь питания (учащиеся раскладывают цепи питания на парте).
Учитель проверяет и при правильном построении цепи вручает веселые «Смайлики». На доске высказывание «Поведение человека в природе – это зеркало его души»
- Как вы понимаете эти слова?
- Правильно. Как ведет себя человек в природе, таков его характер. Один человек находит в природе источник вдохновения, жизни, здоровья, другой – рассматривает природу как природный продукт. Нужно в себе воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
5. Итог урока.
- Подсчет веселых «Смайликов». Оценки учащимся за работу на уроке.
- Что нового, интересного узнали на уроке?
- Какое настроение вызвал урок? (Если хорошее, поднимите веселый «Смайлик», если плохое – грустный «Смайлик».)
6. Домашнее задание.
- В тетради нарисовать экологические знаки, которые помогут сохранить природу.
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
7. Релаксация (Музыкальный файл).
Слайд №25
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение…
- Откройте глаза. Урок окончен. Наше путешествие по лесу подошло к концу. Всем спасибо.
Слайд №26
Источники информации:
- images.yandex.ru
- http://www.butter-fly.ru/
- http://festival.1september.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.biodat.ru
- http://les.goodbasis.com
- http://slovari.yandex.ru/
- http://mleco.iticon.ru/
- http://www.greenrussia.ru/
- http://www.forest.ru
- lesarossii.ru
- wood.ru › ru/opiskus1.html
- forestgrass.ru
- http://www.shaturyane.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1. Уточнить и...
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2класс "Дорога в школу и домой"
Конспект составлен по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) ...
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»
Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек. Моё мнение в...
Интегрированный логопедический урок по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Транспорт» в 4-ом классе.
Урок развивает устную речь учащихся через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом....
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1. Уточнить и расшири...