Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Снитко Надежда Валентиновна

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Продолжительность: 1урок – 45 минут.
Класс: 4.
Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 2007.
Цели и задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
1.    Расширить, обобщить знания учащихся о лесе, его обитателях.
2.    Выяснить роль леса в жизни человека.
3.    Расширить знания об экологических проблемах лесов.
4.    Продолжить формирование умений работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
1.    Развивать зрительную память.
2.    Развивать интерес к природе.
3.    Развивать умение наблюдать за природой, видеть в ней красоту.
4.    Формировать экологическое сознание у учащихся.
5.    Упражнять мыслительную деятельность, обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-воспитывающие:
1.    Воспитывать чувство любви к родной природе.
2.    Воспитывать неравнодушное отношение к состоянию окружающей среды, бережное отношение к лесным богатствам.
3.    Воспитывать положительное отношение к учебному труду.
Оборудование:
•    компьютер для учителя, мультимедиопроектор, экран;
•    презентация «Растения и животные леса»;
•    карточки с заданиями для учащихся.
Оформление доски:
1.    Тема урока: «Растения и животные леса. Их охрана».
2.    Слова литературоведа К.Л. Зелинского: «Поведение человека в природе – это зеркало его души».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Продолжительность: 1урок – 45 минут.

Класс: 4.

Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 2007.

Цели и задачи урока.

Коррекционно-образовательные:

  1. Расширить, обобщить знания учащихся о лесе, его обитателях.
  2. Выяснить роль леса в жизни человека.
  3. Расширить знания об экологических проблемах лесов.
  4. Продолжить формирование умений работать с текстом.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать зрительную память.
  2. Развивать интерес к природе.
  3. Развивать умение наблюдать за природой, видеть в ней красоту.
  4. Формировать экологическое сознание у учащихся.
  5. Упражнять мыслительную деятельность, обогащать словарный запас детей.

Коррекционно-воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать неравнодушное отношение к состоянию окружающей среды, бережное отношение к лесным богатствам.
  3. Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Оборудование:

  1. компьютер для учителя, мультимедиопроектор, экран;
  2. презентация «Растения и животные леса»;
  3. карточки с заданиями для учащихся.

Оформление доски:

  1. Тема урока: «Растения и животные леса. Их охрана».
  2. Слова литературоведа К.Л. Зелинского: «Поведение человека в природе – это зеркало его души».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию в лес. Если будем работать дружно, быстро, то добьемся успеха. За правильный ответ я буду давать веселый «Смайлик», за неправильный – грустный «Смайлик» (Приложение 1).

Звучат голоса птиц, шум леса, ручья (Музыкальный файл).

Ученик читает стихотворение С.Погорельского:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

- В этом стихотворении тема урока. Куда отправится наша экспедиция?

- Правильно! Тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».

Презентация. Слайд №1 

3. Изучение нового материала.

- На карте природных зон России показана территория, которую занимает лесная зона.

Слайд №2

- Посмотрите на карту природных зон России. Зеленым цветом обозначена территория, которую занимают леса, они занимают большую часть страны. В лесах произрастают много очень разнообразных растений. Среди них есть деревья, кустарники, травы.

Посмотрите на экран.

Слайд №3

(Сосна, калина, орешник, дуб, одуванчик, колокольчик, клевер.)

- Ребята, чем они отличаются? На экране изображены травы, кустарники, деревья.

У трав, или травянистых растений, стебли мягкие сочные. У деревьев и кустарников – твердые, одревесневшие. У кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков. У дерева от корня отходит один толстый стебель-ствол.

- Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений в виде чего листья?

- Правильно. У лиственных растений листья в виде пластинок.

- У хвойных растений в виде чего листья?

- Правильно. У хвойных растений листья в виде иголок (хвоинок).

Практическая работа №1. На слайде рисунки деревьев, кустарников, трав. Учащиеся выбирают номер и выписывают их в тетрадь по группам растений:

  1. Деревья 1, 7.
  2. Кустарники 3, 6.
  3. Травы 2, 4, 5.

Физкультурная минутка.

Слайд №4

В дальний лес шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, другой грибок,
Положили в кузовок.

- Лес бывает разный в зависимости от видов растений, которые в нем растут. Как называют лес, в котором растут ель, пихта, лиственница, сосна обыкновенная?

- Правильно. Хвойный лес. Получают за правильный ответ «Смайлик».

- Посмотрите на экране хвойный лес.

Слайд №5

- Как называют лес, в котором растут береза, сосна, дуб?

- Правильно. Смешанный лес.

- Посмотрите.

Слайд №6

- Как называют лес, в котором растут дуб, клен, осина.

- Правильно. Лиственный лес.

Слайд №7

Лес – главное богатство Земли.

Ученик рассказывает стихотворение Р.А. Рождественского:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны...

- Ребята, вы все были в лесу.

- Чем запомнилось Вам посещение леса?

Учитель предлагает учащимся рассказать о лесе, при затруднении задает вопросы:

- Какой воздух в лесу?

- Правильно. Воздух в лесу чистый, свежий

- Чем пахнет в лесу?

- Правильно. В лесу пахнет хвоей, грибами, травами, сырой землей.

- Какие слышали звуки?

- Слышали шорох листьев, треск сучьев, пение птиц, шум деревьев в ветреную погоду.

- Какое значение имеет лес в жизни человека?

В лесу человек отдыхает.

Лес – место отдыха.

Слайд №8

В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лечит и чистый лесной воздух. Лекарственными являются калина (ягоды богаты витаминами), малина (от простуды), черника (для улучшения зрения), береза (березовый сок, почки, березовый гриб-чага), липа (настой цветов от простуды); богаты витаминами ягоды и листья земляники, брусники.

Лес – аптека.

Слайд №9

А еще лес украшает нашу Землю.

Лес – это красота.

Слайд №10

Растения выделяют кислород, которым мы дышим, поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться. Где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой.

Лес – защитник воздуха, водоемов, почв.

Слайд №11

В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

Лес – это дом для растений, животных, грибов.

Слайд №12

В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

Лес – источник чистой воды и пищи.

Слайд №13

Из древесины делают разные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради учебники, дверь, корзины, дом, газеты, журналы, шпалы для рельсов, товарные вагоны, музыкальные инструменты (рояль, скрипку, балалайку).

Лес – источник древесины.

Слайд №14

Дровами человек обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.

Лес – источник топлива.

- Сделаем вывод о значении леса.

Слайд №15

Значении леса:

  1. место отдыха;
  2. аптека;
  3. красота;
  4. защитник воздуха, водоемов, почв;
  5. дом для растений, животных, грибов;
  6. источник чистой воды и пищи;
  7. источник древесины;
  8. источник топлива.

- Ребята, всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Правильно. По вине человека возникают экологические проблемы. Давайте попробуем их исследовать.

Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и в лес убежал.

- О какой экологической проблеме здесь идет речь?

- Правильно. Речь идет о том, как вырубали лес, как убегали звери.

Слайд №16

В настоящее время активно идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубали по мере надобности при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Люди думают, что у нас лесов слишком много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- Правильно. Человек не затушил костер, бросил непотушенный окурок, что привело к лесному пожару.

Слайд №17

- К сожалению, бытовой мусор из населенных пунктов очень часто вывозится в лес, а не подлежит никакой обработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50-100 лет.

На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.

Слайд №18

- Какие у леса бывают проблемы?

Слайд №19

Проблемы леса:

  1. незаконная массовая вырубка;
  2. пожары;
  3. загрязнение леса.

Физкультурная минутка (Музыкальный файл).

Слайд №20

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Практическая работа №2. На столах учащихся тексты (Приложение 2).

Лес – благоприятное место для жизни многих животных. Лес представляет им корм и убежище. Многие животные питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами, орехами, семенами хвойных деревьев.

В лесах водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, зайцы, белки.

Здесь обитают и хищники – звери, питающиеся животной пищей, травоядными животными и грызунами. Это волк, рысь, лисица.

В лесу обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся кабаны, ежи.

- Пользуясь текстом заполнить таблицу в тетради.

Животные лесной зоны

Травоядные

Хищники

Всеядные

 

 

 

 

 

 

Из-за чрезмерного отстрела число животных леса резко сокращается.

С целью сохранения исчезающих видов растений и животных в нашей стране создано несколько сотен заповедников, заказников, национальных парков.

В Шатурском районе 13 заказников и самый большой наш заказник – «Черустинский лес».

Слайд №21

Там живут бобры, рыси, барсуки глухари.

Слайд №22

На его территории обитают включенные в Красную книгу редкие представители растений и животных: птица змееяд, бабочка махаон, растение «венерин башмачок».

Слайд №23

4. Проверка полученных знаний на уроке.

а) Блиц-опрос:

Слайд №24

- Лес, в котором растут ель, сосна, пихта, называется...
- Лес, в котором растут сосна, осина, береза, называется...
- Лес, в котором растут дуб, береза, осина, рябина, называется...
- Животные, которые питаются растительной пищей, называются...
- Животные, которые питаются животной пищей, называются...
- Животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей, называются...

б) Самостоятельная работа.

В конвертах картинки растений, травоядных животных, хищников, стрелки (Приложение 3).

Составить цепь питания (учащиеся раскладывают цепи питания на парте).

Учитель проверяет и при правильном построении цепи вручает веселые «Смайлики». На доске высказывание «Поведение человека в природе – это зеркало его души»

- Как вы понимаете эти слова?

- Правильно. Как ведет себя человек в природе, таков его характер. Один человек находит в природе источник вдохновения, жизни, здоровья, другой – рассматривает природу как природный продукт. Нужно в себе воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

5. Итог урока.

- Подсчет веселых «Смайликов». Оценки учащимся за работу на уроке.

- Что нового, интересного узнали на уроке?

- Какое настроение вызвал урок? (Если хорошее, поднимите веселый «Смайлик», если плохое – грустный «Смайлик».)

6. Домашнее задание.

- В тетради нарисовать экологические знаки, которые помогут сохранить природу.

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

7. Релаксация  (Музыкальный файл).

Слайд №25

Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение…

- Откройте глаза. Урок окончен. Наше путешествие по лесу подошло к концу. Всем спасибо.

Слайд №26

Источники информации:

  1. images.yandex.ru
  2. http://www.butter-fly.ru/
  3. http://festival.1september.ru
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.biodat.ru
  6. http://les.goodbasis.com
  7. http://slovari.yandex.ru/
  8. http://mleco.iticon.ru/
  9. http://www.greenrussia.ru/
  10. http://www.forest.ru
  11. lesarossii.ru
  12. wood.ru › ru/opiskus1.html
  13. forestgrass.ru
  14. http://www.shaturyane.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

 Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) ...

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»

Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек.  Моё мнение в...

Интегрированный логопедический урок по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Транспорт» в 4-ом классе.

Урок развивает устную речь учащихся  через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом....

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...