Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Обществознание и естествознание» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Обществознание и естествознание» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;
- Окружающий мир. Мир вокруг нас. 1-4, примерная программа, автор А.А. Плешаков, М.: Просвещение 2016, образовательной системы «Школа России».
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для использования различных подходов к реализации учебного курса и ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради:
- Окружающий мир. 2 класс, часть 1, 2,. Издательство: М.: Просвещение, 2016 год,
- Рабочая тетрадь к учебнику: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков, Издательство: М., Просвещение, 2016.
1.2. Цели и задачи курса
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.3. Общая характеристика учебного курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Вышеназванная примерная программа выбрана в связи с тем, что, содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.
Цели и задачи данной программы достигаются проведением различных видов уроков. Уроки контроля знаний осуществляются путем проверочных работ.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.
№ | Тема | Количество часов по программе | Сокращение и увеличение часов | Количество часов фактически |
1 | Где мы живем | 4 | 0 | 4 |
2 | Природа | 20 | 0 | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 0 | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 0 | 9 |
5 | Общение | 7 | 0 | 7 |
6 | Путешествия | 18 | 0 | 18 |
ИТОГО | 68 | 68 |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение содержания программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных:
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
- метапредметных:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
- предметных:
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Где мы живем (4ч.)
Родная страна. Город и село. Проект «Родной город». Природа и рукотворный мир.
Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Где мы живем».
Тема 2. Природа (20ч.)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени (экскурсия). В гости к осени (урок). Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и воду. Про воздух и воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Тема 3. Жизнь города и села (10ч.)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга, или возьмем под защиту», «профессии».
Тема 4. Здоровье и безопасность (9ч.)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде, в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения.
Тема 5. Общение (7ч.)
Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Обобщение».
Тема 6. Путешествия (18ч.)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование тем программы, тем урока | Сроки изучения | |
плановые | скорректированные | ||
Тема 1. Где мы живем (4ч.) | |||
1 | Родная страна | 4.09 – 8.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город» | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 11.09 – 15.09 | |
4 | Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Где мы живем» | ||
Тема 2. Природа (20ч.) | |||
5 | Неживая и живая природа. | 18.09 – 22.09 | |
6 | Явления природы. | ||
7 | Что такое погода? | 25.09 – 29.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | ||
9 | В гости к осени (урок). | 2.10 – 6.10 | |
10 | Звездное небо | ||
11 | Заглянем в кладовые земли | 16.10 – 20.10 | |
12 | Про воздух и воду | ||
13 | 23.10 – 27.10 | ||
14 | Какие бывают растения | ||
15 | Какие бывают животные | 30.10 – 3.11 | |
16 | Невидимые нити | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 6.11 – 10.11 | |
18 | Дикие и домашние животные | ||
19 | Комнатные растения | 13.11 – 17.11 | |
20 | Животные живого уголка. | ||
21 | Про кошек и собак | 27.11 – 1.12 | |
22 | Красная книга | ||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | 4.12 – 8.12 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | ||
Тема 3. Жизнь города и села (10ч.) | |||
25 | Что такое экономика | 11.12 – 15.12 | |
26 | Из чего что сделано | ||
27 | Как построить дом | 18.12 – 22.12 | |
28 | Какой бывает транспорт | ||
29 | Культура и образование | 25.12 – 29.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 11.01 – 12.01 | |
32 | В гости к зиме (урок) | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 15.01 – 19.01 | |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии» | ||
Тема 4. Здоровье и безопасность (9ч.) | |||
35 | Строение тела человека | 22.01 – 26.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров | ||
37 | Берегись автомобиля! | 29.01 – 2.02 | |
38 | Школа пешехода | ||
39 | Домашние опасности | 5.02 – 9.02 | |
40 | Пожар | ||
41 | На воде в лесу | 12.02 – 16.02 | |
42 | Опасные незнакомцы | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 26.02 – 2.03 | |
Тема 6. Общение (7ч.) | |||
44 | Наша дружная семья. | 26.02 – 2.03 | |
45 | Проект «Родословная». | 5.03 – 9.03 | |
46 | В школе. | ||
47 | Правила вежливости. | 12.03 – 16.03 | |
48 | Ты и твои друзья. | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 19.03 – 23.03 | |
50 | Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Обобщение». | ||
Тема 7. Путешествия (18ч.) | |||
51 | Посмотри вокруг. | 26.03 – 30.03 | |
52 | Ориентирование на местности. | ||
53 | Ориентирование на местности | 9.04 – 13.04 | |
54 | Формы земной поверхности. | ||
55 | Водные богатства. | 16.04 – 20.04 | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | ||
57 | В гости к весне. | 23.04 – 27.04 | |
58 | Россия на карте. | ||
59 | Проект «Города России». | 30.04 – 4.05 | |
60 | Путешествие по Москве. | ||
61 | Московский Кремль. | 7.05 – 11.05 | |
62 | Город на Неве. | ||
63 | Путешествие по Оке | 14.05 – 18.05 | |
64 | Путешествие по планете. | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 21.05 – 25.05 | |
66 | Впереди лето. | ||
67 | Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 28.05 – 31.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Литература для учителя:
- Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов начальной школы. М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс. – М.: «Вако», 2016.
- CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2016.
5.2. Литература для учащихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2016
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс.– М.: Просвещение, 2016.
ОДОБРЕНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 30.08.2017г. №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________ Тютюнкова Н.Н. 01 сентября 2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...