Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. УМК "Школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Данилова Ирина Михайловна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС в соответствии с программой  УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_kazantseva_3klass.docx82.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

 «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Утверждена приказом директора

«МБОУ «СОШ № 20»

№ 116 от 31.08.2017 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 Г  класса            

2017 – 2018 уч. г.

Составитель: Казанцева И. М.,    

учитель начальных классов

Обсуждена и согласована          

на методическом объединении

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

Принята на методическом совете

Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» для 3 Г  класса «МБОУ «СОШ №20» разработана для реализации ФГОС НОО в соответствии с «Положением о рабочей программе» ОУ  на основе основной образовательной программы начального общего образования «МБОУ «СОШ № 20».

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи учебного предмета «Окружающий мир»:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о  человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

           Цель и задачи учебного предмета «Окружающий мир» в 3  классе.

Цель:  создание условий  по формированию  представлений об условиях жизни на планете Земля, о царствах природы и природных сообществах. Создание  условий по формированию первичных знаний об историческом  развитии России от Времен Древней Руси до наших дней.          

Задачи:

  • формировать  представление о Земле как общем доме живых организмов,  о царствах природы, о  природных сообществах Земли;
  • создать картину исторического развития России от Времен Древней Руси до наших дней: жизнь людей, их                  занятия в период от зарождения человечества до начала Нового времени (в основном на примере России);
  • рассмотреть взаимосвязь  человек – природа, человек – общество.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - интегративный предмет, объединяющий естественные и социально-гуманитарные науки. Их единство и взаимосвязь позволяют сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Предмет представляет широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Содержательные линии:  

Земля – наш общий дом

Как человек изучает Землю

Царства природы

Наша Родина: от Руси до России

Как люди жили в старину

Как трудились в старину

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» программой предусмотрено 2 часа в неделю, 69 часов в год .

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, технология, музыка, математика, изобразительное искусство, ОБЖ.

Изобразительное искусство  дает  возможность использовать  средства  художественной  выразительности  для  расширения духовно-культурного пространства ребенка,  для  наполнения окружающего  мира  высокими  образами  искусства. Русский  язык служит основой  для  развития устной  речи:  для  использования  важнейших  видов  речевой  деятельности  и  основных  типов  учебных  текстов  в  процессе анализа  заданий  и  обсуждения  результатов деятельности  (описание,  повествование  на  заданную  тему; построение логически  связанных высказываний  в  рассуждениях,  обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение  создает  условия  для  формирования  целостного  образа  изучаемого предмета  или явления. Основы  безопасности  жизнедеятельности  способствуют формированию  личности гражданина,  ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности  общества, государства  и  окружающей  среды.

Образовательные и воспитательные задачи обучения по предмету «Окружающий мир» решаются комплексно. Используются  современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления, технология оценивания достижений, позволяющие  повысить  эффективность обучения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, учебную мотивацию и уровень активности на уроках. Методическая основа  уроков технологии – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

Рабочая  программа учитывает особенности учащихся 3 Г класса. Учащиеся  могут сотрудничать в парах, в группах, владеют предпосылками контролировать и оценивать собственные действия. Особое внимание будет уделено  проектным работам, организации исследовательской деятельности, группой работе.

Содержание учебного предмета

3-й класс – 69 ч. (2 часа в неделю)

Земля — наш общий дом (9 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (29 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (7 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (8 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Повторение (5 ч)

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 В классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на  умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 3 В классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты изучения предмета «Окружающий мир» в 3 Г классе.

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Тематическое планирование  

п/п

Тема раздела

Часы

1

Земля - наш общий дом

9

2

Как человек изучает Землю

4

3

Царства природы

29

4

Наша Родина: от Руси до России

7

5

Как люди жили в старину

8

6

Как трудились в старину

7

7

Повторение

5

ИТОГО

69


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика видов и способов деятельности ученика

по плану

по факту

1 четверть

УУД: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов; использовать формулирование ответов на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять последовательность необходимых операций; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, формулировать  собственное мнение и позицию; договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Личностные: имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

01.09.17

Где и когда ты живешь. Как работать с учебником.  

Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения

5.09.17

Счет лет в истории. НРК Хакасия. 

Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

08.09.17

Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела

Классифицировать карточки с природными и искусственными телами Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

12.09.17

Солнечная система. Солнце – звезда

Называть планеты Солнечной системы.

15.09.17

Наша планета – Земля.

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

19.09.17

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?»

 Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

22.09.17

Водная оболочка Земли

Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал».

26.09.17

Воздушная оболочка Земли

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения.

29.09.17

Земля – наш общий дом.

Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет.  Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Классифицировать карточки с природными и искусственными телами

03.10.17

Как изображают Землю

Пользоваться географической картой и глобусом. Работать с глобусом: находить экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели.

06.10.17

Географическая карта

Пользоваться географической картой. Понимать, что значит читать карту. Называть и графически воспроизводить несколько условных обозначений карты

10.10.17

Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу

Называть и графически воспроизводить условные обозначения плана. Объяснять устройство компаса. Определять способы ориентирования в незнакомой местности
по нескольким признакам

13.10.17

Как человек изучает Землю. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

17.10.17

Бактерии

Иметь представление о бактериях как маленьких примитивных живых существах. Кратко характеризовать особенности жизни бактерий, места их обитания. Объяснять значение бактерий в природе и жизни человека.  Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.

20.10.17

Грибы

Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работать в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы».  Понимать, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Называть отличия грибов от растений. Сравнивают понятия «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Комментировать правила сбора грибов. Распознавать съедобные и несъедобные грибы

24.10.17

Разнообразие мира растений.  

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

27.10.17

Растения. Экскурсия в природу. НРК Растения Хакасии 

Характеризовать значение растений для жизни человека. Приводить примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.)

2 четверть

УУД: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов; использовать формулирование ответов на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять последовательность необходимых операций; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, формулировать  собственное мнение и позицию; договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Личностные: Иметь желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

07.11.17

Если бы на Земле не было растений

Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

11.11.17

Водоросли. Мхи. Папоротники

Рассказывать, из каких частей состоит растение. Читают схему «Разнообразие растений на Земле». Выделяют группы растений, отличающихся строением, внешним видом, условиями произрастания: водоросли, папоротники, мхи. Классифицируют растения по разным основаниям

14.11.17

Хвойные растения. Цветковые растения.

Выделять группы растений, отличающихся строением, внешним видом, условиями произрастания: хвойные, цветковые

16.11.17

Растения прекрасные, но опасные.  НРК Ядовитые растения Хакасии

Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника.  Приводить примеры ядовитых растений

21.11.17

Корень, его значение

Называть особенности питания и размножения растений. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Работают с живыми растениями и гербарными экземплярами

24.11.17

Побег. Лист. Стебель.

Объяснять последовательность жизни растения, характеризовать значение органов растения. Работают с живыми растениями и гербарными экземплярами. Проводят опыт «Содержание воды в листе»

28.11.17

Цветок. Плоды и семена.

Понимать, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводить примеры участия  в распространении плодов  и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

01.12.17

Размножение растений.

Проводят несложные опыты по размножению растений. Выполняют практическую работу по выращиванию растения из листа. Приводить примеры плодов с заданными характеристиками и вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения  семенами.

05.12.17

Как долго живут растения.  Растения дикорастущие и культурные

Классифицируют растения: дикорастущие, культурные. Находят в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. Приводить примеры культурных растений, Понимать их значение в жизни человека

08.12.17

Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли.

Составляют короткое сообщение по одной
из тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». Строят схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводить примеры пословиц о хлебе

12.12.17

Красная книга России.

НРК Редкие растения Хакасии. 

Объяснять, что такое Красная книга. Приводить примеры причин исчезновения растений
(на материале НРК). Составляют правила охраны растительного мира. Называть растения оранжевых страниц Красной книги своей местности

15.12.17

Растения. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

19.12.17

Животные.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных
(классифицируют). Характеризовать животное как организм. Устанавливают зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного

22.12.17

Разнообразие мира животных

Распределяют животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные. Классифицируют животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты

26.12.17

Животные – живые существа

Различают объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2–
3 представителя), раскрывают особенности их внешнего вида и жизни. Рассказывать о способах размножения животных, о поведении животных. Понимать, что поведение животного подчинено инстинктам – врожденным формам поведения. Знают о животных, по-разному приспосабливающихся к условиям жизни (строят гнезда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают врагов, обороняются и др.).
Приводить примеры разнообразного поведения животных

29.12.17

Беспозвоночные животные.

Делают вывод о том, что беспозвоночные животные не Иметь позвоночника. Приводить примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделять группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные).

3 четверть

УУД: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов; использовать формулирование ответов на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять последовательность необходимых операций; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, формулировать  собственное мнение и позицию; договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Личностные: Иметь желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

12.01.18

Разнообразие насекомых. Пауки

Понимать, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. Рассказывать о строении насекомых по рисунку-схеме. Делать подписи к рисункам-схемам. Составлять пищевые цепочки.  

16.01.18

Рыбы.

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицируют позвоночных животных. Характеризовать особенности пресмыкающихся.

19.01.18

Земноводные.

23.01.18

Пресмыкающиеся.

26.01.18

Птицы. НРК. Птицы Хакасии. 

Исследовать особенности строения класса птиц. Составлять пищевые цепи. Классифицировать птиц.

30.01.18

Млекопитающие (звери).

Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицируют позвоночных животных. Наблюдать за млекопитающими. Делать выводы. Анализировать поведение животного.

02.02.18

Природные сообщества

Приводить примеры цепей питания, конструируют их. Характеризовать животное как организм. Устанавливают зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного

06.02.18

Почему люди приручали диких животных. О заповедниках. НРК Заповедник «Хакасский». 

Ориентируются в понятии «одомашнивание животных»: перечисляют признаки, Приводить примеры домашних животных. Объяснять, что такое заповедник. Приводить примеры заповедников России и Хакасии,  Называть их обитателей.

09.02.18

Животные. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

13.02.18

Древнерусское государство. Восточнославянские племена

Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Знакомятся с восточнославянскими племенами. Характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Читают историческую карту. Объяснять значения слов «потомки», «род», «княжество».

16.02.18

Первые русские князья

Работают с текстами учебника. Слушают и кратко Рассказывать одну из легенд о русских князьях. Работают
с лентой времени. Рассказывать о возникновении Древнерусского государства

20.02.18

Московская Русь.

Рассказывать о становлении Москвы как столицы. Работают с исторической картой. Слушают рассказ учителя и задают вопросы по содержанию. Называть дату венчания на царство первого русского царя.

27.02.18

Российская империя. Петр I Великий.

Рассказывать о Петре Великом. Приводить примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

02.03.18

Екатерина II Великая.  Последний российский император Николай II

Объяснять, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризовать деятельность императрицы на благо России. Сравнивать характеры русских царей, Рассказывать о характере, интересах Екатерины Великой.  Иметь представление о революции. Рассматривают фотографии царской семьи. Рассказывать кратко о последнем российском императоре и его семье.  Характеризовать Николая II, особенности его правления

06.03.18

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Показывают на карте СССР, Советскую Россию, Российскую Федерацию. Находят информацию о республиках, входивших в состав СССР. Называть имена отдельных руководителей государства, деятелей Советской России, СССР, Российской Федерации. Работают с текстом учебника. Строят схему  (ленту времени).

09.03.18

Наша Родина: от Руси до России. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

13.03.18

Из истории имен.

Составляют схему «Как появились имена». Обсуждают былины. Слушают рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». Объяснять, как рождались имена и фамилии. Подбирают иностранные имена, похожие на русские

16.03.18

Какими людьми были славяне. НРК Как жили хакасы в старину. 

Описывают внешность предков. Составляют словесный портрет славянина. Рассказывать о трудовой деятельности славян в далекой древности. Понимать, что защита Родины – долг славянина. Рассказывать о том, что забота о ближнем – черта славянского характера.

20.03.18

Какие предметы окружали людей
в старину.
НРК Жилища хакасов. 

Обсуждают пословицы. Описывают устройство и внешний вид русского жилища. Понимать зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляют особенности крестьянской избы. Приводить примеры первых каменных построек.

4 четверть

УУД: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов; использовать формулирование ответов на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять последовательность необходимых операций; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, формулировать  собственное мнение и позицию; договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Личностные: Иметь желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

03.04.18

По одежке встречают…

Объяснять различия детской и взрослой одежды, способы изготовления обуви русских людей. Слушают рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняют значения украшений на одежде в разные времена

06.04.18

Русская трапеза. НРК Хакасская национальная еда. 

Отмечают, что употребляли в пищу русские люди

10.04.18

Верования языческой Руси. НРК Верования хакасов. 

Понимать, что до появления христианства славяне были язычниками. Называть языческих богов славян. Называть каждый день масленичной недели. Рассказывать о традиционных масленичных играх
и забавах. Объяснять значение слова «суеверие»

13.04.18

Принятие христианства на Руси

Обсуждают текст «Принятие христианства на Руси». Рассказывать о крещении Руси. Называть некоторые христианские праздники. Рассказывать о Пасхе – Светлом Христовом Воскресении.

17.04.18

Наша Родина: от Руси до России. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

20.04.18

Что создавалось трудом крестьянина?

Рассказывать о возникновении земледелия на Руси. Называть особенности крестьянского труда. Объяснять зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляют орудия сельскохозяйственного труда. Понимать особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находят ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называть дату отмены крепостного права. Рассматривают репродукции и читают тексты о труде крестьянских детей.

24.04.18

Что создавалось трудом ремесленника?

Понимать, что такое ремесло и кого Называть ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Называть традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивать игрушки по виду, материалу. Показывают на карте места развития традиционных народных промыслов. Узнают игрушки разных промыслов. Понимать, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментировать значение труда гончаров. Обобщают знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Узнают, что гжельские изделия – пример таланта гончаров. Приводить примеры упоминания ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Кратко Рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляют «оружейные» города России.

27.04.18

Что создавалось трудом ремесленника?

01.05.18

Что создавалось трудом рабочего?

Делают вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. Объяснять значение слов «фабрика», «завод». Показывают на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко Рассказывать о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России.

Понимать, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «день рождения» железнодорожного транспорта в России. Кратко Рассказывать о первой железной дороге в России, показывают ее на карте. Называть дату построения первой железной дороги.

04.05.18

Изобретения человека в XIX–XX веках.

Понимать значение развития пароходства в России. Показывают на карте реки России. Называть несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицируют автомобили  по назначению перевозок.

Рассказывать о развитии автомобилестроения в России.

08.05.18

Изобретения человека в XIX–XX веках.

Узнают о возникновении самолетостроения в России. Обсуждают проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А. А. Дейнеки «Никитка – первый русский летун»). Рассказывать об «отце российской космонавтики» – К. Э. Циолковском. Называть дату начала эры космических полетов, первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР

11.05.18

Как трудились в старину. Проверочная работа. 

Выполнять задания проверочной работы по изученным темам

15.05.18

Земля – наш общий дом. НРК Природа Хакасии. 

Характеризовать  условия жизни на Земле; устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха); различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; объяснять отличия грибов от растений; характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном; приводить примеры (конструировать) цепи питания; характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного); сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; работать с географической и исторической картами, контурной картой.

18.05.18

Наша Родина.  

22.05.18

Земля – наш общий дом. Наша Родина.  Итоговая контрольная работа. 

25.05.18

Мир, окружающий меня.

29.05.18

Мир, окружающий меня.


Материально – техническое и информационное обеспечение

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 

2. Издательский центр «Вентана Граф». – Режим  доступа: http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx 

3. Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru 

4. Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education 

5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru 

2. Цифровые образовательные ресурсы.

1.        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008, Цифровой образовательный ресурс (ЦОР), ООО «Нью Медиа Дженерейшн», г.Москва,  www.NMG.ru

2.        Авторские интерактивные учебные презентации.

3.        Авторские интерактивные учебные плакаты

3. Технические средства обучения.

1. Интерактивная система Mimio (доска, документ-камера, планшет).

2. Ноутбуки (10 шт.)

3. Фотоаппарат.

4. Сканер, принтер.

4. Демонстрационный материал

  1. Гербарий «Основные группы растений».
  2. Гербарий «Культурные растения».
  3. Ручная лупа.
  4. Глобус.
  5. Теллурий (модель трехпланетная: Солнце, Земля, Луна).

Обеспеченность учебно-методическими комплектами  и методическими пособиями

У каждого учащегося:

1. Н. Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся ОУ: в 2 ч. Ч.1. – 4-е изд., исправленное и дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-158 с.: ил.

2.  Н. Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся ОУ: в 2 ч. Ч.2. – -е изд., исправленное и дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-159 с.: ил.

Список литературы

1. Методическая поддержка. Сайт Вентана Граф. http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века

рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа XXI века

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру по программе Н.Ф. Виноградовой...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века....

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа 21 века....

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Школа 21 века....