Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема и вид урока (страницы учебника, тетради) | Тип урока | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Личностные | ИКТ | |||||||||||||||||||||||
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||||||||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Задавайте вопросы. Учебник, с.3-8 Р/т с3. | Открытие «нового» знания | Как работать с учебно- методическим комплектом для 1 класса? | Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель | познакомятся с основными задачами курса. научатся задавать вопросы об окружающем мире. правила пользования книгой | Регулятивные: знать основные правила поведения в окружающей среде. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: правила ориентирования в УМК. Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
Что и кто? (20 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Что такое Родина? Учебник, с.10-11. Р/т, с. 4 | Открытие нового знания | С чего начинается Родина? Цели: систематизировать знания о родной стране, о столице России - Москве, о своём городе; познакомить с флагом, гербом и гимном России; воспитывать чувство патриотизма | Россия, Родина, столица, Москва, Кремль, флаг, герб, гимн, президент, | узнают о государственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. научатся отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой, составлять текст по картинке | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, | |||||||||||||||||||||||
3 | Что мы знаем о народах России? Учебник, с.12-13. Р/т, с. 5-6 | Общеметодологической направленности | Цели: систематизировать знания о родной стране, познакомить с народами России; воспитывать чувство патриотизма | Национальность, национальные русские костюмы | узнают о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы. научатся отличать национальную одежду от другой, составлять текст по картинке | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, | |||||||||||||||||||||||
4 | Что мы знаем о Москве? Учебник, с.14-15. Р/т, с. 7 | Общеметодологической направленности | Цели: расширить знания о Москве и ее достопримечательностях. | Столица, Кремль, Храм Василия Блаженного, Царь-пушка, Царь-колокол, Колокольня Ивана Великого и др. | узнают о достопримечательностях нашей столицы. научатся описывать достопримечательности столицы, составлять текст по картинке | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | |||||||||||||||||||||||
5 | Проект «Моя малая Родина» Учебник, с.16-17. Р/т, с. 8-9 | Общеметодологической направленности | Цель: познакомить с историей, достопримечательностями, жизнью, народом, великими людьми Малой Родины. | Захарово, А.С.Пушкин | узнают об истории, о достопримечательностях, о природе , о великих людях нашего края. научатся работать с книгой, интернетом, искать нужную информацию, составлять текст. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: отбирать и классифицировать информацию по разделам( история, достопримечательности, великие люди, природа нашего края). Познавательные: поиск информации в художественной книге и научно познавательной литературе, интернете. Коммуникативные: планировать и распределять работу между членами группы, слушать собеседника и вести диалог. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||
6 | Что у нас над головой? Учебник, с. 18-19. Р/т, с. 10 | Общеметодологической направленности | Что у нас над головой? Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе; познакомить с созвездием Большой Медведицы; сообщить элементарные сведения о солнце и облаках; дать представление о форме и размерах предметов; начать освоение деятельности моделирования | Небо,солнце, облака,звёзды, луна, созвездие | усвоят, что солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды. познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. научатся узнавать ковш Большой Медведицы., научатся основам моделирования. повторят основные правила работы на уроке | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблемы при помощи учителя (побуждающий и подводящий диалоги). Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования, алгоритм нахождения созвездия на ночном небе. | ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||
7 | Что у нас под ногами? Учебник, с. 20-21. Р/т, с. 10-11. Тесты, с. 4 | Общеметодологической направленности | Каковы форма, размеры, цвет предметов? Как распознавать природные объекты? Цели: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; учить распознавать природные объекты; познакомить с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, из-вестняком), учить пользоваться увеличительным прибором - лупой. | Лупа, атлас- определитель, гранит, кремень, известняк | познакомятся с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). научатся сортировать камешки по форме, размеру, цвету; различать виды камней, различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | |||||||||||||||||||||||
8 | Что общего у разных растений? Учебник, с. 22-23. Р/т, с. 12-13. Тесты, с. 9 | Общеметодологической направленности | Из каких частей состоят растения? Какова роль растений в природе и жизни людей? Цели: познакомить с частями растений; показать на примерах роль растений в природе и жизни человека | Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, соцветие | познакомятся с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части. научатся их находить, различать объекты неживой и живой природы | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные: развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоциоально-нравст-венная отзывчивость. | |||||||||||||||||||||||
9 | Что растет на подоконнике? Учебник, с. 24-25. Р/т, с. 13-14. Тесты, с. 5 | Общеметодологической направленности | Какие комнатные растения считаются наиболее распространёнными? Цели: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями; показать их красоту; учить распознавать природные объекты | Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон | познакомятся с наиболее распространёнными комнатными растениями. научатся различать изученные на уроке комнатные растения. повторят основные правила ухода за комнатными растениями | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида). Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. | ценностное отношение к природному миру. | |||||||||||||||||||||||
10 | Что растёт на клумбе? Учебник, с. 26-27. Р/т, с. 15-16. Тесты, с. 6 | Общеметодологической направленности | Какие декоративные растения клумбы, цветника наиболее распространены? Цели: познакомить с распространёнными декоративными растениями клумбы, цветника; показать их красоту; продолжить обучение распознаванию растений | Клумба, цветник | познакомятся с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. научатся различать изученные растения клумбы, цветника, использовать приобретённые знания для ухода за растениями | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||
11 | Что это за листья? (Экскурсия.) Учебник, с. 28-29. Р/т, с. 16-18. Тесты, с. 7 | Общеметодологической направленности | Как различать листья наиболее распространённых пород деревьев? Цели: учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространённых пород деревьев | Черешок, листовая пластинка, форма листовой пластинки | познакомятся со строением листьев. научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения., соблюдать правила поведения в природе | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала. | ценностное отношение к природному миру | |||||||||||||||||||||||
12 | Что такое хвоинки? (Экскурсия.) Учебник, с. 30-31. Р/т, с. 19-21. Тесты, с. 8 | Общеметодологической направленности | По каким признакам распознать хвойные деревья? Цели: познакомить с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам | Хвойные деревья, хвоинки | познакомятся с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. научатся наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание, различать объекты неживой и живой природы | Регулятивные: применить установленные привила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. | ценностное отношение к природному миру | |||||||||||||||||||||||
13 | Кто такие насе-комые? Учебник, с. 32-33. Р/т, с. 22-23. Тесты, с. 10 | Общеметодологической направленности | Каково многообразие насекомых? Каковы важнейшие признаки их? Цели: познакомить с насекомыми, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе | Животные, их разнообразие. Насекомые, их отличия | усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. научатся приводить примеры насекомых. Повторят правила бережного отношения к природным объектам | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||||||||||||||||||||||
14 | Кто такие рыбы? Учебник, с. 34-35. Р/т, с. 24 | Общеметодологической направленности | Каковы важнейшие признаки рыб? Каково их многообра-зие? Цели: познакомить с рыбами, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак рыб и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе | Среда обитания, виды рыб, части тела рыбы, речная рыба, морская рыба | усвоят, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; узнают о разнообразии подводного мира. Научатся приводить примеры видов речных и морских рыб, отличать рыб от других видов животных | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника. | экологическая куль-тура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | |||||||||||||||||||||||
15 | Кто такие птицы? Учебник, с. 36-37 Р/т, с. 25-26 | Общеметодологической направленности | Каковы важнейшие признаки птиц? Каково их многообразие? Цели: познакомить с птицами, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак птиц и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе. | Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы | Усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. научатся приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц, отличать птиц от других животных | Регулятивные: применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эта лона, Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |||||||||||||||||||||||
16 | Кто такие звери? Учебник, с. 38-39. Р/т, с. 27-28 | Общеметодологической направленности | Каковы важнейшие при знаки зверей? Каково их многообразие? Цели: познакомить со зверями, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак зверей и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе | Среда обитания, млекопитающие, части тела зверя, дикие и домашние звери, животные природного края. | усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей. научатся приводить примеры видов зверей,отличать зверей от других животных | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | |||||||||||||||||||||||
17 | Что такое зоопарк? (Обобщение изученного.) Учебник, с. 40-41. | Общеметодологической направленности | Для чего нужен зоопарк? Цели: познакомить детей с Московским зоопарком, показать многообразие и уникальность животных, содержащихся в неволе; вместе с детьми выяснить причины создания зоопарков; изучить правила . безопасного поведения в зоопарке | Зоопарк, зоосад, вольер, полувольно, среда обитания, смотритель, редкие и исчезающие виды | усвоят, что зоопарк - это музей живой природы, в котором можно познакомиться с представителями животного мира нашей планеты, в котором содержатся в неволе или полувольно дикие животные, где изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: экскурсия в зоопарк. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из различных источников (книга, экскурсовод, личные знания) в разных формах; классифицировать по заданным критериям Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения | |||||||||||||||||||||||
18 | Что окружает нас дома? Учебник, с. 42-43. Р/т, с. 29-30 | Общеметодологической направленности | Каковы правила безопасного пребывания дома? Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению, объяснить правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение | познакомятся с группами предметов домашнего обихода. научатся группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой. повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий привозникновении опасной ситуации. Познавательные: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. | самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
19 | Что умеет компьютер? Учебник, с. 44-45. Р/т, с. 31 | Общеметодологической направленности | Как компьютер помогает человеку? Цели: познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями; объяснить правила безопасной работы на компьютере | Персональный компьютер, ин формация, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер, звуковые колонки, ДИСК, флэшка | познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями. научатся правилам безопасной работы на компьютере. повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава- тельных задач, осуществлять взаимный контроль. | внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здо- ровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | |||||||||||||||||||||||
20 | Что вокруг нас может быть опасным? Учебник, с. 46-47 Р/т, с. 32-33 | Общеметодологической направленности | Как правильно вести себя дома и на улице, что бы ты был в безопасности? Цели: учить видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними; повторить правила перехода улицы | Опасность, опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход | узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. закрепят правила безопасного перехода улицы | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
21 | На что похожа наша планета? Обобщение по теме «Что и кто?» (Обобщение изученного.) Учебник, с. 48-49 Р/т, с. 33 | Общеметодологической направленности | Что вы знаете о нашей планете? Цели: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли | Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь | узнают о форме Земли, познакомятся с глобусом. научатся различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны, правильно формулировать свои высказывания | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика» | |||||||||||||||||||||||
Как, откуда и куда? (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Как живет семья? Учебник, С56-59. Р/т, с. 35-37 | Открытие нового знания | Цели: познакомить с целями и задачами раздела; формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью. | Семья, имена, отчества, близкие люди. | узнают историю своей семьи. научатся интервьюировать членов семьи научатся оформлять творческую работу. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: оценивать информацию, классифицировать по заданным критериям: искать и выделять необходимую информацию из различных источников (семейный архив и др.) Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика». | |||||||||||||||||||||||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Учебник, с. 60-61. Р/т, с. 38-40 | Общеметодологической направленности | Как сделать, чтобы Злючка-Грязючка не поселилась в реке и не попала в наш дом? Цели: познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; показать процесс загрязнения и очистки воды; воспи тывать бережное отношение к природным водоёмам | Водопровод, станция очистки воды, очистные сооружения, подземная вода, фильтр | проследят путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма. научатся очищать воду с помощью фильтра, пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Учебник, с. 62-63. Р/т, с. 40-41 | Общеметодологической направленности | Как нам помогает электричество? Цели: познакомить с тем, как электричество поступает в наш дом; учить собирать простейшую электрическую цепь; соблюдать правила безопасного обраще- ния с электроприборами | Электростанция, аккумуля- тор, батарея, электричество, электроприборы, электри- ческая цепь | узнают, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. научатся собирать простейшую электрическую цепь и безопасно пользоваться электроприборами | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. Познавательные: строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях | |||||||||||||||||||||||
25 | Как путешествует письмо? Учебник, с. 64-65 Р/т, с. 42-43 (Урок-экскурсия) | Общеметодологической направленности | Как поделиться информацией с другом, живущим в другом городе, другой стране? Цели: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей | Письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовые марки, почтовый ящик | усвоят этапы путешествия письма. научатся правильно подписывать конверт. закрепят умение оформлять поздравительную открытку | Регулятивные: составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (подписывание конверта). Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач (виды почтовых отправлений), сравнивать. Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетические потребности, ценности и чувства. | |||||||||||||||||||||||
26 | Куда текут реки? Учебник, с. 66-67 Р/т, с.43-45 | Общеметодологической направленности | Как отличить реку от моря? Цели: расширять знания о реках и морях, о движении из реки в море; воспитывать бережное отношение к природным водоёмам | Река, море, родник, реч- ная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, аржа, плотина, гидроэлектро- станция | узнают, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией. научатся отличать реку от моря, речную воду от морской. повторят правила безопасного поведения на водоёмах | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря)и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения . | Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного ,здоровьесбе-регающего поведения. | |||||||||||||||||||||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? Учебник, с. 68-69 Р/т, с. 45-47 | Общеметодологической направленности | Что такое снег и лёд? Цели: познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности | Снег, лёд, вода, состояния воды, свойства воды, твёрдые и жидкие вещества | узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. научатся отличать снег ото льда по их свойствам, оформлять творческие работы (рисунки) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» | |||||||||||||||||||||||
28 | Как живут растения? Учебник, с. 70-71 Р/т, с. 48-49 | Общеметодологической направленности | Каковы необходимые условия для жизни растений? Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширить представления детей о жизни растений; воспитывать бережное отношение к растениям | Части растений, свет, тепло, комнатные растения | узнают общие условия, необходимые для жизни растений. научатся грамотно строить свои высказывания, соблюдать правила ухода за комнатными растениями | Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-позна- вательная), | |||||||||||||||||||||||
29 | Как живут животные? Учебник, с. 72-73. Р/т, с. 50-51 | Общеметодологической направленности | Каковы необходимые условия для жизни животных? Цели: познакомить с условиями жизни животных; расширять представления о жизни животных и птиц; воспитывать бережное отношение к животным | Жилища животных, детёныши животных,части тела животных, среда обитания | познакомятся с условиями жизни животных. научатся правильно называть детёныщей животных, определять среду обитания животного по его внешнему виду | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»). Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | |||||||||||||||||||||||
30 | Как зимой помочь птицам? (Обобщение практических знаний.) Учебник, с. 74-75 Р/т, с. 52-54 | Общеметодологической направленности | Как зимой помочь птицам? Цели: познакомить с зимующими птицами, учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой; учить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц | Синица, поползень, снегирь, воробей, свиристель, зимующие птицы, кормушка, корм | научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц. научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. повторят правила бережного отношения к окружающей среде | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи осёдлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». | |||||||||||||||||||||||
31 | Откуда берутся шоколад, изюм, мёд? Учебник, с. 76-77 | Общеметодологической направленност Общеметодологической направленности | Откуда берутся шоколад, изюм, мёд? Цели: познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм, мед), показать их природное происхождение | Шоколад, изюм, мёд, ка- као-бобы, кондитерская фабрика, кон дитер, улей, со ты, пчеловод | усвоить, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм - благодаря винограду, а мед - благодаря цветкам и пчелам. научатся распознавать различные виды шоколада (по внешнему виду и вкусу). узнают основы правильного питания | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (экскурсия на кондитерскую фабрику), предвосхищать результат. Познавательные: оценивать информацию, классифицировать по заданным критериям: искать и выделять необходимую информацию из различных источников (энциклопедия, доклад, видеоматериалы);критериям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказы-вание. | внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? Учебник, с. 78-79. Р/т, с. 54-55 | Общеметодологической направленности | Как сделать так, чтобы было меньше мусора? Цели: сформировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить учащихся в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении; обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуации | Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё | усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. научатся сортировать мусор из разного материала, соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, не расточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. | |||||||||||||||||||||||
33 | Откуда в снежках грязь? Обобщение по теме «Как, откуда и куда?» (Обобщение изученного.) Учебник, с. 80-81. Р/т, с. 56-58 | Общеметодологической направленности | Как сделать Землю чище? Цели: познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжать обучение практическому исследованию природных объектов | Окружающая среда, загрязне ния, очистка фильром, очи стные сооружения | усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. научатся использовать различные фильтры и соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранитель- ным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьвье-сберегаю-щего поведения; . | |||||||||||||||||||||||
Где и когда? (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Когда учиться интересно? Учебник, с.4-7.(2 часть) Р/т, с. 3-5 | Открытие нового знания | Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить условия интересной и успешной учёбы. | Класс, одноклассники, коллектив, оснащение класса, взаимопомощь, сотрудничество. | узнают, что такое дружный сплочённый коллектив, какие значения имеет слово класс. будут учиться уважительно относиться и помогать друг другу и пользоваться вежливыми словами. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы Коммуникативные: работать в паре ставить ,вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности . | |||||||||||||||||||||||
35 | Когда придёт суббота? Учебник, С.8-9. Р/т, с, 6-8 | Общеметодологической направленности | Откуда и куда бежит время? Цели: формировать представления о времени и его составляющих - настоящем, прошлом и будущем; познакомить с днями недели, учить ориентироваться в их последовательности | Дни недели, их последовательность, рабочие и выходные дни, прошлое, настоящее, будущее | усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра и знать по порядку все дни недели | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||||||||||||||||||||||
36 | Когда наступит лето? Учебник, с. 10-11. Р/т, с. 9-10 | Общеметодологической направленности | Как определить, какое сейчас время года? Цели: формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последователь-ности, учить выделять характерные признаки времен года | Времена года, месяцы | усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. научатся узнавать время года по характерным признакам и творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.) | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||||||||||||||||||||||
37 | Где живут белые медведи? Учебник, с. 12-13 Р/т, с. 11-12 | Общеметодологической направленности | Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов? Цели: формировать представления о разнообразии природы Земли, познакомить детей с холодными районами планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приемам работы с глобусом | Северный и Южный полюс, обитатели полюсов, Арктика, Антарктида | усвоят, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов и находить отличия двух похожих объектов | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны . Познавательные: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока. Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения. | |||||||||||||||||||||||
38 | Где живут слоны? Учебник, с. 14-15 Р/т, с. 12-13 | Общеметодологической направленности | Как отличить саванну и тропический лес от холодных районов Земли? Цели: продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли, познакомить с жаркими районами планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; учить элементарным приемам работы с глобусом | Саванна, тропический лес, экватор | усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов усвоят элементарные приемы работы с глобусом | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения. | |||||||||||||||||||||||
39 | Где зимуют птицы? Учебник, с. 16-17 Р/т, с. 14-15 | Общеметодологической направленности | Куда птицы исчезают зимой? Цели: закрепить и расширить знания о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых | Перелётные, оседлые птицы | усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. научатся приводить примеры птиц каждой группы и бережно относится к животному миру | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | |||||||||||||||||||||||
40 | Когда жили динозавры? Учебник, с. 18-19. | Общеметодологической направленности | Как люди смогли узнать о динозаврах? Цели: формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров; учить находить связь между строением животного и его образом жизни; в элементарной форме познакомить с методами изучения вымерших животных | Вымершие жи вотные, динозавры, травоядные, плотоядные, все ядные | усвоят, что динозавры жили на Земле в далеком прошлом, когда еще не было людей. научатся находить связь между строением животного и его образом жизни и работать с пластилином | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения (составление планаописания динозавра), составлять план и последовательность дейст- вий. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, картинки, энциклопедия, видеоматериалы); собирать информацию. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | |||||||||||||||||||||||
41 | Когда появи-лась одежда? Учебник, с. 20-21. Р/т, с. 15-16 | Общеметодологической направленности | Для чего люди придумали одежду? Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды; показать, что с помощью одежды человек может проявлять уважение к себе и окру жающим; учить внимательно относиться к своей одежде | Виды одежды, доспехи, ткань, кожа, материал, назначение одежды (деловая, спортивная и т. п.) | усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Научатся подбирать одежду по размеру и Внимательно относиться к своей одежде | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды). Познавательные: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. | навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
42 | Когда изобрели велосипед? Учебник, с. 22-23 Р/т, с. 17-18 | Общеметодологической направленности | Как устроен велосипед? Цели: уточнять знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием велосипедов; учить правилам безопасной езды на велосипеде | Устройство велосипеда, название деталей (частей) велосипеда | усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на ве- лосипедах запрещено». научатся называть и показывать части велосипеда. повторить правила безопасной езды на велосипеде | Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению. | |||||||||||||||||||||||
43 | Когда мы станем взрослыми? Учебник, с. 24-25. Р/т, с.18-19 | Общеметодологической направленности | Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем? Как нам нужно себя вести, чтобы он таким стал? Цели: развивать представления о времени, об изменениях, происходящих с человеком и окружающим миром; познакомить с некоторыми профессиями; учить устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира, | Возраст, профессия | усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.) и бережно относиться к окружающему миру | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||||||||||||||||||||||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Учебник, с. 26-30 Р/т, с. 20 | Общеметодологической направленности | Правильно выполнить тестовые задания.. Цели: уточнить знания по пройденной теме; закрепить полученные знания; проверить уровень усвоения пройденного материала, | повторят основ-ные вопросы из пройденного материала. | Регулятивные: вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач по всем изученным направлениям. Коммуникативные: ставить вопросы, используя изученные понятия, обращаться за помощью, осуществлять рефлексию способов и условий действий. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | ||||||||||||||||||||||||
Почему и зачем? ( 22 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Почему солнце светит днём, звёзды ночью? (Изучение нового материала.) Учебник, с. 32-33. Р/т, с. 21-22 | Открытие нового знания | Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью? Цели: формировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва; развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; учить распознавать природные объекты | Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие | усвоят, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце - ближайшая к Земле звезда. научатся узнавать созвездие Льва и правильно, аккуратно работать с пластилином | Регулятивные: сличать способдействия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином). Познавательные: моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | |||||||||||||||||||||||
46 | Почему на Луне не живут люди? Учебник, с. 34-35. Р/т, с.22-23 | Общеметодологической направленности | Как люди изучают Луну? Цели: формировать Представления о Луне как естественном спутнике Земли, о способах изучения Луны учеными, обеспечить опыт объяснения природных явлений | Луна, естественный и ис кусственный спутник, от- ражение света, луноход, телескоп, поверхность Луны, форма Луны | усвоят, что Луна — естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. научатся объяснять изменения формы Луны и правильно, аккуратно работать с пластилином | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля — Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных источников. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | |||||||||||||||||||||||
47 | Почему идёт дождь и дует ве терУчебник, с. .36-37 Р/т, с. 23-24 | Общеметодологической направленности | Почему идет дождь и дует ветер? Кто из вас, ребята, может это объяснить? Цели: расширить и уточнить представления о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения | Дождь, ветер, капли, облака, туча, воздух, колебания воздуха, движения воздуха | научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра. научатся различать виды дождя и ветра и выбирать одежду по погоде | Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-след-ственные связи. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль. | уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
48 | Почему звенит звонок? Учебник, с. 38-39 Р/т, с.25-26 | Общеметодологической направленности | Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка? Цели: формировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении, показать разнообразие звуков окружающего мира, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений | Звук, тишина, шум, эхо | усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. научатся использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов и соблюдать правила гигиены | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). Познавательные: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||||||||||||||||||||||
49 | Почему радуга разноцветная? Учебник, с. 40-41 Р/т, с. 26-27 | Общеметодологической направленности | Почему солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная? Цели: формировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений | Радуга, цвета радуги, распад на цвета, спектр | усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. научатся воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу-под- сказку и уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач по исследованию и объяснению природных явлений (радуга); обработка информации, полученной в процессе исследования. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, мотивация учебной деятельности (учебно- познавательная) | |||||||||||||||||||||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? Как ухаживать за кошкой и собакой? Учебник, С.42-45 Р/т, с.27-29 | Общеметодологической направленности | Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? Цели: познакомить с условиями жизни домашних животных — кошки и собаки; воспитывать бережное отношение к животным | Кошка, собака, домашние животные, ветеринар, ветеринарная клиника | познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. научатся правильно обустраивать уголок для кошки и собаки и соблюдать правила безопасности при общении с чужими домашними животными | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание отетственности человека за общее благополучие, устойчивое следование поведении социальным нормам. | |||||||||||||||||||||||
51 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (Обобщение практических знаний.) Учебник, с. 46-47 Р/т, с. 30-33 | Общеметодологической направленности | Как сохранить приятные воспоминания о прогулке по цветущему лугу Цели: познакомить с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм | Луговые цветы, бабочки, правила поведения | познакомятся с представителями сообщества «луг». узнают изученные природные объекты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы) и соблюдать правила поведения в природе | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответ-ственности человека за общее благополучие. | |||||||||||||||||||||||
52 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Обобщение практических знаний.) Учебник, с. 48-49 Р/т, с. 34 | Общеметодологической направленности | Как услышать лесные голоса? Цели: учить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки» | Лесные голоса, тишина, правила поведения | познакомятся с голосами лесных жителей. научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше) и соблюдать правила поведения в природе | Регулятивные: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). Познавательные: устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. | навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, | |||||||||||||||||||||||
53 | Почему их так назвали? Учебник, с. 50-51
| Общеметодологической направленности | Откуда произошли названия некоторых растений, грибов, насекомых? Цели: показать, как интересно и важно знать названия природных объектов, раскрыть связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями | Мухомор, подорожник, медуница, недотрога, жук-олень, жук-носорог | научатся объяснять названия некоторых растений, грибов, животных. узнавать несколько изученных природных объектов и уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: разбор конкретных названий животных и растений. Познавательные: осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников). Коммуникативные: строить понятные дня партнёра высказывания; строить монологическое высказывание. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения. | |||||||||||||||||||||||
54 | Зачем мы спим ночью? Учебник, с. 52-53. Р/т, с. 35 | Общеметодологической направленности | Как правильно готовиться ко сну? Все ли люди спят ночью? Цели: помочь понять значение сна в жизни человека, совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну, показать, что спят не только люди, но и животные, познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью | Сон, ночной отдых, ночные живот-ные, ночные дежурства | усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. научатся правильно вести себя перед сном. закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | Регулятивные: адекватно использовать речь дня планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.. | здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни | |||||||||||||||||||||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фрук тов? Учебник, с. 54-55 Р/т, с. 36-38 | Общеметодологической направленности | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Цели: систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой | Овощи, фрукты, витамины | усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. научатся приводить примеры овощей и фруктов и соблюдать правила мытья фруктов и овощей перед едой | Регулятивные: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека). Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |||||||||||||||||||||||
56 | Почему надо чистить зубы и мыть руки? (Обобщение практических знаний.) Учебник, с. 56-57 Р/т, с. 38-39 | Общеметодологической направленности | Как оставаться здоровым? Цели: осознать необходимость гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить правильно чистить зубы и мыть руки | Зубная паста, Зубная щётка, мыло, гигиена | усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. научатся правильно чистить зубы и мыть руки закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Здоровьесбе- регающее по ведение, уста новка на здо ровый образ жизни | |||||||||||||||||||||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? Учебник, с. 58-59 Р/т, с. 39-40 | Общеметодологической направленности | Как автомобиль помогает людям? Цели: дать представление о средствах связи и средствах массовой информации; познакомить с назначением радиоприемника, телевизора, газет, журналов, Интернета. | Почта, телеграф, телефон, Интернет, средства связи, радио, телевидение, газета, журнал, средства массовой информаии, | научатся объяснять назначение радиоприемника, телефона, газет и журналов, телевизора, Интернета. научатся различать средства связи и средства массовой информации. запомнят номера телефонов специальных служб безопасностей. | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение средств связи и массовой информации). Познавательные: устанавливать причинно-следствен-ные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | |||||||||||||||||||||||
58 | Зачем нужны автомобили? Учебник, с. 60-61. Р/т, с. 41 | Общеметодологической направленности | Как автомобиль помогает людям? Цели: познакомить с назначением и устройством автомобилей; сформировать представления о прошлом и будущем автомобильной техники | Виды автомобилей, устройство автомобиля | научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. научатся различать по внешнего виду основные группы автомобилей. запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля | Регулятивные: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно- познавательная) | |||||||||||||||||||||||
59 | Зачем нужны поезда? Учебник, с. 62-63 Р/т, с. 42-43 | Общеметодологической направленности | Для чего нужны поезда? Цели: познакомить с назначением и устройством поездов и железных дорог; учить классифицировать объекты техники по их назначению | Железная дорога, метро, пассажирский поезд, товарный поезд | усвоят различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. научатся использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | |||||||||||||||||||||||
60 | Зачем строят корабли? Учебник, с. 64-65 Р/т, с. 44-45 | Общеметодологической направленности | Почему корабль не тонет? Цели: познакомить детей с назначением и устройством кораблей, со спасательными средствами на корабле | Виды кораблей, устройство корабля | познакомятся с основными группами судов. научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. научатся использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля). Познавательные: устанавливать причинно-следстве-ные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | |||||||||||||||||||||||
61 | Зачем нужны самолёты? Учебник, с. 66-67 Р/т, с. 46 | Общеметодологической направленности | Зачем нужны самолеты? Цели: познакомить с назначением и устройством самолетов, учить находить связь между назначением техники и ее устройством | Воздушный транспорт, виды самолётов, устройство самолёта | познакомятся с устройством самолёта. научатся классифицировать самолеты по их назначению. научатся использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов . | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). Познавательные: ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям (назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следствен- ные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Учебник, с. 68-69 Р/т, с. 47 | Общеметодологической направленности | Цели: познакомить с правилами безопасности в автомобиле и на железной дороге. | Ремень безопасности. | узнают о назначении ремня безопасности. научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля; уметь использовать приобретённые знания для выполнения изученных правил безопасного поведения. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||
63 | Почему на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Учебник, с. 70-71 Р/т, с. 48-49 | Общеметодологической направленности | Цели: познакомить с правилами безопасности на водном и воздушном транспорте. | Спасательные средства на корабле и самолёте. | познакомятся с основными спасательными средствами. научатся приводить примеры спасательных средств на корабле и на самолете. научатся использовать приобретённые знания для выполнения изученных правил безопасного поведения. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно- познавательная) | |||||||||||||||||||||||
64 | Зачем летают в космос? Учебник, с. 72-73 Р/т, с. 50-51 | Общеметодологической направленности | Зачем космонавты летают в космос? Зачем в космос запускают спутники? Цели: систематизировать и расширить элементарные представления о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; продолжать обучение работе в группах (бригадах) | Искусственные спутники Земли, космонавт, ракета, космическая на-учноисследовательская станция | запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. научатся различать естественный и искусственные спутники Земли. научатся работать в группах | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать при- чинно-следственные связи. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||||||||||||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Учебник, с. 74-75 Р/т, с. 52-53 | Общеметодологической направленности | Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? Цели: формировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом», повторить и обобщить экологический материал курса, продолжить обучение работе в группах (бригадах) | Экология, эколог, цепи питания, «Зелёный дом» | усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. повторят правила поведения на природе. научатся работать в группах | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (доведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости). Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (плакаты экологической направленности); осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следствен-ные связи. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||||||||||||||||||||||
66 | Как мы находили ответы на свои вопросы? Учебник, с. 76-83 | Общеметодологической направленности | Как изменился за год наш учебник? Цели: обобщить представления о способах познания окружающего мира, источниках информации о нем | Окружающий мир | обобщат полученные за год знания. научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). научатся использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог. | внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...