Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Знакомство с различными пародами собак и кошек. Польза домашних животных для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" | 432.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по окружающему миру
на тему
«Про кошек и собак»
по программе «Школа России»
2 «Б» класс
Учитель:
Порхунова А.В.
2016г.
Цель: познакомить обучающихся с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека.
Задачи: познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;
воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным;
развивать любознательность, внимание; познакомить учащихся с историей кошек и собак, породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека; обратить внимание учащихся на особенности поведения кошек; воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей; развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.
Предметные результаты: учащиеся получат представление о животных живого уголка, познакомятся с некоторыми породами кошек и собак; повторят материал о домашних и диких животных.
Метапредметные результаты: учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки, иллюстрации – породы собак и кошек; памятки по правилам общения с кошками и собаками; лесенка успеха, детские рисунки.
ТСО: компьютер, проектор.
Ход урока
Слайд 1 (Окружающий мир)
I Орг.момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Вот звенит для нас звонок
Начинается урок
Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Расскажите, как нужно вести себя на уроке.
На уроке я сижу.
Никогда я и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.
II Повторение пройденного
-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение» нужно отвечать дружно, хором.
-Закончи предложение одним словом.
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …
(дикие)
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
(домашние)
Работа в паре по карточкам.
Карточка
1.Из перечисленных названий животных подчеркните зелёным карандашом - диких, красным - домашних.
Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.
А сейчас поменяйтесь с соседом листочками и проверьте, верно ли вы выполнили задание.
Слайд 2 (Проверка работы по карточкам)
Если всё сделано верно нарисуйте весёлый смайлик, если допущены ошибки , то грустный.
Фронтальный опрос:
Учитель.
-Давайте вспомним, какие животные могут жить в живом уголке у нас дома? (аквариумные рыбки, хомяки, морские свинки, попугаи, декоративные кролики и др.)
- Каких аквариумных рыбок ты знаешь? (гуппи, сомик, меченосец, гурами)
- Как о них нужно заботится? (кормить, менять воду)
- Расскажите о рыбках гуппи.
- Как нужно содержать хомячков?
- Дома вы нарисовали своего питомца и подготовить о нём сообщение. Кто хочет рассказать о нём? (Дети рассказывают о своих питомцах 3-4 человека.)
III Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока.
- Мы продолжим изучать домашних животных, а каких вы узнаете, если отгадаете загадки.
Слайды кроссворд
Загадки:
Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом.
(Собака.)
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)
Учитель. - Как вы думаете, про кого мы будем говорить на уроке? (Про кошек и собак.)
- Правильно. Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак.».
Слайд (тема урока)
- А как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся? Наш помощник Муравей Вопросик нам поможет определить познавательные задачи урока.
Слайд (муравьишка с познав. задачами)
2. Работа над новой темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.
Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках?(Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)
Слайд (кошки)
- Сначала мы поговорим о кошках. Приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
А как это произошло нам расскажет Ксюша Подсобляева.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один прекрасный день, кто-то сделал большое открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров и ловить упитанных грызунов. Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.
- А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (лев, тигр, леопард, барс, рысь)
Слайд (дикие родственники кошек)
- Давайте вернёмся к кошкам. А какие вы знаете породы этих животных? (ответы детей)
Слайд ( породы кошек)
Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. ( слайд )
Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. (слайд )
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой шерстке – одно удовольствие. (слайд )
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Их отличает темная «маска» на мордочке и голубые глаза. (слайд )
Слайд (кошки)
Для чего человек держит кошек у себя дома. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. (Слайд)
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. . (Слайд)
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Юрия Куклачева, снимаются в кино. . (Слайд)
Физкультминутка.
- Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление:
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?
3. Работа по учебнику.
- Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (предположения детей)
- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)
- Так сколько пород? (Всего 60 разных пород)
- Все ли кошки породистые? (домашние кошки)
4. Беседа о собаках.
Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?
- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)
Слайд (собаки)
Учитель. Кто такие собаки и как они стали домашними нам расскажет Горячев Саша
Слайд (древние собаки)
Собака – самый первый и верный друг человека из домашних животных. В каменном веке, 15 тысяч лет назад человек приручил волка. В то время человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником. Волки, проживая в лесах, тратили немало усилий на поиски еды, а иногда и вовсе оставались голодными. Такое «голодное» положение привело к тому, что животные стали приходить к жилищам людей, где они могли отыскать съедобные отходы. Заметив это, люди не стали прогонять животных от своих жилищ, так как вели они себя довольно спокойно и даже предупреждали о приближении кого-либо громким лаем. Постепенно волк превратился в собаку. Первые собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы, они просто радуют своих хозяев.
Учитель. А кто догадается кто является родственниками собак в дикой природе?
Слайд (родственники собак)
Серый волк, рыжая лиса, голубой песец, шакал.
5. Работа по учебнику.
Но вернемся к собакам.
- Как вы думаете, сколько всего пород собак насчитывают ученые? (предположения детей)
- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете третий абзац текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)
- Так сколько пород? (Всего 400 разных пород)
Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
Как вы думаете, как помогает человеку собака. (Ответы детей)
Всех собак можно разделить на три большие группы: .
Слайд
- охотничьи;
- служебные;
- декоративные
Слайды о собаках.
Подготовленные дети выходят к доске и рассказывают о разных породах собак.
Охотничьи собаки:
- Русская борзая – крупная охотничья , грациозная, изящная, разводится в России уже несколько столетий.
- Лайки – это охотничьи собаки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
- А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
- Кокер спаниель- небольшая охотничья собака, весёлая и игривая.
Служебные собаки:
- Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
- Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
- Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
- Дог – это умные и уверенные в себе собаки, им без проблем можно доверить охрану любого объекта, будь это дом, машина или ваша семья.
- Лайки проживают с человеком на Севере. Одни перевозят в упряжках грузы и людей, другие помогают пасти и охранять стада северных оленей, третьи - охотничьи лайки, применяется для охоты на различных зверей.
Декоративные собаки
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. В основном они маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные. Это - пудель, пекинес, шпиц, болонка и др.
Долматин – раньше в царское время, эту породу собак использовали как охотника и охранника, а сейчас она стала для людей больше декоративной породой. Долматинцы очень игривые, дружелюбные, умные собаки.
- А вы знаете, какая порода собак считается самой маленькой в мире?
Слайд
(Чихуахуа, считаются самыми маленькими собаками на земле вес этих собак примерно— 1—3 кг, а высота в холке может быть от 15 до 23 см). Чихуахуа — обаятельный питомец, он никого не оставляет равнодушным. Эти собаки любопытны и наблюдательны, выносливы, подвижны и сообразительные.)
- А самой большой? (Сенбернары одни из самых больших собак в мире. Рост достигает 70 сантиметров, вес 90 килограмм. Сенбернары очень компанейские и дружелюбные здоровяки с устойчивым характером. Хотя они очень мощные и чувствуют себя уверенно, однако мягкие, что делает их приятелями малышей, с которыми они прекрасно находят общий язык и играют на природе. Сенбернары самая сильная в мире собака. )
Не все собаки относятся к какой либо породе. Существует множество собак, которые не имеют породы, но они такие же преданные человеку существа.
У собак очень много профессий.
Слайд 1 (профессии)
- Расскажите, как собаки помогают человеку. (Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.)
Слайд 2 (профессии)
(Есть породы, которые помогают сопровождать слепых- это собаки повадыри, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.)
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье.
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
Физминутка «Щенок»
Бегал по двору щенок (бег на месте)
Видит пирога кусок ( наклоны вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок)
IV.Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради. С. 58.
Задание 1 (самост.)
Задание 2 (коллект.)
Задание 3 (групповая по 4 чел.) Раздать распечатку атласа –определителя.
Правила работы в группе: Работая в группах, вы должны распределить обязанности в группе, слушать друг друга, разговаривать шёпотом.
Проверка: каждая группа читает по одному названию по очереди, не повторяясь.
Творческое задание.
Придумайте рассказ про свою кошку или собаку. Давайте составим план рассказа.
Задание 4
1.ПОРОДА
2.КЛИЧКА
3.ВНЕШНИЙ ВИД (особенности окраски)
4.ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
5.ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНОМУ
Ребята составляют рассказы устно.
Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное? (кормить, купать, убирать за ним, воспитывать, если заболел лечить)
(Ответы детей.)
Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки? (Люди выгоняют их, если они им надоели. Не прогоняйте собак и кошек, ведь мы в ответе за тех кого приручили. Поэтому прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём).
Звучит куплет песни «Не дразните собак»
Учитель: Почему нельзя дразнить и обижать собак и кошек? ( Во-первых,
это проявление жестокости и невоспитанности, а во-вторых, это
просто опасно.)
Чтобы тебя не укусила собака, нужно помнить основные правила.
Детям раздаются памятки.
Читает хорошо читающий ученик:
- Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
- Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.
- Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
- Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
- Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
- Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определенное расстояние.
- Не делайте резких движений, общаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
- Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.
- Если в узком месте (например, в подъезде) собака идет вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её и хозяина.
Учитель: Запомните эти правила, прочитайте их дома ещё раз, ознакомьте с ними своих родных.
V. Домашнее задание.
Учебник с. 84-87 прочитать
Рабочая тетрадь с. 59 упр. 5
Творческое задание :по выбору нарисовать свою кошку или собаку и рассказать о ней по плану, который мы составили.
VII .Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока и вспомним что мы узнали нового и интересного.
- Какие породы кошек вы запомнили?
- Приведите примеры пород собак.
- Какую роль играют кошки и собаки в жизни человека?
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.
- Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнено?
- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца? (Хватит ли нам терпения, и сил чтобы ухаживать за ним)
Закончи предложение:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…
VI. Рефлексия.
Слайд (рефлексия)
А теперь оцените себя сами, насколько успешно вы поработали на уроке. Возьмите или кошечку или собачку и поставьте на «Лесенку успеха». Если вы хорошо работали на уроке, вам было всё понятно то поставьте на самую высокую ступень, если вам было интересно, но вы ошибались и не всё поняли, то поставьте на вторую ступень, а если вам было неинтересно и вы ничего не поняли, то поставьте на самую низкую ступеньку.
А сейчас встаньте, протяните правую руки и мысленно положите на неё знания, с которыми вы пришли на урок, а на левую- те, которые получили на уроке По моей команде вы соедините ладошки вместе в хлопке (знания объединились), и скажем друг другу «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Карточка
Из перечисленных названий животных выберите домашних и подчеркните их красным карандашом, а диких – зелёным.
Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.
Карточка
Из перечисленных названий животных выберите домашних и подчеркните их красным карандашом, а диких – зелёным.
Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.
Карточка
Из перечисленных названий животных выберите домашних и подчеркните их красным карандашом, а диких – зелёным.
Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.
Карточка
Из перечисленных названий животных выберите домашних и подчеркните их красным карандашом, а диких – зелёным.
Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.
Памятка «Правила общения с собакой»
| Памятка «Правила общения с собакой»
|
- А сейчас давайте выполним тест и проверим, внимательны ли вы были на уроке.
( тестовые задания на карточках для каждого ребенка, проверка в парах)
1.Сколько пород кошек существует в мире?
- Около 60 пород;
- Около 100 пород;
- Около 160 пород.
2.Где была одомашнена кошка?
- В Древнем Риме;
- В Древней Греции;
- В Древнем Египте.
3.Сколько пород собак насчитали учёные?
- Около 200 пород;
- Около 400 пород;
- Около 600 пород.
4.Кто был приручён человеком раньше?
- Собака;
- Кошка.
5.Какие домашние животные самые распространённые?
- Собаки;
- Кошки;
- Аквариумные рыбки.
VI.Итог урока.
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.
- Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнено?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- О чем еще захотелось узнать?
- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца?
VII.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак.
Резерв.
Пазлы (фото животных). Собрать , назвать породу и что о ней запомнили.
Викторина:
- Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)
- Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)
- Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")
- Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)
- Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)
- Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)
- Как называют дикую собаку? (Динго.)
- Какой континент является родиной кошек? (Африка.)
- Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)
- Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)
- Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)
- В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру"Про кошек и собак".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 538Кировского района Санкт-Петербурга Методическаяразработка урокапо окружающему ми...
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ «МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ»" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Цели: расширить представления о кошках и собаках; познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них....
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА " ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ "МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. КОНСПЕКТ УРОКА СОДЕРЖИТ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»
На уроке дети знакомятся с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывается береж...
конспект урока по окружающему миру "Почему мы любим кошек и собак?"
Тема: Почему мы любим кошек и собак?Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: формировать правила ухода за кошками и собаками.Планируемые результаты:...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Собаки и кошки - домашние животные"
В материале представлен конспект урока по окружающему миру 2 класс по учебнику Плешакова А.А. на тему "Собаки и кошки - домашние животные"...