Рабочая программа по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по окружающему миру | 60.8 КБ |
Технологическая карта урока по теме "Грибы" | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы А.А. Плешакова 2011 год, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова».
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию родной страны и человечества.
Задачи курса:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории современной жизни;
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нем;
- Формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов (34 учебные недели в каждом классе).
Изменения, внесенные в учебную программу:
Рабочая программа разработана на основании авторской программы А.А. Плешакова. Изменения в авторскую программу не внесены.
Для реализации программного содержания используются: УМК «Школа России»
- Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М: «Просвещение»
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М: «Просвещение»
- Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, М: «Просвещение» 2012
- Тесты «Окружающий мир», А.А. Плешаков, М: «Просвещение»
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
При изучении учебного предмета «окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- уважает другие народы России;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- бережно относится к родной природе;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении учебного предмета «окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач
При изучении учебного предмета «окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты
и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации, Красноярского края, Березовского района; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, Красноярский край, Березовский район;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2016 – 2017 учебный год
3 класс
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) | |
Как устроен мир | Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Страна (государство). Символы государства. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы. |
| Личностные УУД 1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы. 2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика. 3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. 4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности. 5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок. 6. Осознаёт свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. 7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей. 8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм. 9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни. 10. Знает основные правила экологической культуры. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определяет важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы. 4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно. 5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий. 6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям. 7. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно. 9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 10. Определяет правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные УУД 1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет. 2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме; 3. На основе кодирования информации самостоятельно строит модели понятий. 4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения. 5.Осуществляет анализ объекта (по нескольким существенным признакам). 6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям); 7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков. 8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов). Коммуникативные УУД 1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относится к своему мнению. 7. Понимает точку зрения другого. 8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом. | |
Эта удивительная природа | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Процесс разрушения горных пород в природе, ее причины и последствия. Почва как верхний плодородный слой земли. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Группа растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях. Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни животных и человека. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Меры охраны растений. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Зоология – наука о животных. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Правила сбора грибов. Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ. |
| ||
Мы и наше здоровье | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека. Органы чувств человека. Гигиена органов чувств. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Первая помощь при повреждении кожных покровов. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Питательные вещества, необходимые организму. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Закаливание. Способы закаливания организма. Понятие о здоровом образе жизни. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки. Правила поведения в потенциально опасных местах. Опасности природного характера. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения |
| ||
Наша безопасность | Потребности людей. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Роль образования в экономике. Понятие о полезных ископаемых. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Классификация культурных растений. Труд растениеводов. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Труд животноводов. |
| ||
Чему учит экономика | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы разных стран. Зарплата и сбережения. Понятие о государственно бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. |
| ||
Путешествия по городам и странам | Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца, их достопримечательности. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны Бенилюкса. Страны центра Европы, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Франция, ее месторасположение на карте, столица, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, ее месторасположение на карте, столица, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия. Их географическое положение, столицы, госуд. устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. |
|
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2017-2018 учебный год
4 класс
Раздел | Содержание раздела | Предметные Результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Раздел I «Земля и человечество» | Понятие об астрономии как науке. Характеристика планет солнечной системы. Естественные спутники планет. правила наблюдения звездного неба. Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Понятие о веке (столетии). Представление о развитии человечества во взаимодействии с природой. Понятие о всемирном наследии и его частях. | - рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; - проводить несложные астрономические наблюдения; - изготавливать модели планет и созвездий; - использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; - анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; - приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги; | Регулятивные: - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; Сохранять учебную задачу в течении всего урока; - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изученным материалом; - выделять из темы урока известные знания и умения; - планировать свое высказывание; - планировать свои действия; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетв/неудовл своей работой на уроке; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: (научатся) - понимать, толковать и организовывать свою деятельность; -осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; - выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ; - моделировать экологические связи в природных сообществах Коммуникативные: (научатся) - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнера по общению, не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; -аргументировать свою позицию; -понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.; - признавать свои ошибки, озвучивать их; - употреблять вежливые слова в случае неправоты; - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Строить монологическое высказывание; - готовить сообщения, выполнять проекты по теме; - составлять рассказ на заданную тему; - строить понятные для партнера высказывания. Личностные: (будут сформированы) - основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России; - умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина РФ; - чувства сопричастности к отечественной истории своей семьи и гордости за вою родину; -сознание своем этнической принадлежности в контексте принципа российской принадлежности; -уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи; - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; -самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки; - этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - установка на безопасный, здоровый образ жизни; -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
Раздел II «Природа России» | Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Местоположение зоны арктических пустынь, тундры, зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зоны степей, полупустынь и пустынь, субтропиков. | - находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты РФ, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фото и описывать достопримечательности регионов и городов России; - находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России основные природные зоны; - объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, сравнивать различные природные зоны; - приводить примеры растений и животных разных природных зон | |
Раздел III «Родной край – часть большой страны» | Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Водные объекты своего региона. Важнейшие полезные ископаемые родного края. Разнообразие почв России. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество луга, пресных вод. Растениеводство, животноводство. | - давать краткую характеристику своего края; - различать и описывать изученные природные объекты родного края; - давать краткую характеристику природных сообществ своего края; - выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать их связи с помощью моделей; - рассказывать об охране природы в своем крае; - различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края | |
Раздел IV «Страницы всемирной истории» | История первобытного общества. История древнего мира. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий. Изобретение книгопечатания. Новое время в истории Европы. Исследования Арктики и Антарктики. | - приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; - соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; - читать историческую карту; - перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившихся до наших дней; - с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; - описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества. | |
Раздел V «Страницы истории России» | Расселение восточных славян. Торговый путь «из варяг в греки». Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Распространение грамотности в Древней Руси. Феодальная раздробленность Руси. Поход Мамая на Русь. Начало книгопечатание в России. Образование СССР. Начало Великой Отечественной войны. Начало освоения космоса. | - понимать, в чем различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды ее истории; - рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; - соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; - составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; - описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; - называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России | |
Раздел VI «Современная Россия» | Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ. Государственная символика. Праздники в жизни человека (день России). Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России. | - называть имя действующего президента РФ и его полномочия как главы государства; - объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них – Конституция РФ, защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребенка; - рассказывать связь современной России с ее историей; - использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе России и родного края. |
5. Тематическое планирование учебного предмета
«Окружающий мир»
2016 – 2017 учебный год
3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы. | Дата прохождения | |
План | Факт | |||
Раздел «Как устроен мир (6 ч) | ||||
1 | Природа. | 1 | 01.09 | |
2 | Человек. | 1 | 07.09 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 08.09 | |
4 | Общество. | 1 | 14.09 | |
5 | Что такое экология. | 1 | 15.09 | |
6 | Природа в опасности! | 1 | 21.09 | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | ||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 22.09 | |
8 | Разнообразие веществ. | 1 | 28.09 | |
9 | Воздух и его охрана. | 1 | 29.09 | |
10 | Вода. | 1 | 05.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 06.10 | |
12 | Берегите воду! | 1 | 12.10 | |
13 | Как разрушаются камни. | 1 | 13.10 | |
14 | Что такое почва. | 1 | 19.10 | |
15 | Разнообразие растений. | 1 | 20.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 26.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | 27.10 | |
18 | Охрана растений. | 1 | 09.11 | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | 10.11 | |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | 16.11 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 17.11 | |
22 | Охрана животных. | 1 | 23.11 | |
23 | В царстве грибов. | 1 | 24.11 | |
24 | Великий круговорот жизни. | 1 | 30.11 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» 10 часов | ||||
25 | Организм человека. | 1 | 01.12 | |
26 | Органы чувств. | 1 | 07.12 | |
27 | Надежная защита организма. | 1 | 08.12 | |
28 | Опора тела и движение. | 1 | 14.12 | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 | 15.12 | |
30 | Дыхание и кровообращение. | 1 | 21.12 | |
31 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 22.12 | |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 | 28.12 | |
33 | Проверочная работа по теме «Проверка уровня сформированности предметных результатов за первое полугодие» | 1 | 29.12 | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | 12.01 | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | ||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | 18.01 | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 19.01 | |
37 | Дорожные знаки. | 1 | 25.01 | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 26.01 | |
39 | Опасные места. | 1 | 01.02 | |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | 02.02 | |
41 | Экологическая безопасность. | 1 | 08.02 | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | ||||
42 | Для чего нужна экономика. | 1 | 09.02 | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 15.02 | |
44 | Полезные ископаемые. | 1 | 16.02 | |
45 | Растениеводство. | 1 | 22.02 | |
46 | Животноводство. | 1 | 01.03 | |
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | 02.03 | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 | 09.03 | |
49 | Что такое деньги. | 1 | 15.03 | |
50 | Государственный бюджет. | 1 | 16.03 | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | 22.03 | |
52 | Экономика и экология. | 2 | 23.03 | |
53 | Экономика и экология. | 05.04 | ||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | ||||
54 | Золотое кольцо России. | 3 | 06.04 | |
55 | Золотое кольцо России. | 12.04 | ||
56 | Золотое кольцо России. | 13.04 | ||
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 19.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи.На севере Европы. | 1 | 20.04 | |
59 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 26.04 | |
60 | В центре Европы. | 1 | 27.04 | |
61 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 03.05 | |
62 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 | 04.05 | |
63 | На юге Европы. | 1 | 10.05 | |
64 | По знаменитым местам мира. | 1 | 11.05 | |
65 | Промежуточная аттестация: контрольная работа по теме «Определение уровня сформированности предметных результатов за 3 класс» | 1 | 17.05 | |
66 | По знаменитым местам Красноярского края. | 1 | 18.05 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | 24.05 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 26.05 |
Тематическое планирование учебного предмета
« Окружающий мир»
2017-2018 учебный год
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов, отводимых но освоение каждой темы. | Дата прохождения | |
План | Факт | |||
Раздел I «Земля и человечество» (9 ч) | ||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | 02.09 | |
2 | Планеты солнечной системы. | 1 | 06.09 | |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 | 09.09 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | 13.09 | |
5 | Мир глазами историка. | 1 | 16.09 | |
6 | Когда и где? | 1 | 20.09 | |
7 | Мир глазами эколога. | 1 | 23.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | 27.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | 30.09 | |
Раздел II «Природа России» (10 ч) | ||||
10 | Равнины и горы России. | 1 | 04.10 | |
11 | Моря, озёра и реки России. | 1 | 07.10 | |
12 | Природные зоны России. | 1 | 11.10 | |
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | 14.10 | |
14 | Тундра. | 1 | 18.10 | |
15 | Леса России. | 1 | 21.10 | |
16 | Лес и человек. | 1 | 25.10 | |
17 | Зона степей. | 1 | 28.10 | |
18 | Пустыни. | 1 | 01.11 | |
19 | У Черного моря. | 1 | 15.11 | |
Раздел III «Родной край – часть большой страны» (15 ч) | ||||
20 | Наш край. | 1 | 18.11 | |
21 | Поверхность нашего края. | 1 | 22.11 | |
22 | Водные богатства нашего края. | 1 | 25.11 | |
23 | Наши подземные богатства. | 1 | 29.11 | |
24 | Земля-кормилица. | 1 | 02.12 | |
25 | Жизнь леса. | 1 | 06.12 | |
26 | Жизнь луга. | 1 | 09.12 | |
27 | Жизнь в пресных водах. | 1 | 13.12 | |
28 | Экскурсии в природные сообщества родного края. | 1 | 16.12 | |
29 | Экскурсии в природные сообщества родного края. | 1 | 20.12 | |
30 | Экскурсии в природные сообщества родного края. | 1 | 23.12 | |
31 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | 27.12 | |
32 | Животноводство в нашем крае. | 1 | 13.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | 17.01 | |
34 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 20.01 | |
Раздел IV Страницы всемирной истории» (5 ч) | ||||
35 | Начало истории человечества. | 1 | 24.01 | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | 27.01 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 31.01 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 03.02 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | 07.02 | |
Раздел V «Страницы истории России» (20 ч) | ||||
40 | Жизнь древних славян. | 1 | 10.02 | |
41 | Во время Древней Руси. | 1 | 14.02 | |
42 | Страна городов. | 1 | 17.02 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 21.02 | |
44 | Трудные времена на русской земле. | 1 | 24.02 | |
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | 28.02 | |
46 | Куликовская битва. | 1 | 27.03 | |
47 | Иван Третий. | 1 | 03.03 | |
48 | Мастера печатных дел. | 1 | 07.03 | |
49 | Патриоты России. | 1 | 10.03 | |
50 | Петр Великий. | 1 | 14.03 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 17.03 | |
52 | Екатерина Великая | 1 | 21.03 | |
53 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 04.04 | |
54 | Страницы истории XX века. | 1 | 07.04 | |
55 | Россия вступает в XX век. | 1 | 10.04 | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | 11.04 | |
57 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | 14.04 | |
58 | Промежуточная аттестация: Всероссийская проверочная работа | 1 | 18.04 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. Диагностическая тестовая работа. | 1 | 21.04 | |
Раздел VI «Современная Россия» (9 ч.) | ||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | 25.04 | |
61 | Мы – граждане России | 1 | 28.04 | |
62 | Славные символы России | 1 | 05.05 | |
63 | Такие разные праздники | 1 | 12.05 | |
64 | Путешествие по России | 1 | 16.05 | |
65 | Путешествие по России | 1 | 19.05 | |
66 | Путешествие по России | 1 | 23.05 | |
67 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 26.05 | |
68 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 30.05 |
Предварительный просмотр:
Тема: « В царстве грибов»
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок
Цель: создание условий для первичного понимания обучающимися понятия «царство грибов», его основных признаков.
Планируемые результаты
Предметные результаты | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- называет признаки живой природы; - распределяет объекты живой природы на группы; - определяет отличительные признаки ранее изученных царств; - определяет принадлежность грибов к царству живой природы; - называет признаки открытого царства; - имеет представление о строении гриба; - приводит примеры представителей царства грибов; - определяет значение грибов в природе; - знает правила сбора грибов | - определяет и формулирует цель на уроке в совместной деятельности, - сохраняет цель и учебные задачи на протяжении деятельности; - высказывает свое мнение на основе работы с материалом; - вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществляет самоконтроль. | - умеет применять вновь открытые способы действия в новых ситуациях; - осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной информации; - строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - проводит анализ предложенного содержания с целью исключения лишнего; - осуществляет классификацию объектов по определенному признаку. | - взаимодействует в парах, группах; - высказывает оценочные суждения, рассуждает, доказывает свою позицию; - действует в соответствии с коммуникативной ситуацией; - корректирует действия участников коллективной творческой деятельности. | - понимает необходимость бережного отношения к природе; - знает основные правила сбора грибов; - проявляет интерес к совместной деятельности. |
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающих ся | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
Психологический настрой. | Включить обучающихся в деятельность за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений. | Фронтальная | Создает эмоциональный настрой на урок. | Выполняют предложенное учителем упражнение. | Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей совместной деятельности | Наблюдение |
Актуализация знаний | Создать условия для определения уровня присвоения ранее полученных знаний | Групповая | Создает условия для работы в группах. | Взаимодействуют в группах, выделяют объекты живой и неживой природы, классифицируют предметные картинки по определённым признакам, выделяют отличительные признаки изученных царств | Классификация объектов живой природы по изученным царствам, обозначение основных признаков царств | Заполнение листов самооценки № 1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сформулировать тему урока, определить цели-результаты | Фронтальная | Организует совместную деятельность для определения темы урока, постановки целей-результатов. | Определяют тему совместной деятельности на уроке, цели-результаты. | Обозначены цели-результаты деятельности на урок | Определены цели-результаты в листах самооценки |
Первичное усвоение новых знаний. | Организовать деятельность детей для присвоения новых знаний. | Групповая | Предлагает выполнить задания, ответив на вопросы карточки (строение гриба; способ питания грибов; питательные вещества, необходимые для роста и развития грибов; условия, необходимые для роста) | Выполняют предложенное задание, взаимодействуют в группах, оценивают работы групп, высказывают свое мнение на основе работы с материалом, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Делают вывод о принадлежности грибов к отдельному царству, имеющие определённые признаки. | Заполнение листов оценки деятельности групп |
Физми- нутка | Снять физическое и психическое напряжение | Фронтальная | Предлагает обучающимся выполнить упражнения для снятия напряжения. | Повторяют упражнения по образцу. | Переключение учебной деятельности на физическую и эмоциональную. | Наблюдение |
Применение знаний в новой ситуации | Применять знания в новой ситуации | Групповая | Погружает детей в деловую игру «Идеальный ранжир» | Определяют основные правила сбора грибов, соотносят результаты собственной деятельности с мнением группы и образцом. Оценивают работу группы в целом. Высказывают оценочные суждения. | Названы основные правила сбора грибов | Заполнение листов оценки результатов игры. |
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) | Создать условия для осуществления самооценки своих действий и уровня присвоения предметных умений | Индивидуальная групповая | Предлагает провести оценить уровень присвоения умений в листах самооценки | Работают с оценочными листами, оценивают результаты своей деятельности. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, определяют границы знания-незнания | Заполнение листов самооценки, рефлексивных листов групповой работы |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информировать о содержании домашней работы | Фронтальная | Инструктирует о выполнении домашнего задания на материале учебника, внося коррективы в предложения детей | Знакомятся с заданием, планируют свою деятельность. | Принимают учебную задачу. | Ответы детей, фиксация в дневнике |
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
- До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
- Актуализация знаний
- Поднимите руку, кто готов трудиться?
Звучит запись.
- Ребята, а что это за звуки? ( Звуки природы)
На доску вывешивается : (составляется кластер)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Назовите основные признаки живой природы? (Дышит, питается, растет, приносит потомство и умирает).
- Обратите внимание на предметные картинки, которые лежат у вас на столах.
- Какое задание вы бы предложили с ними выполнить? (классифицировать на группы)
- Выполните данное задание.
- На какие группы вы их распределили? (Растения и животные, насекомые, грибы)
- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных, царство насекомых).
- Заполните в наш кластер:
- Соотнесите основные признаки групп с названием царств (работа в группах) :
Ученики, работая в группе, должны соотнести основные признаки с названиями царств и приклеить в таблицу. Признаки разрезаны на карточках.
Царство растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
- Царство животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
- Царство насекомых:
1. Тело разделено на голову, грудь и брюшко
2. Три пары конечностей
3. Две пары крыльев
4. Развитие с превращением и без превращения
- У вас на столах есть оценочные листы №1.
- Оцените свою работу и сдайте мне листы.
- Какие умения на данном этапе работы мы отработали? (Называю основные признаки царств: животных, растений, насекомых; классифицирую объекты живой природы по царствам).
3. Создание проблемной ситуации.
- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?
- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.
- Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
- О чем пойдет речь на уроке? ( Грибах)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Что сегодня мы должны узнать на уроке?
- определить принадлежность грибов к определенному царству;
- назвать признаки открытого царства;
- называть строение гриба;
- назвать представителей грибов;
- определить роль грибов в природе.
4. Открытие нового знания. Исследование в малых группах:
- Для проведения исследования предлагаю поработать в группах.
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа»
Физминутка.
5. Представление результатов работы групп. Предварительно оценивают работу своей группы (у других групп карточки с правильным ответом)
1 группа
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
2 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
3 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Выступление групп, остальные ребята выступают в роли экспертов, оценивая работу сначала в своей группе, затем выслушав остальных, дают оценку по шкале.
- Молодцы! Все справились с работой! ( Карты оценивания вывешиваются на доску. Определятся группа, которая получила высшие оценки).
Вывод:
- Подведём итог. Итак, что мы узнали о царстве грибов?
На слайде:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Первичное закрепление: Грибы отдельное царство, имеющее свои признаки.
6. Деление грибов на съедобные и ядовитые.
- Ребята, послушайте загадки и отгадайте их.
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки…
- Скажите, какой гриб мы положим в корзинку?
- Почему?
- Какие грибы бывают? (Съедобные и ядовитые)
- Назовите представителей съедобных и несъедобных грибов.
- После этого слайд с изображением ядовитых и съедобных грибов (роль грибов)
8.Составление правил сбора грибов ( «За грибами»)
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
- Сейчас мы с вами проведём игру « За грибами»
- Ваши группы отправляются за грибами. Собрав целую корзину, вы решили их перебрать.
- Перед вами правила, по которым можно отобрать грибы без вреда для здоровья.
- проранжируйте правила (1 – самое важное, 2 - …, 9 – не важное)
Правила сбора грибов:
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы в перчатках.
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Собирай грибы утром.
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
1. Сам на карточке (2 мин)
2. Работа в группах (2 мин)
3. Подсчитываем совпадения (2 мин)
На экране: Правила сбора грибов (идеальный ранжир)
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Не бери старые грибы – в них яд.
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
- Собирай грибы в солнечную погоду.
- Собирай грибы утром.
- Собирай грибы в перчатках.
- Собирай грибы только там, где нет травы.
Итог:
0 – 2 – Вам нужно повторить правила грибников
3 – 4 – В вашей корзинке попалось пара ядовитых грибов, будьте внимательнее.
5 – Поздравляю, вы отличный грибник!!!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для животных)
9. Обобщение.
Диагностика качества усвоения темы (ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 2)
- СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ
Дополните предложения:
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал …
11 .Домашнее задание :
- Выполнить творческое задание по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...