РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ЗА 4 КЛАСС ПО СИСТЕМЕ школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okr.mir_4_kl_gotovo.doc | 109.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от 30.08.2016 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №22» __________ Г.М. Губайдуллина Приказ от 30.08.2016 №_____ |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 29.08.2016 №1 Руководитель ШМО _______________________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Л.В.Сорокина 30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 4 классов
уровень – начальное общее образование
Разработана
В.А.Швецовой, учителем начальных классов высшей категории
Октябрьский
2016
I. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
- Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 №693-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Приказ МБОУ «СОШ №22» от 21.05.2016г. №82 «Об определении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год».
- Устав МБОУ «СОШ №22».
- Положение МБОУ «СОШ №22» «О рабочей программе по учебному
предмету».
- Примерная программа начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №22».
- Программа «Окружающий мир» 1- 4 классы/ А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. – М.: БАЛАСС, 2013.
- Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель этой программы: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Задачи:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- учить осваивать знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологическую и духовно-нравственную культуру,
патриотические чувства;
- формировать потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье
- освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровья
- Сведения о программе, на основании которой разработана
рабочая программа, используемый учебник
Рабочая программа по окружающему миру для 4 классов разработана на основе авторской программы /А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир».
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками для 4-го класса «Окружающий мир» (Человек и природа), авторы О.А. Родыгина, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и «Окружающий мир» (Человек и человечество), авторы Е. В. Сизова, Д.Д, Данилов, С.С. Кузнецова.
Данные учебники не вошли в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», однако нормативный срок использования издания – 5 лет – не истек, поэтому в 2015/2016 учебном году возможность его использования разрешена тем же приказом.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в том числе в 4 классах – по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
По ООП НОО МБОУ «СОШ № 22» программа по окружающему миру рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю на 35 недель).
Используемые учебники – Окружающий мир (Обитатели Земли, Мое Отечество): учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ О.А. Родыгина, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан , Е. В. Сизова, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. Москва - « Баласс», 2012 г.
- Обоснование выбора авторской программы для разработки
рабочей программы
Содержание авторской программы по окружающему миру для 1 – 4 классов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутина, С.В. Тырина направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по окружающему миру и программе начального общего образования по окружающему миру, тем самым позволяет реализовать Требование к содержанию программы. Авторская программа предусматривает формирование у учащихся необходимых предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, а так же ключевых компетенций для дальнейшего изучения курса в средней школе. Позволяет реализовать Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы по окружающему миру и Требования к результатам начального общего образования
- Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации рабочей программы 1 учебный года: 2016/2017
- Определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии
с федеральными образовательными стандартами
Рабочая программа позволит сформировать у учащихся следующие ценностные ориентиры:
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
- Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
В соответствии с ООП НОО МБОУ «СОШ №22» в авторскую программу внесены следующие изменения: в 4-ом классе на «Обобщение и повторение» добавлено 2 часа
4 класс | |||
№ | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Человек и природа | 34 | 35 | |
1. | Человек и его строение | 13 | 13 |
2. | Происхождение человека | 2 | 2 |
3. | Рукотворная природа | 10 | 10 |
4. | Повторение пройденного материала | 3 | 4 |
5. | Часы по выбору учителя | 6 | 6 |
Человек и человечество | 34 | 35 | |
1. | Человек и его внутренний мир | 5 | 5 |
2. | Человек и общество | 4 | 4 |
3. | Картина всемирной истории человечества | 10 | 10 |
4. | Человек и многоликое общество | 3 | 3 |
5. | Человек и единое общество | 4 | 4 |
6. | Обобщающее повторение | 4 | 5 |
7. | Часы по выбору учителя | 4 | 4 |
68 | 70 |
8. Учебно-тематический план: разбивка по темам с указанием общего количества часов: теоретических и практических уроков
4 класс | ||||
Человек и природа | 35 | 24 | 11 | |
1. | Человек и его строение | 13 | 9 | 4 |
2 | Происхождение человека | 2 | 2 | |
3. | Рукотворная природа | 10 | 8 | 2 |
4. | Повторение пройденного материала | 4 | 3 | 1 |
5. | По выбору учителя | 6 | 4 | 2 |
Человек и человечество | 35 | 30 | 5 | |
1. | Человек и его внутренний мир | 5 | 5 | |
2. | Человек и общество | 4 | 4 | |
3. | Картина всемирной истории человечества | 10 | 9 | 1 |
4 | Человек и многоликое общество | 3 | 2 | 1 |
5. | Человек и единое человечество | 4 | 4 | |
6 | Обобщающее повторение | 5 | 4 | 1 |
7. | По выбору учителя | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 70 | 54 | 16 |
9. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Используемые технологии | Цель | Механизм |
Проблемное обучение
| Развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности. Активное усвоение знаний | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач: использование подводящего диалога, постановка проблемы, поиск решения проблемы |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация |
Дифференцированное обучение | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) | Методы индивидуального обучения (использование разноуровневых заданий) |
Используемые формы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
- урок закрепления изученного материала (УЗИМ);
- урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
- урок применения знаний и умений (УПЗУ);
- урок коррекции знаний и умений (УКЗН);
- комбинированный урок (КУ)
- урок экскурсия (УЭ)
10. Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды | Формы |
Текущий | Фронтальный устный опрос (ФО) |
Тематический | Контрольная работа (КР), Проверочная работа (ПР), тесты, практические работы |
Итоговый | Контрольная работа, всероссийская проверочная работа |
11. Виды и количество контрольных работ
4 класс
№ п/п | Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
1. | Проверочных работ | 19 |
2 | Контрольных работ | 6 |
3. | Тестов | 2 |
4. | Практических работ | 2 |
12. Критерии оценивания видов работ учащихся
Проверочные и контрольные работы:
«5», отлично - максимальный (необязательный) уровень;
«4»- хорошо, (с ошибкой или посторонней помощью), «5»-отлично,
( без ошибок и самостоятельно) - повышенный (базовый) уровень;
«3»- норма, зачёт (с ошибкой или посторонней помощью), «4»-хорошо, (без ошибок и самостоятельно) – необходимый уровень;
«2»- ниже нормы, неудовлетворительно - не достигнут необходимый уровень
Устные ответы:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Тесты:
(20 вопросов)
От 18 до 20 баллов – высокий уровень
От 15 до 17 баллов – средний уровень
От 11 до 14 баллов – ниже среднего
10 и менее баллов – низкий уровень
II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
4 класс
Раздел 1: «Человек и природа» (35 ч)
Человек и его строение (15 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (3 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (12 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Раздел 2: «Человек и человечество» (35 ч)
Человек и его внутренний мир (7 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (6 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (10 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Картина всемирной истории человечества (4 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (6 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Повторение пройденного материала (2ч) Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Региональный компонент. Семь уроков содержат материал региональной направленности.
III. Календарно-тематическое планирование
уроков окружающего мира в 4-х классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Вид контроля | Дата проведения | ||
План | факт | |||||||
1 четверть – 18 часов | ||||||||
1 | Как работать с учебником Как устроен организм человека ОБЖ Основные понятия «здоровье», «ЗОЖ» | 1 | УОНМ | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | ФО | сентябрь | ||
2 | Кого можно назвать человеком? | 1 | УОНМ | Человек – член общества | ФО | сентябрь | ||
3 | Кожа – «пограничник» организма Проверочная работа №1 «Как устроен организм человека» ОБЖ Первая. помощи при переломах. | 1 | КУ | Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). | ПР | сентябрь | ||
4 | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | УОНМ | Человек – член общества | ФО | сентябрь | ||
5 | Как человек двигается Практическая работа№1 «Мыщцы» ОБЖ Оказание первой помощи при вывихе. | 1 | КУ | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. | Практ раб | сентябрь | ||
6 | Как понять, что творится у друга на душе? ОБЖ Вредные привычки. | 1 | УОНМ | Внутренний мир человека, эмоции, переживания . | ФО | сентябрь | ||
7 | Проверочная работа №2 «Кожа и опорно-двигательная система» Путешествие бутерброда | 1 | КУ | Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. | ПР | сентябрь | ||
8 | Переживания, испытанные временем | 1 | УОНМ | Устойчивые чувства, чувства, не зависящие от места и времени | ФО | сентябрь | ||
9 | Как удаляются ненужные вещества Опыт№1 «Как из организма удаляются ненужные вещества» | 1 | КУ | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. | Практ раб | сентябрь | ||
10 | Как узнать человека? | 1 | УОНМ | Внутренний мир человека, черты его характера. | ФО | октябрь | ||
11 | Проверочная работа №3 «Пищеварение и выделение» Для чего и как мы дышим | 1 | КУ | Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. | ПР | октябрь | ||
12 | Что такое общество? | 1 | УОНМ | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | ФО | октябрь | ||
13 | Волшебная восьмерка ОБЖ Виды травм у детей, первая помощь при порезах. | 1 | УОНМ | Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. | ФО | октябрь | ||
14 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 4 | 1 | УОСЗ | Человек – член общества | ПР | октябрь | ||
15 | Что такое кровь? ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах | 1 | КУ | Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. | ФО | октябрь | ||
16 | Как жить в мире людей? ОБЖ Безопасное поведение в быту | 1 | УОНМ | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах | ФО | октябрь | ||
17 | Почему наш организм работает слаженно Проверочная работа №5 «Дыхание и кровообращение» | 1 | КУ | Нервная система: мозг и нервы, функции нервной системы | ПР | октябрь | ||
18 | Моё общество. Национальные традиции народов Башкортостана. | 1 | УОНМ | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения (РК) | ФО, | октябрь | ||
2 четверть –16 часов | ||||||||
19 | Проверочная работа №6 «Нервная система» Окна в окружающий мир | 1 | КУ | Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. | ПР | ноябрь | ||
20 | Права человека | 1 | УОНМ | Права человеческой личности, равные права, обязанности. | ФО | ноябрь | ||
21 | Многогранный мир чувств ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах | 1 | КУ | Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. | ФО | ноябрь | ||
22 | Обобщение по теме «Человек и мир людей» | 1 | УОСЗ | Решение жизненных задач. | ФО | ноябрь | ||
23 | Проверочная работа №7«Органы чувств» Родители и дети | 1 | КУ | Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. | ПР | ноябрь | ||
24 | Первобытный мир – первые шаги человечества | 1 | УОНМ | Появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями. | ФО | ноябрь | ||
25 | Отчего мы иногда болеем. | 1 | УОНМ | Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? | ФО | ноябрь | ||
26 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 1 | УОНМ | Время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры | ФО | ноябрь | ||
27 | Наши предки – древесные жители | 1 | УОНМ | Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. | ФО | декабрь | ||
28 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по теме «Человек» | К/Р | декабрь | ||
29 | На заре человечества ОБЖ Оказания первой помощи при кровотечении из носа. | 1 | КУ | Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. | ФО | декабрь | ||
30 | Эпоха средних веков-между древностью и Новым временем | 1 | УОНМ | Время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | ФО | декабрь | ||
31 | Проверочная работа №8 «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем» Обобщение по разделу «Человек и его строение» | 1 | КУ | ПР | декабрь | |||
32 | Новое время-торжество Европы | 1 | УОНМ | Эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | ФО | декабрь | ||
33 | Контрольная работа №2 «Человек и его строение» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по теме «Человек и его строение» | К/Р | декабрь | ||
34 | Новейшее время - трудный шаг к единому человечеству | 1 | УОНМ | Эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | ФО | декабрь | ||
3 четверть –20 часов | ||||||||
35 | Рукотворная жизнь ОБЖ Безопасное поведение в быту | 1 | УОНМ | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. | ФО | январь | ||
36 | Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа № 9 | 1 | КУ | Человек – член общества | ПР | январь | ||
37 | Проверочная работа №10 «Происхождение человека» На службе у человека | 1 | КУ | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | ПР | январь | ||
38 | Короли, президенты, граждане. Руководство РБ | 1 | УОНМ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле (РК) | ФО,РК | январь | ||
39 | Проверочная работа№ 11 «Рукотворная жизнь». Покорение силы | 1 | КУ | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. | ПР | январь | ||
40 | Расы и народы Земли. Народы, населяющие РБ | 1 | УОНМ | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. (РК) | ФО | февраль | ||
41 | Проверочная работа №12 «Покорение силы» Как человек использует свойства воды? Водоёмы РБ. Безопасное поведение на улицах и дорогах ОБЖ | 1 | КУ | Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). (РК) | ПР | февраль | ||
42 | Кто во что верит. Вероисповедания народов РБ | 1 | УОНМ | Религиозные обряды, отличия между верующими людьми и атеистами. (РК) | ФО | февраль | ||
43 | Проверочная работа №13 «Свойства воды» Как человек использует свойства воздуха? Опыт №2 «Воздух» | 1 | КУ | Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). | ПР | февраль | ||
44 | Пути духовных исканий. Обобщение по разделу «Человек и многоликое человечество» Проверочная работа № 14 | 1 | УОСЗ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | ПР | февраль | ||
45 | Проверочная работа №15 «Свойства воздуха» Горные породы и минералы. Полезные ископаемые РБ | 1 | КУ | Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (РК) | ПР | февраль | ||
46 | Мировое хозяйство. | 1 | УОНМ | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. | ФО | февраль | ||
47 | Проверочная работа №16 «Горные породы и минералы» Металлы | 1 | КУ | Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность) | ПР | февраль | ||
48 | Мировое хозяйство. Человек и собственность | 1 | УОНМ | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. | ФО | февраль | ||
49 | Контрольная работа №3 «Рукотворная природа» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по теме« Рукотворная природа» | К/Р | март | ||
50 | Мировое сообщество государств. Присоединение Башкирии к России. | 1 | УОНМ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. (РК) | ФО | март | ||
51 | Проверочная работа №17 «Металлы» Приручение огня ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах | 1 | КУ | Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. | ФО | март | ||
52 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | УОНМ | Общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. | ФО | март | ||
53 | Проверочная работа №18 «Приручение огня» Невидимая сила Практическая работа №2 «Невидимая сила» | 1 | КУ | Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности. | П/Р Практ раб | март | ||
54 | Общечеловеческие ценности. Достопримечательности Башкортостана. | 1 | УОНМ | Общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. (РК) | ФО | март | ||
4 четверть –16 часов | ||||||||
55 | Чудо-волны Опыт №3 «Чудо-волны» Безопасное поведение на воде ОБЖ | 1 | УОНМ | Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение). | ФО Практ раб | апрель | ||
56 | Мировое сообщество государств. Как нам жить? | 1 | КУ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | ФО | апрель | ||
57 | Человек проникает в тайны природы. Безопасное поведение в природе ОБЖ Красная книга РБ. | 1 | КУ | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (РК) | ФО | апрель | ||
58 | Учимся решать жизненные задачи. Проект « Моё человечество» | 1 | КУ | Решение жизненных задач. (раб. тетр с 80- 81) | ФО | апрель | ||
59 | Как нам жить? Проверочная работа №19 «Как нам жить?» | 1 | УПЗУ | Взаимоотношения между странами, народами. | П/Р | апрель | ||
60 | Контрольная работа № 4 по теме «Человечество» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по теме «Человечество» | К/Р | апрель | ||
61 | ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах Экскурсия в природу | 1 | УЭ | Правилами безопасного поведения в природе и на дорогах | ФО | апрель | ||
62 | Итоговая контрольная работа № 5 по курсу «Введение в историю» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по курсу «Введение в историю» | К/Р | апрель | ||
63 | Итоговая контрольная работа№6 «Природа и человек» | 1 | УПЗУ | Контроль знаний по теме «Природа и человек» | К/Р | апрель | ||
64 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | экскурсия | Экспонаты краеведческого музея родного края. (РК) | ФО | апрель | ||
65 | Обобщение по теме «Рукотворная жизнь». Земледельцы Башкортостана. | 1 | УОСЗ | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. (РК) | ФО | май | ||
66 | Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы | 1 | УПЗУ | Контроль знаний за 4 класс | К/Р | май | ||
67 | Повторение по курсу «Человек и природа» ОБЖ Безопасное поведение в природе | 1 | УКЗИ | Выполнение теста. (Раб.тетр с 47) | ФО | май | ||
68 | Экскурсия в природу .«Улицы родного города» | 1 | УЭ | Знакомство с улицами города (РК) | РК | май | ||
69 | Повторение по курсу « Человек и человечество» | 1 | УОСЗ | Выполнение теста. | ФО | май | ||
70 | Экскурсия в кабинет биологии | 1 | УЭ | Знакомство с кабинетом биологии, оборудованием и его назначением | май |
IV. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классах является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уровне изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» для учащихся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль учащегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение:
Для учителя
- «Методические рекомендации для учителя по окружающему миру» 4 класс А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин (Образовательная система «Школа 2102» БАЛАСС-2009)
- Учебник «Окружающий мир» (Человек и природа., Человек и человечество) 4 класс А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин, А.С. Раутин (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2012)
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек ми человечество) 4 класс Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2013)
- «Мои первые опыты» 3-4 класс; ИИ Курапова (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2012
- «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 класс А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутин (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2013)
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (человек и природа) 4 класс, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2012)
- Н.А. Горбунова «Основы безопасности жизнедеятельности»; Волгоград «Учитель АСТ», 2012год;
- А.А. Вахрушев Поурочные планы по учебнику «Человек и природа», 4 класс, Волгоград «Учитель»,2014 год;
- Сборник программ ОС «Школа 2100» М. :Баласс, 2013
- Интернет ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
Для учащихся
- Учебник «Окружающий мир» (Человек и природа., Человек и человечество) 4 класс АВ Вахрушев, ДД Данилов, ЕВ Сизова, СВ Тырин, АС Раутин (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2012)
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек ми человечество) 4 класс ДД Данилов, ЕВ Сизова, СС Кузнецова (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2013)
- «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 класс АА Вахрушев, ОВ Бурский, АС Раутиан (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2013)
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (человек и природа) 4 класс, АА Вахрушев, ОВ Бурский, ОА Родыгина (Образовательная система «Школа 2100» БАЛАСС-2012)
Оснащенность кабинета
Ноутбук, интерактивная доска с магнитной поверхностью, проектор, мультимедийная акустическая система, камера – документ, принтер.
VI. Приложения к рабочей программе
Контрольная работа по окружающему миру за 4 класс
Вариант 1 _____________________________
1. Что такое окружающий мир?
- Это все предметы, люди вокруг нас и всё, что с ними происходит.
- Это окружающие нас растения, животные и люди.
- Это окружающие нас дома, машины, дороги, игрушки, книги.
- Это окружающие нас люди, растения, книги, посуда, мебель.
2. Как ты поступишь, если увидишь незнакомое растение с красивыми цветами?
1.Попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя.
2.Пройду мимо, так как незнакомое растение есть опасно.
3.Соберу ягоды, чтобы угостить знакомых и друзей.
4.Сорву ягоды вместе с ветками и выброшу.
3. Поясните, почему надо сохранять правильную осанку.
1.Этого требует учитель в школе и родители дома.
2.Такой совет дал врач в поликлинике.
3.Правильная осанка сохраняет наше здоровье, делает человека стройным и красивым.
4.Об этом постоянно говорят в рекламе.
4. Выбери правильное высказывание:
1. Алмаз – самый мягкий минерал.
2. Поиском полезных ископаемых занимаются геологи.
3. Минералы состоят из горных пород.
4. Природный газ имеет жёлтый цвет.
5. Прочитайте текст.
«Готовясь к битве, Александр Невский собрал народное ополчение со всей Руси. Он хорошо знал тактику (правила боя) немецких рыцарей: закованные в броню, они выстраивались клином («свиньёй», как называли его на Руси) и этим клином рассекали войско противника в центре, чтобы потом громить его по частям. Поэтому главные свои силы Александр Ярославович поставил не в центре, а на флангах (по бокам). И это решило исход сражения».
Определите, к какому историческому событию относится описание в тексте.
1. Бородинская битва. 3. Куликовская битва.
2. Ледовое побоище. 4. Сталинградская битва.
6.Разбей объекты на две группы, запиши названия групп.
Африка, Южная Америка, Гренландия, Австралия, Евразия, Мадагаскар, Антарктида, Северная Америка, Цейлон.
7.Определите название дерева по его описанию:
Это дерево любит расти по берегам рек. Тихо склоняет оно свои длинные тонкие ветви с узкими листочками к воде, как будто плачет. Это особая разновидность дерева. Такое дерево так и называют – плакучая …
8. Запиши части реки._________________________________________
Вариант 2_____________________________
1. Какой способ помогает увидеть взаимосвязи в природе (обществе)?
1.Наблюдение.
2.Измерение.
3.Построение моделей (моделирование).
4.Постановка опытов.
2. Выбери полезные для здоровья продукты:
1. Яблоки, чипсы, лук.
2. Чеснок, лимонад, абрикос.
3. Клюква, морковь, молоко.
4. Карамель, попкорн, цветная капуста.
3. Объясните, как правильно нужно относиться к диким животным.
1.Убивать животных, когда человеку это захочется (например, на охоте).
2.Брать яйца из гнёзд и выводить птенцов дома.
3.Не разорять жилища диких животных, не забирать их детёнышей.
4.Огораживать забором места обитания животных
4. Как называется наша Родина, наша страна?
1. Башкирия 3. Российская Империя
2. Русь 4. Россия, Российская Федерация.
5. Что такое Конституция?
1. Основной закон страны. 3. Устройство страны.
2. Другое название страны. 4.Объединение народов страны.
6. Что такое Родина?
1. Это твой дом и всё, что вокруг него.
2. Страна, место, где человек родился, и где прошло его детство.
3. Страна, место, где человек живёт в данный момент.
4. Окружающие человека мир природы и люди.
7. Прочитай предложенное высказывание и определи, какая это жидкость?
Жидкость прозрачна, бесцветна и не имеет формы. Она текуча, не обладает запахом и не имеет вкуса, не сжимается. Жидкость может переходить из одного своего состояния в другое при определённой температуре, способна долго удерживать тепло. ____________________________
8. Перечисли планеты Солнечной системы.
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Лист корректировки рабочей программы
Учитель: В.А.Швецова
Предмет: физическая культура
Класс: 4 В
Учебный год: 2016-2017
№ | Предмет корректировки | Обоснование (причина) корректировки | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...