РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 4 КЛАСС
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для 4 класса
уровень – начальное общее образование
Разработана В.А.Швецовой, учителем начальных классов высшей категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ | 112.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от 30.08.2016 №1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №22» __________ Г.М. Губайдуллина Приказ от 30.08.2016 №_____ |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 29.08.2016 №1 Руководитель ШМО __________________________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Л.В.Сорокина 30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для 4 класса
уровень – начальное общее образование
Разработана
В.А.Швецовой, учителем начальных классов высшей категории
Октябрьский
2016
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
- Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 №693-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Приказ МБОУ «СОШ №22» от 15.05.2015г. №82 «Об определении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год».
- Устав МБОУ «СОШ №22».
- Положение МБОУ «СОШ №22» «О рабочей программе по учебному
предмету».
- Примерная программа начального общего образования по физической культуре для образовательных учреждений.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №22».
- Программа «Физическая культура» 1-4 классы/ авторы: Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, Издательство « Баласс» 2013 год.
- Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, рабочая программа начального общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов:
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
- содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
- Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, используемый учебник.
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов разработана на основе авторской программы «Физическая культура» Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником «Физическая культура» (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина) книга 4-го класс.– М.: Баласс, 2012.
Данные учебники не вошли в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», однако, нормативный срок использования изданий – 5 лет – не истек, поэтому в 2016/2017 учебном году возможность его использования разрешена тем же приказом.
Примерный учебный план для обязательного изучения предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования отводит 405ч. В 1 классе на уроки физической культуры отводится 99 часов, во 2 кл. – 102 ч., 3 кл. – 102 ч., 4 кл. – 102 ч.(3 часа в неделю). В ней дается примерное распределение учебных часов на изучение разделов курса физической культуры.
На основании ООП НОО МБОУ «СОШ №22» программа рассчитана в 1 классе на 99 часов, во 2 классе на 105 ч., в 3 классе на 105ч., в 4 классе на 105 ч. (из расчета3 часа в неделю на 35 недель)
- Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Содержание авторской программы по физической культуре для 1-4 классов направлено на решение задач, стоящих перед предметом физическая культура в соответствии с требованиями ФГОС, что соответствует основной образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по физической культуре, тем самым позволяет реализовать требования к содержанию программы. Авторская программа предусматривает формирование у учащихся необходимых предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, а так же ключевых компетенций.
5. Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации рабочей программы 1 учебный год: 2016/2017.
6.Определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами
Рабочая программа позволит сформировать у учащихся следующие ценностные ориентиры:
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
- Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
10. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
11. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
12. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
7. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
На основании ООП НОО МБОУ «СОШ № 22» в авторскую программу внесены следующие изменения:
№ | Тема | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе |
1 | Знания о физической культуре | 5 | 3 |
2 | Легкая атлетика | 28 | 10 |
3 | Подвижные и спортивные игры | 19 | 34 |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 31 | 16 |
5 | Лыжные гонки | 22 | 28 |
6 | Плавание | 0 | 11 |
Итого | 105 | 102 |
8. Учебно-тематический план: разбивка по темам с указанием общего количества часов: теоретических и контрольных (зачетных) уроков
п/№ | Вид программного материала | Кол-во часов | Кол-во учетных уроков |
1 | Знания о физической культуре | 5 | 3 |
2 | Легкая атлетика | 26 | 14 |
3 | Подвижные и спортивные игры | 22 | 1 |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 30 | 9 |
5 | Лыжные гонки | 22 | 3 |
Всего часов: | 105 | 30 |
9. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
Используемые технологии | Цель | Механизм |
Технология использования игровых методов | Вовлечение обучаемых в различные виды подвижных игр. Развитие двигательной активности учащихся | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация |
Дифференцированное обучение | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) | Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. |
Здоровьесберегающие технологии | Формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, здоровому образу жизни | Знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе |
Деятельностные технологии обучения | Возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала | Вовлечение учащихся в самостоятельный познавательный процесс |
Используемые формы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)
контрольный
комбинированный урок (КУ)
нестандартные уроки (НУ)
10. Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды | Формы |
Текущий | Оценка техники выполняемых упражнений |
Учет | Контрольные нормативы |
Итоговый | Тестирование |
11. Виды и количество контрольных уроков
№ п/п | Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
4 класс | ||
1 | Сдача контрольных нормативов | 29 |
2 | Тестирование | 1 |
Итого | 30 |
12. Критерии оценивания различных видов работ
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
За ответ, в котором учащиеся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности | За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки | За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике | За непонимание и незнание материала программы |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги | Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов |
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности |
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В 4 КЛАССЕ
Мальчики | ||||
№ | Упражнения | оценка | ||
«5» | «4» | «3» | ||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 155 | 145 | 125 |
2 | Метание набивного мяча (см) | 380 | 310 | 270 |
3 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 8.6 | 9.1 | 9.8 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 70 | 60 | 55 |
5 | Поднимание туловища за 1 мин. | 37 | 31 | 25 |
6 | Наклон вперёд сидя (см) | +9 | +5 | +3 |
7 | Бег 30 м (сек) | 5.0 | 6.0 | 6.5 |
8 | Метание малого мяча 150г (м) | 31 | 26 | 22 |
9 | Подтягивание в висе (раз) | 5 | 3 | 2 |
10 | Ходьба на лыжах 1 км. | 6.45 | 7.15 | 7.45 |
11 | Прыжок в длину с разбега (см) | 300 | 260 | 220 |
12 | Метание мяча в цель с 6 м | 4 | 3 | 2 |
13 | Кросс 2000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени | ||
Девочки | ||||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 135 | 115 |
2 | Метание набивного мяча (см) | 350 | 275 | 235 |
3 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 9.1 | 9.6 | 10.2 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 100 | 60 | 40 |
5 | Поднимание туловища за 1 мин. | 27 | 22 | 15 |
6 | Наклон вперёд сидя (см) | +12 | +9 | +6 |
7 | Бег 30 м (сек) | 5.2 | 6.3 | 6.8 |
8 | Метание малого мяча 150г (м) | 20 | 16 | 13 |
9 | Подтягивание в висе лёжа (раз) | 13 | 7 | 5 |
10 | Ходьба на лыжах 1 км | 7.15 | 7.45 | 8.15 |
11 | Прыжок в длину с разбега | 260 | 220 | 180 |
12 | Метание в цель с 6 м | 4 | 3 | 2 |
13 | Кросс 2000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени | ||
- Содержание тем учебного предмета
Раздел 1.Знания о физической культуре (теоретический материал)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Раздел 3. Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивнооздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражненияв группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или учащимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках(с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Региональный компонент реализуется в следующих вопросах:
1.Какими национальными видами спорта занимаются в нашей республике.
2. В разучивании башкирских народных игр: Юрта (Тирмэ), Медный пень (Бакыр букэн), Палка-кидалка (Сойош таяк), Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр), Стрелок (Уксы).
4 класс
Знания о физической культуре (5 ч)
Физическая культура и спорт.
Техника безопасности во время занятий физической культурой.
Организационно-методические требования на уроках физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований.
Спортивная игра «Футбол».
Зарядка. Личная гигиена. Гимнастика, ее история и значение в жизни человека. Правила выполнения домашнего задания, утренней гимнастики, физкультминуток.
Лёгкая атлетика (26 ч)
Бег на 30 м с высокого старта (учет). ОБЖ Техника безопасности во время занятий физической культурой.
Техника челночного бега. ОБЖ Дыхание во время выполнения физических упражнений
Челночный бег 3 х 10 м (учет).
Бег на 60 м с высокого старта (учет).
Метание малого мяча на дальность (учет).
Техника прыжка в длину с разбега.
Прыжок в длину с разбега на результат.
Прыжки в длину с разбега (учет).
Метание малого мяча на точность (учет).
Прыжки в длину с места (учет).
Полоса препятствий. ОБЖ Техника безопасности во время занятий физической культурой
Усложненная полоса препятствий.
Прыжок в высоту.
Прыжок в высоту способом «перешагивание».
Броски набивного мяча правой и левой рукой.
Броски набивного мяча способами «от груди», «снизу» и «из-за головы».
Броски набивного мяча правой и левой рукой (учет)
Прыжки в длину с места (учет).
Метания малого мяча на точность (учет).
Беговые упражнения.
Бег на 30 м с высокого старта (учет).
Челночный бег 3 х 10 м (учет).
Метание малого мяча на дальность (учет).
Спортивная игра «Футбол».
Беговые упражнения
Бег на 500 м (учет).
Бег на 1000 м (учет).
Подвижные и спортивные игры (22 ч)
Футбол. Техника паса в футболе.
Контрольный урок по футболу (выполнение контрольных футбольных упражнений: передача мяча, удар по воротам).
Броски и ловля мяча в парах. ОБЖ. Двигательный режим
Броски мяча в парах на точность.
Эстафеты с мячами. Башкирская народная игра «Юрта».
Броски и ловля мяча в парах.
Броски и ловля мяча в парах у стены.
Подвижная игра «Осада города».
ОБЖ. Пагубность вредных привычек.
Броски и ловля мяча.
Упражнения с мячом. ОБЖ. Режим дня школьника.
Ведение мяча.
Подвижные игры. Башкирская игра «Медный пень».
Броски мяча через волейбольную сетку.
Подвижная игра «Пионербол».
Волейбольные упражнения.
Контрольный урок по волейболу.
Баскетбольные упражнения.
Спортивная игра «Баскетбол».
Спортивные игры.
Подвижные и спортивные игры.
Гимнастика с элементами акробатики (30 ч)
Наклон вперед из положения стоя (учет)..
ОБЖ Техника безопасности во время занятий физической культурой
Подъем туловища из положения лежа за 30 с (учет).
Подтягивание и отжимание (учет).
Вис на время (учет).
Кувырок вперед.
ОБЖ Техника безопасности во время занятий физической культурой
Кувырок вперед.
ОБЖ. Значение правильной осанки в жизнедеятельности.
Кувырок назад. ОБЖ Значение напряжения и расслабления мышц
Круговая тренировка.
Стойка на голове и руках.
Гимнастические упражнения. ОБЖ Основные причины травматизма.
Висы.
Лазанье по гимнастической стенке и висы.
Круговая тренировка. ОБЖ Основные требования к одежде и обуви
Прыжки через скакалку.
Прыжки через скакалку в тройках.
Круговая тренировка. ОБЖ Значение здорового образа жизни для человека
Упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке.
Махи на гимнастических кольцах.
Круговая тренировка. ОБЖ Требования к температурному режиму.
Вращение обруча. Башкирская подвижная игра «Липкие пеньки».
Круговая тренировка. Учет прыжков через скакалку.
Знакомство с опорным прыжком.
Опорный прыжок.
Опорный прыжок (учет).
Вис на время (учет). ОБЖ.Техника безопасности во время занятий физической культурой.
Наклон из положения стоя (учет).
Подтягивание и отжимание (учет).
Подъем туловища из положения лежа за 30 с (учет).
Лыжные гонки (22 ч)
ОБЖ.Техника безопасности во время занятий физической культурой во время лыжной подготовки.
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок.
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок.
ОБЖ. Профилактика обморожения
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками.
Попеременный и одновременный двухшажный ход на лыжах.
Попеременный одношажный ход на лыжах.
Одновременный одношажный ход на лыжах.
Подъем на склон «елочкой», «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах
Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах.
Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах.
Передвижение и спуск на лыжах «змейкой».
Подвижная игра на лыжах «Накаты».
ОБЖ Профилактика плоскостопия.
Подвижная игра на лыжах «Накаты».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом.
Подвижная игра на лыжах «Подними предмет».
Подвижная игра на лыжах «Подними предмет».
Прохождение дистанции 2 км на лыжах (учет).
Итоговый урок по лыжной подготовке.
ОБЖ Профилактика простудных заболеваний.
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
(для учащихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
познавательные
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
коммуникативные
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
регулятивные
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
В результате обучения учащиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
- характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
- Календарно-тематическое планирование
уроков физической культуры в 4 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 четверть – 27 часов | |||||||
Знания о физической культуре | |||||||
1 | Инструктаж №1 по ТБ на уроках физической культуры Физическая культура и спорт. | 1 | УОНМ | Правила ТБ.Ознакомление учеников с организационно-методическими требованиями, применяемыми на уроках физической культуры, повторение строевых упражнений, повторение подвижных игр «Ловишка» и «Колдунчики» |
ФО | Сентябрь 1 | |
Легкая атлетика | |||||||
2 | Техника челночного бега. | 1 | КУ | Правила ТБ.Разучивание беговой разминки, проведение тестирования бега на 30 м с высокого старта, повторение подвижных игр «Салки» и «Салки — дай руку» | текущий | Сентябрь 3 | |
3 | Бег на 30 м с высокого старта (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки в движении, повторение техники челночного бега, проведение подвижной игры «Прерванные пятнашки», повторение подвижной игры «Колдунчики» | учет | Сентябрь 5 | |
4 | Челночный бег 3 х 10 м (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки в движении, проведение тестирования челночного бега 3 х10 м, разучивание подвижной игры «Собачки ногами» | учет | Сентябрь 8 | |
5 | Бег на 60 м с высокого старта (учет). Метание малого мяча. | 1 | КУ | Правила ТБ.Разучивание беговой разминки с мешочками, проведение тестирования бега на 60 м с высокого старта, проведение подвижной игры «Бросай далеко, собирай быстрее» | учет | Сентябрь 10 | |
6 | Метание малого мяча на дальность (учет). | 1 | КУ | Повторение беговой разминки с мешочками, проведение тестирования метания мешочка на дальность, разучивание метания мешочка на дальность с разбега, повторение подвижной игры «Колдунчики» | учет | Сентябрь 12 | |
Подвижные и спортивные игры | |||||||
7 | Инструктаж №2 по ТБ во время подвижных игр. Футбол. Техника паса в футболе. ОБЖ | 1 | УОНМ | Разучивание разминки в движении, осваивание техники паса в футболе, повторение подвижной игры «Собачки ногами» | текущий | Сентябрь 15 | |
Знания о физической культуре | |||||||
8 | История развития физической культуры и первых соревнований. Спортивная игра «Футбол» | 1 | КУ | Знакомство с историей развития физической культуры. Повторение разминки в движении, знакомство с историей футбола, совершенствование техники выполнения пасов, повторение спортивной игры «Футбол» | текущий | Сентябрь 17 | |
Легкая атлетика | |||||||
9 | Инструктаж №3 по ТБ во время занятий легкой атлетикой. Техника прыжка в длину с разбега | 1 | УОНМ | Разучивание разминки на месте, повторение техники прыжка в длину с разбега и спортивной игры «Футбол» | текущий | Сентябрь 19 | |
10 | Прыжок в длину с разбега | 1 | КУ | Повторение разминки на месте, совершенствование техники прыжка в длину с разбега, проведение спортивной игры «Футбол» | текущий | Сентябрь 22 | |
11 | Прыжки в длину с разбега (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки в движении, проведение контрольных прыжков в длину с разбега, разучивание подвижной игры «Командные собачки» | учет | Сентябрь 24 | |
Подвижные и спортивные игры | |||||||
12 | Футбол: передача мяча, удар по воротам | 1 | КУ | Повторение разминки в движении, проведение контрольных футбольных упражнений и спортивной игры «Футбол» | текущий | Сентябрь 26 | |
Легкая атлетика | |||||||
13 | Метание малого мяча на точность (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки с малыми мячами, проведение тестирования метания малого мяча на точность, повторение подвижной игры «Вышибалы» | учет | Сентябрь 29 | |
14 | Прыжки в длину с места (учет). | 1 | КУ | Правила ТБ.Повторение разминки, направленной на развитие гибкости, проведение тестирования прыжка в длину с места, повторение подвижной игры «Волк во рву» | учет | Октябрь 1 | |
Гимнастика с элементами акробатики | |||||||
15 | Инструктаж №4 по ТБ во время занятий гимнастикой Наклон вперед из положения стоя (учет) | 1 | КУ | Повторение разминки с малыми мячами, проведение тестирования наклона вперед из положения стоя, повторение подвижной игры «Перестрелка» | учет | Октябрь 3 | |
16 | Подъем туловища из положения лежа за 30 с (учет). | 1 | КУ | Проведение разминки, направленной на развитие гибкости, тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с, повторение подвижной игры «Перестрелка» | учет | Октябрь 6 | |
17 | Подтягивание и отжимание (учет). Висы. Вис на согнутых руках. | 1 | КУ | Разучивание разминки с гимнастическими палками, проведение тестирования подтягиваний и отжиманий, повторение подвижной игры «Антивышибалы» | учет | Октябрь 8 | |
18 | Вис согнув ноги. Вис на время (учет) | 1 | КУ | Правила ТБ.Повторение разминки с гимнастическими палками, проведение тестирования виса на время и подвижной игры «Вышибалы» | учет | Октябрь 10 | |
Подвижные и спортивные игры | |||||||
19 | Броски и ловля мяча в парах. Двигательный режим | 1 | КУ | Разучивание разминки с мячами, повторение техники бросков и ловли мяча в парах, разучивание подвижной игры «Защита стойки» | текущий | Октябрь 13 | |
20 | Броски мяча в парах на точность Эстафеты с мячами. Башкирская народная игра «Юрта» | 1 | КУ | Повторение разминки с мячами, разучивание бросков мяча в парах на точность, проведение подвижной игры «Защита стойки» | текущий | Октябрь 15 | |
21 | Броски и ловля мяча в парах | 1 | КУ | Разучивание разминки с мячом в парах, проведение бросков и ловли мяча в парах на точность, разучивание подвижной игры «Капитаны» | текущий | Октябрь 17 | |
22 | Броски и ловля мяча в парах у стены | 1 | УОНМ | Повторение разминки с мячами в парах, разучивание бросков и ловля мяча в парах у стены, повторение подвижной игры «Капитаны» | текущий | Октябрь 20 | |
23 | Подвижная игра «Осада города» | 1 | КУ | Разучивание разминки с массажными мячами, повторение бросков и ловля мяча у стены в парах, повторение подвижной игры «Осада города» | текущий | Октябрь 22 | |
24 | Броски и ловля мяча | 1 | КУ | Повторение разминки с массажными мячами, проведение бросков и ловли мяча и подвижной игры «Осада города» | текущий | Октябрь 24 | |
25 | Упражнения с мячом. Режим дня школьника | 1 | КУ | Разучивание разминки с мячом, повторение бросков и ловли мяча и подвижной игры «Штурм» | текущий | Октябрь 27 | |
26 | Ведение мяча. | 1 | КУ | Повторение разминки с мячом, различных вариантов ведения мяча и подвижной игры «Штурм» | текущий | Октябрь 29 | |
27 | Подвижные игры. Башкирская игра «Медный пень» | 1 | КУ | Проведение беговой разминки и 2—3 игр, выбранных по желанию учеников, подведение итогов четверти | текущий | Октябрь 31 | |
2 четверть – 24 час | |||||||
Гимнастика с элементами акробатики | |||||||
28 | Инструктаж №5 по ТБ во время занятий гимнастикой Кувырок вперед. | 1 | УОНМ | Разучивание разминки на матах, повторение техники кувырка вперед с места и с трех шагов, повторение подвижной игры «Удочка» | текущий | Ноябрь 5 | |
29 | Кувырок вперед. Значение правильной осанки в жизнедеятельности | 1 | УЗИМ | Повторение разминки на матах, совершенствование техники кувырка вперед как с места, так и с разбега и через препятствие, проведение подвижной игры «Удочка» | текущий | Ноябрь 7 | |
30 | Кувырок назад. Значение напряжения и расслабления мышц | 1 | КУ | Повторение зарядки и техники выполнения кувырка назад, совершенствование техники выполнения кувырка вперед, повторение подвижной игры «Мяч в туннеле» | текущий | Ноябрь 10 | |
31 | Круговая тренировка | 1 | КУ | Повторение зарядки, проведение круговой тренировки и игрового упражнения на внимание | текущий | Ноябрь 12 | |
32 | Стойка на голове и руках | 1 | КУ | Проведение зарядки с помощью учеников, повторение техники выполнения стойки на голове и руках, проведение подвижной игры «Парашютисты» | текущий | Ноябрь 14 | |
Знания о физической культуре | |||||||
33 | Зарядка. Личная гигиена | 1 | КУ | Разучивание зарядки, совершенствование техники выполнения различных вариантов кувырка вперед, проведение подвижной игры «Мяч в туннеле» | текущий | Ноябрь 17 | |
34 | Гимнастика, ее история и значение в жизни человека. | 1 | УОНМ | Правила выполнения д/з, утренней гимнастики, физкультминуток Знакомство с гимнастикой, ее историей и значением в жизни человека, проведение зарядки с гимнастическими палками с помощью учеников, совершенствование техники выполнения стойки на голове и руках, повторение подвижной игры «Парашютисты» | текущий | Ноябрь 19 | |
Гимнастика с элементами акробатики | |||||||
35 | Гимнастические упражнения. Основные причины травматизма | 1 | УОНМ | Разучивание разминки на гимнастических матах с мячом, совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений, проведение игрового упражнения на внимание | текущий | Ноябрь 21 | |
36 | Висы. Вис завесом. | 1 | КУ | Повторение разминки на матах с мячом, выполнение различных вариантов висов, проведение подвижной игры «Ловля обезьян» | текущий | Ноябрь 24 | |
37 | Лазанье по гимнастической стенке | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с гимнастическими палками, повторение техники лазанья по гимнастической стенке, совершенствование техники виса завесом одной и двумя ногами, проведение подвижной игры «Ловля обезьян с мячом» | текущий | ноябрь 26 | |
38 | Круговая тренировка. Основные требования к одежде и обуви | 1 | КУ | Повторение разминки с гимнастическими палками, проведение круговой тренировки и подвижной игры «Удочка» | текущий | ноябрь 28 | |
39 | Прыжки через скакалку. Башкирская подвижная игра «Палка- кидалка». | 1 | УОНМ | Разучивание разминки со скакалками, повторение техники прыжков в скакалку, проведение подвижной игры «Горячая линия» | текущий | Декабрь 1 | |
40 | Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Горячая линия» | 1 | КУ | Повторение разминки со скакалками и прыжков в скакалку в тройках, проведение подвижной игры «Горячая линия» | текущий | Декабрь 3 | |
41 | Прыжки через скакалку в тройках | 1 | КУ | Повторение разминки со скакалками, лазанья по канату в два приема, повторение лазанья по канату в три приема и прыжков через скакалку в тройках, проведение подвижной игры «Будь осторожен» | текущий | Декабрь 5 | |
42 | Круговая тренировка. Значение здорового образа жизни для человека | 1 | КУ | Повторение разминки со скакалкой, проведение круговой тренировки. Разучивание подвижной игры «Игра в мяч с фигурами» | текущий | Декабрь 8 | |
43 | Упражнения на гимнастической скамейк. Игра «Салки и мяч» | 1 | УОНМ | Разучивание разминки на гимнастических скамейках, проведение упражнений на гимнастическом бревне, разучивание | текущий | Декабрь 10 | |
44 | Упражнения на гимнастической стенке | 1 | КУ | Повторение разминки на скамейках, упражнений на гимнастических кольцах и на гимнастическом бревне и подвижной игры «Салки и мяч» | текущий | Декабрь 12 | |
45 | Махи на гимнастических кольцах | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с резиновыми кольцами, махов и выкрута на кольцах, повторение подвижной игры «Ловишка с мешочком на голове» | текущий | Декабрь 15 | |
46 | Круговая тренировка. Требования к температурному режиму | 1 | КУ | Повторение разминки с резиновыми кольцами, махов и выкрута на гимнастических кольцах, проведение лазанья по наклонной гимнастической скамейке и круговой тренировки, повторение подвижной игры «Ловишка с мешочком на голове» | текущий | Декабрь 17 | |
47 | Вращение обруча. Башкирская подвижная игра «Липкие пеньки». | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с обручами, повторение различных вариантов вращения обруча, разучивание подвижной игры «Катание колеса» | текущий | Декабрь 19 | |
48 | Круговая тренировка. Учет прыжков через скакалку. | 1 | КУ | Повторение разминки с обручами, стойки на голове и руках, проведение круговой тренировки, повторение подвижной игры «Катание колеса». Подведение итогов четверти | учет | Декабрь 22 | |
Гимнастика с элементами акробатики | |||||||
49 | Знакомство с опорным прыжком | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с включенными упражнениями из физкультминуток, повторение прыжка в высоту спиной вперед, совершенствование прыжка в высоту способом «перешагивание», знакомство с опорным прыжком, проведение подвижной игры «Ловишка» | текущий | Декабрь 24 | |
50 | Закрепление техники опорного прыжка | 1 | КУ | Повторение разминки с включенными упражнениями из физкультминуток, повторение техники опорного прыжка и подвижной игры «Ловишка» | текущий | Декабрь 26 | |
51 | Опорный прыжок (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки с включенными упражнениями из физкультминуток, совершенствование техники опорного прыжка, проведение подвижной игры по желанию учеников | учет | Декабрь 29 | |
3 четверть – 30 часов | |||||||
Лыжные гонки | |||||||
52 | Инструктаж №6 по ТБ на уроках лыжной подготовки Ступающий шаг на лыжах без лыжных палок | 1 | КУ | Ознакомление с основными правилами по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Проверка спортивной формы и инвентаря, повторение техники ступающего и скользящего шага на лыжах без лыжных палок ТБ о тепловом режиме, о дыхании при передвижении по дистанции. | текущий | Январь 12 | |
53 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок. ОБЖ Профилактика обморожения | 1 | УОНМ | Ознакомление с организационно-методическими требованиями, применяемыми на уроках лыжной подготовки, проверка спортивной формы и инвентаря, повторение техники ступающего и скользящего шага на лыжах без лыжных палок | текущий | Январь 14 | |
54 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками | 1 | КУ | Повторение техники передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, а также поворотов переступанием | текущий | Январь 16 | |
55 | Попеременный и одновременный двухшажный ход на лыжах | 1 | КУ | Повторение попеременного и одновременного двухшажного хода на лыжах, повторение поворотов на лыжах прыжком | текущий | Январь 19 | |
56 | Попеременный одношажный ход на лыжах | 1 | КУ | Повторение попеременного и одновременного двухшажного хода на лыжах, разучивание попеременного одношажного хода на лыжах, повторение правил обгона на лыжне | текущий | Январь 21 | |
57 | Попеременный одношажный ход на лыжах | 1 | КУ | Повторение попеременного и одновременного двухшажного хода на лыжах, разучивание попеременного одношажного хода на лыжах, повторение правил обгона на лыжне | текущий | Январь 23 | |
58 | Одновременный одношажный ход на лыжах | 1 | КУ | Повторение ранее изученных лыжных ходов, разучивание одновременного одношажного хода, повторение техники обгона на лыжне | текущий | Январь 26 | |
59 | Одновременный одношажный ход на лыжах Игра «Догонялки» | 1 | КУ | Повторение ранее изученных лыжных ходов, разучивание одновременного одношажного хода, повторение техники обгона на лыжне | текущий | Январь 28 | |
60 | Подъем на склон «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах | 1 | КУ | Повторение ранее изученных лыжных ходов, подъема на склон «елочкой», «полуелочкой» и спуска в основной стойке на лыжах | текущий | Январь 30 | |
61 | Подъем на склон «елочкой» и спуск в основной стойке на лыжах | 1 | КУ | Повторение ранее изученных лыжных ходов, подъема на склон «елочкой», «полуелочкой» и спуска в основной стойке на лыжах | текущий | Февраль 2 | |
62 | Подъем на склон «лесенкой». | 1 | КУ | Повторение лыжных ходов, подъема на склон «лесенкой», «полуелочкой», «елочкой», спуск со слона в основной стойке, торможение «плугом» | текущий | Февраль 4 | |
63 | Торможение «плугом» на лыжах. Игра «Кто быстрее?» | 1 | КУ | Повторение лыжных ходов, подъема на склон «лесенкой», «полуелочкой», «елочкой», спуск со слона в основной стойке, торможение «плугом» | текущий | Февраль 6 | |
64 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» | 1 | КУ | Повторение лыжных ходов, различных вариантов подъема на склон, торможения «плугом», проведение передвижения и спуска со склона на лыжах «змейкой» | текущий | Февраль 9 | |
65 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» Игра «Бегуны и метатели» | 1 | КУ | Повторение лыжных ходов, различных вариантов подъема на склон, торможения «плугом», проведение передвижения и спуска со склона на лыжах «змейкой» | текущий | Февраль 11 | |
66 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой». | 1 | КУ | Повторение лыжных ходов, различных вариантов подъема на склон, торможения «плугом», проведение передвижения и спуска со склона на лыжах «змейкой» | текущий | Февраль 13 | |
67 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» | 1 | КУ | Совершенствование техники передвижения на лыжах, повторение передвижения и спуска на лыжах «змейкой», проведение подвижной игры на лыжах «Накаты» | текущий | Февраль 16 | |
68 | Подвижная игра на лыжах «Накаты» | 1 | КУ | Совершенствование техники передвижения на лыжах, повторение передвижения и спуска на лыжах «змейкой», проведение подвижной игры на лыжах «Накаты» | текущий | Февраль 18 | |
69 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом | 1 | КУ | Совершенствование техники передвижения на лыжах, повторение передвижения и спуска на лыжах «змейкой», проведение подвижной игры на лыжах «Накаты» | текущий | Февраль 20 | |
70 | Подвижная игра на лыжах «Подними предмет». | 1 | КУ | Повторение техники спуска в низкой стойке, подвижной игры на лыжах «Накаты», разучивание подвижной игры на лыжах «Подними предмет» | текущий | Февраль 25 | |
71 | Передвижение одновременным двухшажным ходом. | 1 | КУ | Повторение техники спуска в низкой стойке, подвижной игры на лыжах «Накаты», разучивание подвижной игры на лыжах «Подними предмет» | текущий | Февраль 27 | |
72 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах (учет). | 1 | КУ | Проведение прохождения дистанции 2 км на лыжах, катания со склона в низкой стойке и свободного катания | Учет | Март 1 | |
73 | Контроль забега на дистанцию 2 км. Профилактика простудных заболеваний | 1 | КУ | Повторение ранее изученных лыжных ходов, техники передвижения на лыжах «змейкой» | учет | Март 3 | |
Легкая атлетика | |||||||
74 | Инструктаж № 7 по ТБ во время занятий в спортивном зале. Полоса препятствий. | 1 | УОНМ | Разучивание разминки в движении, прохождение полосы препятствий, подготовка к опорному прыжку, проведение подвижной игры «Удочка» | текущий | Март 5 | |
75 | Усложненная полоса препятствий | 1 | КУ | Повторение разминки в движении, проведение прохождения усложненной полосы препятствий, подготовка к опорному прыжку, проведение подвижной игры «Удочка» | текущий | Март 10 | |
76 | Прыжок в высоту. Башкирская подвижная игра «Уголки» | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с гимнастическими скамейками, повторение техники прыжка в высоту с прямого разбега, проведение подвижной игры «Вышибалы с кеглями» | текущий | Март 12 | |
77 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | 1 | КУ | Повторение разминки с гимнастическими скамейками и прыжка в высоту с прямого разбега, проведение прыжков в высоту способом «перешагивание», разучивание подвижной игры «Вышибалы с ранением» | текущий | Март 15 | |
Знания о физической культуре | |||||||
78 | Физкультминутка. Значение физкультминуток для предупреждения утомляемости. | 1 | УОНМ | Знакомство с физкультминутками, разучивание разминки с включенными упражнениями из физкультминуток, повторение прыжка в высоту способом «перешагивание» и подвижной игры «Вышибалы с ранением» | текущий | Март 17 | |
79 | Броски мяча через волейбольную сетку. | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с мячом, повторение техники броска мяча через волейбольную сетку, проведение подвижной игры «Вышибалы через сетку» | текущий | Март 19 | |
80 | Подвижная игра «Пионербол» | 1 | КУ | Повторение разминки с мячом, совершенствование техники бросков мяча через волейбольную сетку и ловли мяча, повторение подвижной игры «Пионербол» | текущий | Март 22 | |
81 | Волейбольные упражнения (учет) | 1 | КУ | Повторение разминки с мячом, проведение волейбольных упражнений и подвижной игры «Пионербол» | учет | Март 24 | |
4 четверть – 24 часа | |||||||
Легкая атлетика | |||||||
82 | Инструктаж №6 по ТБ во время игр с мячом. Броски набивного мяча правой и левой рукой. Башкирская подвижная игра «Иголка и нитка» | 1 | КУ | Повторение разминки с набивным мячом, техники броска набивного мяча правой и левой рукой, проведение подвижной игры «Точно в цель» | текущий | Апрель 5 | |
83 | Броски набивного мяча способами «от груди», «снизу» и «из-за головы» | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с набивным мячом, повторение техники броска набивного мяча способами «от груди», «снизу» и «из-за головы», проведение подвижной игры «Точно в цель» | текущий | Апрель 7 | |
84 | Броски набивного мяча правой и левой рукой (учет) | 1 | КУ | Повторение разминки с набивным мячом, техники броска набивного мяча правой и левой рукой, проведение подвижной игры «Точно в цель» | учет | Апрель 9 | |
85 | Прыжки в длину с места (учет). | 1 | КУ | Проведение разминки, направленной на подготовку к прыжкам в длину, тестирования по прыжкам в длину с места и спортивной игры «Гандбол» | учет | Апрель 12 | |
86 | Метания малого мяча на точность (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки с мячом, проведение тестирования метания малого мяча на точность и спортивной игры «Баскетбол» | учет | Апрель 14 | |
Гимнастика с элементами акробатики | |||||||
87 | Вис на время (учет).. ОБЖ Техника безопасности во время занятий физической культурой | 1 | КУ | Разучивание разминки с гимнастическими палками, проведение тестирования виса на время, повторение подвижной игры «Борьба за мяч» | учет | Апрель 16 | |
88 | Наклон из положения стоя (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки с гимнастическими палками и правил спортивной игры «Гандбол», проведение тестирования наклона из положения стоя | учет | Апрель 19 | |
89 | Подтягивание и отжимание (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки, направленной на развитие координации движений, проведение подтягиваний и отжиманий и спортивной игры «Гандбол» | учет | Апрель 21 | |
90 | Подъем туловища из положения лежа за 30 с (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки, направленной на развитие координации движений, проведение тестирования подъема туловища из положения лежа за 30 с, повторение спортивной игры «Баскетбол» | учет | Апрель 23 | |
Подвижные и спортивные игры | |||||||
91 | Баскетбольные упражнения. ОБЖ Правила поведения в экстремальных ситуациях | 1 | УОНМ | Разучивание разминки с мячом, проведение баскетбольных упражнений, повторение бросков мяча в баскетбольное кольцо, проведение спортивной игры «Баскетбол» | текущий | Апрель 26 | |
92 | Спортивная игра «Баскетбол» | 1 | КУ | Разучивание разминки с мячом в движении, совершенствование техники бросков мяча в баскетбольное кольцо, проведение спортивной игры «Баскетбол» | текущий | Апрель 28 | |
Легкая атлетика | |||||||
93 | Беговые упражнения | 1 | КУ | Разучивание разминки в движении, проведение беговых упражнений и подвижной игры «Командные хвостики» | текущий | Апрель 30 | |
94 | Бег на 30 м с высокого старта (учет). | 1 | КУ | Повторение разминки в движении, проведение тестирования бега на 30 м с высокого старта, разучивание подвижной игры «Ножной мяч» | учет | Май 3 | |
95 | Челночный бег 3 х 10 м (учет). | 1 | КУ | Разучивание беговой разминки, проведение тестирования челночного бега 3 х10 м и подвижной игры «Бросай далеко, собирай быстрее» | учет | Май 5 | |
96 | Метание мешочка на дальность (учет). | 1 | КУ | Повторение беговой разминки, проведение тестирования метания мешочка на дальность и подвижной игры «Флаг на башне» | учет | Май 7 | |
97 | Футбольные упражнения. | 1 | УОНМ | Техника безопасности во время занятий физической культурой Разучивание разминки с мячами, проведение футбольных упражнений и спортивной игры «Футбол» | текущий | Май 10 | |
98 | Спортивная игра «Футбол» | 1 | КУ | Повторение разминки с мячами, проведение футбольных упражнений и спортивной игры «Футбол» | текущий | Май 12 | |
99 | Беговые упражнения | 1 | КУ | Разучивание разминки в движении, проведение беговых упражнений и подвижной игры «Командные хвостики» | текущий | Май 14 | |
100 | Бег на 500 м (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки, направленной на подготовку к бегу, проведение бега на 500 м, повторение спортивной игры «Футбол» | учет | Май 17 | |
101 | Бег на 1000 м (учет). | 1 | КУ | Разучивание разминки, направленной на подготовку к бегу, проведение бега на 1000 м, повторение спортивной игры «Футбол» | учет | Май 19 | |
Подвижные и спортивные игры | |||||||
102 | Итоговое тестирование за 4 класс | 1 | Контрольный | Проверка теоретических знаний по физической культуре | тест | Май 21 | |
103 | Спортивные игры | 1 | КУ | Разучивание разминки в движении, проведение 2-3 спортивных игр по желанию учеников и эстафеты с передачей эстафетной палочки | текущий | Май 24 | |
104 | Веселые старты. | 1 | НУ | Проведение разминки в движении, спортивных и подвижных игр, выбранных учениками, подведение итогов четверти и года | текущий | Май 25 | |
105 | Малые олимпийские игры. | 1 | НУ | Проведение разминки в движении, спортивных и подвижных игр, выбранных учениками, подведение итогов четверти и года | текущий | Май 26 |
V. Учебно-методическое информационно-техническое обеспечение
1. Литература для учителя
1.Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100»под научной редакцией Д И Фельдштейна. - М.: БАЛАСС, 2013
2. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина «Физическая культура» - методические рекомендации
3.Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник для 3–4-го кл. «Издательство «Ювента», 2012.
2. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы
3.1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
4. Учебные пособия, информационно-техническая оснащенность кабинета
4.1 ноутбук
4.2 проектор
4.3 экран
4.4 принтер
4.5 аудиоцентр
Учебно-практическое оборудование:
стенка гимнастическая;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
комплект навесного оборудования (перекладины);
маты гимнастические;
мячи набивные ;
скакалки гимнастические;
мячи малые (теннисные);
палки гимнастические;
обручи гимнастические;
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная (10 м.);
щиты с баскетбольными кольцами;
стойки волейбольные;
сетка волейбольная;
аптечка медицинская;
мячи волейбольные;
мячи баскетбольные;
мячи футбольные
VI. Приложение к рабочей программе
Итоговое тестирование по физкультуре 4 класс
I вариант
1. При какой погоде можно кататься на лыжах:
А. При температуре не ниже -20 градусов
Б. При температуре от -14 до -25 градусов
В. В безветренную погоду при температуре не ниже -15 градусов
2.Что такое выносливость?
А. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность с помощью мышц производить активные действия
3. Зачем нужно выполнять разминку?
А. Чтобы стать сильным
Б. Чтобы не было травм
В. Чтобы не болеть
4. Что надо делать при кровотечении из носа?
А. Вызвать врача
Б. Промыть нос водой
В. Положить на переносицу лёд или холодный компресс
5. По какому номеру телефона нужно звонить, чтобы вызвать врача « Скорой помощи»?
А. 01
Б. 02
В. 03
6.Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
7. Гибкость – это:
А. Умение делать упражнение « ласточка»
Б. Умение садиться на « шпагат»
В. Способность выполнять движения, используя максимальную подвижность суставов
8.Гимнастика бывает:
А. Художественной
Б. Спортивной
В. Спортивной, художественной и ритмической
9. Здоровый образ жизни–это способ жизнедеятельности, направленный на…
А. развитие физических качеств людей;
Б. сохранение и улучшение здоровья людей;
В. подготовку к профессиональной деятельности;
Г. поддержание высокой работоспособности людей.
10.Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
II вариант
1. Здоровый образ жизни–это способ жизнедеятельности, направленный на…
А. развитие физических качеств людей;
Б. сохранение и улучшение здоровья людей;
В. подготовку к профессиональной деятельности;
Г. поддержание высокой работоспособности людей.
2.Что такое выносливость?
А. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность с помощью мышц производить активные действия
3. Зачем нужно выполнять разминку?
А. Чтобы стать сильным
Б. Чтобы не было травм
В. Чтобы не болеть
4. Что надо делать при кровотечении из носа?
А. Вызвать врача
Б. Промыть нос водой
В. Положить на переносицу лёд или холодный компресс
5. По какому номеру телефона нужно звонить, чтобы вызвать врача « Скорой помощи»?
А. 01
Б. 02
В. 03
6.Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
7. При какой погоде можно кататься на лыжах:
А. При температуре не ниже -20 градусов
Б. При температуре от -14 до -25 градусов
В. В безветренную погоду при температуре не ниже -15 градусов
8. Гибкость – это:
А. Умение делать упражнение « ласточка»
Б. Умение садиться на « шпагат»
В. Способность выполнять движения, используя максимальную подвижность суставов
9.Гимнастика бывает:
А. Художественной
Б. Спортивной
В. Спортивной, художественной и ритмической
10.Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....
Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...