Конспект урока на тему "Реки и озёра"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок составлен в технологии деятельностного типа.
Тип урока: открытие нового знания.
Тип знаний: определения (река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; водосборный бассейн - участок суши, с которого вся вода собирается в одну реку, исток – начало реки, устье – место впадения реки в водоём), закономерности (почему вода в реке не кончается м постоянно течёт, круговорот воды в природе, реки изменяют поверхность земли), природоведческие факты (реки и озёра – источники пресной воды, виды озёр).
Цели:
воспитательные:
- воспитывать у учащихся любовь к родной природе, экологическую культуру, чувство взаимовыручки и терпимости, целеустремлённость;
развивающие:
- развивать логическое и творческое мышление учащихся, память, внимание, умение оценивать собственную деятельность и деятельность других (навыки самоконтроля), развивать адекватную самооценку учащихся;
образовательные:
- создать условия для творческого усвоения знаний учащихся о водоёмах, их отличительных признаках, об особенностях рек и озёр, причинах течения рек, видах озёр;
- раскрыть смысл круговорота воды в природе;
- научить находить важнейшие реки и правильно их показывать на карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Конспект урока по предмету «Окружающий мир» Автор: Дрокина Жанна Васильевна, Г. Ковров |
Тема урока: «Реки и озёра».
Программа: «Школа 2100».
Класс: 2- ой.
Тип урока: открытие нового знания.
Тип знаний: определения (река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; водосборный бассейн - участок суши, с которого вся вода собирается в одну реку, исток – начало реки, устье – место впадения реки в водоём), закономерности (почему вода в реке не кончается м постоянно течёт, круговорот воды в природе, реки изменяют поверхность земли), природоведческие факты (реки и озёра – источники пресной воды, виды озёр).
Цели:
воспитательные:
- воспитывать у учащихся любовь к родной природе, экологическую культуру, чувство взаимовыручки и терпимости, целеустремлённость;
развивающие:
- развивать логическое и творческое мышление учащихся, память, внимание, умение оценивать собственную деятельность и деятельность других (навыки самоконтроля), развивать адекватную самооценку учащихся;
образовательные:
- создать условия для творческого усвоения знаний учащихся о водоёмах, их отличительных признаках, об особенностях рек и озёр, причинах течения рек, видах озёр;
- раскрыть смысл круговорота воды в природе;
- научить находить важнейшие реки и правильно их показывать на карте.
Оборудование: карта полушарий, мультимедийная презентация к уроку, учебники «Окружающий мир» (авт. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан) 2 класс, М.:«Баласс», 2008г., рабочие тетради к учебнику.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. Цели этапа: самоопределение в деятельности, положительный настрой на работу, создание условий психологической комфортности, выделение области «могу» и «хочу». Фронтальная работа в кругу. | ||
- Начинаем урок окружающего мира. Сегодня вы узнаете много нового и интересного, поработаете в группах, в парах и самостоятельно, поэтому начнём урок в группах со стихотворения С.Маршака «Дорога». - Вспомните правила взаимодействия в группах (слайд). Взаимовыручка и дружба помогут вам справиться с трудными заданиями, а усердие и трудолюбие станут помощниками в выполнении индивидуальных заданий. Я уверена, что у вас всё получится. Желаю вам успеха. Пожелайте друг другу удачи, пустив по кругу «ласковушечку» (лёгкое пожатие руки), начиная с лидера группы. | Читают стихотворение С.Маршака, держась за руки в группах: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идёшь за кем-то вслед Дорога не запомнится, Зато куда б ты ни попал и по какой распутице, Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется. Правила работы в группах:
| |
Актуализация знаний и постановка проблемы. Цели и формы: подготовка мышления учащихся к открытию и воспроизведению нового знания на базе ЗУН, достаточных для этого, проверка домашнего задания, отработка умений работать с картой. Активизация памяти, мышления, внимания. Фронтальная работа. | ||
- Озвучьте Закон притяжения Земли. - Что на карте обозначают синим цветом? (Слайд) - Какие водоёмы являются хранителями водных запасов планеты? - Как называются большие участки суши, окружённые со всех сторон океанами? Сколько их на планете Земля? - Отгадайте, о каких материках идёт речь, покажите их на карте и назовите омывающие их океаны (слайд):
- Сформулируйте тему урока, отгадав загадки (слайд). Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь. (Река) Стоит корыто Полно воды налито. (Озеро) - Изучение темы разделим на две части. В первой части узнаем о реках, а во второй части – об озёрах. Прочитайте, как в народе говорят о реке (слайд): «Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Какие вопросы у вас возникают? (отмечает на доске, открывает слайд) Эти вопросы и станут планом наших открытий. - Что поможет нам ответить на поставленные вопросы? | - Все предметы притягиваются друг к другу. - Водоёмы. - Океаны. - Материки. 6. - Австралия, омывают Индийский и Тихий океаны. - Антарктида, Индийский, Тихий и Атлантический океаны. - Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. - Северная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. - Евразия, омывается 4-мя океанами: с севера Северно-Ледовитым, с юга – Индийским, с запада – Атлантическим, а с востока – Тихим океаном. - Африка, омывается Индийским и Атлантическим океанами. - Река, озеро. - Реки и озёра. - Куда течёт река? - Почему вода в реке не кончается? (Откуда берётся вода в реке?) - Есть ли у неё начало и конец? Из каких частей состоит река? - Карта, текст учебника, опыты. | |
Совместное «открытие» знаний. Цели: создание условий для совместного открытия знаний; развитие логического и творческого мышления, речи учащихся. Фронтальная, парная и индивидуальная работа. | ||
- Поработайте в парах. Посмотрите на карту полушарий и найдите реки. Скажите, как и в виде чего они обозначены? - Можно ли выделить какие-либо части реки? - Какой возникает вопрос? - Почему течёт вода? (если версии одинаковые, учитель высказывает ошибочную версию сквозного героя Лены: река течёт потому, что дует ветер) - Вопрос один (почему течёт вода?), а мнений сколько? Почему? - Давайте разберёмся, проведя наблюдение. У каждой пары на столе есть кюветы (или глубокие тарелки) и стакан воды. Осторожно полейте воду из стакана в кювету, что нужно сделать для того, чтобы вода начала двигаться в кювете. Куда движется вода? Какой закон действует на воду? - Права ли Лена (или кто оказался прав?) - Рассмотрите рисунок бассейна реки на экране (слайд). Какие части реки вы видите? - Где находятся истоки в горах или низинах? Исходя из того, что мы узнали ранее, предположите, исток – это начало реки или конец (слайд). - Как называется место сбора всех вод реки? - Найдите место впадения реки в другой водоём. Как оно называется? - Откуда и куда течёт река? Где она берёт начало? - Найдите на карте (стр. 130-131) реку, названную женским именем. Что это за река? - Определите по карте, где будет находиться высокое место, т.е. – исток? - Проведите указкой от истока и найдите место окончания реки. В какой водоём она впадает? - Почему исток находится на возвышенностях? - Как определить правый и левый берега? - На какие вопросы мы ответили? (гиперссылка «План», гиперссылка «Почему вода в реке не кончается?») - Откуда в реке берётся вода? (Слайд). Расскажите о том, что происходит с водой по схеме на слайде (можно по наводящим вопросам учителя, с. 105). - Как называется это явление природы? - Может ли кончится круговорот воды в природе? Сделайте вывод: почему вода в реке не кончается (слайд). - Откройте учебник на стр.106, посмотрите на рисунок крыши. Почему вода на крышу падает каплями, а из водосточной трубы течёт струёй? - А сколько воды соберётся со всего водосборного бассейна реки? (слайд) - Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. (Учитель показывает опыт, с. 106). - Откуда ещё берётся вода в реке? (слайд) - Почему река всегда течёт? (гиперссылка «Вопросы», гиперссылка «Домик» - Может ли маленький ручеёк изменять земную поверхность? - Послушайте сказку (с. 108) и ответьте на поставленный вопрос. Дополнительное задание: показывать действия героев пантомимой. (Физминутка) - Что такое река? (слайд) - Что такое озеро? Проверьте предположения (Проверка по слайду). - Как образуется озеро? Проверьте предположения по учебнику, прочитав текст на с. 109. - Что ещё узнали об озёрах? Назовите их виды. (слайд) – Какое озеро называется проточным, а какое – бессточным. - Работа в парах. Прочитайте текст на с. 109 и ответьте, пресная или солёная вода в озере. | - В виде синих ленточек, полосок. - Да, у реки есть начало, конец. - Где именно начало и конец у реки, из каких частей состоит река? -Дети высказывают свои версии. - Много. Мы не знаем, почему течёт река? - Приподнять один край кюветы (наклонить кювету) - Вода движется сверху вниз, на неё действует закон притяжения И. Ньютона. - Мы видим истоки, берега, устье, притоки. - В горах. Исток – начало реки. - Место сбора всех вод - водосборный бассейн реки. - Место впадения реки в озеро называется устьем. - Река течёт от истока к устью. Река берёт начало в горах, на возвышенностях. - Лена. - В горах, обозначенных коричневым и жёлтым цветом. Выполняют задание. - Лена впадает в Северный Ледовитый океан. - Река всегда течёт вниз по склону (притяжение Земли). - Если плыть по течению, то слева будет левый берег, а справа – правый. -Из каких частей состоит река, куда она течёт. - Наверное, когда идёт дождь, когда тает снег и т.д. - Из-за круговорота воды в природе. - После выпадения дождя, капли собираются в ручьи и реки, по течению они несут воду в моря, в виде пара вода попадает в облака, которые ветер переносит на сушу, где вода выпадает в виде осадков. Круговорот воды. Круговорот происходит всё время, поэтому вода в реке не кончается. - Вода собирается в трубу со всей площади крыши. - Много, поэтому вода в реке не кончается. - Из подземных источников. - Вода в реку собирается с большой площади из ручейков, речушек, добавляют осадки, постоянный круговорот воды в природе. Предположения детей. Выполняют действия героев. Садятся, отвечают на вопрос: « Теперь мы знаем, что ручеёк сильный, может менять земную поверхность». - Водоём с постоянным течением от истока к устью. Предположения детей. - Водоём со стоячей водой. Предположения детей. - Озеро образуется в углублениях на земной поверхности при впадении в него реки. - Проточные и бессточные. - Проточное – озеро, в котором вода находит выход и течёт дальше, а из бессточного озера вода не вытекает. Читают текст на с. 109. Проверка по контрольной паре: в умеренном поясе вода в озёрах пресная, а в жарком – солёная. | |
Закрепление изученного материала. Цели и формы: практическое применение полученных знаний, развитие речи, оценочных действий, воспитание толерантности. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. | ||
- Назовите и покажите лазерной указкой части реки. (Проверка по слайду) - Выполните задание №5 в рабочих тетрадях самостоятельно. Какое озеро проточное, какое – бессточное? (Проверка по слайду). - Поработайте в группах. Отгадайте кроссворд (№6, с. 34) (Проверка – слайд) | Показывают части реки, оценивают с помощью «семафоров». Выполняют задание. Проверяют, сигналят семафорами. Выполняют задание. Проверяют, «семафорят». | |
Итог урока. Рефлексия. Цели и формы: развитие оценочных умений, самооценка результатов учебной деятельности. Фронтальная, индивидуальная работа, мини-опрос с обобщением новых сведений, рефлексия деятельности. | ||
- Назовите тему нашего урока. (слайд) На какие вопросы ответили? (слайд) - Оцените уровень своих знаний по каждому вопросу. Где пригодятся знания? - Какие задания не вызвали затруднений? В чём были затруднения? - Оцените уровень собственной деятельности в парах…, в группах …. - Как вы работали самостоятельно? | Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают свою деятельность семафорами и хлопками на разном уровне. |
Приложение №1
Опыт №2.
В ёмкость с песком медленно полить из лейки воду. После того, как вода начинает сочиться, перестать поливать. Вода будет продолжать сочиться сквозь песок.
Вывод: земля впитывает и задерживает воду. Реки питаются из подземных источников.
Приложение №2
Электронное приложение - мультимедийная презентация к уроку окружающего мира на тему: «Реки и озёра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива") 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива")...
Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные: · ...
Конспект урока Окружающий мир (2-й класс). Тема: Реки и озёра.
Конспект урокаОкружающий мир (2-й класс).Тема: Реки и озёра....
Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...
Конспект урока окружающего мира "Дары рек и озёр"
Цели деятельности учителя:- повторение прежде изученный материалов о реках и озерах; - ...