Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Хрусталёва Раиса Николаевна

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по окружающему миру

во 2 классе

                                   Подготовила и провела:

                                         учитель начальных классов

                                           МБОУ СОШ №5 г. Пушкино

                      Хрусталёва Р.Н.

Тема урока: Разнообразие рек. Части реки. Озёра.

Цель:

- развитие личности и создание творческого потенциала учащихся.

Задачи:

- дать понятия о реке, озере; чем они отличаются друг от друга; рассмотреть вопрос, откуда берутся реки, связать с региональным компонентом;

- находить и описывать (определять) части реки;

- учить различать и описывать виды водоёмов;

- продолжать формирование логического мышления, воображения, творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, карточки-схемы, инструменты для изготовления аппликации.

Ход урока

  1. Создание эмоционального настроения. Мотивация.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

   Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

   Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах1 А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

- Мы начинаем урок.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)

- С чего начнём урок?

- О чём говорили на прошлом уроке. Какую задачу поставили перед собой на прошлом уроке?

(Есть ли ещё водоёмы?)

На доске: Водоёмы    (слайд1)

- С какими водоёмами познакомились? (Океаны, моря)

                                             Водоёмы

                                        ↓             ↓            ↓

                                 океаны     моря         ?        (слайд 2)

- Что общего между морями и океанами? (Вода солёная.)

- Чем они отличаются? (Размером и количеством.)

- Какие океаны вы запомнили? (Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан.) (слайд3)

- Какие моря? (Чёрное море, Каспийское море, Балтийское море.) (слайд 4)

  1. Постановка учебной задачи.

- Есть ли ещё водоёмы?

- Какие ещё водоёмы знаете?

- А о чём сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет загадка.

На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать. (Река.) (слайд 5,6)

  1. Планирование.

- Задачу поставили, нужно организовать действия.

Сегодня на уроке нам предстоит:

 (слайд 7)

  1. Работа над новым материалом.
  1. Инсценировка стихотворения «Речка-реченька». (слайд 8)

Речка-реченька, река,

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

- В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей,

А потом с цветущим садом

А потом с огромным стадом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком.

А потом у берегов

Убаюкала мальков.

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

- Для чего нужна река? ( Пить, поливать, обеспечить жизнь рыбам, вырабатывать электроэнергию)  (Слайд 9 )

-А почему человек использует воду именно из реки?

  1. Строение реки.

- Река, как и человек или растение, имеет своё строение, свои части.

- Как называются эти части реки, узнайте из учебника.

Дети читают текст из учебника.

С чего начинается река? Как называется место, откуда она начинается?

      На доске: ИСТОК.  (Слайд10)

- Как называется углубление, по которому течёт река?

      На доске: РУСЛО

 - А место её впадения в море, океан или другую реку?

      На доске: УСТЬЕ.  

- Как называются реки поменьше, которые вливаются в  другую реку?

      На доске: ПРИТОКИ.  

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного.

Работа в парах.

- А сейчас проверим, как вы запомнили названия частей реки и умеете определять их по рисунку.

- Задание сложное, поэтому, на ваш взгляд, как лучше его выполнять?

(В парах)

Проверка.

Два ученика дополняют схему на доске условными обозначениями

-Как узнать, где левый приток реки, где правый? (Слайд 13)

Чтобы узнать, где правый приток и левый, нужно стать лицом по направлению течения реки к её устью. Правая рука – правый приток, левая – левый приток.

- А какие реки протекают по территории нашего города?

Серебрянка – левый приток реки Уча. (Слайд 14)

Уча – левый приток реки Клязьма (Слайд 15)

- На реке Уча создано водохранилище. Оно так и называется Учинское водохранилище. Служит резервуаром первого этапа очистки водопроводной воды. (Слайд 16). Попутно крутит электростанцию. Это охраняемая зона. Здесь запрещено не только передвижение на моторных лодках, но и купание.

- Кто создал это водохранилище?

Люди.

- Значит, этот водоём искусственный.

- А все изученные водоёмы созданы ……. природой.

-Так на какие 2 группы можно разделить водоёмы?

Естественные и искусственные.

- К естественным относятся?

-К искусственным относятся?

  1. Работа над новым материалом (продолжение).

Озёра.

- Какие ещё водоёмы вы знаете? (Слайд 17)

- Чтобы узнать, о каком водоёме будем говорить, нужно разгадать ребус. (Слайд 18)

( Предлагается детям составить слово из первых букв нарисованных предметов.)

Облака            Заяц        Ель           Рыба         Окно

- Много на земле озёр. Одни озёра большие, другие маленькие. Есть озёра глубиной больше километра, есть и по колено. В некоторых озёрах вода чистейшая и вкусная, в других – солёная, и там ни растений, ни животных. В нашей стране много замечательных озёр. Самые большие озёра – это Байкал и Каспийское море. Кто-нибудь из вас слышал или читал про эти озёра?

(Ученики рассказывают о больших озёрах – Байкале и Каспийском море.) (Слайды 19,20)

- Что такое озеро?

- Как оно образуется?

- Найдите ответы на эти вопросы в учебнике.

(Ученики читают про себя)

Проверка усвоения материала.

Озеро- это углубление на земной поверхности, заполненное водой.

Образование озёр- в места углубления стекается вода и ручьи.

  1. Творческое задание.

- А сейчас давайте отдохнём и «отправимся на озеро».

Работа в группах. Задание.

- Сделайте аппликацию «На озере» и дайте название своему озеру.

- Посмотрите на ваши озёра и скажите. Чем они полезны.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С какими ещё водоёмами познакомились?

Дополнение схемы:

                                             Водоёмы

                        ↓               ↓                ↓              ↓              ↓

            Океаны         Моря           Реки        Озёра        ?  (Слайд21)

- Как вы думаете, есть ли водоёмы, о которых мы ещё не говорили?

- Что будем делать на следующем уроке?

- Оцените свою работу. Нарисуйте клоуна с соответствующим лицом.

- Если вам всё было понятно – рисуйте левую картинку.

- Если вы испытывали затруднения, чувствовали себя неуверенно – средняя картинка.

- Если вам на уроке было очень трудно, вы не справились с заданием – ваша картинка правая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века

Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...