Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива") 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozera-krasa_zemli.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Озера — краса Земли.

Цель деятельности учащихся: сформировать представление об озёрах России, о их красоте и особенностях.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомить с озерами России;

- раскрывать значение озер  в жизни людей;

- уметь находить по физической карте озера России.

личностные:

- развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир,2012 г., 1 часть, стр. 66-69; рабочая тетрадь, презентация.

                                                                                                                                 

Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

≈ 1

- Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь на свои места!

- Меня зовут Жанна Муратовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Итак, давайте начнём урок.

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Постановка учебной задачи и её решение.

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с карточками, сравнение с эталоном.

Практич.: формулировка темы и цели урока.

≈ 9

Актуализация знаний

Что нам необходимо сделать перед тем, как изучить новое знание?(повторить старые знания)

Что вы изучали на прошлом уроке?(наши реки)

Какие реки вы знаете с прошлого урока?(Лена, Волга,Обь,Енисей)

Что такое исток?(начало реки)

Что такое устье?(место, где река впадает в другую реку)

Когда в одну реку впадает другая река, как это называется?(приток)

Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых изображена схема реки. Ваша задача: найти и подписать основные части реки.

А сейчас поменяйтесь карточками с соседом и проверьте работу по эталону. Не забудьте поставить отметку.

У кого какие оценки? У кого 5? У кого 4? У кого 3?

Отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.(озеро, пруд)

-Почему я выбрала для урока именно эту загадку?

- Кто можем сказать, о чем мы сегодня с вами поговорим? (Озера-краса Земли)

- Сформулируйте цель урока. ( познакомиться с озерами России, уметь находить их на карте)

(На доске появляется тема урока и цель)

- Давайте с вами немного вспомним.

- Как обозначается на физической карте озеро?

9стр.51)

- Какие озера России вы знаете?

- А есть ли озера в нашей местности? Какие?

- За особую красоту озёра иногда называют голубыми глазами Земли. В России около 2 млн.

озёр. Все они очень разные: большие и маленькие, глубокие и мелкие, с пресной и солёной водой.

Мы будем знакомиться сегодня только с некоторыми озерами нашей родины.

Отвечать на вопросы, анализировать.

Работать с карточками, подписывать основные части реки.

Взаимопроверка.

Отгадывать загадку.

Формулировать тему и цель урока.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.

Решение частных задач на основе анализа текста.

Словес.: работа с учебником, с физической  картой .

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: просмотр иллюстраций.

Практич.: видеофрагмент.

Практич.: работа с картой.

Нагляд.:просмотр иллюстраций.

Практич.: работа в тетрадях, взиимоконтроль.

≈ 24

- Откройте учебники на стр. 67. Прочитаем 1 абзац.

- Что вы можете сказать об этом озере? В чем его особенность?

- А теперь найдем Каспийское озеро на физической карте России.

Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров.

Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная.По одной из гипотез Каспийское море получило своё название в честь древних племён коневодов — каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов.

Почему Каспийское озеро называют морем?(из-за больших размеров)

Как Каспийское море получило свое название?(в честь древних народов каспиев)

- А кто знает, какое озеро в нашей стране самое глубокое?(Байкал)

Давайте сейчас посмотрим видео о Байкале.

-Почему Байкал называют Жемчужиной Сибири?(потому что это самый большой источник пресной воды,славится своими размерами и красотой)

-Чем славится это озеро?(большое скопление пресной воды,глубокое озеро)

-Какие живые существа там обитают?(нерпы,рыбы)

- Прочитаем 2 абзац в учебнике.

- Найдем озеро Байкал на карте.

- Крупнейшие озера европейской части России и всей Европы — Ладожское и Онежское.

- Посмотрите на слайд ( на слайде озера)

- Найдите озера на физической карте России. Рассмотрите их очертания. Какое озеро самое большое по площади?(Ладожское)

- А сейчас мы узнаем немного побольше об Ладожском и Онежском озере.

Ладожское озеро - самое крупное в Европе. Получило свое  название Ладожское озеро от названия города Ладога. На Ладожском озере - обилие островов, число которых превышает 650. Озеро отличается малой минерализацией и вода Ладоги довольно прозрачная.

Онежское озеро второй по величине пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера.

Откройте учебники на стр. 68. Прочитаем по цепочеке.

- Приходилось ли вам бывать на озере? Какие у вас были впечатления?

Что вы узнали о Ладожском озере? О Онежском?

-  В горах Алтая расположено одно из красивейших озер России — Телецкое. Его обрамляют высокие горные хребты, по склонам которых к воде спускаются густые леса.

- В России есть еще одно озеро Селигер. Прочитаем про него в учебнике, 4 абзац.

- Откройте рабочие тетради. Найдите №2 в тетради. Прочитайте задание. Закройте все учебники и работать будете в паре. Приступайте к работе.

- А теперь проверьте свою работу по тексту учебника.

- Кто справился с работой, у кого нет ни одной ошибки. Поставьте у себя плюс.

- У кого есть ошибки?

- И в нашей области тоже есть много озер и сейчас мы про них посмотрим видео.

-Чем знаменито и уникально озеро Увильды?

Как переводиться название озера?(голубая чаша)

А сейчас посмотрим видео про озеро Тургояк.(1-55)

-Чем знаменито  озеро Тургояк?

-Какой остров находится на озеро Тургояк(остров Веры)

Читать, искать озера на физической карте России.

 

Отвечают на вопросы по видео.

Работать в тетради, взаимопроверка.

Работать в паре в тетради.

Читать текст учебника, рассказывать свои впечатления.

Работать в тетради, осуществлять взаимоконтроль.

Смотреть видео.

Анализировать,отвечать на вопросы.

П: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме, работают в группе;

Р: осмысляют учебный материал.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

Р: уметь организовать свою деятельность.

К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

4.

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы.

 

≈6

- Какое значение имеют озера в жизни людей?

- Чем замечательны Ладожское и Онежское озера?

- Прочитайте вывод на стр. 69.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что сегодня для вас было трудным.

Обобщать, делать выводы.

П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

Р.: Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5.

Домашнее задание

Стр 39 № 4 в раб. тетради, стр.38 №1.

Записывать д/з


Озеро Увильды - одно из самых больших и живописных озер Урала.

Оно находится на территории сразу трех  районов Челябинской области: Аргаяшского района, Карабашского и Кыштымского.

Средняя глубина озера – 14 метров, а максимальная – 35 метров.

Вода в озере чистая и прозрачная. Более того, она обладает целебными свойствами. Ранки, мозоли, царапины и прочие кожные нарушения быстро заживают после купания в увильдинской воде. На берегу озера расположен известный курорт-санаторий «Увильды».

В озере водятся окуни, караси, плотва, лещи, щука, линь, рипус, сиг (завезенный с Чудского озера). Также можно встретить раков, живущих, между прочим, только в чистой воде.

Над водной гладью озера возвышается много островов. И больших, и маленьких.

Озеро Увильды имеет статус памятника природы и нуждается в охране.Поблизости от озера Увильды несколько десятков других озер (ведь не просто так Челябинскую область называют озерным краем), но все они значительно меньше по площади

Озеро Тургояк– одно из самым глубоких и емких озер нашего края. Тургояк называют младшим братом Байкала за его удивительно вкусную и прозрачную воду. Как и в Байкал, в него много впадаем ручейков и речек и вытекает лишь одна.

Благодаря особому планктону, вода в озере под лучами солнца как бы светится, серебрится изнутри. Озеро не очень большое – его длина не более 8 км, ширина - 6 км.

На озере Турогояк есть несколько археологических памятников. Но самый известный из них, безусловно, широко известный остров Веры.

Красота озера и окружающей природы издавна привлекает к себе людей. В летнюю ясную погоду озеро, к берегам которого подступают стройные сосны, ласково испокойно. В его хрустальной глади, как в большом зеркале, причудливо отражается ломаная линия горных кряжей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу –   урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Все профессии важны" 2 класс

Цели:Образовательные: выявить и систематизировать имеющиеся знания о профессиях, способствовать формированию представления о том, что любая профессия важна, расширить кругозор, словарный запас учащихс...