Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morya_reki_i_ozyora_rossii.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Моря, озера и реки России

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

-обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.  

Оборудование:

Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья!

    Новой встрече рада я!

  Сегодня нас ждут (наверно, не зря)

  Озера, реки и моря.

  Чтобы о водах России знать,

  Надо карту уметь читать,

  Быть внимательным, уметь наблюдать,

  И, конечно, рассуждать.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный и индивидуальный опрос.

-        Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

-        Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

  • Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

Тест  «Равнины и горы России»

  1. Наш город расположен на…

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

       б) Восточно-Европейской равнине;

       в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

       а) вулканы Камчатки;

       б) Кавказские горы;

        в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России – это…

         а) Саяны;

          б) Алтай;

           в) Кавказские горы;

          г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это..

       а) холмистая равнина;

       б) плоская равнина

5. В список Всемирного наследия включены…

        а) вулканы Камчатки;

        б)Кавказские горы;

        в)Уральские горы.

  6. Ильменский заповедник расположен…

          а) на Кавказе;

           б) в Саянах;

           в) на Урале.

7. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы

Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки

III. Работа над новой темой.

У вас было творческое домашнее задание

- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

  • Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
    относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?
  • На севере?
  • На западе?
  • Какие моря относятся к Тихому океану?
  • Перечислите моря Северного Ледовитого океана.
  • А какие моря относятся к Атлантическому океану?
  • Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов  «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

  • Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
  • Что вы можете сказать о воде в морях?  

IV.        Физкультминутка

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

V. Продолжение новой темы

  • А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?
  • Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
  • Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

 Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.

- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.

Показ слайдов с изображением рек.

Работа в группах

Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река          берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

VI.        Закрепление изученного материала

Групповая работа

-        Заполните контурную карту.

I        группа подписывает названия морей;

II        группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Игра «Капитаны»

-        Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

VII.        Подведение итогов работы

-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

VIII. Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:

  1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

Список литературы

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 класе по теме "Россия-многнациональная страна".Программа "Начальная школа XXI века"

Урок знакомит учащихся с народами,живущими на территории России,воспитывает уважительное отношение к людям разных национальностей....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Проверочная работа «Золотое кольцо России» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для проверки знаний по теме «Золотое Кольцо России».Планируемые результаты:Предметные:- знать всю информацию о городах Золотого кольца;- уметь п...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 2 ч. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...