Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умение работать по карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moryaozera_i_reki_rossii.rar | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)
Тема «Моря, озёра, реки России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Тутончанская средняя школа»
Чарина Алена Викторовна
Октябрь 2019 года
Цели:
- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;
- познакомить с их местонахождением;
- формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД:
- познавательные
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
- проверять информацию,
- находить дополнительную информацию, справочную литературу;
- коммуникативные
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- регулятивные
– действовать по плану,
- контролировать процесс и результаты деятельности,
- вносить необходимые коррективы,
- адекватно оценивать свои достижения;
- личностные
- проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Оборудование:
электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, презентация.
Тип урока: объяснение нового материала
1.Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы продолжаем изучать природу нашей страны.
2.Проверка домашнего задания.
На интерактивной доске: (Слайд 2)
Ладожское Волга Кавказ Азовское Урал
Саяны Енисей Байкал Чёрное Алтай Каспийское
-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы) Покажите их на карте
-Что такое «каменный пояс» земли русской?
3.Актуализация знаний.
- Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы) (Слайд 3)
- Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)
- А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете.
Отгадайте загадки:
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни - оно очень красивое. ( Море)
Давай- ка слово назовём,
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем сами ( Озеро)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То… ( Река)
- Сформулируйте тему урока? ( Моря, озера и реки России)
- Какие умения и навыки нам пригодятся? ( Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
( Ответы детей)
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
( Ответы детей)
4. Самоопределение к деятельности.
– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).
МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.
ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.
РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.
Читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря. (Слайд 4)
Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море? (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)
5. Открытие нового знания.
а)Интерактивная обзорная экскурсия по данной теме (диск к учебнику)
-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.
б) Отправляемся в экспедицию. Будем исследовать водные пространства России.
Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.
Дополнительный материал для любознательных:
Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.
Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.
Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.
В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.
Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.
Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.
На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.
Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.
Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.
6. Физминутка.
Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)
7.Первичное закрепление.
Отчёт об экспедиции.
Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте. (Слайд 5)
План выступления
1. Название моря, озера, реки.
2. Местонахождение ( показ на карте)
3. Интересные сведения.
Сообщение учащихся о морях.
(Обратить внимание на правильный показ объектов)
Во время рассказа идет показ слайдов
- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?
(Эти моря холодные. Они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно- Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
- Что вы можете сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая)
Сообщение учащихся об озёрах.
- Какие крупные озера вы узнали? ( ответы детей)
( Сопровождается показом слайдов)
Сообщение учащихся о реках.
( Сопровождается показом слайдов)
8. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Зоркий глаз»
ф | к | б | а | л | т | и | й |
д | с | а | э | е | ф | п | с |
ч | т | й | у | н | у | ы | к |
ё | х | к | в | а | с | е | о |
р | в | а | л | м | щ | н | е |
н | о | е | ж | б | з | и | о |
ц | л | а | д | о | ж | с | к |
к | г | а | ф | ю | й | е | х |
- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции. (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)
9. Рефлексия.
- Что узнали?
- Чему научились?
- В чём затруднялись?
- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги) (Слайд 6)
Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.
Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.
Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.
10. Итог: Мы - россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.
11. Домашнее задание:- (Слайд 7) с.66-70 вопр., на контурной карте в тетради отметить все изученные объекты.
Кому понравилась исследовательская работа:
- Выяснить, в честь кого названо море Лаптевых и Берингово море.
Приложение 1
Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.
Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.
Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.
В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.
Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.
Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.
На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.
Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.
Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.
Приложение 2
План выступления
1. Название моря, озера, реки.
2. Местонахождение ( показ на карте)
3. Интересные сведения.
Приложение 3
ф | к | б | а | л | т | и | й |
д | с | а | э | е | ф | п | с |
ч | т | й | у | н | у | ы | к |
ё | х | к | в | а | с | е | о |
р | в | а | л | м | щ | н | е |
н | о | е | ж | б | з | и | о |
ц | л | а | д | о | ж | с | к |
к | г | а | ф | ю | й | е | х |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»
Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....
Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицательные качества поведения ...
Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"
На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....
конспект урока окружающего мира "В школе" (2 класс, УМК "Школа России", Плешаков А.А., 2 часть)
В школе...
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Наша страна - Россия"
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс...
Конспект урока окружающего мира "Берегите воду" 3 класс + презентация УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование бережного отношения к воде, знакомство с мерами охраны водоемов, причинами загрязнения воды.Планируемые результатыПредметные:-знать причины загрязнения воды, ме...
Конспект урока окружающего мира «В гости к весне. Учебное занятие» (УМК "Школа России") + презентация
Конспект урока окружающего мираТема: «В гости к весне. Учебное занятие»Цели деятельности учителя: расширение у учащихся представлений об изменениях живой и неживой природы весной...