Программа курса " Юный эколог" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией рассчитана на 34 учебных часа в год.Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские и игровые задания, практикумы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_yunyy_ekolog.doc | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 4 класса разработана на основе авторской программы Ю. Н. Александровой, Л. Д. Ласкиной, Н. В. Николаевой по внеурочной деятельности (– Волгоград: Учитель, 2010. – 331с).
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников.
Задачи программы:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
-изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией рассчитана на 34 учебных часа в год.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские и игровые задания, практикумы.
По итогам учебного года планируются следующие результаты изучения курса:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Оценка уровня достижения учащимися запланированных результатов по итогам учебного года
проводится при помощи: решения проблемных задач (ситуаций), практикумов, выставок,
поисково - исследовательских работ, экскурсий, викторин, творческих работ.
Учебно - тематический план
Количество часов:
всего – 34 часа, в неделю - 1час.
Плановых практических работ – 4
Экскурсий - 3
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе контрольных уроков | ||
на экскурсии | на практические работы | ||||
1 | Что такое экология? | 1 | |||
2 | Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения? | 3 | 1 | ||
3 | Кому угрожает исчезновение ? | 3 | 1 | ||
4 | Как охранять природу? | 2 | 1 | ||
5 | Какова роль неживой природы в жизни живого? | 3 | |||
6 | Есть ли жизнь в почве? | 1 | 1 | ||
7 | Как разнообразен мир природы? | 4 | 1 | 1 | |
8 | Что такое экологическая пирамида? | 4 | |||
9 | Кого и что надо охранять? | 5 | |||
10 | Мастерим домики для птиц . | 1 | 1 | ||
11 | Учимся передавать свои знания другим ребятам . | 3 | |||
12 | Влияет ли состояние природы на здоровье человека? | 2 | |||
13 | Как уберечь человечество от экологической катастрофы? | 2 | |||
Итого | 34 | 3 | 4 |
Календарно-поурочное планирование
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Планируемые результаты | Корректи ров ка | |||
Предметные | Метапредметные личностные | ||||||
план | факт | ||||||
1 | 04.09 | Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | Знать понятие об экологии, простейшую классификацию экологических связей. Уметь разъяснять сущность и значение экологии. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| |||
2 | 11.09 | Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения? . | Понимать тексты о природе. Описывать встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.. Проводить групповые наблюдения. Работать в группе. Выбирать вид деятельности. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные
| |||
3 | 18.09 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». | |||||
4 | 25.09 | Викторина «Знатоки природы». | |||||
5 | 02.10 | Кому угрожает исчезновение? | Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам. Характеризовать виды изученных представителей редких организмов. Описывать их внешний вид. Характеризовать условия, необходимые для жизни организмов. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |||
6 7 | 09.10 16.10 | Как охранять природу? | Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах Обсуждать в группах полученные сведения | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. | |||
8 9-10 | 23.10 30.10 13.11 | Какова роль неживой природы в жизни живого? «Чудо-растение». Проектная деятельность.
| Классифицировать теплолюбивые и холодостойкие растения . Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
| |||
11 | 20.11 | Есть ли жизнь в почве? | Познакомиться с живыми обитателями почвы. Характеризовать особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. | Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные
| |||
12-15 | 27.11 04.12 11.12 18.12 | Как разнообразен мир природы? | Проводить групповые наблюдения. Раскрывать возможности массовой информации. Понимать и пересказывать тексты о природе. Характеризовать условия, необходимые для жизни различных животных. | Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
16-19 | 25.12 15.01 22.01 29.01 | Что такое экологическая пирамида? Экологические связи в живой природе. Экологическая пирамида | Анализировать связи в живой природе. Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы. Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |||
20-25 | 05.02 12. 02 19.02 26.02 12.03 05.03
| Кого и что надо охранять? Охрана лекарственных растения Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | Знать условия, необходимые для жизни животных Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников и обсуждать полученные сведения. Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны Уметь приводить примеры активных действий человека по охране животного мира. | Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
26 | 19.03 | Мастерим домики для птиц | Моделировать в ходе практической работы условия жизни птиц | ||||
27-29 | 02.04 09.04 16.04 | Учимся передавать свои знания другим ребятам . Изготовление школьниками экологических памяток для своих младших товарищей. «В мире животных». Презентация. «Все друг другу мы нужны». | Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток. Уметь выполнять правила поведения в природе. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу) | Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
30-31 | 23.04 30.04 | Влияет ли состояние природы на здоровье человека? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения). | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
32 33 34 | 07.05 14.05 21.05 | Как уберечь человечество от экологической катастрофы?
Подведение итогов. Игра-путешествие | Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Наименование разделов и тем | общее | на экскурсии | на практические работы |
Что такое экология? | 1 | ||
Как распознавать растения и животных ближайшего природного окружения? | 3 | 1 | 2 |
Кому угрожает исчезновение ? | 3 | 1 | |
Как охранять природу? | 2 | 1 | |
Какова роль неживой природы в жизни живого? | 3 | 1 | |
Есть ли жизнь в почве? | 1 | 1 | |
Как разнообразен мир природы? | 4 | 1 | 1 |
Что такое экологическая пирамида? | 4 | 1 | |
Кого и что надо охранять? | 5 | 1 | |
Мастерим домики для птиц . | 1 | 1 | |
Учимся передавать свои знания другим ребятам . | 3 | 1 | 1 |
Влияет ли состояние природы на здоровье человека? | 2 | 1 | |
Как уберечь человечество от экологической катастрофы? | 1 | 1 | |
Подводим итоги нашей работы за год | 1 | ||
Итого | 34 | 4 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Юный театрал"
Данная программа разработана для реализации в начальной школе. В первую очередь направлена на развитие коммуникабельности детей, воспитания гуманистических межличностных отношений между детьми, детьми...
Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...
Программа курса "Юный эколог" 1 класс
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников....
Программа курса "Юный исследователь" для 3 класса
Программа курса "Юный исследователь" для 3 класса...
Рабочая программа курса "Юный математик"
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса.Основная цель данной программы - интеллектуальное развитие обучающихся....
Программа курса «Юные инспекторы дорожного движения»
Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Юный математик» для 2Б класса
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебн...