Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.
рабочая программа (3, 4 класс)

Колб Наталья Александровна

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

Занятия в кружке чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся 3–4 классов.

В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его его воздействия.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Ц е л ь   п р о г р а м м ы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

З а д а ч и   п р о г р а м м ы:

1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

Занятия в кружке чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора.

Важную роль играют посещения библиотек, высших учебных заведений города, встречи с учеными и специалистами.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Ц е л ь  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Формировать интерес к изучению природы родного края.

З а д а ч и  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

1. Расширить знания учащихся об окружающем мире.

2. Сформировать первичные навыки правильного поведения в природе.

3. Сформировать умение постановки простейших опытов и обработки полученных результатов.

4. Учить проводить наблюдения за объектами природы.

С о д е р ж а н и е   п р о г р а м м ы  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории своей области.

6. Охрана природы родного края.

П р и м е р н ы й   п л а н   м е р о п р и я т и й:

Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 56 часов; практические занятия – 88 часов.

Занятия кружка могут проводиться 4 раза в неделю по одному учебному часу или 2 раза в неделю по два часа (по мере необходимости).

Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Ф о р м ы  к о н т р о л я   п р о м е ж у т о ч н ы х   р е з у л ь т а т о в:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и   п р о г р а м м ы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

П о  о к о н ч а н и и   1-го  г о д а   о б у ч е н и я  обучающиеся должны з н а т ь:

– смену времен года как смену условий существования организмов;

– значение живых организмов в природе и жизни человека;

– особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);

– представителей животного и растительного мира родного края;

– содержание Красной  книги России и своей области;

– формы охраны природы.

П о   о к о н ч а н и и   1-го  г о д а   о б у ч е н и я обучающиеся должны у м е т ь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– устно описывать объекты природы;

– называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;

– изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;

– соблюдать правила поведения в природе.

ПРОГРАММА 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.

Раздел 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.

Раздел 3

ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.

Раздел 4

ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.

Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 5

ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ
 СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.

Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.

Раздел 6

ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1

1

Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения своей области

1

1

2

Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)

1

2

3

Посещение областной станции юннатов

2

2

Разноцветные плоды растений

1

1

2

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев

1

3

4

Кустарники. Их роль для человека

1

1

2

Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала)

1

2

3

Растения-сорняки и вредители здоровья человека

1

1

2

Осенний бал (праздник)

2

2

Комнатные растения. Разведение. Уход

за ними

1

2

3

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

2

2

9

19

28

Раздел 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Насекомые (виды, места обитания)

2

1

3

«Мал золотник – да дорог». (Какую пользу приносят насекомые.)

1

1

2

Насекомые-вредители

1

1

2

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми

1

1

2

Где и как зимуют насекомые

1

1

2

Насекомые, обитатели своей области. Работа с энтомологической коллекцией

1

3

4

Экскурсия в краеведческий музей

2

2

Охрана полезных насекомых, борьба

с вредителями

2

1

3

«Кто важнее? (Викторина-игра «спор насекомых».)

2

2

9

13

22

Раздел 3

ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных

2

1

3

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

1

2

3

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

1

2

Рыбы, обитающие в реках области

2

2

4

Экскурсия в зоологический музей

2

2

Прудовые хозяйства области

1

1

2

Аквариумное рыболовство. Разведение рыб

в аквариумах

1

2

3

Охрана рыбных богатств

1

1

2

Викторина «Золотая рыбка»

2

2

9

14

23

Раздел 4

ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания)

1

1

2

Следы птиц (Экскурсия.)

2

2

Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

1

1

2

Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц

1

2

3

Птицы обитатели своей области

1

2

3

Водоплавающие птицы

1

1

2

Хищники

1

1

2

Птицы леса

1

1

2

Птицы открытых воздушных пространств

1

1

2

Птицы своей области, занесенные в Красную книгу

2

2

Экскурсия в краеведческий и зоологический музеи

2

2

«Птичка-невеличка». (Викторина.)

1

1

Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек

1

2

3

Игра «Птичий час»

1

1

11

18

29

Раздел 5

ЖИВОТНЫЙ МИР.

ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Животный мир. (Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые.)

2

1

3

Дикие и домашние животные. Составление портрета животного

1

2

3

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

2

2

«Мой друг» (Праздник домашних животных.)

3

3

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами

2

1

3

Звери, обитающие на территории области

2

2

4

«В мире животных». (Викторина.)

2

2

Экскурсия в краеведческий или зоологический музей

3

3

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

2

2

Краснокнижные виды

1

1

2

12

15

27

Раздел 6

ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие. Охраняемые территории

2

2

Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Экскурсия-знакомство с памятниками природы родного края

3

5

8

Ознакомление с растительным и животным миром родного края

2

2

Ознакомление с природой ближайшего окружения

3

3

7

8

15

СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(1-
й год обучения)

– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Рекомендуемая литература для учителя

(1-й год обучения)

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Колос, 1984.

4. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.

5. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.

6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2003.

7. Кубанцев, Б. С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.

8. Кубанцев, Б. С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.

9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.

10. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005.

11. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003.

12. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.

Рекомендуемая литература для учащихся

(1-й год обучения)

1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.

5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

ПРОГРАММА 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Ц е л ь  2-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

З а д а ч и   2-го  г о д а   о б у ч е н и я:

1. Формирование простейших экологических понятий у учащихся.

2. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

П р и м е р н ы й   п л а н   м е р о п р и я т и й:

Программа 2-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 42 часа, практические занятия – 102 часа.

Занятия кружка проходят 4 раза в неделю по 1 учебному часу или 2 раза в неделю по 2 часа (по мере необходимости).

Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, а также индивидуально.

Ф о р м ы   к о н т р о л я   промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– олимпиады;

– выставки творческих работ учащихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет пройден весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

– основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная);

– природные ресурсы своей области и пути их применения;

– причины техногенных аварий.


СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ

(2-й год обучения)

– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Всего

часов

теория

практика

1

2

3

4

Среды жизни. Что это такое?

3

1

4

Особь. Популяция. Экологическая ниша

2

1

3

Сообщество. Экосистема

2

1

3

Пищевая цепь. Спасем Землю! (Яд в пищевой цепи.)

2

2

4

Борьба за выживание. Защитная окраска

2

3

5

Биосфера. Жизненные силы биосферы (воздух, земля, вода)

3

3

Что такое климат? Спасем Землю!

Загрязнение атмосферы

2

1

3

Проблема стихийных природных явлений (землетрясение, смерч, оползень, наводнения, засуха)

2

1

3

Природные зоны своей области (лесостепь, степь, полупустыня)

3

3

6

Экскурсии в краеведческий музей

3

3

Природные ресурсы нашей области (нефть, газ, поваренная соль, стройматериалы)

2

2

4

Леса родного края. Загрязнение почвы.

Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории; двора, улиц, района, уход за парками)

3

5

8

Реки своей области. Акция «Спасем Землю!» (Загрязнения водоемов.)

3

2

5

Ядовитые стоки. Угроза питьевой воде.

Акция «Очистим водоёмы. Расчистка родников. Охрана малых рек»

3

3

6

«Живительные источники» и их охрана. (Ергенинский, Горная Поляна, Дубовский, Себряковский.)

3

4

7

Природа – наш дом. «Спасем Землю!» (проблема бытовых отходов)

1

2

3

Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности»

3

3

Проблемы техногенных аварий. (Выбросы химических заводов, гибель космических кораблей, затонувшие корабли, взрывы на АЭС.)

2

1

3


Окончание табл.

1

2

3

4

Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии

2

4

6

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области

2

4

6

Создание экологической карты своего микрорайона

4

4

Создание уголка природы

10

10

Изготовление поделок из бросового материала

«В мире нет вещей не нужных»

10

10

Мероприятия, проводимые в течение года: выпуск стенгазет, «молний» на экологическую тему:

16 сентября – День борьбы за защиту

озонового слоя.

4 октября – День защиты животных.

14 октября – День борьбы по уменьшению опасности стихийных бедствий.

29 октября – День биологического разнообразия.

22 марта – День воды.

1 апреля – День птиц.

7 апреля – День здоровья.

22 апреля – День Земли

16

16

Создание агитбригады, работающей по экологической тематике и проведение викторин, устного журнала «Природоград», лекториев в начальных классах

16

16

42

102

144

СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(2-
й год обучения)

– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Рекомендуемая литература для учителя

(2-й год обучения)

1. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984.

2. Брылеев, В. А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.

3. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

4. Борейко, В. Е. Экологическая этика. – М: Изд-во МНЭПУ, 2002.

5. Замятин, С. Экология и культура // Новый мир.– 1992. – № 9–13.

6. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

Рекомендуемая литература для учащихся

(2-й год обучения)

1. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

2. Воржба, В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6–12 лет. – М.: АСТ-Пресс, 1994.

3. Дитрих, А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика-пресс, 1997.

4. Мереминский, А. Фенологические и экологические рассказы-загадки // Начальная школа .– 1992. – № 4.

5. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся). – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....

Примерная рабочая программа по технологии 1-4 класс.

Пояснительная программа по  технологии с 1-4 класс....

Примерная рабочая программа по ИЗО 1 класс

Представляю вашему вниманию примерную программу изобразительного искусства для 1 класса. Разработана на базе авторской программы Е.Я.Шпикаловой "Перспектива"....

Русский родной язык Примерные рабочие программы 1–4 классы

Русский родной язык  Примерные рабочие программы  1–4 классы  Под редакцией О. М. Александровой  Учебное пособие  для общеобразовательных организаций...

Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы.

Примерные рабочие программы 1-4 классы. Русский родной язык....

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...