Программа курса "Юный эколог" 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_yunyy_ekolog_1_klass.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа для учащихся 1 класса разработана  на основе авторской программы  Ю. Н. Александровой,  Л. Д. Ласкиной,  Н. В. Николаевой  по внеурочной деятельности (– Волгоград: Учитель, 2010. – 331с).

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников.

Задачи программы:

 - формировать интерес к изучению природы родного края;  

 - воспитывать умение  видеть в самом обычном необычное и удивительное;

 - углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

 -изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах области;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией  рассчитана на 33 учебных часа в год.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские  и  игровые задания, практикумы и опытническую работу.

По итогам учебного года планируются следующие  результаты изучения курса:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Оценка уровня достижения учащимися запланированных результатов по итогам учебного года

проводится при помощи: решения проблемных задач (ситуаций), практикумов, выставок,

поисково - исследовательских работ, экскурсий, викторин, творческих работ.

         Обучение проводится без балльного  оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

Учебно - тематический план

Количество часов:

всего – 33  часа, в неделю - 1час.

Плановых  практических работ – 2

 Экскурсий - 4

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе контрольных уроков

на экскурсии

на практические работы

1

Что такое экология?

5

1

2

Мы - жители планеты Земля.

3

1

3

В мире животных

13

1

1

4

Разнообразие  царства растений.

12

1

1

Итого

33

4

2

Календарно-поурочное  планирование

урока

Календарные сроки

Тема урока

Планируемые результаты

Корректи

ров

ка

Предметные

Метапредметные

личностные

план

факт

1

03.09

Что такое экология?

Принятие  в юные экологи.

Знать понятие об экологии.

Уметь разъяснять сущность и значение экологии.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Познавательные

Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция

2

 Почему мы часто слышим слово «экология»? Экология и мы.

Понимать тексты о природе.

Описывать встречающиеся в данной местности растения и животные

3

Путешествие в природу. «Краски и звуки осени». 

Понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания..

Проводить групповые наблюдения.

Работать в группе.

Группировать (классифицировать)

объекты живой  природы по отличительным признакам.

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция

Личностные

  • самоопределение

4

Викторина

«Знатоки природы».

5

Человек  и природа .

Связи между природой  и человеком.

6

7

8

Мы - жители планеты Земля.

Виртуальное  путешествие по заповедникам нашей страны.

Экскурсия  в осенний парк 

Знать охраняемые природные территории: заповедники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний Обсуждать в группах полученные сведения

9

«В мире животных».

«Все друг другу мы нужны».

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников  и обсуждать полученные сведения.

Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны

Знать условия, необходимые для жизни животных

Изучить виды динозавров..

Выполнять групповые задания

Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны

Знать условия, необходимые для жизни животных

Познавательные Общеучебные действия

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

10

11

12

13

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».

Разнообразие царства животных.

Динозавры - вымерший вид животных.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

« Самые, самые, самые…»

Интересные факты о животных.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

14

Дикие животные

Просмотр презентации «Животные леса».

Беседа «Как звери зимуют»,  творческая работа о лесном жителе.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Коммуникативные УУД

  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

15

Домашние животные.

Просмотр презентации «Рядом с нами!»

Знать домашних животных.

16

Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных.    

Выполнять групповые задания

17

Красная  книга – способ защиты редких видов животных.

Знать виды животных, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

18

19

Насекомые

«Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Устный журнал  « Птицы- наши друзья!»

Беседа о пчелах, божьей коровке, бабочке.

Просмотр презентаций о насекомых.

Беседа «Наши пернатые друзья»,  творческая работа о  перелётных птицах..

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

20

Зимующие птицы.

Экологическая игра

«Диалоги о птицах».

Акция  «Поможем птицам!»

Беседа, экологическая игра «Зимующие птицы»

Виртуальная экскурсия в мир природы.

Изготовление кормушек для птиц.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

21

Четыре времени года

Беседа, загадки, поговорки о временах года, оформление книжки-малышки

22

Разнообразие  царства растений.

23

Растение - живой организм.

Будем понимать и любить растения!

Беседа, ознакомление с растениями . Подбор материала и  работа в группах

24

Деревья твоего двора.

Просмотр презентации

«Кудрявое чудо-дерево».

Рисование дерева в разные времена года, викторина и загадки о лесе

25

Аптека на окне. Экологический проект «Лекарственные растения»

Беседа, ознакомление с целебными растениями (алоэ, герань и т.д.), Подбор материала и  работа в группах

Знакомство с комнатными растениями, уход за ними,

Разгадывание кроссворда

Личностные УУД

  • Смыслополагание.
  • Самоопределение

Регулятивные УУД

  • Оценка;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

26

Декоративные комнатные растения

27

Практическое занятие « Уход за комнатными растениями»

28

             

Исследовательская работа «Комнатные растения»

Подбор литературы, наблюдение за растениями, консультации, оформление работы

Личностные УУД

Смыслополагание.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

29

                                                                                                                                                                                                                                                                 

Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Дать представление о строении грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Формирование представлений о несъедобных грибах области.

30

Бледная поганка- королева ядовитых грибов.

31

Человек – друг природы! Просмотр презентации «Береги

природу!»

Разучивание стихов, загадок, песен о природе, выставка мини-плакатов об охране природы

32

В гостях у матушки- природы.

33

Экологические памятки для детей и взрослых.
 Изготовление школьниками экологических памяток для своих младших товарищей.
      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток.

Уметь выполнять правила поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...