Программа курса "Юный эколог" 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_yunyy_ekolog_1_klass.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 1 класса разработана на основе авторской программы Ю. Н. Александровой, Л. Д. Ласкиной, Н. В. Николаевой по внеурочной деятельности (– Волгоград: Учитель, 2010. – 331с).
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности младших школьников.
Задачи программы:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
-изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией рассчитана на 33 учебных часа в год.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские и игровые задания, практикумы и опытническую работу.
По итогам учебного года планируются следующие результаты изучения курса:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Оценка уровня достижения учащимися запланированных результатов по итогам учебного года
проводится при помощи: решения проблемных задач (ситуаций), практикумов, выставок,
поисково - исследовательских работ, экскурсий, викторин, творческих работ.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий.
Учебно - тематический план
Количество часов:
всего – 33 часа, в неделю - 1час.
Плановых практических работ – 2
Экскурсий - 4
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе контрольных уроков | |
на экскурсии | на практические работы | |||
1 | Что такое экология? | 5 | 1 | |
2 | Мы - жители планеты Земля. | 3 | 1 | |
3 | В мире животных | 13 | 1 | 1 |
4 | Разнообразие царства растений. | 12 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 4 | 2 |
Календарно-поурочное планирование
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Планируемые результаты | Корректи ров ка | ||
Предметные | Метапредметные личностные | |||||
план | факт | |||||
1 | 03.09 | Что такое экология? Принятие в юные экологи. | Знать понятие об экологии. Уметь разъяснять сущность и значение экологии. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| ||
2 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Экология и мы. | Понимать тексты о природе. Описывать встречающиеся в данной местности растения и животные | ||||
3 | Путешествие в природу. «Краски и звуки осени». | Понимать тексты о природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.. Проводить групповые наблюдения. Работать в группе. Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные
| |||
4 | Викторина «Знатоки природы». | |||||
5 | Человек и природа . Связи между природой и человеком. | |||||
6 7 8 | Мы - жители планеты Земля. Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. Экскурсия в осенний парк | Знать охраняемые природные территории: заповедники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний Обсуждать в группах полученные сведения | ||||
9 | «В мире животных». «Все друг другу мы нужны». | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников и обсуждать полученные сведения. Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны Знать условия, необходимые для жизни животных Изучить виды динозавров.. Выполнять групповые задания Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны Знать условия, необходимые для жизни животных | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
| |||
10 11 12 13 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Разнообразие царства животных. Динозавры - вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. « Самые, самые, самые…» Интересные факты о животных. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. | ||||
14 | Дикие животные Просмотр презентации «Животные леса». | Беседа «Как звери зимуют», творческая работа о лесном жителе. | Познавательные Общеучебные действия
Коммуникативные УУД
| |||
15 | Домашние животные. Просмотр презентации «Рядом с нами!» | Знать домашних животных. | ||||
16 | Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных. | Выполнять групповые задания | ||||
17 | Красная книга – способ защиты редких видов животных. | Знать виды животных, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | ||||
18 19 | Насекомые «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» Устный журнал « Птицы- наши друзья!» | Беседа о пчелах, божьей коровке, бабочке. Просмотр презентаций о насекомых. Беседа «Наши пернатые друзья», творческая работа о перелётных птицах.. | Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные
| |||
20 | Зимующие птицы. Экологическая игра «Диалоги о птицах». Акция «Поможем птицам!» | Беседа, экологическая игра «Зимующие птицы» Виртуальная экскурсия в мир природы. Изготовление кормушек для птиц. | Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| |||
21 | Четыре времени года | Беседа, загадки, поговорки о временах года, оформление книжки-малышки | ||||
22 | Разнообразие царства растений. | |||||
23 | Растение - живой организм. Будем понимать и любить растения! | Беседа, ознакомление с растениями . Подбор материала и работа в группах | ||||
24 | Деревья твоего двора. Просмотр презентации «Кудрявое чудо-дерево». | Рисование дерева в разные времена года, викторина и загадки о лесе | ||||
25 | Аптека на окне. Экологический проект «Лекарственные растения» | Беседа, ознакомление с целебными растениями (алоэ, герань и т.д.), Подбор материала и работа в группах Знакомство с комнатными растениями, уход за ними, Разгадывание кроссворда | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |||
26 | Декоративные комнатные растения | |||||
27 | Практическое занятие « Уход за комнатными растениями» | |||||
28 |
| Исследовательская работа «Комнатные растения» | Подбор литературы, наблюдение за растениями, консультации, оформление работы | Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные Общеучебные действия
Регулятивные УУД
| ||
29 |
| Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | Дать представление о строении грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Формирование представлений о несъедобных грибах области. | |||
30 | Бледная поганка- королева ядовитых грибов. | |||||
31 | Человек – друг природы! Просмотр презентации «Береги природу!» | Разучивание стихов, загадок, песен о природе, выставка мини-плакатов об охране природы | ||||
32 | В гостях у матушки- природы. | |||||
33 | Экологические памятки для детей и взрослых.
| Моделировать в ходе практической работы условные обозначения правил поведения в природе и экологических памяток. Уметь выполнять правила поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...