Рабочая программа курса "Юный математик"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Дегтярева Наталия Федоровна

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы  с обучающимися 4 класса.Основная цель данной программы - интеллектуальное развитие обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Цнинская средняя общеобразовательная школа №2

Тамбовский район Тамбовская область


                                                                         «...Только то обучение является хорошим,

                                                   которое забегает вперед развития»

 Л.С.Выготский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса в возрасте 9 – 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год). Продолжительность каждого занятия составляет  45 минут.

Название программы: Программа «Юный математик» для развития математических способностей учащихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре,  а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

  • связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
  • использование занимательности;
  • использование исторического материала;
  • решение нестандартных, олимпиадных задач
  • учет желаний учащихся;
  • наличие необходимой литературы у учителя.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 Цель: интеллектуальное развитие учащихся,формирование у них качества мышления,характерных для математической деятельности, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  • создать условия для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развивать в обучающихся креативность
  • развивать математический кругозор, логическое, творческое и эвристическое мышление, исследовательские умения учащихся;
  • развивать  умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышать математическую  культуру  ученика;

Используемые технологии, формы и методы обучения, осуществление контроля.

Методы работы:

  • упражнения,
  • беседа

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре    «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

  • тестирование;
  • личная олимпиада;
  • математические соревнования

           Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

 Учебно-тематическое планирование занятий кружка

«Юный математик»

3 КЛАСС

Наименование раздела

Количество часов

Количество часов

Итоговое занятие

теоретические

практические

1.

«Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической

олимпиаде»

30ч.

2

28

Математический марафон

2.

«Наглядная геометрия»

14ч.

3

11

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

3.

«Решаем проектные задачи, создаем проекты»

10ч.

5

11

Защита мини- проектов

4.

«Работаем с тестами»

16

Проверочный тест

ИТОГО

70

Содержание

Раздел I «Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической олимпиаде»(30ч.)

Теоретические занятия:

Понятия цифры и числа, десятичная позиционная система записи чисел, названия разрядов в записи чисел. Связи между величинами. Математическая модель текстовых задач. Понятие четности. Понятия «множество», « объединение множеств», «пересечение множеств». Круги Эйлера. Понятие ребуса. Структура и правила их созданий. Понятие логическое мышление. Законы логики. Примеры логических задач. Сведения из истории логики. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне Основные правила математических игр.

Практические занятия:

Задачи с числами. Логические задачи. Решение задач и уравнений. Решение текстовых задач. Задачи на четность и свойства четности. Составление выражений, числовые ребусы и головоломки. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. «В худшем случае»( решение задач, в которых приходиться учитывать самый неблагоприятный случай, при этом логически обосновывая решение.. Принцип Дирихле. Задачи на пересечение и объединение множеств. «Математическая смесь»(решение нестандартных задач, развивающих математическое мышление). Приёмы быстрого счета. Логические задачи  в стихах. Решение задач и уравнений с умножением на двузначное число.

Раздел II «Наглядная геометрия»(14ч.)

Теоретические занятия:

Цилиндр. Конус. Шар (тела вращения). Способ получения других тел вращения. Пересечение фигур. Пирамида.  Параллелепипед. Сечение разных геометрических фигур.

Практические занятия:

Развёртки цилиндра, конуса, усеченного конуса. Чтение графической информации, изображение на плоскости объемных фигур.

Раздел III «Решаем проектные задачи, создаем проекты» (10ч.)

Теоретические занятия: Основные понятия: проектная задача, основополагающий вопрос, гипотеза, творческий вопрос, постановка цели и задачи. Этапы проектной деятельности. Работа с информационными источниками.

Практические занятия: Создание творческих групп. Работа в группах

Сбор и систематизация информации проектов. «Математическая шкатулка»(сбор задач, ребусов, кроссвордов). Выбор тем и выполнение проектных работ.

Раздел IV «Работаем с тестами» (14ч.)

Практические занятия:

отработка практических навыков по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс начальной школы

7. Требования у ровню подготовки обучающихся

Личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышленияинициатива, находчивостьактивность при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

 познавательные

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

коммуникативные

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные:

  • работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
  • выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

            обучающиеся получат возможность научиться:

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении   задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов

 

Информационные ресурсы для педагога

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2009

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2005

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

Дьячкова  Г.Т Математика. Внеклассные занятия в начальной школе.. Волгоград 2007

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

htt//school-collection.ru/

Информационные ресурсы для детей (и родителей)

Гейдман Б.П., Мишарина  И.Э «Подготовка к математической олимпиаде» Москва Айрис-пресс 2013

Илященко Л.А Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания. Издательство «Экзамен», 2010 год

Истомина Н.Б., З.Б. Редько «Наглядная геометрия»ООО Издательство «Линка-Пресс», 2010

Истомина Н.Б., О.П.Горина  Тестовые задания по математике ( с выбором одного верного ответа). 4 класс , Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010

Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетрадь по математике «Учимся решать задачи»  ООО Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010

Суслов В.Н. «Решаем проектные задачи» ООО «Легион» 2012

Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Материально- техническое обеспечение

Наглядные пособия:

1) натуральные пособия(реальные  объекты живой и неживой природы, объекты-заместители)

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)

Демонстрационные пособия

- магнитная доска

-наборное полотно

- комплект наглядных пособий при изучении нумерации

- набор геометрических тел демонстрационный

Печатные пособия

- опорные таблицы

- демонстрационные таблицы «Устные приемы сложения и вычитания в пределах тысячи»,

« Простые задачи»

Технические средства обучения

- компьютер

-мультимедийный  проектор

-мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы курса.

Календарно-тематическое  планирование

Занятий кружка «Юный математик»

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Т- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

П-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов (т.,п.)

Дата

Примечание

План

Факт

«Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической

олимпиаде» (30 часов)

1

Задачи с числами

1(т)

2

Задачи с числами

1(п)

3

Логические задачи

1(п)

4

Решение задач  и уравнений

1(п)

5

Решение текстовых задач

1(п)

6

Задачи на четность и свойства четности

1(т)

7

Задачи на четность и свойства четности

1(п)

8

Составление выражений, числовые ребусы и головоломки.

1(п)

9

Задачи на переливание

1(п)

10

Задачи на взвешивание

1(п)

11

«В худшем случае»

1(п)

12

Принцип Дирихле

1(п)

13

Задачи на пересечение и объединение множеств

1(п)

14

«Математическая смесь»

1(п)

15

Приёмы быстрого  счёта. Умножение на пальцах. Умножение на 5, 25, 125.

1(п)

16

Приёмы быстрого счёта. Быстрое возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на5.

1(п)

17

Логические задачи в стихах

1(п)

18

Деление на числа, оканчивающихся  нулями. Умножение на двузначное число.

1(п)

19

Решение задач  с умножением на двузначное число.

1(п)

20

Решение  уравнений с умножением на двузначное число

1(п)

21

«С миру по нитке…»Решение старинных занимательных задач.

1(п)

22

«С миру по нитке…»Приемы решения нестандартных занимательных задач.

1(п)

23

Конкурс в решении задач с недостающими данными

1(п)

24

Конкурс в решении текстовых задач

1(п)

25

Школьная олимпиада

1(п)

26

Школьная олимпиада (работа над ошибками)

1(п)

27-29

Решение задач международной игры «Кенгуру»

3(п)

30

Математический марафон

1(п)

«Наглядная  геометрия»(14 часов)

31

Цилиндр

1(т)

32

Конус

1(т)

33

Цилиндр и конус – тела вращения

1(п)

34

Поверхности тел вращения: плоские и кривые

1(п)

35

Упражнения на соотнесение воображаемой фигуры с её изображением и  рисунками различных предметов.

1(п)

36

Деление геометрических фигур на группы: тела вращения  и многоугольники»

1(п)

37

Чтение графической информации о кривой и плоской поверхности

1(п)

38

Чтение графической информации о многоугольниках и телах вращения

1(п)

39

Изображение объёмных фигур на плоскости

1(п)

40

О сечении конуса и цилиндра.

1(т)

41

О сечении разных геометрических  фигур

1(п)

42

Соотнесения изображения объёмной геометрической фигуры (тела) с его разверткой.

1(п)

43

Обобщение по разделу «Наглядная геометрия»

1(п)

44

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1(п)

«Решаем проектные задачи, создаем проекты»(10 часов)

44

Проектная задача «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом» стартовая презентация

1(т)

45

Проектная задача «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом», презентация конечного «продукта» - сметы расходов на наиболее выгодную покупку учебников и тетрадей и приведение соответствующих обоснований.

1(п)

46

Проектная задача «Проектируем парк» стартовая презентация

1(т)

47

Проектная задача «Проектируем парк» презентация конечного «продукта»

1(п)

48

Проектная задача «Ремонт класса»

1(п)

49

Проектная задача «Составление сметы для проведения выпускного»

1(п)

50

Проектная задача «Один день без родителей»

1(п)

51

Задачи – расчеты Сбор информации для расчѐтов, составление задачи

1(п)

52

Проектная задача «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа»

1(п)

53

Проектная задача «Поездка на Байкал»

1(п)

54

Мини - проект «Взаимосвязь математики и экологии»

1(п)

                                                    Работа с тестами(16 часов)

55

Тест по теме «Усвоение нумерации чисел и терминологии»

1(п)

56

Тест по теме «Алгоритмы усвоения письменного сложения и вычитания многозначных чисел»

1(п)

57

Тест по теме «Правила выполнения действий  в выражениях»

1(п)

58

Тест по теме «Единицы величин и соотношения между ними».

1(п)

59

Тест по теме «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное, соответствующая терминология».

1(п)

60

Тест по теме «Деление с остатком»

1(п)

61

Тест по теме «Алгоритм письменного умножения многозначных чисел на двузначное и трехзначное число. Соответствующая терминология»

1(п)

62

Тест по теме «Алгоритм письменного деления многозначных чисел, взаимосвязь деления и умножения, соответствующая терминология»

1(п)

63

Тест по теме «Усвоение взаимосвязи скорости, времени, расстояния»

1(п)

64

Тест по теме «Решение задач  с величинами скорость, время, расстояние».

1(п)

65

Тест по теме «Взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий».

1(п)

66

Тест по теме «Решение уравнений»

1(п)

67

Решение задач

1(п)

68

Тест№1 для итоговой проверки материала

1(п)

69

Тест№2  для итоговой проверки материала

1(п)

70

Тест №3 для итоговой проверки материала

1(п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...