Рабочая программа курса "Юный математик"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса.Основная цель данной программы - интеллектуальное развитие обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 48.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Цнинская средняя общеобразовательная школа №2
Тамбовский район Тамбовская область
«...Только то обучение является хорошим,которое забегает вперед развития»
Л.С.Выготский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса в возрасте 9 – 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год). Продолжительность каждого занятия составляет 45 минут.
Название программы: Программа «Юный математик» для развития математических способностей учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Основные требования к программе кружка:
- связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
- использование занимательности;
- использование исторического материала;
- решение нестандартных, олимпиадных задач
- учет желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы у учителя.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Цель: интеллектуальное развитие учащихся,формирование у них качества мышления,характерных для математической деятельности, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
- создать условия для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развивать в обучающихся креативность
- развивать математический кругозор, логическое, творческое и эвристическое мышление, исследовательские умения учащихся;
- развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышать математическую культуру ученика;
Используемые технологии, формы и методы обучения, осуществление контроля.
Методы работы:
- упражнения,
- беседа
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка
«Юный математик»
3 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Количество часов | Количество часов | Итоговое занятие | |
теоретические | практические | ||||
1. | «Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической олимпиаде» | 30ч. | 2 | 28 | Математический марафон |
2. | «Наглядная геометрия» | 14ч. | 3 | 11 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
3. | «Решаем проектные задачи, создаем проекты» | 10ч. | 5 | 11 | Защита мини- проектов |
4. | «Работаем с тестами» | 16 | Проверочный тест | ||
ИТОГО | 70 |
Содержание
Раздел I «Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической олимпиаде»(30ч.)
Теоретические занятия:
Понятия цифры и числа, десятичная позиционная система записи чисел, названия разрядов в записи чисел. Связи между величинами. Математическая модель текстовых задач. Понятие четности. Понятия «множество», « объединение множеств», «пересечение множеств». Круги Эйлера. Понятие ребуса. Структура и правила их созданий. Понятие логическое мышление. Законы логики. Примеры логических задач. Сведения из истории логики. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне Основные правила математических игр.
Практические занятия:
Задачи с числами. Логические задачи. Решение задач и уравнений. Решение текстовых задач. Задачи на четность и свойства четности. Составление выражений, числовые ребусы и головоломки. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. «В худшем случае»( решение задач, в которых приходиться учитывать самый неблагоприятный случай, при этом логически обосновывая решение.. Принцип Дирихле. Задачи на пересечение и объединение множеств. «Математическая смесь»(решение нестандартных задач, развивающих математическое мышление). Приёмы быстрого счета. Логические задачи в стихах. Решение задач и уравнений с умножением на двузначное число.
Раздел II «Наглядная геометрия»(14ч.)
Теоретические занятия:
Цилиндр. Конус. Шар (тела вращения). Способ получения других тел вращения. Пересечение фигур. Пирамида. Параллелепипед. Сечение разных геометрических фигур.
Практические занятия:
Развёртки цилиндра, конуса, усеченного конуса. Чтение графической информации, изображение на плоскости объемных фигур.
Раздел III «Решаем проектные задачи, создаем проекты» (10ч.)
Теоретические занятия: Основные понятия: проектная задача, основополагающий вопрос, гипотеза, творческий вопрос, постановка цели и задачи. Этапы проектной деятельности. Работа с информационными источниками.
Практические занятия: Создание творческих групп. Работа в группах
Сбор и систематизация информации проектов. «Математическая шкатулка»(сбор задач, ребусов, кроссвордов). Выбор тем и выполнение проектных работ.
Раздел IV «Работаем с тестами» (14ч.)
Практические занятия:
отработка практических навыков по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс начальной школы
7. Требования у ровню подготовки обучающихся
Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
познавательные
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;
коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Предметные:
- работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
- выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
обучающиеся получат возможность научиться:
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов
Информационные ресурсы для педагога
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2009
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2005
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
Дьячкова Г.Т Математика. Внеклассные занятия в начальной школе.. Волгоград 2007
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
htt//school-collection.ru/
Информационные ресурсы для детей (и родителей)
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э «Подготовка к математической олимпиаде» Москва Айрис-пресс 2013
Илященко Л.А Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания. Издательство «Экзамен», 2010 год
Истомина Н.Б., З.Б. Редько «Наглядная геометрия»ООО Издательство «Линка-Пресс», 2010
Истомина Н.Б., О.П.Горина Тестовые задания по математике ( с выбором одного верного ответа). 4 класс , Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетрадь по математике «Учимся решать задачи» ООО Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010
Суслов В.Н. «Решаем проектные задачи» ООО «Легион» 2012
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Материально- техническое обеспечение
Наглядные пособия:
1) натуральные пособия(реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители)
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)
Демонстрационные пособия
- магнитная доска
-наборное полотно
- комплект наглядных пособий при изучении нумерации
- набор геометрических тел демонстрационный
Печатные пособия
- опорные таблицы
- демонстрационные таблицы «Устные приемы сложения и вычитания в пределах тысячи»,
« Простые задачи»
Технические средства обучения
- компьютер
-мультимедийный проектор
-мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы курса.
Календарно-тематическое планирование
Занятий кружка «Юный математик»
ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Т- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
П-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов (т.,п.) | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
«Решаем нестандартные задачи, готовимся к математической олимпиаде» (30 часов) | |||||
1 | Задачи с числами | 1(т) | |||
2 | Задачи с числами | 1(п) | |||
3 | Логические задачи | 1(п) | |||
4 | Решение задач и уравнений | 1(п) | |||
5 | Решение текстовых задач | 1(п) | |||
6 | Задачи на четность и свойства четности | 1(т) | |||
7 | Задачи на четность и свойства четности | 1(п) | |||
8 | Составление выражений, числовые ребусы и головоломки. | 1(п) | |||
9 | Задачи на переливание | 1(п) | |||
10 | Задачи на взвешивание | 1(п) | |||
11 | «В худшем случае» | 1(п) | |||
12 | Принцип Дирихле | 1(п) | |||
13 | Задачи на пересечение и объединение множеств | 1(п) | |||
14 | «Математическая смесь» | 1(п) | |||
15 | Приёмы быстрого счёта. Умножение на пальцах. Умножение на 5, 25, 125. | 1(п) | |||
16 | Приёмы быстрого счёта. Быстрое возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на5. | 1(п) | |||
17 | Логические задачи в стихах | 1(п) | |||
18 | Деление на числа, оканчивающихся нулями. Умножение на двузначное число. | 1(п) | |||
19 | Решение задач с умножением на двузначное число. | 1(п) | |||
20 | Решение уравнений с умножением на двузначное число | 1(п) | |||
21 | «С миру по нитке…»Решение старинных занимательных задач. | 1(п) | |||
22 | «С миру по нитке…»Приемы решения нестандартных занимательных задач. | 1(п) | |||
23 | Конкурс в решении задач с недостающими данными | 1(п) | |||
24 | Конкурс в решении текстовых задач | 1(п) | |||
25 | Школьная олимпиада | 1(п) | |||
26 | Школьная олимпиада (работа над ошибками) | 1(п) | |||
27-29 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 3(п) | |||
30 | Математический марафон | 1(п) | |||
«Наглядная геометрия»(14 часов) | |||||
31 | Цилиндр | 1(т) | |||
32 | Конус | 1(т) | |||
33 | Цилиндр и конус – тела вращения | 1(п) | |||
34 | Поверхности тел вращения: плоские и кривые | 1(п) | |||
35 | Упражнения на соотнесение воображаемой фигуры с её изображением и рисунками различных предметов. | 1(п) | |||
36 | Деление геометрических фигур на группы: тела вращения и многоугольники» | 1(п) | |||
37 | Чтение графической информации о кривой и плоской поверхности | 1(п) | |||
38 | Чтение графической информации о многоугольниках и телах вращения | 1(п) | |||
39 | Изображение объёмных фигур на плоскости | 1(п) | |||
40 | О сечении конуса и цилиндра. | 1(т) | |||
41 | О сечении разных геометрических фигур | 1(п) | |||
42 | Соотнесения изображения объёмной геометрической фигуры (тела) с его разверткой. | 1(п) | |||
43 | Обобщение по разделу «Наглядная геометрия» | 1(п) | |||
44 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1(п) | |||
«Решаем проектные задачи, создаем проекты»(10 часов) | |||||
44 | Проектная задача «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом» стартовая презентация | 1(т) | |||
45 | Проектная задача «Покупка учебников общешкольным родительским комитетом», презентация конечного «продукта» - сметы расходов на наиболее выгодную покупку учебников и тетрадей и приведение соответствующих обоснований. | 1(п) | |||
46 | Проектная задача «Проектируем парк» стартовая презентация | 1(т) | |||
47 | Проектная задача «Проектируем парк» презентация конечного «продукта» | 1(п) | |||
48 | Проектная задача «Ремонт класса» | 1(п) | |||
49 | Проектная задача «Составление сметы для проведения выпускного» | 1(п) | |||
50 | Проектная задача «Один день без родителей» | 1(п) | |||
51 | Задачи – расчеты Сбор информации для расчѐтов, составление задачи | 1(п) | |||
52 | Проектная задача «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» | 1(п) | |||
53 | Проектная задача «Поездка на Байкал» | 1(п) | |||
54 | Мини - проект «Взаимосвязь математики и экологии» | 1(п) | |||
Работа с тестами(16 часов) | |||||
55 | Тест по теме «Усвоение нумерации чисел и терминологии» | 1(п) | |||
56 | Тест по теме «Алгоритмы усвоения письменного сложения и вычитания многозначных чисел» | 1(п) | |||
57 | Тест по теме «Правила выполнения действий в выражениях» | 1(п) | |||
58 | Тест по теме «Единицы величин и соотношения между ними». | 1(п) | |||
59 | Тест по теме «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное, соответствующая терминология». | 1(п) | |||
60 | Тест по теме «Деление с остатком» | 1(п) | |||
61 | Тест по теме «Алгоритм письменного умножения многозначных чисел на двузначное и трехзначное число. Соответствующая терминология» | 1(п) | |||
62 | Тест по теме «Алгоритм письменного деления многозначных чисел, взаимосвязь деления и умножения, соответствующая терминология» | 1(п) | |||
63 | Тест по теме «Усвоение взаимосвязи скорости, времени, расстояния» | 1(п) | |||
64 | Тест по теме «Решение задач с величинами скорость, время, расстояние». | 1(п) | |||
65 | Тест по теме «Взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий». | 1(п) | |||
66 | Тест по теме «Решение уравнений» | 1(п) | |||
67 | Решение задач | 1(п) | |||
68 | Тест№1 для итоговой проверки материала | 1(п) | |||
69 | Тест№2 для итоговой проверки материала | 1(п) | |||
70 | Тест №3 для итоговой проверки материала | 1(п) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...