Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_s.docx | 102.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
(программа «Школа России»)
3 «Б» класс
2014 – 2015 учебный год
Соловьева Елена Николаевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 68 ч.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2013 Учебник 1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. Рабочие тетради 1.Плешаков А. А. Тесты Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Методические пособия 1. Плешаков А. А. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Плешаков А. А. Плешаков А. А. | В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс (68 ч)
Как устроен мир(6) Планируемые результат Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||
Дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | |||||||||
1 неделя 01.09-05.09 | 1. | Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||
2. | Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека; - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование ступеней познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Практическая работа. Определение преобладающего типа памяти учащихся. | ||||||||||
2 неделя 08.09-12.09 | 3. | Проект «Богатства отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Презентация. | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - -оценивать результаты работы | Подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготовить недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки). Оформить стенд, презентовать проект. | |||||||||
4. | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||
3 неделя 15.09-19.09 | 5. | Что такое экология. Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||
6. | Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу» | ||||||||||
Эта удивительная природа (18 ч) Планируемые результаты Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||
Дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | |||||||||
4 неделя 22.09-26.09 | 7. | Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -классифицировать тела и вещества; - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества; -высказывать предположения объясняющие результат опыта; -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | |||||||||
8 | Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты, крахмала, различать их по характерным признакам; - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - работать в группе; -работать в паре; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Определение наличие крахмала в продуктах. | ||||||||||
5 неделя 29.09-03.10 | 9. | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. | MacBook Презентация. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать схему с целью определения состава воздуха; - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; -высказывать предположения; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Состав и свойства воздуха. | |||||||||
10. | Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды; - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа: «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | ||||||||||
6 неделя 06.10-10.10 | 11. | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара; -высказывать предположения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Опыт. Оборудование: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. | |||||||||
12. | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника; -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды. | ||||||||||
7 неделя 13.10-17.10 | 13. | Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать процессы образования и разрушения почвы; -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»; -высказывать предположения о плодородии почвы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Исследование состава почвы. | |||||||||
14. | Разнообразие растений. Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений; - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Рассматривание живых и гербарных растений. Заполнение таблицы. | ||||||||||
8 неделя 20.10-24.10 | 15. | Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать процессы питания и дыхания растений; -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||
16. | Размножение и развитие растений Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | ||||||||||
9 неделя 27.10-31.10 | 17. | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Презентация. MacBook. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга; - правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||
18. | Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать группы животных; -классифицировать животных из предложенного списка; - приводить примеры животных разных групп; - работать с электронным приложением к учебнику; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Признаки животных. Заполнение таблицы. | ||||||||||
II четверть - 14 часов | ||||||||||||||
1 неделя 10.11-14.11 | 1. | Кто что ест. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать животных по типу питания; -классифицировать животных по типу питания; - приводить примеры цепей питания; - наблюдать опыт; -высказывать предположения; -доказывать на основе опыта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. «Моделирование цепей питания» | |||||||||
2. | Проект: «Разнообразие природы нашего края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Презентация. | - определять цель и этапы работы; - распределять обязанности; - совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; - находить в литературе материалы о природе родного края; | Составление и презентация книги «Книга природы родного края» | ||||||||||
2 неделя 17.11-21.11 | 3. | Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки. | |||||||||
4. | Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; -обсуждать меры по охране животных; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||
3 неделя 24.11-28.11 | 5. | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. 3,Правила сбора грибов. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия строение шляпочных грибов; -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; - приводить примеры грибов-двойников; -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Составление правил сбора грибов. | |||||||||
6. | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители; - приводить примеры круговорота веществ; -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование круговорота веществ в природе. |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч) Планируемые результаты. Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||||||||
Дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Дата | ||||||||||||||
4 неделя 1.12-5.12 | 7. | Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать системы органов тела; -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; -работать в паре во время проведения опыта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Измерение роста и массы тела человека. | |||||||||||||||
8. | Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -формулировать правила гигиены органов чувств; - работать в группе: самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по предложенному плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Распознать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. | ||||||||||||||||
5 неделя 8.12-12.12 | 9. | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать средства гигиены и уход за кожей; -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи; -работать в паре: осваивать приемы первой помощи при повреждениях кожи; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Свойства кожи. | |||||||||||||||
10. | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Презентация. MacBook | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Правила выработки хорошей осанки. | ||||||||||||||||
6 неделя 15.12-19.12 | 11. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; - моделировать строение пищеварительной системы; - приводить примеры правильного питания; -составлять меню здорового питания; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Выявление в пищевых продуктах вредных добавок. Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров» | |||||||||||||||
12. | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме; -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы; -работать в паре; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа «Подсчет ударов пульса» Моделирование строения дыхательной и кровеносной систем. | ||||||||||||||||
7 неделя 22.12-26.12 | 13. | Умей побеждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать факторы закаливания; - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку; -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Составление памятки по закаливанию. | |||||||||||||||
14. | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Тесты | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятие ЗОЖ; -формулировать правила ЗОЖ; - приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность работы ; - адекватно оценивать свои знания. | Определение 5 шагов к здоровому образу жизни. | ||||||||||||||||
III четверть - 20 часов | ||||||||||||||||||||
1 неделя 12.01-16.01 | 1. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | Презентации. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | Презентация проектов. | |||||||||||||||
Наша безопасность (7 ч) Планируемые результаты Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||||||||
Дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | |||||||||||||||
2. | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры; - анализировать схему эвакуации; - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Составить схему эвакуации. | ||||||||||||||||
2 неделя 19.01-23.01 | 3. | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование правил поведения в ходе ролевых игр. | |||||||||||||||
4. | Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -классифицировать дорожные знаки; -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование в виде схемы безопасного пути в школу. | ||||||||||||||||
3 неделя 26.01-30.01 | 5 | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | Презентация. | -интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др; -оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Выполнение проектов. | |||||||||||||||
6. | Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. | Презентация. MacBook. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Составить схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. | ||||||||||||||||
4неделя 2.02-6.02 | 7. | Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе определители информацию о ядовитых растениях и грибах; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||||||||
8. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения; - обсудить проблему экологической ситуации; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | ||||||||||||||||
Чему учит экономика (12 ч) Планируемые результаты. Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||||||||
дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Дата | ||||||||||||||
5 неделя 9.02-13.02 | 9. | Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||||||||
10. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использование природных богатств; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||||||||
6 неделя 16.02-20.02 | 11. | Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Определение полезного ископаемого по атласу определителю. Приготовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работа со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае. | |||||||||||||||
12. | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. | Презентация. MacBook | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях полученные в 1-2 классах; - различать и классифицировать культурные растения; - определять их с помощью атласа определителя; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Исследовать сельскохозяйственное растение и описать его по плану. | ||||||||||||||||
7 неделя 23.02, 24.02-27.02 | 13. | Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных полученные в 1-2 классах; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Интервьюировать работников животноводства. | |||||||||||||||
14. | Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | Презентация. MacBook. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отросли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||||||||
8 неделя 2.03-6.03 | 15. | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | Презентация. | - собирать информацию об экономике своего края; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Коллективно составить книгу «Экономика родного края» | |||||||||||||||
16. | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия виды обмена товарами; - моделировать ситуации бартера и купли – продажи; - раскрывать роль денег в экономики; - различать денежные единицы разных стран; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Практическая работа Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | ||||||||||||||||
9 неделя 9.03, 10.03-13.03 | 17. | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать государственный бюджет, его расходы и доходы; - выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||||||||
18. | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - определить какие доходы и из каких источников может иметь семья; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование семейного бюджета. | ||||||||||||||||
10 неделя 16.03-20.03 | 19. | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; полученные в 1-2 классах; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||||||||||
20 | Экономика и экология. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Презентация. MacBook. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсудить необходимость экологической экспертизы при осуществлении любого экономического проекта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Моделирование экологических прогнозов. Выяснение: какие меры экологической безопасности предпринимаются в нашем крае. | ||||||||||||||||
IV четверть - 18 часов | ||||||||||||||||||||
Путешествия по городам и странам (15 ч) Планируемые результаты. Предметные результаты.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||||||||||||||||||||
Дата | № урока | Тема | Использование ТСО и компьютерной техники | Характеристика деятельности учащихся | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | |||||||||||||||
1 неделя 30.03-3.04 | 1. | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. |
| Составить вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделирование маршрута Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; Подготовить с помощью Интернета сообщение о любом городе Золотого кольца. | |||||||||||||||
2. | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | ||||||||||||||||||
2 неделя 6.04-10.04 | 3. | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | Презентация. MacBook.. | |||||||||||||||||
4. | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); — оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); — презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | ||||||||||||||||
3 неделя 13.04-17.04 | 5. | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о странах, граничащих с Россией; | |||||||||||||||
6. | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Составить вопросы к викторине по странам севера Европы. Работа со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | ||||||||||||||||
4 неделя 20.04-24.04 | 7. | Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Составить вопросы для викторины о странах Бенилюкса. В дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Бельгии, Голландии, Люксембурге. Работа со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. | |||||||||||||||
8. | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Моделирование достопримечательностей из пластилина; Работа со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. | ||||||||||||||||
5 неделя 27.04-1.05 | 9. | Путешествие по Франции. Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Франции по фотографиям; —— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Составить вопросы для викторины о Франции. В дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Франции; Работа со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции. | |||||||||||||||
10 | Путешествие по Великобритании Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; — соотносить государства и их флаги: — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Составить вопросы для викторины о Великобритании. В дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании. Работа со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании. | ||||||||||||||||
6 неделя 4.05-8.05 | 11. | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Составить вопросы для викторины по Греции и Италии. В дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о изучаемых странах. Работа со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | |||||||||||||||
12 | По знаменитым местам Мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Презентация. Выполнить задания из электронного приложения к учебнику. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; — описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности: — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Найти в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, приготовить сообщения. | ||||||||||||||||
7 неделя 11.05-15.05 | 13. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | Презентация. MacBook. | — выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||||||||||||||||
14. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Презентации. | — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся; — формирование адекватной оценки своих достижений. | Представление результатов проектной деятельности. | ||||||||||||||||
8 неделя 18.05-22.05 | 15. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Презентации. | |||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||||
9 неделя 25.05-29.05 | 17. | |||||||||||||||||||
18. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...