Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Исионова Любовь Леонидовна

Рабочая программа соответствует новым требованиям ФГОС НОО к структуре рабочих программ (Приказ Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_nachalnaya_shkola_21_veka.docx100.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по____окружающему миру_________

(наименование учебного предмета / курса)

начального общего образования_______

(уровень образования)

________________4 года___________________

(срок реализации)

                                                

Составители:

учитель начальных классов

Исионова Л.Л.

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, с изменениями от 31.12.2015 Приказ № 1576),

- основной образовательной программы начального общего образования,

-примерной программы по окружающему миру (Госреестр 2015),

- авторской  программы по окружающему миру  (Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М.: Вентана-Граф, 2013).

Срок реализации программы – 4 года. Программа ориентирована на завершенную линию системы учебников «Начальная школа 21 века». Все учебники и рабочие тетради на печатной основе входят в федеральный перечень  учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

        Цель курса «Окружающий мир» – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Особое значение предмета состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Раздел примерной программы «Человек и природа» представлен в рабочей программе разделами «Человек как биологическое существо» и «Человек и природа», раздел примерной программы «Человек и общество» представлен разделами «Человек и общество» и «История родной страны».

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в обязательную предметную область «Обществознание и естествознание». На предмет «Окружающий мир» учебным планом начального общего образования выделяется 270 часов.

Года обучения (классы)

Количество часов в неделю

Количество недель

Всего часов за учебный год

1 класс

2

33 недели

66

2 класс

2

34 недели

68

3 класс

2

34 недели

68

4 класс

2

34 недели

68

Итого

270

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 «Окружающий мир»

1 класс

Личностные результаты

Базовый уровень (будут сформированы)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность для формирования)

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего    ученика»

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-навыки сотрудничества;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-этические чувства - прежде всего доброжелательность и отзывчивость;

- основы экологической культуры: ценностное отношение к природному миру;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России

Метапредметные результаты

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Познавательные

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников (учебники, справочники) и в разных формах (текст, рисунок, таблица);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- узнавать, называть и определять объекты и явления;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- классифицировать по заданным критериям; устанавливать аналогии;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество.

Чтение. Работа  с текстом

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- ориентироваться в учебнике

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы

Формирование ИКТ компетентности

-пользоваться ЭОР по предмету

Предметные результаты курса

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Раздел «Человек и природа. Человек как биологическое существо»

- знать правила гигиены, понимать важность режима дня, режима питания;  соблюдать правильную посадку

- демонстрировать в учебных ситуациях правила гигиены, упражнения для утренней гимнастики

Раздел «Человек и общество»

- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название поселка, страны, достопримечательности столицы;

- различать дорожные знаки, необходимые пешеходу;

- ориентироваться в помещениях школы;

- различать деятельность людей в разных учреждениях культуры и быта

- анализировать дорогу от школы до дома;

- ориентироваться на знаки дорожного движения;

- рассказывать о семье, своих занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями

Раздел «Человек и природа»

- различать понятия живая и неживая природа, изделия;

- определять последовательность времен года;

- характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

- описывать представителей растительного и животного мира;

- сравнивать диких и домашних животных

2 класс

Личностные результаты

Базовый уровень (будут сформированы)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность для формирования)

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;

- основы экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Метапредметные результаты

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании  и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата.

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- узнавать, называть и определять объекты и явления;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

- контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно предавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Чтение. Работа с текстом

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- ориентироваться в учебнике

- определять тему  текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- понимать информацию, представленную в неявном виде;

-  понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации

Формирование ИКТ компетентности

- пользоваться ЭОР по предмету;

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- чтение информации, представленной на схеме

Предметные результаты курса

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Раздел «Человек и природа. Человек как биологическое существо»

- знать органы чувств человека, их особенности, правила сохранения;

- понимать значение режима дня для здоровья;

- знать правила рационального питания;

- знать правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае

- применять правила здоровьесберегающего поведения: соблюдение режима дня, рациональное питание, занятия физической культурой, закаливание

Раздел «Человек и общество»

- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе;

- называть основные права и обязанности граждан страны;

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- знать символы государства;

- знать правила культурного поведения за столом

- знать права граждан России;

- применять правила культурного поведения за столом, правила культурного общения;

- управлять своим эмоциональным состоянием

Раздел «Человек и природа»

- различать объекты и явления неживой и живой природы;

- характеризовать кратко Солнечную систему;

- называть отличия Земли от других планет;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения;

- составлять цепи питания;

- различать состояния воды;

- знать основные признаки природных сообществ;

-  сравнивать животных и растения по условиям обитания

- ориентироваться в понятиях: Солнечная система, сообщество, деревья, кустарники, травы, лекарственные растения, ядовитые растения, плодовые и ягодные культуры;

- проводить несложные опыты и наблюдения;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги

Раздел «Человек и общество. История родной страны»

- знать, кем были наши предки;

- ориентировать в понятиях: славяне, славянское поселение, трапеза;

- знать, как строились первые города

- воспроизводить в рассказе изученные сведения из истории Москвы

3 класс

Личностные результаты

Базовый уровень (будут сформированы)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность для формирования)

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок окружающих людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

- внутренняя позиция обучающегося на основе понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;

- устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения;

-  способность к оценке своей учебной деятельности;

- адекватное  понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- способности  к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям;

- основы экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании  и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Познавательные

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах;

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- узнавать, называть и определять объекты и языковые явления;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- классифицировать по заданным критериям; устанавливать аналогии;

- применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно предавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество;

Чтение. Работа с текстом

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- делить тексты на смысловые части;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- ориентироваться в соответствующих возрасту  справочниках, энциклопедиях;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- определять тему текста;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ компетентности

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- использовать ЭОР

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- набирать небольшие тексты на русском  языке

- вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию;

- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители;

- собирать числовые данные  в естественно - научных наблюдениях, а также в ходе опроса людей;

- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды  в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;

- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Предметные результаты курса

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Раздел «Человек и природа. Человек как биологическое существо»

применять правила здоровьесберегающего поведения: соблюдение режима дня, рациональное питание, занятия физической культурой, закаливание

Раздел «Человек и общество»

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

- называть субъект Российской Федерации, знать символы государства;

- понимать ценность хлеба;

- понимать значение и ценность человеческого труда;

- знать особенности занятий людей родного края;

- знать имена космонавтов;

- приводить примеры народов России;

- применять правила культурного поведения за столом, правила культурного общения;

Раздел «Человек и  природа»

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха;

- знать водоемы и их виды;

- описывать свойства воды, воздуха;

- различать растения разных видов, описывать их;

- знать значение органов растений;

- знать отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом и условиями обитания;

- знать царства природы;

- описывать животное;

- конструировать цепи питания;

- работать с географической картой

- анализировать модели, изображающие Землю;

- приводить примеры опытов, подтверждающих свойства воды и воздуха;

- проводить несложные опыты по размножению растений;

- группировать животных по классам;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

Раздел «Человек и общество. История родной страны»

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории государства;

- сравнивать портреты, предметы быта разных эпох;

- называть даты образования Древней Руси

-рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

- ориентироваться в причинах отдельных событий в истории

4 класс

Личностные результаты

Базовый уровень (будут сформированы)

Повышенный уровень  (выпускник получит возможность для формирования)

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок окружающих людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- основы экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

внутренняя позиция обучающегося на основе понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;

- устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения;

- адекватное  понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- способность  к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям;

- установка на здоровый образ жизни;

- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатия как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании  и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников (учебная литература, словари, справочники, контролируемое пространство сети Интернет) и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- выделять существенную информацию из текстов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- узнавать, называть и определять объекты и языковые явления;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- классифицировать по заданным критериям; устанавливать аналогии;

- применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

-записывать, фиксировать информацию, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

- создавать и преобразовывать модели и схемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные 

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно предавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Чтение. Работа с текстом

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- понимать текст, опираясь на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в словарях и справочниках;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

- использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- набирать небольшие тексты на русском  языке;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; 

- вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию;

- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители;

- собирать числовые данные  в естественно - научных наблюдениях, а также в ходе опроса людей;

- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды  в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;

- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

- пользоваться ЭОР

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Предметные результаты курса

Базовый уровень (ученик научится)

Повышенный уровень  (ученик получит возможность научиться)

Раздел «Человек и природа. Человек как биологическое существо»

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на  здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;

- осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

Раздел «Человек и общество»

- различать государственную символику Российской Федерации и Новосибирской области, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, Новосибирск и Новосибирскую область, на карте Новосибирской области – р.п. Краснозерское;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих; понимать необходимость здорового образа жизни в трех его компонентах (здоровье физическое; здоровье психическое; здоровье социально-нравственное);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

- осознавать  свою неразрывную связь с многочисленными окружающими его социальными группами;

 - наблюдать и описывать проявления богатств внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, района, страны, народов России и мира;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Раздел «Человек и природа»

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; - следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты

готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Раздел «Человек и общество. История родной страны»

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; - находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторического пространства и времени

Содержание курса «Окружающий мир»

1 класс

Человек и природа. Человек как биологическое существо

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Ты и твоё здоровье. Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, полости рта, кожи. Охрана зрения. Слуха. Закаливание. Проветривание помещений. Утренняя гимнастика. Прогулки на свежем воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Человек и общество

Домашний адрес. Дорога домой. Улица. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы. Светофор. Дорожные знаки. Знакомство со школой. Уважение к труду работников школы. Правила поведения на уроке. Твои новые друзья. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям.

Мы и вещи. Труд людей, которые делают для нас вещи, бережное отношение к вещам, уход за ними. Обращение с бытовыми электроприборами. Противопожарная безопасность. Экономное расходование электроэнергии, воды. Экскурсии. Семья. Члены семьи. Труд. Отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название посёлка, в котором мы живём – Краснозерское. Главная улица посёлка. Профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея. Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Новосибирск. Красный проспект.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Человек и природа

Красота природы. Природа и творчество человека. Природа и фантазия. Сезонные изменения в природе. Растения пришкольного участка. Растения сада и огорода. Комнатные растения. Условия роста. Уход за растениями. Животные вокруг нас. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд. Экскурсии.

2 класс

Человек и природа. Человек как биологическое существо

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Органы чувств. Ты и твоё здоровье.  Что такое здоровье. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Рациональное питание. Воспитание организованности. Можно ли изменить себя. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных ситуациях. Помощь. Правила поведения при плохом самочувствии  и несчастном случае.

Человек и общество

Культура поведения за столом. Семья. Семейное древо. Что объединяет семью.  Труд в семье. Взаимоотношения в семье. Забота о старших и младших в семье. Правила поведения. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению. Твои друзья. Внешние проявления чувств. Могут ли обидеть жесты, слова. Как управлять своими эмоциями. Ссоры: как предупредить. Когда и почему появились правила.

Что такое Родина. Флаг и герб России. Родной край. Труд россиян. Хлеб – главное богатство России. Города России. Столица России. Столица региона – Новосибирск. Достопримечательности городов России. Достопримечательности Новосибирска. Конституция – главный закон. Права граждан. Права детей. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России. Гражданин.

Человек и общество. История родной страны

Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5-9 веках. Первые русские князья. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Возникновение Москвы. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. «Золотое кольцо» России. Древние города.

Человек и  природа

Солнечная система. Земля – планета. Царства природы. Животные и растения – живые существа. Жизнь леса. Леса России. Растения леса. Животные леса. Правила поведения в лесу. Охрана леса. Жизнь водоёма. Свойства воды. Особенности разных водоёмов. Представители растительного и животного мира водоёмов. Использование водоёмов. Охрана воды. Жизнь луга. Лекарственные растения. Жизнь поля. Разнообразие полевых культур. Жизнь сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Человек и природа. Красота природы. Охрана природы. Красная книга России. Красная книга Новосибирской области.

3 класс

Человек и  природа

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета солнечной системы. Соседи Земли.  Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Компас. Условия жизни на Земле. Солнце – источник энергии.

 Значение воды. Разные состояния воды. Свойства воды. Водоёмы, их разнообразие. Водоемы Новосибирской области. Растения и животные водоёмов. Охрана воды.

Значение воздуха для жизни. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов.  Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Распространение растений, значение растений для жизни. Разнообразие растений. Растения – живые организмы. Жизнь растений. Продолжительность жизни растений. Питание растений. Роль корня и побега в питании растения. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Ядовитые растения.

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Разнообразие животного мира. Животные – живые организмы. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. Особенности жизнедеятельности животных. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Заповедники Новосибирской области. Животные родного края. Цепи питания. Как человек одомашнил животных.

Человек и общество

Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство. Рыболовство и охота. Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Особенности труда людей родного края.

История родной страны

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Название русского государства в разные эпохи. Славяне. Качества славян – патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм князя, боярина, дворянина, крестьянина. Происхождение имён и фамилий. Имена в Древней Руси. Верования славян. Принятие христианства на Руси. Первые славянские поселения. Возникновение городов. Московская Русь. Названия русского государства в разные исторические эпохи.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Возникновение и развитие ремёсел на Руси. Знаменитые мастера прошлого. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Появление денег.

4 класс

Человек и природа. Человек как биологическое существо

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы.

Опорно-двигательная система: скелет, мышцы. Её значение в организме. Осанка. Укрепление опорно-двигательного аппарата. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Значение. Защита органов дыхания.

Кровеносная система. Кровь, её функции. Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения. Их роль. Почки. Кожа. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает мир. Органы чувств. Эмоции человека. Зависимость благополучия от умения справляться со своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Чем человек отличается от животного. Мышление и речь. Развитие от рождения до старости. Условия роста и развития ребенка. Уважительное отношение к старости, забота.

Человек и его здоровье. Знание организма – условие здоровья. Режим дня школьника. Правила здорового образа жизни. Здоровый сон. Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Улица и дорога. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Человек и природа

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики. Почвы России. Почва – среда обитания. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Равнины. Особенности природы Новосибирской области: природные зоны, рельеф.

Человек и общество

Доброта, справедливость, забота.  Уважительное отношение к старости. Правила культурного общения. Основы безопасности жизнедеятельности. Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях. Человек – путешественник.  Как обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России. Народы, населяющие Краснозерский район. Человек и культура.

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Государственный язык. Символы государства.  Права и обязанности граждан России. Россия и ее соседи. Культура. Ценности культуры.

История родной страны

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Школы, книги, библиотеки в разные времена. Летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре 1. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Искусство России в разные исторические эпохи. Памятники архитектуры Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство 18 века. Творения В.И.Баженова. архитектура. Изобразительное искусство 18 века.

Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры. Творчество поэтов, писателей, художников, композиторов.

Искусство России 20 века. Известные сооружения. Творчество поэтов, писателей, художников, композиторов.

Человек – воин. Войны в Древней Руси. Борьба с половцами. Александр Невский, Ледовое побоище. Монгольское иго. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Партизанская война.

Великая Отечественная Война. Главные сражения. Помощь тыла фронту. Герои войны – наши земляки.

Ордена и награды. Военные костюмы разных лет.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Пр/р – практическая работа

К/р – контрольная работа

1 класс – 66 часов

Тема

Общее кол-во часов

Пр/р

Этот удивительный мир

Экскурсия по родному поселку. Этот удивительный мир.

2

Мы - школьники

Давайте познакомимся. Мы школьники.

2

Родная природа

Сентябрь – первый осенний месяц.  Что нам  осень подарила.

Грибная пора.

3

Семья

Моя семья. Мои любимые занятия. Воскресный день в моей семье.

3

Труд людей

Как из зерна получилась булка.  Человек и домашние животные.

2

Родная природа

Октябрь уж наступил. Явления природы.

2

Наша Родина

Где ты живёшь. Правила поведения на дорогах.

2

Труд людей

Ты и вещи. Кто работает ночью.

2

Твоё здоровье

Правила гигиены.  О режиме дня.

2

Родная природа

Ноябрь – зиме родной брат. Дикие животные. Звери – млекопитающие. Что мы знаем о птицах.

4

Наша Родина. Родной край

Родной край. Дом, в котором ты живёшь.

2

Труд людей

Зачем люди трудятся.

1

Родная природа

Декабрь уж наступил. Какой бывает вода.

2

1

Я и другие люди

О дружбе.  Идём в гости. Новый год в разных странах мира.

3

Родная природа

Январь – году начало, зиме – середина. Хвойные деревья. Жизнь птиц зимой.

3

Наша Родина. Родной край

Наша страна – Россия . Богата природа России. Мы – россияне. Народная сказка и народные игрушки

4

Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг. Звери – млекопитающие. Животные уголка природы. Растения уголка природы

4

Наша Родина. Родной край

Мы – граждане России. Правила поведения. 23 февраля – День защитника Отечества. 8 марта – праздник всех женщин

3

Родная природа

Март – капельник.  Птичьи разговоры

2

Твоё здоровье 

Если хочешь быть здоров, закаляйся! Здоровая пища.  Какое бывает настроение

3

Родная природа

Апрель – водолей.  Жизнь насекомых весной

2

Труд людей

День космонавтики.  Весенние работы.  Кто работает на транспорте

3

Твоё здоровье

Урок в спортивном зале. Твои помощники – органы чувств

2

Родная природа

Май весну завершает.  Жизнь земноводных весной.  Животное – живое существо.  Природе нужны все!

4

Наша Родина. Родной край

Ты - пешеход

1

Комплексная работа

2

Резерв

1

Итого

66

1

2 класс – 68 часов

Тема

Кол-во часов

Из них

К/р

Пр/р

Кто ты такой?

Что окружает человека. Я, ты, он, она – все мы люди. Наши помощники органы чувств. Поговорим о здоровье. Режим дня. Физическая культура. Почему нужно правильно питаться. Почему нужно быть осторожным. Контрольная работа

16

1

1

Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. О правилах поведения.

5

Россия – твоя  Родина

Родина – что это значит. Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.  Москва - столица России. Города России.

Родной край – частица Родины. Как трудятся россияне. Все профессии важны. Мы – граждане России. Россия – многонациональная страна. Контрольная работа «Наша Родина»

13

1

Мы – жители Земли

Твоё первое знакомство со звёздами. Чем Земля отличается от других планет? В некотором царстве. Грибы. Какие животные живут на Земле. Разнообразие растений. Контрольная работа

9

1

1

Природные сообщества

Среда обитания – что это такое. Лес и его обитатели. Деревья леса. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Животные леса. Что мы знаем о воде. Водоемы и их обитатели. Луг и его обитатели. Поле и его обитатели. Сад  и его обитатели.

Комплексная контрольная работа.

22

1

2

Природа и человек

Человек – часть природы

1

Резерв

2

Итого

68

4

4

3 класс

Тема

Кол-во часов

Из них

К\р

Пр/р

Земля – наш общий дом

Где и когда ты живёшь. Солнечная система. Условия жизни на Земле.

7

1

Человек изучает Землю

Человек познает мир.

3

1

Царства природы

Бактерии. Грибы. Растения культурные и дикорастущие.

Если бы на Земле не было растений. Растения прекрасные, но опасные. Разнообразие растений на Земле. Как живет растение. Размножение растений. Культурные растения в жизни человека. Красная книга России.  Разнообразие мира животных.

Животные – живые организмы. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Природные сообщества.

Почему люди приручили диких животных.

Комплексная контрольная работа.

26

1

1

Наша Родина: от Руси до России

Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена. Первые русские князья. Как Москва стала столицей. Иван Грозный – первый русский царь. Пётр I Великий. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай  II.

Советская Россия. СССР.

11

1

1

Как люди жили в старину

Из истории имён. Какими людьми были славяне.

Скажи, какой у тебя дом… По одёжке встречают. Русская трапеза. Верования языческой Руси. Принятие христианства на Руси.

12

 Как трудились в старину

Что создавалось трудом крестьянина. Что создавалось трудом ремесленника. Что создавалось трудом рабочего. Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках.

Комплексная контрольная работа

7

1

Решение проектной задачи

2

Итого

68

4

3

4 класс – 68 часов

Тема

Кол-во часов

Из них

К/р

Пр/р

Человек – живое существо

Организм человека. Нервная система.

Двигательная система организма человека. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа.

Как человек воспринимает окружающий мир. Мир чувств. Внимание. Память.

16

1

1

Твоё здоровье

Режим дня. Правила закаливания. Можно ли снять усталость. Поговорим о вредных привычках. Когда дом становится опасным. Улица полна неожиданностей. Если случилась беда.

11

1

1

Человек – часть природы

Чем человек отличается от животного? От рождения до старости.

2

Человек среди людей

Поговорим о доброте. Что такое справедливость. О смелости. Умеешь ли ты общаться.

5

Родная страна: от края до края

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Тайга и зона смешанных лесов. Степи и пустыни.  Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Россия и её соседи. Япония. Китай. Королевство Дания.

10

1

2

Человек – творец культурных ценностей.

Что такое культура. Из истории письменности. О первых школах и книгах.  Чему и как учились при Петре I. Русское искусство до 18 века. Искусство России 18 века. Золотой век русской культуры (19 век). Искусство России 20 века.

12

1

Человек – защитник своего Отечества.

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. велика Отечественная война 1941-1945 годов.

5

Гражданин и государство

2

Всероссийская проверочная работа

1

1

Решение проектной задачи

2

Итого

68

5

4

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Учебники и рабочие тетради по предмету:
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для учащихся 1 (2,3,4 кл) общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях. М.: Вентана-Граф.
  1. Методические пособия для учителя:
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения.  М.: Вентана-Граф, 2014.
  1. Контрольно-измерительные материалы:
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. (КИМы) М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Клепинина З.А. Окружающий мир. Сборник тестов для контроля уровня подготовки. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2007
  • Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 3, 4 классы. М.: Издательство Астрель.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011
  • Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. Окружающий мир. Под редакцией Г.С. Ковалевой. М.: Просвещение, 2014
  1. Электронные образовательные ресурсы:
  • Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. Для работы в классе. М.: Вентана-Граф.
  • Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир в произведениях живописи. М.: Вентана-Граф.
  • Видеофильмы по предмету.
  1. Печатные пособия:
  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  • Набор плакатов  «Окружающий мир» по основным темам.
  • Географические и исторические настенные карты
  1. Натуральные объекты:
  • Коллекции полезных ископаемых.
  • Глобус.
  • Гербарии культурных и дикорастущих растений.
  • Живые объекты (комнатные растения).
  1. Техническое обеспечение программы:
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран
  • Магнитная аудиторная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...