Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okr_miru_3_klass.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир"     3 класс            Сафронова Е.В

                               Пояснительная записка

Рабочая программа  по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ "Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева" на 2015-2016 учебный год  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе  программы начального общего образования,  авторской программы Плешакова А.А

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, который включает в себя:

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3  класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3  класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3  класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

Место курса в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение  курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 68 учебных часов.

Формы организации учебного процесса: 

  • комбинированный урок;
  • открытие новых знаний;
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение фенологических наблюдений;
  • выполнение практических работ и мини-исследований;
  • моделирование объектов и процессов;
  • дидактические игры;
  • уроки в музеях;
  • уроки на улицах города;
  • уроки-путешествия;
  • уроки с элементами исследования;
  • кратковременные предметные экскурсии.

Формы организации урока:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Используемая  литература:

  1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. – М.: ВАКО, 2013.
  2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
  3. Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. –  Изд.3-е. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. –4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
  5. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»
  6. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. —  М.: Просвещение, 2011.  
  7. Плешаков  А.  А.  Окружающий мир:  Рабочая  тетрадь  к  учеб.  для 3 кл.  четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
  8. Плешаков  А.  А.,  Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
  9. Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся  3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Вита-Пресс, 2011.
  10. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. —  М.: Просвещение, 2009.
  11. Плешаков  А. А.  Зеленые  страницы:  пособие   для  учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков._ 15-е изд. — М.:  Просвещение, 2012.
  12. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.1»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  13. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир – 68 часов – 2 ч в неделю

п/п

в

теме

Наименова

ние раздела и тем

Часуч. вр.

Плановые сроки прохождения

Характеристика

основной деятельности

учащихся

план

факт

Раздел «Как устроен мир» - 6  ч

1.

1

Природа.

Ценность природы для людей.

Природа КЧР

  Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно

разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;  работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

2

Человек.

Отличия человека от других живых существ.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

3

3

Проект  «Богатства,  отданные людям»

 В ходе выполнения проекта дети учатся:

определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать  материал  в дополнительной краеведческой литературе,  музее, в ходе интервью, в Интернете;

подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;  презентовать проект; оценивать результаты работы

4

4

Общество.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;  сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы

5

5

Что такое экология.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи;

6

6

Природа в опасности! Охрана природы.

 Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека па природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; —   работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике)

Раздел «Эта удивительная природа» – 18 ч

7

1

Тела, вещества, частицы.

 Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;  наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;  

8

2

Разнообразие веществ.

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

9

3

Воздух и его охрана.

 Понимать учебную задачу урока и стараться ев ВЫПОЛНИТЬ; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава ноздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха,

10

4

Вода.

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):  работать в паре: находить главные мысли учебного текста,

11

5

Превращения и круговорот воды

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;  наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;  работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе

12

6

Берегите воду!

 

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;  работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения^ информацией из текста  рассматривать фотодокументы и высказывать

13

7

Что такое почва.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; —   практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

14

8

Разнообразие растений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;  знакомиться с группами растений по материалам учебника;  работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений;

15

9

Солнце, растения и мы с вами.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;  моделировать процессы дыхания и питания растении, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;  выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;  доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

10

Размножение и развитие растений.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;  выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

11

Охрана растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

12

Разнообразие животных.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп;  

19

13

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания;  приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; —   характеризовать защитные приспособления растений и животных;  обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20

14

Размножение и развитие животных

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;  обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

 работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21

15

Охрана животных

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

  характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

22

16

В царстве грибов.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;  моделировать различие грибов-двойников;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

17

Великий круговорот жизни.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;  моделировать круговорот веществ в природе

24

18

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

 

Раздел «Мы и наше здоровье»  – 10 ч

25

1

Организм человека.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;  характеризовать системы органов человека (их части и назначение);  обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;   анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

26

2

Органы чувств.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; —   формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком;

27

3

Надёжная зашита организма.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи

28

4

Опора тела и движение.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;  раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;  следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки;

29

5

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  практическая работа: определял» наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходя!

30

6

Дыхание и кровообраще

Ние.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;  характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

7

Умей предупреждать болезни.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

8

Здоровый образ жизни.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

33

9

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

  Выполнять тесты с выбором ответа;

 оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; —   адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34

10

Презентация проектов  «Богатства, отданные   людям»,    «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

  Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Наша безопасность» – 7 ч

35

1

Огонь, вода и газ

  Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 —2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком;  

36

2

Чтобы путь был счастливым

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать  правила безопасного  поведения  на улице,  полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

  обсуждать предложенные ситуации,  которые являются потенциально опасными;

 выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

3

Дорожные знаки

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;  анализировать разные типы знаков, обсуждать,  как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

4

Проект «Кто нас защищает».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;  презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39

5

Опасные места.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

40

6

Природа и наша безопасность.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать опасности природного характера;  находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

 отличать гадюку от ужа;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

7

Экологическая безопасность.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения;  приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;  работать с терминологическим словариком;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Чему учит экономика» – 12 ч

42

1

Для чего нужна экономика.

 Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;   работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

2

Природные   богатства   и   труд  людей — основа экономики.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;  приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

прослеживать взаимосвязь груда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии;

44

3

Полезные ископаемые.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах; —   определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых

45

4

Растениеводство.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;  обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения;  определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

46

5

Животноводство.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  актуализировать   знания о диких и домашних животных,   полученные в 1—2 классах;  классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; —   характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;  выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности

47

6

Какая бывает промышленность

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;  характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком;

 

48

7

Проект «Экономика родного края»

 В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;  презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

8

Что такое деньги

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена гомарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

 раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран;

50

9

Государственный бюджет

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

51

10

Семейный бюджет

   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;  выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;  определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет;  работать с терминологическим словариком;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

11

Экономика и экология. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в ]—2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;  раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;  обсуждать

53

12

Раздел «Путешествия по городам и странам»  – 15 ч

54

1

Золотое кольцо России

Золотое кольцо России

Золотое кольцо России

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;  выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

55

2

56

3

57

4

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

 собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);  оформлять экспозицию музея;  готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

58

5

Наши ближайшие соседи

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;  обсуждать, почему с государстиами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком;

59

6

На севере Европы

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

60

7

Что такое Бенилюкс

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран

61

8

В центре Европы

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;

62

9

По    Франции    и Великобритании ( Франция)

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям;  

63

10

По  Франции и Великобрита

нии  (Великобритания)

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;  составлять вопросы для викторины о Великобритании;  выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  

64

11

На юге Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;  составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;  описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;  выполнять задания электронного приложения к учебнику;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

65

12

По знаменитым местам мира

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма;  работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;  

66

13

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

  Выполнять тесты с выбором ответа;

 оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;  адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67

14

Презентация проектов «Кто нас защищает».    

«Экономика     родного края», «Музей путешествий»

 Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

68

15

Приложение 5

 Ф.И. ученика__________________________________________________________

Тест № 1  по окружающему миру  1 четверть  

1.Что называют телом?

А) все то, что сделано руками человека, называется телом;

Б) любой предмет, любое живое существо называется телом;

В) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.

2.В какой строчке указаны только тела?

А) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

Б) парта, доска, стол, стул, лампа;

В) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.  В какой строчке указаны только вещества?

А) алюминий, железо, медь;

Б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз

В) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4. Какие вещества входят в состав воздуха?

А) водород, медь, цинк;

Б) кислород, азот. углекислый газ;

В) хлор, фтор, йод.

5.Какой газ необходим для дыхания?

А) азот;

Б) кислород;

В) углекислый газ.

6.Лёд и снег – это вода…

А) в твёрдом состоянии;

Б) в жидком состоянии;

В) в газообразном состоянии.

7. Что происходит с водой при нагревании?

А) вода сжимается при нагревании;

Б) вода расширяется при нагревании;

В) изменений с водой при нагревании не происходит.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

А) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется;

Б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается;

В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

9. Ты помыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода с поверхности пола  испарилась;

Б) вода впиталась в поверхность пола;

В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

10.Какое вещество ты используешь в повседневной жизни больше всего?

А) крахмал;                        Б) воду;                В) соль.

11.Какая вода нужна людям?

А) прозрачная;                Б) бесцветная;                В) чистая.

12.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

А) от использования воды в быту;

Б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

В) от использования воды на производстве.

13.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

А) фильтры;                        Б) пластиковые трубы;                В) кислоты.

14.Что происходит с камнями при нагревании?

 А) камни при нагревании расширяются;

Б) камни при нагревании сжимаются;

В) с камнями при нагревании ничего не происходит.

15. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

А) животные;

Б) растения;

В) грибы и микробы.

16. Что образуется при разрушении скал, камней?

А) песок и глина;

Б) мрамор и глина;

В) вода и газ.

17.Из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

18.Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину;

Б) воздух, воду, соли;

В) остатки растений и животных.

19. Что влияет на плодородие почвы?

А) наличие в почве перегноя;

Б) наличие в почве воды;

В) наличие в почве песка и глины.

20. Какие живые существа обитают в почве?

А) муравьи, мухи, тараканы;

Б) бабочки, жуки, мыши;

В) дождевые черви, кроты, медведки.


Проверочная работа № 2  «Здоровый образ жизни»

Ф. И. ________________

1. Всё живое учёные-биологи делят на царства:

А) растений, животных, грибов, бактерий;

Б) растений, животных, бактерий;

В) растений, животных, грибов.

2. Человек познаёт мир с помощью:

А) мышления, психологии, разума, воображения;

Б)  психологии, памяти, воображения;

В) мышления, памяти, восприятия, воображения.

3. Символами государства являются:

А) национальный язык, границы, Государственный флаг;

Б) Государственный флаг; Государственный гимн; Государственный герб;

В) Государственный язык, национальные костюмы, государственные границы.

4. Национальные парки – это:

А) природные музеи под открытым небом, где проводятся экскурсии для всех любителей природы;

Б) участок земли, где запрещена охота;

В) участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.

5. Самые маленькие промежутки между частицами:

А) в газообразном веществе;

Б) в жидком веществе;

В) в твёрдом веществе.

6. Во время дыхания мы поглощаем из воздуха:

А) кислород;

Б) азот;

В) углекислый газ.

7. При нагревании воды она:

А) расширяется;

Б) сжимается;

8. Для образования почвы требуется:

А) несколько дней;

Б) несколько лет;

В) тысячи лет.

9. Изучением растений занимается наука:

А) зоология;

Б) химия;

В) ботаника.

10. Цепи питания заканчиваются:

А) хищными животными;

Б) растениями;

В) растительноядными животными.

11. Подземная часть гриба называется:

А) грибовница;

Б) грибница;

В) грибок.

12. Управляет деятельностью всего организма:

А) скелет;

Б) нервная система;

В) мышцы.

13. Орган обоняния – это:

А) кожа;

Б) язык;

В) нос.

14.  Главный поставщик энергии для нашего тела:

А) углеводы;

Б) жиры;

В) белки;

Г) витамины.

Проверочная работа № 3  «Экономика и экология»

Ф. И. ________________

1. Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

А)услуги;
Б)товары;
В) экономика.

2. Всё то, что сделано руками человека, называют:

А) труд;

Б)природное богатство;

В) капитал.

3. Для добычи нефти:

А) роют открытые котлованы;

Б) бурят скважины;

В) строят шахты.

4. Какая профессия не относится к растениеводству:

А) лесоруб;

Б) хлебороб;

В) хлопкороб.

5. Домашних птиц и зверей содержат:

А) на пасеках;

Б) на фермах;

В) на лугах.

6. Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

А) машинами и механизмами;

Б) электроэнергией;

В) выплавкой стали.

7. Прямой обмен одних  товаров на другие называются:

А) бартер;

Б) купля;

В) продажа.

8. Лучшим считается бюджет:

А) в котором доходы больше расходов;

Б) в котором доходы меньше расходов;

В) в котором доходы равны расходам.

9. Авторское вознаграждение – это:

А) зарплата;

Б) налог;

В) гонорар.

10.  Наука экология помогает:

А) делать экономику безопасной для людей и природы;

Б) подсчитать экологический ущерб.

Итоговая контрольная работа № 4  по окружающему миру 3 класса

Учени____________________________________________________

  1. Если в квартире возник пожар, необходимо:

А) звонить по телефону 01                        Б) звонить по телефону 04

В) ждать, когда он сам погаснет

 2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:                                                                  А) предупреждающие          Б) предписывающие              В) запрещающие

3. Какой газ необходим для дыхания?

А) азот  Б) кислород   В) углекислый газ

4. Сведения о редких растениях и животных занесены:

А) в Почетную книгу   Б) в Красную книгу

5.  Какая из цепей питания указана правильно?

А) дерево        дятел                 жук-короед        Б)гусеница           растение       птица      В) рожь              мышь            змея           орел

6. Шахты строят для добычи:

А) каменного угля    Б)нефти     В) глины

7. Для разведения рыб служит:

А) ферма     Б) прудовое хозяйство       В) пасека

8ш. Тепловая электростанция сокращенно называется:

А) АЭС   Б)ГЭС   В) ТЭС

9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятии – это:

А) стипендия     Б) зарплата    В) пенсия

10. Ярослав Мудрый основал город:

А) Ярославль      Б) Кострома             В) Сергиев Посад

11. Морскую границу с нашей страной имеют:

А) Норвегия и Исландия       Б) Монголия и Северная Корея         В) США и Япония

12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся в:

А) Италии        Б) Франции        В) Велико



Учебно-методические средства обучения:

  1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. – М.: ВАКО, 2013.
  2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
  3. Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. –  Изд.3-е. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. –4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
  5. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»
  6. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. —  М.: Просвещение, 2011.  
  7. Плешаков  А.  А.  Окружающий мир:  Рабочая  тетрадь  к  учеб.  для 3 кл.  четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
  8. Плешаков  А.  А.,  Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
  9. Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся  3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Вита-Пресс, 2011.
  10. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. —  М.: Просвещение, 2009.
  11. Плешаков  А. А.  Зеленые  страницы:  пособие   для  учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков._ 15-е изд. — М.:  Просвещение, 2012.
  12. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки  экологической этики: Кн. для учащихся нач. кл. —

      М.: Просвещение, 2009.

  1. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.1»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.2»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Федеральный государственный стандарт. 2010.
  4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
  5. Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.
  6. http://nsc.1september.ru.   
  7. http://www.murzilka.km.ru.
  8. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

Описание материально-технического обеспечения.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

% обеспечение

Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)

К

18

100 %

Научно-популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения).

П

Детская справочная литература ( справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, общественных явлениях).

П

Методические пособия для учителя.

Д

100 %

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Д

1

100 %

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные ( природные сообщества леса, луга, болота, озера).

Д

1

100 %

Портреты выдающихся людей России ( политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов).

Д

Географические и исторические настенные карты.

Д

Атлас географических и исторических карт.

К

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток).

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Ф

18

100 %

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Д

1

100 %

Экспозиционный экран.

Д

1

100 %

Телевизор.

Д

Видеомагнитофон.

Д

Аудиопроигрыватель.

Д

Персональный компьютер

Д

1

100 %

Диапроектор.

Д

Мультимедийный проектор.

Д

1

100 %

Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по предмету.

Д

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

К

Термометр медицинский.

Д

Лупа.

К

Компас.

К

3

16 %

Часы с синхронизированными стрелками.

Д

1

100 %

Микроскоп цифровой.

Д

1

100 %

Лабораторное оборудование  для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса ( весы рычажные, весы пружинные, набор разновесов), изучение свойств звука ( камертоны, наушники), проведение наблюдений за погодой, по экологии (фильтры, красители пищевые), измерительные приборы .

К/Ф

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Д

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Д/П

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Д/Ф

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Д

Муляжи овощей, фруктов, грибов.

Д

100 %

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников.

П

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Ф/П

Коллекции плодов и семян растений.

Ф/П

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Ф/П

Живые объекты (комнатные растения)

Д

100 %

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по математике предмета «Окружающий мир».

П

Наборы ролевых игр, игрушек, и конструкторов.

П

Наборы карандашей, красок. Альбомов для рисования.

к

18

100 %

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Ф

9/18

100 %

Стол учительский с тумбой.

Д

1

100 %

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.

Д

4

100%

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

4

100 %

Подставки для книг,держатели для карт.

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...