Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК Школа России на тему "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал содержит: конспект урока на тему "Царство грибов, презентация, самоанализ урока, звуки леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.7 КБ |
samoanaliz.doc | 47.5 КБ |
gribnaya_prezentatsiya_2016.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
«Царство грибов»
Учитель Дикая Ольга Анатольевна
МБОУ Черкесская СОШ
27.11.2016 г.
Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся.
Цели: Какое строение имеют грибы. Какие они бывают. Как правильно собирать грибы. Какое значение имеют грибы. Узнать, какие грибы нужно охранять.
Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;
Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.
Тип урока: "открытие" нового знания.
Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.
План урока
1. Оргмомент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
(1 слайд пустой)
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
(2 слайд лес, музыка)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация опорных знаний
- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?
- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
(3 слайд) царства живой природы
3. Формулирование темы, постановка цели.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
(4 слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.
(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают?
- Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять)
- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
а) Строение грибов.
- Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. В рабочей тетради на стр. 66 нарисуйте рисунок гриба и напишите название частей. А теперь проверим.
(6 слайд - строение грибов)
- А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
б) Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.120
(8 слайд) Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(9 слайд) Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
(10 слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
(11 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)
В). Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 121. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
(12 слайд чистый, музыка)
Физминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
Г). Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(13, 14 слайд) (Красная книга)
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
Д). Значение грибов
Сказка
- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.
(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.
(19 слайд)
Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?
- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.
Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.
(20 слайд)
Результаты исследования:
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
(21 слайд вывод, гриб дерево)
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Какой можно сделать вывод?
- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
(22 слайд чистый)
Физминутка
Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Е). Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.
(23 слайд №5 повтор)
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.
(24 слайд)
- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
- Какой правильный ответ?
(25 слайд)
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
(26 слайд)
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
- Что же у грибов вместо корня?
(27 слайд)
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
(28 лайд)
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) боровик,
В) мухомор
Проверка
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.
6. Рефлексия деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?
- За активную работу на уроке получают оценки::.
Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.
7. Включение нового в систему знаний.
(Слайд 29)
Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.
(Слайд 30)
9. Дополнительно (фильм рост растений).
И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.
(12 слайд) фильм о росте грибов
Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.
- Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.
Дополнительно
- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
«Царство грибов»
Учитель Дикая Ольга Анатольевна
МБОУ Черкесская СОШ
27.11.2016 г.
Цели урока:
Какое строение имеют грибы.
Какие они бывают.
Как правильно собирать грибы.
Какое значение имеют грибы.
Узнать, какие грибы нужно охранять.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Знать
- понятие гриб;
- строение шляпочного гриба;
- виды грибов;
- значение грибов.
Метапредметные:
Уметь
- организовывать учебное сотрудничество;
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- работать с различными источниками информации;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные:
Развивать
- познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;
- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.
Учебно-материальное обеспечение:
- интерактивная доска, мультимедийный комплекс
- презентация к уроку
- картинки, муляжи грибов
- раздаточный материал
Структура урока:
- Организационный момент (1мин.)
- Формулирование темы урока (1 мин.)
- Целеполагание (2 мин.)
- Изучение нового материала:
- Постановка проблемной ситуации (5 мин.)
- Решение проблемы через исследовательскую работу (10 мин.)
- Физкультминутка (1 мин.)
- Выступление учащихся по результатам работы (10 мин.)
- Обсуждение результатов работы (4 мин.)
- Подведение итогов урока (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Постановка домашнего задания (1 мин.)
На уроке были использованы технологии:
- Проблемного обучения
- Информационно-коммуникационная
- Исследовательская деятельность
- Здоровьесберегающая
Формы работы
- фронтальная работа
- групповая работа
- индивидуальная работа
Методы обучения
- словесный
- дедуктивный
- наглядный
- практический
- аналитический
Урок построен в соответствии с ФГОС в рамках системно-деятельного подхода. Для достижения цели урока использована технология развития мышления.
Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нём раскрылись все его таланты и способности, данные ему от природы.
В начале урока старалась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Для активации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме.
Тему и цели урока учащиеся должны были определить самостоятельно., исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся.
Для эмоционального восприятия материала использована музыка, видеофрагмент, познавательный дополнительный материал.
На уроке дети почувствовали себя исследователями, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности как: рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Учащиеся высказывали свои предположения, а затем путем осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание детей.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказываться.
Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленная в начале урока цель достигнута в полном объёме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живая природа Царство животных Царство растений Царство грибов Царство бактерий
шляпка грибница плодовое тело ножка Строение гриба. споры
сказка о грибах и деревьях
Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов ? Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям Цель: выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом
Результаты исследования: 1. Грибы получают от дерева питательные вещества 2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли 3. Грибница доставляет воду корням деревьев 4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов
Вывод: Грибы помогают расти деревьям, доставляют воду, перерабатывают остатки живых организмов симбиоз
Подведение итогов урока Что нового узнали на уроке ? Из чего состоит гриб? Какие правила грибов вы выполняете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек открытого урока по окружающему миру "Равнины и горы России"
Разработка открытого урока...
Открытый урок по окружающему миру по ФГОС "Равнины России"
Урок окружающего мира на тему "Равнины России" 4 класс...
Урок по окружающему миру по программе "Школа России".
Тема урока: Расы и народы.Цель урока: дать возможность учащимся самостоятельно выяснить, чем люди отличаются по внешним признакам и отчего это зависит.Задачи: - формировать умение делать выводы ...
Конспект урока по окружающему миру 2 кл Школа России
Урок формирования представление детей о группах животных, их отличительных признаках....
Конспект урока по Окружающему миру 3класс УМК "Школа России."
Конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру "Деньги"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....