Конспек открытого урока по окружающему миру "Равнины и горы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии: игровая, групповая, ИКТ, личностно-ориентированная

Конспект открытого урока по окружающему миру

в 4 «А» классе

Дата проведения:11.10.2013 года

Тема урока: «Равнины и горы России»

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Задачи урока:

1.Познакомить с равнинами и горами на территории России.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать самостоятельно , в группах, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать любовь к природе родной страны.

Оборудование: фото-слайды « равнины и горы России», физическая карта России на доске, цветовая диаграмма «Высота земной поверхности над уровнем моря», тема урока «Равнины и горы России», рисунок солнышка, энциклопедии, карточки для работы в группах.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

2.Сообщение темы и целей урока.

- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

3.Повторение. Повторение. Актуализация знаний.

 - Посмотрите на физическую карту.  Давайте повторим условные обозначения. Начнём с цветов. А почему?

 - Какие цвета вы видите на карте России?

 - Давайте разберёмся в этой цветовой гамме.

Игра «Соедини рисунок с нужным обозначением»

Работа с учебником и иллюстрацией на доске.

-Рассмотрите иллюстрацию  в учебнике на с.65 (Слайд № 1)

- Что интересного увидели в этой диаграмме?

- О чём сегодня будем говорить, кто догадался?

Тема урока сегодня: «Равнины и горы России»( Слайд №2)

-Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить.

   

Физическая карта России

Рассмотрим повнимательнее диаграмму.

-Цвет на карте указывает, где суша, где вода.

-Зелёный, жёлтый, коричневый и синий цвет в виде ниточек.

Диаграмма окруж

-Главная линия – это уровень моря, она из всех линий сплошная, а остальные пунктирные.

-Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску.

-Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая.

-О возвышенностях, о низменностях, о горах.

-Как выглядит земная поверхность, какие горы и равнины есть в России.

( слайд №1)

4.Введение новых знаний.

Постановка учебной проблемы.

 - По формам земной поверхности мы выделили два вида – равнины и горы, а в диаграмме по высоте над уровнем моря мы видим пять цветов.

 - Что можно сказать о высоте равнин, гор?

- Какой возникает вопрос?

- Какие есть гипотезы?

 - А только ли высотой над уровнем моря отличаются эти земные поверхности?

 - Каждый цвет, т.е. объект, нам нужно исследовать, чтоб понять их особенности, их различия.

 - Работать будем по группам. В группе внимательно читаете, изучаете данное описание своего объекта, выделяете основные отличительные признаки.

Затем один человек от группы выступает и рассказывает нам о своем объекте.

Поиск решения проблемы.

 - Итак, начнём наше путешествие по России. У нас есть спутник. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

 - Конечно, это солнышко. (Повесить рисунок солнышка)

Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, руки вверх подняли

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

Солнце встаёт на востоке.

Солнышко будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

 - Где встаёт солнце?

 - С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие.

5. Изучение нового материала

Работа в группах.

Детям раздается материал для изучения. Они готовят выступление от группы.

План работы в группах (получает каждая группа)

1.Читаете, изучаете.

2.Выделяете отличительные признаки.

4.Рассказываете, представляете свой объект классу.

Работа в группах (5 минут)

Выражение решения.

Мы с вами на востоке России,  на полуострове Камчатка. ( Слайд № 3-6)

Найдите и на своих картах………..

Наше солнце остановилось над Средне-Сибирским плоскогорьем.(Слайд №7-10)

…………………..

А теперь отправляемся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири в горы Алтая и Саян.( Слайд №11-15)

………………….

Продолжим наше путешествие. Западно-Сибирская равнина.(Слайд № 16-18)

………………….

Продолжим двигаться за солнышком на запад. Уральские горы…………….(Слайд № 19-24)

И опять нас дорога зовёт.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведёт.

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…..

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, вы, ребятишки!

Восточно-Европейская равнина(Слайд № 25-28)

………………….

А сейчас держим путь на юго-запад в горы.

Это Кавказские горы…………….(Слайд № 29-33)

Выступления  ребят по очереди от каждой группы сопровождаются фото-слайдами, на карте прикрепляется название изученного объекта и схема- диаграмма.

Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.

6.Подведение итогов урока.

1)Что называли  «Каменным поясом Земли Русской» ?Уральские горы

2)Самые высокие горы России - это… Кавказские горы

 3)Западно-Сибирская равнина – это… плоская равнина

 4) В список Всемирного наследия включены…  вулканы Камчатки ,Алтай

5)Одна из крупнейших равнин земного шара … Восточно-Европейская равнина

Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.

Поздравляю тех, кто правильно  ответил на все вопросы. А  кто  запомнил не все -  у вас есть время до следующего урока все  повторить.

У вас на столах лежат карточки, если вам урок понравился, поднимите - красную, не очень - зеленую, не понравился - желтую.

7.Домашнее задание (Слайд №34 )

Стр. 64-71  р.т. с.30-31 .(вам надо заполнить контурную карту и указать на ней все географические объекты , которые мы сегодня изучили)

1 группа

Полуостров Камчатка

Полуостров Камчатка расположен с севера на юг. По всему полуострову проходят горы. Они очень интересные, так как на них 28 действующих вулканов. Во время извержений столбы газов и вулканической пыли поднимаются в высоту до 20 км! Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевая Сопка извергается каждые 6 -7 лет, извержение продолжается несколько месяцев.(15 октября 2008 года  он снова « проснулся»). Высота этого вулкана 470 м.

На карте используются все три цвета: зеленый , желтый, коричневый.

2 группа

Среднесибирское плоскогорье.

Среднесибирское плоскогорье расположено к востоку от Западно-Сибирской равнины. Это равнина. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. Отсюда название – « плоскогорье». Плоскогорье – это плоская гора. В словаре Ожегова « Плоскогорье - место с равнинной и холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря . Равнины составляют большую часть территории.

Поэтому на этом участке карты используются 3 цвета: коричневый, желтый и зеленый.

3 группа.

Горы Алтая и Саяны.

На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Они славятся своей красотой , богатством, живой природой. Алтай тоже включен в список Всемирного наследия природы, а слово « Алтай» означает «золотой».

Эти горы очень высокие . На Алтае есть гора Белуха. Её высота 4506 м.

Эти горы изображены на карте темно-коричневым цветом.

4 группа

Западно-Сибирская равнина.

Западно-Сибирская равнина занимает большую территорию.

 Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, её поверхность очень ровная, её называют « плоская равнина». Это самая низкая и огромная равнина земли. Большая часть её  территории- это болота. По равнине течет много рек.

Почему же на равнине много болот?

Если провести опыт, и вылить на плоскую поверхность стола воду, то сразу же найдется ответ. Куда же делась вода со стола? (Растеклась по столу). Вот и вода, выпавшая  в осадках появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота.

Окрашена она на карте в зеленый цвет. Значит это низменность.

  • Почти половина территории лежит ниже 100 м над уровнем моря. Средняя высота равнин всего 120 м.

5 группа

Уральские горы.

Уральские горы протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их называли « Каменный пояс Земли», потому что они как бы опоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской, т.е материк Евразию на  Европу  и Азию.

Уральские горы называют «старыми», потому что форма их стала плосковершинной, то есть вершины невысокие и неострые, склоны пологие.

Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м.  

Для сравнения г.Белуха на 2611 м выше г.Народная.

Эти горы знамениты тем, что там добывали издавна чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд.

На карте горы имеют окраску коричневую и желтую, темно-коричневого цвета почти нет, как на Алтае.

6 группа

Восточно-Европейская равнина или Русская равнина.

Восточно-Европейская равнина или Русская равнина величайшая в мире. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных км. На поверхности есть низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми.

На карте она изображена светло-зеленым цветом и на ней как заплатки пятна желтого цвета.

Протяжённость с запада на восток достигает 1600 км, а с севера на юг — 2400 км. Бо́льшая часть территории Восточно-Европейской равнины лежит ниже 200 м над уровнем моря; высшая точка — 343 м — находится на Валдайской возвышенности.

7 группа

Кавказские горы.

Кавказские горы – это самые высокие горы России. Их вершины покрыты снегом, и высота достигает до 5000 м и даже больше. Здесь расположена высочайшая в России гора – Эльбрус. Её называют двуглавой, потому что у неё две вершины. Высота первой- 5642 м, второй – 5621 м. Эльбрус даже выше г.Белуха на Алтае.

Эта гора и её окрестности ( Приэльбрусье) одно из самых притягательных мест для альпинистов и любителей горнолыжного спорта. Это молодые горы, так как они высокие.

На карте обозначены коричневым цветом.

План работы. 1 группа

  1. Читаете и изучаете.
  2. Где расположен полуостров?
  3. Что на полуострове особенного?
  4. Какой вулкан знаменит?
  5. Почему вулканы Камчатки –это Всемирное достояние России?(вопрос для размышления….начинаете рассказывать почему вы так считаете со слов « мы считаем, что вулканы Камчатки – это Всемирное наследие , потому что……..)
  6. Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 2 группа.

  1. Где расположено плоскогорье?
  2. Какая поверхность на плоскогорье?
  3. Почему называют плоскогорьем?
  4. Что такое плоскогорье?
  5. Что составляет большую часть территории?

6.Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 3 группа.

  1. Где расположены горы?
  2. Чем славятся эти горы?
  3. Почему включены во Всемирное наследие природы?

(вопрос для размышления….начинаете рассказывать почему вы так считаете со слов « мы считаем, что вулканы Камчатки – это Всемирное наследие , потому что……..)

4.Какая гора знаменита? Высота горы.

5. Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 4 группа.

  1. Почему называют « плоской равниной»?
  2. Что занимает большую часть территории?
  3. Что ещё есть на равнине в большом количестве?
  4. Объясните, почему возникают болота?

   5.Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 5 группа.

  1. Как расположены Уральские горы?
  2. Как их называли в старину и почему?
  3. Почему эти горы старые?
  4. Какая гора самая высокая?( сравнение с г. Белуха)
  5. Чем знамениты горы?

   6.Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 6 группа.

  1. Какое второе название равнины?
  2. Почему самая величайшая равнина?
  3. Какая поверхность на этой равнине?
  4. Какие равнины называют холмистыми?

   5.Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?

План работы. 7 группа.

  1. Какой высоты достигают вершины?
  2. Высочайшая гора России?
  3. Почему называют двуглавой?
  4. Чем знамениты?

   5.Какие цвета используются на карте при изображении этого географического объекта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Открытый урок по окружающему миру "Достопримечательности городов России"

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. Тема "Достопримечательности городов России" по программе Начальная школа XXI века"...

Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России" в 1 классе "Где зимуют птицы". Презентация.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, главной задачей которого является знакомство учащихся с зимующими и перелётными птицами Самарской области. Урок сопровождается презентацией....

Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс "Дорожные знаки"....

Открытый урок по окружающему миру.3 класс " Россия на карте". Презентация.

Открытый урок с технологической картой и презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме " Россия на карте"...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Россия - наша Родина "

урок окружающего мира по программе "Школа России"...