Конспект урока по окружающему миру 2 кл Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Киреева Ольга Николаевна
Урок формирования представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема: Какие бывают животные.

Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

Задачи:

1. Рассмотреть  зависимость строения животных от их образа жизни;

2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться  устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран,  учебник  для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, карточки  для индивидуальной  работы, тест, выставка книг о животных, наклейки с изображением животных.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1). Приветствие гостей.

2). Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, цветные карандаши, карточки).

II. Проверка домашнего задания.

- О чем говорили на прошлом уроке?

- На какие группы делятся растения?                                                       Слайд №2

 

Поработаем с тестом: «Какие бывают растения?»                                  

Работаем в группах: I- вариант отмечает правильный ответ красным карандашом, II- вариант - синим карандашом.

 Проверка: Сравниваем с ответами на экране.                                       Слайд №3                                                                          

1.береза                     4.кустарники              7. ?

2. ель                         5. несколько

3. да                           6. одуванчик

- Как вы ответили на седьмой вопрос?

Все три варианта  правильные.

Дополнительные вопросы:

- Сколько в лесу ярусов?

- Почему лес называют «легкими планеты»?

/ Лес- это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище воздух на планете./

III. Сообщение темы урока.

Послушайте музыку, посмотрите на экран и сформулируйте тему урока….

Поговорим о том, какие бывают животные.                                            Слайд №4

  Будем делить животных на группы.

IV. Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр. 60.

 1).  Какие группы животных знаете?

Составляем схему:

ЖИВОТНЫЕ

РЫБЫ      ПТИЦЫ       НАСЕКОМЫЕ         ЗВЕРИ

           

4 ученика работают у доски: разносят картинки с изображением животных по группам, класс выполняет аналогичную работу на карточках.

Проверка:1) на доске.

                 2) на карточках.                                                                         Слайд №5

2) Теперь посмотрим, чем все представители групп отличаются друг от друга.

 

РЫБЫ                                                                                                       Слайд №6

                                                                                         

Водный мир разнообразен.

- Каких рыб вы видите?

- Чем отличаются от других животных?

/ нет ног, а есть плавники, которые помогают плавать, тело покрыто чешуей/

Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет быстро и чешуя широкая, а зимой колечко узкое. По этим колечкам широким и узким можно узнать, сколько рыбе зим и лет. 

Мы  знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

 Еще более необычная рыба- лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.

 ПТИЦЫ                                                                                                                         Слайд №7

- Каких птиц знаете?

- Чем отличаются от других животных?

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

С наступление холодов птицам приходится особенно трудно.

- Что вы можете сказать об этом?

Многие птицы улетают в теплые края (примеры), а те которые остаются зимовать (примеры)- как мы можем им помочь?

 

НАСЕКОМЫЕ                                                                                          Слайд №8

 

О них прочитаем в учебнике  стр. 61

- Каких насекомых знаете вы?  (перечислить по картинкам на экране)

На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде.

- Чем отличаются от других групп?

/У насекомых шесть ног/

Интересные сведения о божьей коровке - она  отличная помощница в борьбе за урожай. Поедает   тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.

 

 

ЗВЕРИ                                                                                                         Слайд №9

- Чем отличаются от других животных?

/ Их  тело покрыто шерстью, у них 4 ноги/

Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата.

Сообщение о медведе подготовил Макаров Артем.

Почему медведь зимой лапу сосет.

Принято считать, что медведь сосет лапу от голода, но это совсем не так! Подошвы лап медведя покрыты толстой кожей и на них нет шерсти. Эта кожа постоянно нарастает. Летом мишка много двигается и при ходьбе кожа стаптывается. Зимой, когда медведь впадает в спячку, кожа продолжает расти, слой за слоем. Лапы у медведя чешутся, трескаются — вот он и облизывает их во сне. Весной мишка просыпается с нежными розовыми лапками и первое время ему даже тяжело ходить — пока кожа на подошвах не загрубела.

V .Физкультминутка

Лучшие качели

Гибкие лианы

Это с колыбели знают обезьяны

Кто весь век качается

Да- да - да

Тот не огорчается

Никогда!

Сегодня познакомимся еще с двумя группами.

 

ЗЕМНОВОДНЫЕ:  лягушки, жабы.                                                     Слайд №10

               

Дидактическая тетрадь стр.22

Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Чем покрыто тело у земноводных?

- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ: змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы.    Слайд №11

 Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

VI. Закрепление изученного материала.

 Прочитаем текст в учебнике стр. 61

- Каких животных видите? Назовите группы животных.                    Слайд №12

                                                   

- Какое странное животное изобразил художник? (иллюстрация в учебнике)

 

Загадки о животных.                                                                     Слайды №13-14

При ответах необходимо назвать группу, к которой относится животное.

1. На дне где тихо и темно

    Лежит усатое бревно.           (Сом) - рыбы

2. Домовитая хозяйка

    Пролетала над лужайкой

    Похлопочет над цветком

    И поделится медком.          (Пчела) - насекомые

3. Хозяин лесной, просыпается весной

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой.           (Медведь) - звери

4. Все время стучит, деревья долбит

    Но их  не калечит, а только лечит.     (Дятел) - птицы

5. По реке плывет бревно

   Ох и злющее оно!

   Тем, кто в речку угодил

   Нос откусит……….  (Крокодил) - пресмыкающиеся

6. Зеленые мы, как трава

    Наша песенка: «Ква-ква»     (Лягушки) - земноводные.

VII. Рефлексия.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника стр. 63, в рамке.)

-Оцените свои достижения на уроке.

VIII. Подведение итогов.

- О чем говорили на уроке?

- На какие группы разделили всех животных?

На земле огромное количество животных, растений.

- Как это назвать одним словом?     /ПРИРОДА/

Чтобы сохранить все это бесценное богатство мы должны очень бережно ко всему относиться.

Группа детей подготовили стихи - обращение к людям.

1. Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят!

    Вы нас жалейте люди, не убивайте зря!

    Ведь небо без птиц - не небо!

    А море без рыб - не море!

    А земля без зверей - не земля!

2. Люди- исполины, люди- великаны,

    Есть у вас винтовки, сети и капканы

    Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

    И должно быть сердце, сердце человечье.

3. Для дружбы, для улыбок и для встреч                                               Слайд №15

    В наследство получили мы планету

    Нам этот мир завещано беречь

    И землю удивительную эту.

Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание:

Прочитать текст в учебнике стр. 60-64.

Подготовить рассказ о любом животном.

При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных),

атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику.

На память об уроке каждый ученик получает наклейки с изображение животных.

Использованная литература:

  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»    К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2 частях.2 класс - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  2. Энциклопедия тайн и чудес: Л.В.Абрамов. Тайны природы. Загадочные животные – М: Издательство «Ювента» 2004.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р. Ляхов; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  4. Энциклопедия: Животные планеты. М: «Махаон» 2006.
  5. Детский экологический журнал «Свирель» 2011-2012.
  6. Первая школьная энциклопедия: Мир животных. М: «Росмен» 2009.

Приложение 1:

Тест

Какие бывают растения?

1. Какое растение относится к группе «Деревья»?

одуванчик             береза             орешник

2. Какое из деревьев хвойное?

осина                     клен                      ель

3. Можно ли назвать дуб лиственным деревом?

да                          нет                       не знаю

4. К какой группе относится шиповник?

деревья                кустарники               травы

5. Сколько стеблей у кустарников?

один                     несколько                     два

6. Какое из растений травянистое?

тополь                 одуванчик                   калина

7. Чтобы воздух на планете был чище надо:

  1. больше высаживать деревьев

   2. меньше вырубать леса

   3. беречь природу              

Приложение 2:

Животные

Рыбы

Птицы

Насекомые

Звери

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. УМК "Школа России" 3 класс.По теме: Наши ближайшие соседи.

Раздел: Путешествие по городам и странамТема: Наши ближайшие соседиУМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковКласс: 3Тип урока: Урок изучения новогоЦелевые установки урока:Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России», 3 класс ТЕМА: Наши ближайшие соседи

Конспект урока по теме "Наши ближайшие соседи" с презентацией....

Конспект урока по окружающему миру , УМК «Школа России» , 2 класс , тема: И про воду

Цели деятельности учителя: формирование знания учеников о богатстве природы – водой, ее некоторыми свойствами, со значением воды в жизни человека; расшире...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...