План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Материал, используемый на уроке познавательный, развивающий, заставляющий творчески думать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.zip | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: « Природные зоны. Наш край»
Форма урока: урок - экспедиция
Цель:
1. Познакомить с природой родного края.
2. Познакомить с растительным и животным миром края.
3. Развивать интерес к изучению своего родного края.
4. Воспитание любви к своей малой Родине.
Планируемые результаты – предметные и метапредметные (УУД)
Предметные: отбирать и сопоставлять информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, сеть Интернет), самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
Метапредметные:
Личностные: проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность;
Регулятивные: выбирать для выполнения задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ;
Коммуникативные: понимать тексты учебников, научно –популярных книг, выстраивать общение со сверстниками.
Подготовительная работа: Заранее выбираются члены экспедиции. В течение недели они готовятся, посещают библиотеку, изучают энциклопедии, сайт Интернета.
Штурман – изучает карту, географическое положение Ростовской области.
Ботаник –готовит рассказ о флоре своего края.
Зоолог – рассказывает о фауне.
Синоптик – готовит сообщения о погодных условиях.
Эколог – готовит сообщение об охране природы, о «Красной книге».
Этнограф- сообщает о населении нашего края.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
| Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. | Эмоционально настраиваются на рабочий лад. | ||
2.Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Уч-ль. Ты знаешь край, где всё обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишнёвых рощах хутора, Среди садов деревья гнутся долу И до земли висит их плод тяжёлый? (А.К.Толстой) Как вы думаете, о каком крае идёт речь? По каким признакам вы догадались? А как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня у нас необычный урок, а урок – экспедиции. Мы с вами отправимся по родному краю. Нас поведёт штурман. Мы познакомимся с природой родного края, с растительным и животным миром, больше узнаем о своём крае.(Слайд 1) В конце экспедиции вы сдадите отчёт. | Уч-ся вспоминают признаки своего края, называют тему урока: «Наш край» | Нацеливание на то, что в результате выполнения задания, необходимо получить информацию. | |
| Станция :«Наш край» познакомит с ней Штурман(Слайд 2). | На юге русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона, именуемый с 1937года Ростовской областью. Площадь области 100,8 тыс.кв.км. ,что составляет1/220 всей территории нашей страны. На площади нашей области могли бы свободно уместиться: Бельгия, Швейцария, Албания вместе взятые. Географическое положение области очень удобное: её пересекают магистрали морского, речного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. Ростов – порт 5 морей: Чёрного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого. Лежит область и в Европе, а часть и в Азии. Протяжённость области с севера на юг – 475 км, с запада на восток – 455км. Нашими соседями являются: Донецкая, Луганская, Воронежская и Волгоградская области, Краснодарский , Ставропольский край и Калмыцкая республика. Областной город – Ростов – на – Дону, районный – город Семикаракорск. (учащиеся следят по карте) | Формировать представления о своём крае, воспитание любви к природе, развивать память и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес. | |
В какой природной зоне находится наша область? Следующая остановка: «Ботаническая» Сообщение Ботаника и Эколога. | Степная В далёком прошлом территория нашей области представляла собой огромный «травяной океан», по которому бродили стада диких животных. В середине 19 века на Дону усилилась распашка земель, и наш край стал одним из крупных поставщиков зерна. Естественная растительность сохранилась на относительно малых площадях. Степи – это обширные травянистые пространства, лишённые лесной растительности. На территории области чётко выделяются 3 типа степей: 1) разнотравно-злаковая. 2) типчаково-ковыльная, 3) полынно-типчаковая. В 1зоне основными растениями являются: ковыль, типчак, тонконог, пырей, тимофеевка, клевер. Во 2 зоне: прутняк, ромашка, полынь,деревей. В 3 зоне: типчак, тюльпаны, гусиный лук.(показ гербария). Много у нас и лекарственных растений: пустырник, пастушья сумка, подорожник, ромашка, девясил, мята, череда, мать- и –мачеха. Всего 100 видов. (показ гербария) Эколог: В нашей области много рек. Самая крупная река – Дон, а ещё Северский Донец, Маныч, Миус . Есть Цимлянское водохранилище. Отгадайте , о каком растении идёт речь? Как будто из меди его лепестки, И стебель свинцового цвета. Стоит на кургане у самой реки Цветок, не сгибаемый ветром (бессмертник). В « Красную книгу» занесены такие животные: выхухоль, розовый пеликан, фламинго, краснозобая казарка, беркут, скопа, дрофа и др. Мне хочется сказать слова: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин) | Формирование ученической компетентности. Умение переносить знания в новое. | ||
3.Физминутка | Мы долго путешествуем пора и отдохнуть. Руки подняли и помахали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки – Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. | Уч- ся выполняют движения. | Здоровье сберегающий фактор. | |
Станция: « Зоологическая» проведёт нас – Зоолог. | Как и мир растений разнообразен животный мир донского края. Из наземных более 60 видов млекопитающих: лисы, хорьки, зайцы, косули, сайгаки, сурки… Богат мир пернатых: утки, гуси, лебеди, стрижи, воробьи.Пресмыкающиеся: ящерицы, ужи, гадюки. Земноводные: лягушки, жабы, тритоны. Особенно богат донской край рыбой: белуга, севрюга, осётр, сельдь, рыбец, лещ, карась, судак. У нас в районе открыт завод по выращиванию осетровых рыб. Разнообразен мир насекомых: кузнечики, сверчки, стрекозы, бабочки. | Формировать представления о своём крае, воспитание любви к природе, развивать память и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес. | ||
Добрались до станции «Погода в доме». Наш синоптик сообщает. | Ростовская область расположена в умеренных широтах северного полушария. У нас четыре времени года. Тепло, но влаги недостаточно. Средняя tянваря -9 градусов, самый абсолютный минимум – 40 градусов. Самый жаркий месяц – июль. Средняяt +22градуса, а самая высокая t + 43 градуса. Осадки выпадают неравномерно, средняя глубина 8 – 15 см. Наша область является одной из самых гололёдных в России, до 10 раз за зиму бывает гололёд. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций. | ||
Следующая станция «Казачок». Наш этнограф поведает нам о людях , которые заселяют Дон. | Территория Ростовской области заселялась с древних времён. Следы древних стоянок находят вблизи рек и озёр в районе Подонья. Первые русские поселения на Дону появились в 11 веке. Первоначально жители Подонья занимались рыболовством, охотой, разведением лошадей, а позднее – овец. Земледелием начали заниматься с середины 18 века. После того, как на Дону был открыт каменный уголь. Началось промышленное заселение края.Наша область стране даёт: зерно,овощи, мясо, сельскохозяйственную технику (комбайны, культиваторы, сеялки) и многое другое.Национальный состав разнообразен: русские, украинцы, белорусы, армяне, калмыки, дагестанцы, турки, коми-пермяки,молдаване, цыгане.Наш Дон славится такими замечательными и известными людьми: А.П.Чехов, М.А. Шолохов,В. Закруткин, Б.Куликов, М.Калинин, Будённый, Чих, Переверзева и многие другие. Люди Дона хлебосольные и гостеприимные. | |||
4.Зарядка для глаз | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано, Где окно, а где крыльцо. Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети выполняют зарядку | Здоровье сберегающий фактор | |
5.Этап закрепления нового. | Итак, наша экспедиция подходит к концу. Но как и после любой экспедиции мы должны с вами составить отчёт. ( у каждого на столе карта Ростовской области). Задание: 1.обозначить областной город, районный центр, свою малую Родину; 2.с кем граничит область (подписать) 3.Какие реки и моря расположены на территории области; 4.какие растения запомнили; 5.какие виды животных заселяют нашу область; 6.какие средние температуры бывают зимой и летом; 7.кто населяет нашу область; 8.каких великих людей земли донской знаете. (учащиеся делятся на группы, каждая группа выбирает свой пакет вопросов) | Учащиеся группой отвечают на свои вопросы. Каждая группа выставляет оценки другим. | Формировать умение сотрудничать для достижения цели. | |
6. Рефлексия. Итог урока | Что понравилось на уроке? Мы не прощаемся с вами, вы всегда можете узнать ещё больше о своём крае, если прочтёте «Природа Донского края», «История Донского края», «Твой край родной». У вас на столе лежат смайлики, покажите их, закончив фразу: Мне понравился урок – Я всё понял – Я не всё запомнил, но я постараюсь – Оценка работ учащихся. Так давайте все вместе охранять Родину. Спасибо за урок. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке | Формировать умения оценивать правильность выполнения действий, способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект к уроку по окружающему миру 1класс "Хвойныедеревья. Практическая работа "Сравнительное исследование сосны и ели""
Определение отличительных признаков сосны и ели...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План-конспект проведения урока по окружающему миру
Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....