Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_umk.docx_pustynya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России»

Тема: Природная зона. Пустыня.

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные –

Чувство ответственности за сохранение природы, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, уважительное отношение к иному мнению, способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.

Метапредметные-

Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности.

Предметные-

Усвоение первоначальных сведений о природной зоне пустыня, умение наблюдать, фиксировать, исследовать, сравнивать, выделять характерные особенности природных объектов, владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи об окружающем мире.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала и закрепление изученного.

Формы работы: групповая, индивидуальная, в парах.

УМК «Школа России»

Оборудование: маршрутные листы, презентация по теме «Пустыня».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

В путешествиях многое можно узнать

И друзьям об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас-

Сегодня исследователем будет класс.

           

            А чтобы тему урока узнать,

            Необходимо вам ребус разгадать.

       

  1. Сообщение темы урока.

Ребус на доске.

- О какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?

Все результаты ваших исследований мы будем записывать в рабочие листы.

У каждого на столе он лежит.

Давайте запишем тему урока. Пишет учитель на доске.

Какой вы себе ее представляете?  ( гипотезы детей записыв.на доску)

- Что такое пустыня?

Но это ваши представления пустыни, а вот какое определение пустыни написано в толковом словаре Ожегова.

Большое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. (читает 1 ученик).

А теперь внимание на доску ( показ видеосюжета «Пустыня»).

Увидели ли вы подтверждение своих гипотез?  ( на доске если правильно + если нет -).

  1. Изучение нового материала.

Вы убедились что там есть растения, животные и живут люди.

Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

( как приспособились растения, животные и люди к климату пустыни).

Давайте его запишем в рабочий лист (учитель на доске).

 Ну а выяснить кто из вас прав нам поможет энциклопедия. Вы будете исследователями и работа наша будет по группам. В каждой группе по 4 человека. У каждого из вас текст для исследования и рабочие листы с заданиями. Смотри таблицу №1. Те группы, кому досталась статья про растения, читает ее самостоятельно, разворачивается к своим товарищам и вместе с группой обсуждая, заполняет свои графы в таблице, другая группа про животных и заполняет свои графы в таблице.

У ребят 1-4-6 групп текст:

Растения покрывают менее половины поверхности пустыни. Растения пустыни должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях, и он у них толстый. Вместо листьев у них острые колючки! Самое распространенное растение пустыни-верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почт 20-30 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка-растение невысокое. Джузгун-это тоже невысокий кустарник. Травянистое растение колосняк, у него тонкие листья, чтоб испарять как можно меньше влаги. Все эти растения низкорослые из-за сильных ветров.

У ребят 2-3-5 групп текст:

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка-это их маскировка для защиты. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара они выходят из своих убежищ. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду и пищу, они должны быстро передвигаться. Некоторые животные впадают в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыни обитают змеи, песчаный удавчик, он может ползать под песком, ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. В пустыне почти нет птиц- это потому, что птицы плохо переносят жару.

Группа рассказывает результаты своего исследования ( а другие команды слушают дополняют0 Аналогично другие группы.

  1. Физ минутка

Учитель называет растения или животное других природных зон.

Если тундры-приседаем,

Леса-потянулись к потолку.

Степи –наклон вперед.

( морошка песец липа ковыль кедр хомяк мох-ягель типчак белка береза карликовая береза мухомор северный олень полярная  ива бурый медведь.)

  1. Продолжение. Работа в парах.

А теперь вам необходимо в паре с соседом определить и вписать в таблицу причины, по которым растения  животные в пустыне имеют такой внешний вид  и образ жизни.

Растения                                                    Животные

Причины: сильный ветер                              Причины: трудно спрятаться жара мало

                                                                             

Мало воды высокая температура воздуха       скудная пища

   

Ну и последнее о чем мы сегодня должны выяснить-это как же люди приспособились к жизни в пустыне?

Какими отраслями сельского хозяйства занимаются люди в пустыне?

Это мы узнаем обратившись к учебнику с 129 читаем 1 и 2 абзац.

Что смогли сделать люди, чтобы на пустынных землях смог расти виноград фрукты хлопчатник. ( строят каналы).

А для чего эти каналы? ( для орошения земли).

Что означает это слово – орошение?

Как вы думаете люди хорошо придумали, нужна ли в этой зоне вода, там где ее так не хватает? ( да нет).

Вот это мы выясним дочитав статью учебника до конца.

Ну что узнали?

Так хорошо или плохо, что люди стали строить каналы? ( все хорошо делать в меру).

Вам необходимо уточнить какая же неумеренная деятельность людей привела к экологическим проблемам. Это выясните поработав самостоятельно.

Найди соответствие

Орошение                                        подвижные пески

 

Неумеренный выпас скота            исчезновение животных

Браконьерство                                много соли в почве

Проверка                                        

  1. Итог.

       

           Какую природную зону сегодня исследовали?

           Как растения и животные приспособились к жизни в условиях пкстыни?

           Назовите представителей растительного и животного мира?

  1. Выставление оценок.
  2. Дом. Задание.

         Стр 122-134 отв на вопросы.  Кто хочет подготовит рассказ о любой отрасли сельского хозяйства, добыче любого полезного ископаемого пустыни.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"

Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.

Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...