Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_umk.docx_pustynya.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России»
Тема: Природная зона. Пустыня.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные –
Чувство ответственности за сохранение природы, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, уважительное отношение к иному мнению, способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.
Метапредметные-
Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности.
Предметные-
Усвоение первоначальных сведений о природной зоне пустыня, умение наблюдать, фиксировать, исследовать, сравнивать, выделять характерные особенности природных объектов, владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи об окружающем мире.
Тип урока: комбинированный – изучение нового материала и закрепление изученного.
Формы работы: групповая, индивидуальная, в парах.
УМК «Школа России»
Оборудование: маршрутные листы, презентация по теме «Пустыня».
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас-
Сегодня исследователем будет класс.
А чтобы тему урока узнать,
Необходимо вам ребус разгадать.
- Сообщение темы урока.
Ребус на доске.
- О какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?
Все результаты ваших исследований мы будем записывать в рабочие листы.
У каждого на столе он лежит.
Давайте запишем тему урока. Пишет учитель на доске.
Какой вы себе ее представляете? ( гипотезы детей записыв.на доску)
- Что такое пустыня?
Но это ваши представления пустыни, а вот какое определение пустыни написано в толковом словаре Ожегова.
Большое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. (читает 1 ученик).
А теперь внимание на доску ( показ видеосюжета «Пустыня»).
Увидели ли вы подтверждение своих гипотез? ( на доске если правильно + если нет -).
- Изучение нового материала.
Вы убедились что там есть растения, животные и живут люди.
Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
( как приспособились растения, животные и люди к климату пустыни).
Давайте его запишем в рабочий лист (учитель на доске).
Ну а выяснить кто из вас прав нам поможет энциклопедия. Вы будете исследователями и работа наша будет по группам. В каждой группе по 4 человека. У каждого из вас текст для исследования и рабочие листы с заданиями. Смотри таблицу №1. Те группы, кому досталась статья про растения, читает ее самостоятельно, разворачивается к своим товарищам и вместе с группой обсуждая, заполняет свои графы в таблице, другая группа про животных и заполняет свои графы в таблице.
У ребят 1-4-6 групп текст:
Растения покрывают менее половины поверхности пустыни. Растения пустыни должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях, и он у них толстый. Вместо листьев у них острые колючки! Самое распространенное растение пустыни-верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почт 20-30 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка-растение невысокое. Джузгун-это тоже невысокий кустарник. Травянистое растение колосняк, у него тонкие листья, чтоб испарять как можно меньше влаги. Все эти растения низкорослые из-за сильных ветров.
У ребят 2-3-5 групп текст:
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка-это их маскировка для защиты. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара они выходят из своих убежищ. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду и пищу, они должны быстро передвигаться. Некоторые животные впадают в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыни обитают змеи, песчаный удавчик, он может ползать под песком, ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. В пустыне почти нет птиц- это потому, что птицы плохо переносят жару.
Группа рассказывает результаты своего исследования ( а другие команды слушают дополняют0 Аналогично другие группы.
- Физ минутка
Учитель называет растения или животное других природных зон.
Если тундры-приседаем,
Леса-потянулись к потолку.
Степи –наклон вперед.
( морошка песец липа ковыль кедр хомяк мох-ягель типчак белка береза карликовая береза мухомор северный олень полярная ива бурый медведь.)
- Продолжение. Работа в парах.
А теперь вам необходимо в паре с соседом определить и вписать в таблицу причины, по которым растения животные в пустыне имеют такой внешний вид и образ жизни.
Растения Животные
Причины: сильный ветер Причины: трудно спрятаться жара мало
Мало воды высокая температура воздуха скудная пища
Ну и последнее о чем мы сегодня должны выяснить-это как же люди приспособились к жизни в пустыне?
Какими отраслями сельского хозяйства занимаются люди в пустыне?
Это мы узнаем обратившись к учебнику с 129 читаем 1 и 2 абзац.
Что смогли сделать люди, чтобы на пустынных землях смог расти виноград фрукты хлопчатник. ( строят каналы).
А для чего эти каналы? ( для орошения земли).
Что означает это слово – орошение?
Как вы думаете люди хорошо придумали, нужна ли в этой зоне вода, там где ее так не хватает? ( да нет).
Вот это мы выясним дочитав статью учебника до конца.
Ну что узнали?
Так хорошо или плохо, что люди стали строить каналы? ( все хорошо делать в меру).
Вам необходимо уточнить какая же неумеренная деятельность людей привела к экологическим проблемам. Это выясните поработав самостоятельно.
Найди соответствие
Орошение подвижные пески
Неумеренный выпас скота исчезновение животных
Браконьерство много соли в почве
Проверка
- Итог.
Какую природную зону сегодня исследовали?
Как растения и животные приспособились к жизни в условиях пкстыни?
Назовите представителей растительного и животного мира?
- Выставление оценок.
- Дом. Задание.
Стр 122-134 отв на вопросы. Кто хочет подготовит рассказ о любой отрасли сельского хозяйства, добыче любого полезного ископаемого пустыни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"
Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.
В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...
Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира "Природные зоны России. Пустыня" 4 класс
Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"
Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.
Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...