Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе. УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Валько Валентина Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 г.  № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-   Примерная  программа  по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения);

 

- Программа по окружающему миру для начальной школы (автор О.Т. Поглазова).  Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013;

-О.Т.Поглазова «Окружающий мир» учебник в 2-х частях. Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013 год.

Цель:

формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей  и творческой деятельности.

 

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.m.-3.docx86.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новоселовка

«Утверждаю»

Директор МБОУ – СОШ № 7

                                                                              Приказ от _______    № ______

___________ /Е. Н. Черкасская/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Начальное общее образование. 3 класс

Количество часов: 68 часов

Учитель:  Валько Валентина Сергеевна

Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения).

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 г.  № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-   Примерная  программа  по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения);

- Программа по окружающему миру для начальной школы (автор О.Т. Поглазова).  Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013;

-О.Т.Поглазова «Окружающий мир» учебник в 2-х частях. Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013 год.

Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения окружающего мира в 3 классе из расчета 2 часа в неделю.

        В соответствии с этим реализуется рабочая программа по окружающему миру в объеме  67   часов.

Цель:

формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей  и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты обучения

1.

Разнообразие изменений в окружающем мире.

8 часов

Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта,22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения вовремя грозы. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном

материале).

Ученик научится:

различать понятия:

природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;

тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества, молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём; метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка; организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств; проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;

наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник наблюдений;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;

называть части термометра, объяснять их назначение;

проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс, пользоваться лупой;

называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;

исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;

характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;

рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений; о стадиях развития разных групп животных;

объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;

приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;

характеризовать строение и функции систем органов человека, способы сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять элементарные правила личной гигиены;

проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;

характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;

характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;

характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;

приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;

моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;

различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;

различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;

объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;

понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению;

осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.

Ученик может научиться:

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы;

устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных;

различать метеорологические приборы;

предсказывать погоду по местным признакам;

рассказывать о строении веществ, о расположении молекул в твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;

приводить примеры очистных сооружений;

определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой системы, расположение листьев на стебле;

рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;

сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

следовать правилам здорового образа жизни;

формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;

выращивать растение одним из изученных способов;

собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный, письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь, светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок, деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;

характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города;

описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);

выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина от ремесленника;

рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в старину и сейчас;

приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для обработки земли, освещения жилищ;

заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть  внимательным к людям с нарушением здоровья.

Ученик может научиться:

использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную, и художественную литературу)с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных устных и письменных сообщений;

рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды;

– описывать культурные достопримечательности родного города (села, районного центра, области);

ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы отношения людей, поведения в обществе;

понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей среды;

прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться избегать их;

осознавать важность культурного поведения в обществе;

конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинную одежду, предметы быта;

понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой;

рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках родного города

(села, районного центра);

собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов, населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.

Личностные результаты: У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:

способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

интерес к исследовательской деятельности;

творческие способности, воображение, фантазия;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;

чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Ученик может научиться:

осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно - практических задач;

проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Познавательные УУД

Ученик может научиться:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления

прочитанного);

понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

использовать словари и другую справочную литературу;

характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно - следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.);

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений

Коммуникативные УУД

Ученик может научиться:

осознавать речь как способ общения людей;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию,

принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

2.

Сезонные изменения в природе.

13 часов

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе(снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.

3.

Тела и вещества, их свойства.

15 часов

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа ,микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода –растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар).Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование

тумана, росы, инея, изморози. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

4.

Организм человека и его здоровье.

12 часов

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорнодвигательной, пищеварительной,

кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его

измерение. Кровь и её роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает.

Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье

окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.

5.

Развитие животных и растений.

9 часов

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений(влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества).Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения .Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян.

Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

6.

Изменение быта и культуры наших предков.

13 часов

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные

исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей

родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

1.

Разнообразие изменений в окружающем мире.

8 часов

2.

Сезонные изменения в природе.

13 часов

3.

Тела и вещества, их свойства.

15 часов

Контрольная работа № 1 (25.10)

Контрольная работа № 2 (13.12)

(тест № 6, работа № 6)

4.

Организм человека и его здоровье.

12 часов

Контрольная  работа № 3 (22.02)

(тест № 8,  работа № 8)

5.

Развитие животных и растений.

9 часов

6.

Изменение быта и культуры наших предков.

10 часов

Контрольная работа № 4 (тест № 10,

работа № 12) (24.05)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч.

1.

Земля – наш общий дом.

ОБЖ-1. ПДД-1. Учебник – с. 8-13;

Рабочая тетрадь  с. 2(№1-2)

тест № 1, работа №1 (с.3-14) (тетрадь тест.задан.)

1

6.09

2.

Разнообразие изменений в окружающем мире. Учебник – с. 14-21;

Рабочая тетрадь – с. 3(№3-4)

1

7.09

3.

Времена года. ОБЖ-2.

Учебник – с. 22-26. Рабочая тетрадь с.4-5 (№5,7)

1

13.09

4.

Старинный   календарь. Учебник – с. 27-29

Рабочая тетрадь с.4-5 (№ 6,8,9)

1

14.09

5.

Атмосферные явления и погода.

 ПДД-2. Учебник – с. 30-35. Рабочая тетрадь –с. 6 (№10-13).

1

20.09

6.

Температура и ее измерение.  ОБЖ-3. Учебник – с. 36-39,Рабочая тетрадь – с.7, 8,9(№ 14-21)

1

21.09

7.

Прогноз погоды. ОБЖ-4. Учебник – с. 40-44

Рабочая тетрадь – с. 10, 11(№ 22-25); тест № 2, работа № 2.

1

27.09

8.

Необычные атмосферные  явления.  ПДД-3. Учебник – с. 45-50. Рабочая тетрадь –

с. 11(№ 26-28)

1

28.09

Осенние изменения в природе. Осень  (4 ч.)

1

(9)

Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей. ПДД-4.  Р.К. Птицы родного края: перелетные, оседлые, кочующие.

1

4.10

2-3

(10-11)

Осень в природе. ОБЖ-5. Учебник – с. 51-62

Рабочая тетрадь –с. 12-15 (№ 1-9, с. 16, № 11,с.21, №21-24); работа №3

2

5.10, 11.10

4

(12)

Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков. ПДД-5. Учебник с. 63-70

Рабочая тетрадь- с.15, № 10, с.17-20, № 12-20; тест №3(тетрадь тестовых заданий). Проект:«Природа и люди осенью». Р.К. Наблюдать труд людей родного края осенью.

1

12.10

Тела и вещества, их свойства (15 ч.)

1

(13)

Тело и вещество. Три состояния вещества.

ОБЖ-6. Учебник – с. 71-73. Рабочая тетрадь –с.22, 23(№ 1,2,4,7).

1

18.10

2

(14)

Строение вещества. Учебник – с. 74-77

Рабочая тетрадь – с. 22№ 3, с.23 №5,6, с.24 № 10; работа № 4.

1

19.10

3

(15)

Контрольная работа №1

Удивительные открытия. ОБЖ-7. Учебник – с. 78-85. Рабочая тетрадь – с. 24-25(№ 8, 9, 11-14); Тест №4.

1

25.10

4

(16)

Работа над ошибками. Воздух и его состав.

ПДД-6. Учебник – с. 86-89. Рабочая тетрадь –

с. 26 № 15-17.

1

26.10

5

(17)

Свойства воздуха. ПДД-7.  ОБЖ-8. Учебник – с. 90-91. Рабочая тетрадь –с.27, 28 № 18-20.

1

8.11

6

(18)

Как используют воздух. Учебник – с. 92-94

Рабочая тетрадь –с. 28, 29 № 21,22.

1

9.11

7

(19)

Вода и ее свойства. ПДД-8. Учебник – с. 95-99

Рабочая тетрадь –с. 30-32 № 23-29. Р.К. Водоемы Ростовской области. Родники, колодцы нашей местности.

1

15.11

8

(20)

Очистка воды. ОБЖ-9. Учебник – с. 100,101

Рабочая тетрадь –с. 33 № 30,31.

1

16.11

9

(21)

Превращения воды. Учебник – с. 102-106

Рабочая тетрадь –с. 34-36 № 32-37.

1

22.11

10

(22)

Круговорот воды в природе. ПДД-9.  ОБЖ-10. Учебник – с. 107-109. Рабочая тетрадь –

с. 37-39 № 38-41.

1

23.11

 11

(23)

Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды» Экскурсия на водонапорную башню. ОБЖ-11. Учебник – с. 86-109;Тест № 5, работа № 5.

1

29.11

12

(24)

Почва, ее состав и свойства. ОБЖ-12. Учебник – с. 110-114; Рабочая тетрадь –с. 40-42 № 42-46.

1

30.11

13

(25)

Обитатели почвы. Учебник – с. 115-117

Рабочая тетрадь –с. 43 № 47, 48; с.46, 47 № 54.

1

6.12

14

(26)

Почва – кормилица. Учебник – с. 118 -121;

Рабочая тетрадь –с. 43-45  № 49-53.

Проект « Сказания о старине». Р.К. Почвы Донского края.

1

7.12

15

(27)

Контрольная работа по теме: «Тела и вещества и их свойства» (тест № 6,  работа № 6).

1

13.12

Зимние изменения в природе. Зима. (6 ч.)

1 (28)

Экскурсия. ОБЖ-13. Учебник – с. 123-131

Рабочая тетрадь –с. 48-51 № 1-8.

1

14.12

2(29)

Зимние явления в неживой природе. ПДД-10. Учебник – с. 123-131. Рабочая тетрадь –

с. 48-51 № 1-8.

1

20.12

3(30)

Как  зимуют растения. ОБЖ-14. Учебник – с. 132-138. Рабочая тетрадь –с. 51-53 № 9-13.

1

21.12

4(31)

Зимняя пора в жизни животных. Учебник – с. 139-148. Рабочая тетрадь - с. 54-58 №14-19.

1

27.12

5(32)

Как зимовали наши предки. ОБЖ-15 ПДД-11. Учебник – с. 150-156. Рабочая тетрадь – с.59 № 20, 21.

1

10.01

6(33)

Обобщающий урок. Январь – зиме середина. Проект «Природа и люди зимой». Тест № 7.

Работа № 7.

1

11.01

Организм человека и его здоровье (12ч.)

1

(34)

Работа над ошибками. Организм человека.

ОБЖ-16. Учебник (ч. 2) – с. 6-12. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 2-3(№ 1-5).

1

17.01

2

(35)

Надежная опора и защита. ОБЖ-17. Учебник (ч. 2) – с. 13-20. Рабочая тетрадь (ч. 2)  с.3-5 (№6,7).

1

18.01

3

(36)

Мышцы, их разнообразие и функции. Учебник (ч. 2) – с. 21-23. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 5 № 8.

1

24.01

4

(37)

Органы дыхания. ОБЖ-18. Учебник (ч.2) – с. 24-27. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 5, 6 № 9-12.

1

25.01

5

(38)

Кровеносная система. Учебник (ч. 2) – с. 28-33

Рабочая тетрадь (ч. 2) – с.7 № 13-15 .

1

31.01

6-7

(39-40)

Питание. Органы пищеварения. ОБЖ-19. Учебник (ч. 2) – с. 34-40. Рабочая тетрадь (ч. 2) –с. 8-12 № 16-24.

2

1.02, 7.02

8

(41)

Органы очистки организма. ОБЖ-20. Учебник (ч. 2) – с. 41-45. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 13 №25-27 .

1

8.02

9

(42)

Нервная система и ее роль в организме. Учебник (ч. 2) – с. 46-51. Рабочая тетрадь (ч. 2) с. 14-15 № 28-30.

1

14.02

10-11

(43-44)

Органы чувств, их значение и гигиена. ОБЖ-21. ПДД-12. Учебник (ч. 2) – с. 52-60

Рабочая тетрадь (ч.2) – с. 15(№ 36).

2

15.02, 21.02

12

(45)

Как лечились наши предки. ОБЖ-22.  Контрольная работа №3 (тест №8; работа №8).  Учебник (ч. 2) – с. 61-64

Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 17 №35, 36.

1

22.02

Развитие животных и растений (9 ч.)

1

(46)

Работа над ошибками. Размножение животных разных групп. Развитие птиц. ОБЖ-23. Учебник (ч.2) – с. 73-75. Рабочая тетрадь

(ч. 2) – с. 22 № 8,9.

1

28.02

      2

(47)

Развитие рыб и земноводных. ОБЖ-24. Учебник (ч. 2) – с. 76, 77. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 22 № 10.

1

1.03

3

(48)

Стадии развития насекомых. ОБЖ-25. Учебник (ч. 2) – с. 78-80. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 22,23 № 11, 12; работа № 9; экспресс-тест № 1.

1

7.03

4

(49)

Разнообразие растений. Растение – живой организм.  ПДД-13. Учебник (ч. 2) – с. 81-83

Раб.тет. (ч. 2)– с. 24, 25 (№13-16). Р.К.Способы борьбы с вредителями растений в нашей местности.

1

14.03

5

(50)

Органы цветкового растения. ОБЖ-26. Учебник (ч. 2) – с. 84, 85. Рабочая тетрадь (ч.2) –с. 26, 27 № 17-21.

1

15.03

6

(51)

Корни и стебли  растений. ПДД-14. Учебник (ч. 2) – с. 86-91. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 29-33 № 22, 23, 26-29.

1

21.03

7

(52)

Разнообразие листьев растений, их функции. Учебник (ч. 2) – с. 92-96. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 33-35  №30-34.

1

22.03

8

(53)

Цветок, его роль в жизни растения. ПДД-15. Учебник (ч. 2) – с. 97-100

Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 36, 37 №35- 39, задание для самоконтроля № 1; экспресс-тест № 2.

1

4.04

9

(54)

Способы размножения растений. ОБЖ-27. Учебник (ч. 2) – с. 101-103;Тестовые задания – работа № 10.

1

5.04

Весенние изменения в природе. Весна. (3 ч.)

1(55)

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. Проект « Природа и люди весной». Учебник (ч. 2) – с. 65-69

Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 20 №1-4.

1

11.04

2(56)

Как провожали зиму наши предки. Учебник (ч. 2) – с. 70-72. Рабочая тетрадь (ч. 2) – с. 21 № 5-7.

1

12.04

3(57)

Весна воды, тепла и цвета. ОБЖ-28. Учебник (ч. 2) – с. 104-108. Рабочая тетрадь (ч.2) –

с. 39,40 № 2-7; работа № 11.

1

18.04

Изменение быта и культуры наших предков (10 ч.)

1

(58)

Наука история, исторические источники. ОБЖ-29. ПДД-16. Учебник (ч. 2) – с. 109-113.

Рабочая тетрадь (ч.2) – с.41, 42 (№1-4). Р.К.Старинные постройки слободы. Семейные старинные вещи.

1

19.04

2

(59)

Природа в жизни наших предков. ОБЖ-30. Учебник (ч. 2) – с. 114-121. Рабочая тетрадь (ч.2) – с. 42,43  (№5-9).

1

25.04

3

(60)

Образ жизни наших предков. Учебник (ч. 2) – с. 122-126. Рабочая тетрадь (ч.2) – с. 44  (№10, 12).

1

26.04

4

(61)

Жизнь на селе в давние  времена. ОБЖ-31. Учебник (ч. 2) – с. 127-132. Рабочая тетрадь (ч.2) – с.45  №11, 13, 14; с. 47 № 16, 18.

1

2.05

5

(62)

Старинные города. Учебник (ч. 2) – с. 133-136

Рабочая тетрадь (ч.2) – с.46, 48  №15-17, 19, 20.

1

3.05

6

(63)

Старинные ремесла.  Учебник (ч. 2) – с. 137-142. Рабочая тетрадь (ч.2) – с.49, 50 №21-23; тестовая тетрадь с. 125-127. Р.К. Старинные промыслы родного края.

1

10.05

7

(64)

Торговое дело на Руси.  ПДД-17. Рабочая тетрадь (ч.2) – с.51, 52 №24-28. Р.К.Чем торговал и чем торгует родной край сегодня.

1

16.05

8

(65)

Одежда наших предков. ПДД-18.  Учебник (ч. 2) – с. 147-152. Рабочая тетрадь (ч.2) – с. 52-55 №29-38. Р.К. Национальная одежда жителей родного края.

1

17.05

9

(66)

Как учились дети в старину. ОБЖ-32.  ПДД-19. Р.К.Учебные заведения слободы современные и старинные.

1

23.05

10

(67)

Контрольная работа №4. Тест №10

Работа №12.

1

24.05

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

различать понятия:

природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;

тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества, молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём; метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка; организм человека, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств; проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод;

наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник наблюдений;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных;

называть части термометра, объяснять их назначение;

проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс, пользоваться лупой;

называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;

исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;

характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;

рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах растений, их значении, о способах размножения растений; о стадиях развития разных групп животных;

объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;

приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;

характеризовать строение и функции систем органов человека, способы сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки;

соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять элементарные правила личной гигиены;

проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;

характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных;

характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений, особенности их размножения и развития;

характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания, размножения и развития;

приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов;

моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;

различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;

различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции;

объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека;

понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению;

осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях.

Ученик может научиться:

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы;

устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных;

различать метеорологические приборы;

предсказывать погоду по местным признакам;

рассказывать о строении веществ, о расположении молекул в твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;

приводить примеры очистных сооружений;

определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой системы, расположение листьев на стебле;

рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;

сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

следовать правилам здорового образа жизни;

формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;

выращивать растение одним из изученных способов;

собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный, письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь, светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок, деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;

характеризовать исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города;

описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий);

выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина от ремесленника;

рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в старину и сейчас;

приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для обработки земли, освещения жилищ;

заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть  внимательным к людям с нарушением здоровья.

Ученик может научиться:

использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно-популярную, и художественную литературу)с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных устных и письменных сообщений;

рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды;

– описывать культурные достопримечательности родного города (села, районного центра, области);

ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы отношения людей, поведения в обществе;

понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей среды;

прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться избегать их;

осознавать важность культурного поведения в обществе;

конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинную одежду, предметы быта;

понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой;

рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках родного города

(села, районного центра);

собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов, населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.

Личностные результаты:

У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:

способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

интерес к исследовательской деятельности;

творческие способности, воображение, фантазия;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;

чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Ученик может научиться:

осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно - практических задач;

проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Познавательные УУД

Ученик может научиться:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления

прочитанного);

понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

использовать словари и другую справочную литературу;

характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира, выделяя их существенные и несущественные признаки;

выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно - следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

выполнять начальные формы проектной исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.);

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений

Коммуникативные УУД

Ученик может научиться:

осознавать речь как способ общения людей;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию,

принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Система  оценки планируемых результатов

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера.

В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе – 12-13 заданий, в 4 классе – не более 15-16 заданий.

Оценочная норма предполагает выставление:

 отличной оценки: при 90-100% набранных тестовых баллов,

хорошей – 70-80%,

удовлетворительной – 50-60%.

В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель).

 Во 2, 3, 4 классах – по 4 контрольных работ. (По усмотрению учителя можно включить проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти во 2, 3, 4 классов.)

Классификация ошибок и недочётов:

Ошибки

Недочёты

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы.
  • раскрытие понятия только с помощью наводящих вопросов;
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при нахождении объекта на карте;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие подписей и обозначений;
  •  неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

Контрольно-измерительные материалы

Проверочная работа №1

 по теме: « До свиданья лето – здравствуй осень»

Обведи буквы правильных ответов.

1.Астрономическое начало осеннего сезона приходится на

а) 1 сентября             б) 23 сентября             в) 1 октября              г) 23 августа.

2. Как изменяется продолжительность дня осенью?

а) только уменьшается      б) уменьшается и увеличивается      в) не меняется

3.Отметить приметы осени.

а) небо часто покрыто слоистыми облаками

б) вода в реках становится тёплой

в) ночью возможны заморозки

4. У лиственных деревьев осенью …

а) изменяется окраска              

б) начинается сокодвижение

в) происходит листопад

5. Кочующими называют птиц, которые ..

а)весь год живут в одной местности.

б) совершают сезонные кочёвки в поисках пищи.

В) совершают дальние перелёты

6. Почему птицы осенью улетают в южные края?

а) стало холодно         б) нет корма            в) замёрзли водоёмы                г) чтобы вывести птенцов

7.  Какие осадки можно наблюдать осенью?

а) росу             б) иней             в) дождь              г) снег

8. Линька животных осенью – это …

а) только смена шерсти        

 б) смена окраса и густоты шерсти        

г) приспособляемость к смене сезона

9. Какое орудие труда использовали в старину для уборки пшеницы?

а) лопату             б) грабли                      в) серп               г) вилы

Какая культура не является овощной?

а) картофель           б) капуста           в) ячмень           г) морковь

11. Как в старину называли пору уборки урожая?

а) страда                  б) посевная                    г) уборочная

12. Подчеркни самую высокую температуру из перечисленных показаний термометра.

- 20°          - 10°              0°               -3°

13. Укажи цифрами порядок следования осенних месяцев.

_____ октябрь                     ______ ноябрь                    ________ сентябрь

14. Найди и исправь в тексте ошибки.

Осенью всё небо чаще покрывают слоистые облака и идёт дождь ежи сбросили колючки. Олени залегли в спячку. Зайцы и белки сменили лёгкие шубки на более пушистые. В лесу ели и сосны сбросили хвою. Закончился сбор грибов. На полях заколосилась рожь.

Проверочная работа №2

по теме: «Путешествие в мир веществ»

Обведи буквы правильных ответов.

1. Что такое тело?

 а) это то, что сделано руками человека;

б) это любой предмет, любое живое существо;

в) это любое растение, насекомое, птица, животное.

2. В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3. Что такое вещество?

а) это разные вещи в доме;

б) это то, из чего состоят тела;

в) это листопад, снегопад, гололёд, ледоход.

4. В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б) алюминий, кастрюля, железная кочерга, медный таз;

в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

5. Установи соответствие. Соедини стрелками.

6. Вычеркни вещества, которые не относятся к твердым.

Глина, молоко, соль, песок, почва, мел, сок, воздух, лёд, снег, алюминий.

7. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твердых телах;                         б) в жидких телах;                         в) в газообразных телах.

8. Какими бывают состояния вещества?

а) острыми, гладкими, колючими

б) холодными, горячими, тёплыми

в) твёрдыми, жидкими, газообразными

9. Из чего состоит всё живое?

а) из живого вещества                            б) из клеток                      в) из ящичков    

10. Что является главной частью лупы и микроскопа?

а) объектив                       б) линза                               в)ручка

Проверочная работа №3

по теме «Свойства воздуха, воды, почвы»

Обведи буквы правильных ответов.

Воздух – это …

А) газообразное вещество, состоящее из смеси газов.

Б) смесь частиц пыли, водяного пара, пыльцы растений.

В) кислород

Г) пространство

Что изменится в велосипедной шине после её накачивания?

А) уменьшится содержание кислорода

Б) увеличится количество углекислого газа

В) увеличится её упругость

Г) молекул воздуха в ней станет больше.

Какое свойство есть у воды и у воздуха?

А) текучесть            

Б) летучесть                

В) прозрачность              

Г) горючесть

В каком состоянии находится вода в тумане?

А) в жидком               Б) в твёрдом                В) в газообразном

Энергию движущейся воды преобразуют …

А) в атомную энергию          Б) в электрическую энергию              

В) в химическую энергию

Укажи цифрами последовательность круговорота воды в природе.

…) испарение воды с поверхности водоёмов.

…) конденсация водяных паров и образование облаков

…) подъём водяных паров вместе с тёплым воздухом.

…) выпадение осадков.

…) нагревание солнечными лучами земной поверхности.

…) стекание ручьёв и рек в водоёмы.

Заполни схему.

                                        Три состояния воды

Что называем почвой?

А) верхний плодородный слой земли

Б) среда обитания растений и животных

Из чего состоит почва?

А) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных,  обитающих в почве

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

В) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

Что влияет на плодородие почвы?

А) наличие в почве перегноя            Б) наличие в почве воды            

В) наличие в почве песка и глины

Какая почва самая плодородная?

А) песчаная          Б) суглинистая                   В) чернозёмная            

Г) глинистая        Д) торфяная

Проверочная работа №4

по теме «Организм человека»

     1.Какая наука изучает строение тела человека?

А) физиология            

Б) анатомия                  

В зоология                

 Г) медицина

     2. Хорошей осанкой считается …

А) высоко поднятая голова                

Б) выпрямленная грудь          

В) правильное положение всего тела

      3. Мышцы прикрепляются к костям с помощью

А) сухожилий            

Б) нервных окончаний              

В) связок              

Г) кожных покровов

     4. Где кровь человека обогащается кислородом?

А) в сердце               Б) в лёгких                  В) в печени                Г) в почках

      5. Какие кровеносные сосуды есть во всех частях тела?

А) капилляры           Б) вены                 В) артерии

      6. Почему пульс учащается при беге?

А) учащается дыхание          

Б) сердце плохо работает          

В) организму необходимо больше кислорода

     7. В какую систему входят почки и кожа?

А) в выделительную                    

Б) в пищеварительную                        

В) в кровеносную

     8. В коже находятся …

А) кости и мышцы                

Б) кровеносные сосуды                  

В) нервные окончания

     9. К нервной системе относятся…

А) желудок, почки, лёгкие            

Б) сердце, вены, печень                

В) головной и спинной мозг, нервы

    10. Что надо делать, чтобы укреплять свои мышцы?

А) больше спать          

Б) не заниматься зарядкой            

В) больше есть            

Г) больше ходить пешком

    11. Гигиена – раздел медицины, который изучает …

А) строение тела человека    

Б) условия и способы сохранения и укрепления здоровья.

    12. В какой строке перечислены свойства костей?

А) тяжёлые, сплошные, гладкие        

Б) лёгкие, прочные, полые        

В) хрупкие, эластичные, упругие

    13. К какой системе относятся носоглотка, бронхи и трахеи?

А) к кровеносной        

Б) к пищеварительной          

В) к дыхательной          

Г) к нервной

    14. По каким кровеносным сосудам течёт обогащённая кислородом кровь?

А) по венам      Б) по капиллярам         В) по артериям             Г) по бронхам

    15. Почки – это орган …

А) входящий в выделительную систему организма человека

Б) очищающий орган человека от углекислого газа

    16. Где расположен спинной мозг?

А) в грудной клетке              

Б) в черепной коробке                  

В) в позвоночнике

    17. Перечисли органы чувств человека.

_________________________________________________________________________________________

    18. Объясни, почему правильнее дышать через нос, чем через рот.

_________________________________________________________________________________________

    19. Кого называют донором?

_________________________________________________________________________________________

    20. Какова роль сердца в кровообращении?

_________________________________________________________________________________________

    21. Укажи стрелками, к каким системам относятся перечисленные органы.

Желудок                              Кровеносная

Зубы

Бронхи                                 Дыхательная

Пищевод

Сердце                                 Выделительная

Трахея                                  

 Мочевой пузырь             Пищеварительная

   22. Укажи цифрами последовательность расположения органов пищеварения.

           ___ желудок                  ____ кишечник                _____ ротовая полость                 ____ пищевод

Проверочная работа № 5

по теме «Как на Руси провожали зиму и встречали весну»

Весна наступает …

А)1 февраля

Б)1 марта

В)1апреля

Назовите признаки весны                        -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  21 марта –

А)день солнцестояния

Б)день весеннего равноденствия

В)день осеннего равноденствия

Весной солнце на небе

А)поднимается выше

Б)опускается ниже

Продолжительность светового дня весной …

А)уменьшается

Б)увеличивается

Весной первыми возвращаются в родные края …

А)скворцы

Б)грачи

В)гуси

 Март называют …

А)утром года

Б)весной света

В)весной воды

Проталины больше вокруг деревьев …

А)со светлой корой

Б)с тёмной корой

Снег растает быстрее …

А)в березняке

Б)в ельнике

Весной начинается …

А)ледокол

Б)ледоход

В)ледостав

Массовый прилёт птиц и гнездование начинается …

А)в марте

Б)в апреле

В)в мае

Май называют …

А)весной света

Б)весной тепла и воды

В)весной цвета

Что происходит в жизни животных весной?       ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что происходит с растениями?        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие работы проводят люди весной?      -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие природоохранительные мероприятия помогают сохранить растения и животных на Земле?     ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                              

Проверочная работа №6

по теме «Растение – единый организм»

1.Растение    -    живой    организм,    потому что...

а) Оно   служит   пищей   для   животных.

б) У  него  есть  органы,   которые  осуществляют   питание,   дыхание,   размножение.

в)        Оно   выделяет   кислород.

2.Корень,    стебель,    лист,    цветок,    плод, семя -  это...

а)        Части   водорослей.

б)        Части   папоротников.

в)        Органы   цветкового  растения.

г)        Части   хвойных  деревьев.

3.Кожура,        семядоли,  зародыш  - это части...

а) Плода.        б) Семени,

в) Цветка.        г) Растения.

4.Листья  необходимы  растению...

а)        Только  для   испарения   влаги.

б)        Для   создания   органических   питательных веществ.

в)        Для   создания   минеральных   солей.

5.В   какую   погоду  листья   растений   испаряют больше  влаги?

а)        В   холодную   и   пасмурную.

б)        В  солнечную   и  жаркую.

в)        В  дождливую   и   тёплую.

6        Растения  ночью...

а)        Поглощают   кислород.

б)        Выделяют   кислород.

в)        Поглощают  углекислый   газ.

г)        Выделяют  углекислый   газ.

7. Почка – это будущий …

А)   Плод.         б)   Цветок

в)   Лист.           г)  Орех.  

 8. Какие   части   цветка   являются органами размножения?

а)        Пестик   и   тычинки.

б)        Рыльце   и   венчик.

в)        Чашелистик   и   цветоножка.

 9.  Стебли  необходимы  растению...

а)   Для  добывания   питательных   веществ.

б)   Для   добывания   воды.

в)   Для  транспортировки  воды  и  питательных веществ.

10.Семена  растений  распространяются...

а)   Только        ветром.

б)  Только        животными.

в)   Водой,        ветром,   животными.

г)  Только        растениями.

11.О  чём  можно узнать,  если  цветки  растений  закрылись днём?

а)        Будет  жарко.

б)        Нет   насекомых.

в)        Возможен   дождь.

г)        Ночью   будет   заморозок.

12.Какие    растения    занесены    в    Красную книгу  России?

а)        Тысячелистник   обыкновенный.

б)        Женьшень   пятилистный.

в)        Купальница  европейская.

г)        Чистотел  большой.

д)        Лотос   орехоносный.

е)        Клевер  луговой.    

Проверочная работа №7

по теме «Как жили наши предки»

     1.Какая наука изучает жизнь людей в прошлом?

А) астрономия            

Б)     биология              

В)     история                      

Г)   геология

     2. Как называли в старину собирателя мёда?

А) лесник                    

Б)  пасечник                  

В)    бортник                      

Г)   пчеловод

    3. Кто руководил военной дружиной, защищавшей славянские племена?

А) генерал                  

Б)   полковник              

В)     князь                        

Г)  воевода

     4. Как называют рукописи, где отражены события давнего прошлого по годам?

А)  повести                

Б)  романы                    

В)    летописи                    

Г)  легенды

     5. На чём сидели за столом в старину?

А)  на стульях            Б)  на лавках                  В)   на креслах                        

     6. Какой ложкой не пользовались в старину?

А)  деревянной          

Б) металлической          

В) одноразовой                

Г)  серебряной

    7. Каким в представлении славян  был  дух  дома – домовой?

А) злым                       Б)  добрым                     В)  завистливым                    

     8. Какие правила жизни  были обязательны для соплеменников?  

А) защищать свои земли            

Б) весело отдыхать                  

В) почитать старших                            

   9. Как называли в старину сельских жителей, которые занимались земледелием?

А) ремесленники        

Б) купцы                      

В) крестьяне                        

Г) бортники

   10. Лицом избы у наших предков считалась….?

А) Сторона с окнами            

Б) Сторона с крыльцом      

В) Конёк крыши, украшенный оберегом        

Г) Сторона, обращённая к улице                  

Д) узорная резьба наличников

  11. Какие бывают исторические источники?                      

А) вещественные            

Б) старинные                  

В) письменные              

 Г) рукописные

  12. Как называли процесс еды в старину?

А) обед                       Б) кушанье                      В) трапеза                            

   13.Из чего делали ткани в давние времена?

А) из крапивы              

Б) из льна                    

В) из шёлка                          

Г)из хлопка

  14. Для чего наши предки придумали злого духа Кикимору?

А) чтобы прятать сокровища в лесу    

 Б) чтобы дети не ходили на болото     В) чтобы не осушали болото      

15. Чему поклонялись наши далёкие предки?                    

А) рыцарям                  

Б) римским богам                  

В) силам природы                  

Г) великим князям

16. Как в старину называли предметы быта?

А)  мебель                    

Б) техника                    

В) утварь                              

Г) орудия труда

17. Какую помощь оказывали крестьянские дети своим родителям?

А) нянчили младших братьев и сестёр            

Б) косили пшеницу                  

В) приносили обед в поле                              

18. Оберегом избы считался ….

А)  палисадник около дома                            

Б) конёк крыши                        

В) резной наличник  

19. Кто описывал главные события, происходившие в жизни наших предков?                            

А) монахи                 Б) учёные                  В) ремесленники                              Г) крестьяне

20 Назови людей:

Он управлял родом ________________________               Он возделывал землю _____________________

Он ковал железо___________________________               Он добывал мёд__________________________

21. Вставь пропущенное слово:

                                  Семья - _________________ - община - племя

22. Соотнеси слова и группу исторических источников, к которым они относятся.

                                  Серебряный ковш                              Устные

                                  Летопись                                            

                                   Поговорка                                         Вещественные

                                   Берестяной туесок

                                   Монета                                              Письменные

СОГЛАСОВАНО                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                        Заместитель директора по УВР

методического совета                       _________/Ситникова О.П./

МБОУ – СОШ № ___                        ____  _______20 __года

от ________ 20 __года № __

________/________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...