проект урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

шварева светлана валерьевна

урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_4_kl.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока окружающего мира 4 класс, УМК  «Школа России»

Автор: Шварева С.В., учитель начальных классов ГБОУ лицея 344 г.Санкт-Петербурга

Тема урока: «Субтропическая зона»

Место урока в теме:   урок в разделе «Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат (деятельность учителя): выявить взаимосвязи неживой и живой природы субтропической зоны, изучить многообразие растительного и животного мира субтропиков, иметь представление об экологических проблемах и природоохранных мерах Черноморского побережья.

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать изученные знания о природных зонах России для мотивации обучающихся к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи урока.
  2. Организовать коллективно-распределённую деятельность обучающихся для выявления особенностей климата и его влияния на растительный и животный мир субтропической зоны.
  3. Способствовать выявлению обучающимися экологических проблем и охранных мероприятий по сохранению уникальности природы Черноморского побережья.
  4. Обеспечить контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 4 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» №2 (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), карта природных зон России, атласы карт, дидактический материал.

Содержание  урока:

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний

 Извлекать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи;

отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

Приветствие и начало урока.

- Какие природные зоны мы изучили?

- Назовите и покажите эти природные зоны на физической карте России.

- Как меняется климат этих природных зон?

- Почему это происходит?

- Какие изменения в неживой природе влияют на живую природу: растительный и животный мир?

- Почему это происходит?

- Посмотрите на виды побережье Чёрного моря в окрестностях г. Сочи.

- Кто из вас отдыхал на побережье Чёрного моря в окрестностях г. Сочи?

- Отличается ли климат, растительный и животный мир от севернее расположенной природной зоны (степей)?

- Хотели бы вы узнать больше об этой удивительной природе?

Ученик у доски называет и показывает на карте природные зоны России: ледяная зона, тундра,  зона лесов, зона степей, зона пустынь. Остальные дети проверяют точность показа по физической карте в своих атласах.

(Проецируется 5 ландшафтов природных зон)

- С севера на юг климат в каждой зоне становится всё теплее.

- Чем ближе природная зона расположена к экватору, тем больше солнечного тепла она получает.

- Разное кол-во света, тепла влаги, плодородия почв влияют на растительный и животный мир. Поэтому виды растений и животных становятся разнообразнее.

(Проецируются на экран виды ландшафта Черноморского побережья Кавказа)

Ответы детей.

Дети отмечают, что там летом очень тепло, много влаги, богатый и разнообразный растительный и животный мир.

Ответы детей.

Познавательные: (знаково-символические)

Познавательные (информационные

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Целеполагание

 Учиться, исходя из темы урока, определять учебно-познавательную задачу, планировать свою деятельность на уроке

- Прочитайте тему урока.

- Мы уже изучали природных зоны России.

- Определите и назовите учебную задачу урока.

- Мы уже знаем, что любая природная зона изучается по определённому плану.

- Обсудите в парах деформированный план и приведите его в соответствии с целью урока.

Охрана природы и экологические проблемы

Изучить растительный и животный мир.

Узнать особенности климата и его влияние на растительный и животный мир.

Рассмотреть деятельность человека.

Определить географическое положение природной зоны.

- Чем обычно завершаем урок?

- Субтропическая зона.

- Изучить особенности неживой природы и их влияние на растительный и животный мир Черноморского побережья.

Дети в парах обсуждают и намечают план учебных действийпроецируется на экран

1. Определить географическое положение природной зоны.

2. Узнать особенности климата и его влияние на растительный и животный мир.

3. Изучить растительный и животный мир.

4. Рассмотреть деятельность человека.

5. Охрана природы и экологические проблемы.

6. Ответить на итоговые вопросы и оценить свою работу на уроке.

Регулятивные

(принятие  цели и постановка задач урока)

Коммуникативные (общение)

Познавательные (логические -умозаключение)

Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала.

Уметь находить и показывать на карте необходимые объекты;

уметь работать по алгоритму;

 развивать умения извлекать и представлять необходимую информацию в таблице;

работать с моделью;

учиться  взаимодейство-вать в группе;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

- Назовите первую задачу.

- Откройте в атласе карту природных зон России и найдите Черноморское побережье Кавказа, в центре которого находится город Сочи.

- По цвету и легенде карты скажите название новой природной зоны.

- Название субтропическая, происходит от слова «субтропики».

- Знаете ли вы его значение?

- А где можем узнать значение нового слова?

- На предстоящей предметной неделе окружающего мира нам нужно будет провести заседание клуба и подготовить для третьеклассников доклады о природе Черноморского побережья, о правилах безопасного поведения во время отдыха у моря.

- Чтобы решить задачи №№2,3,4,5 будем работать в группах по маршрутным листам.

Маршрутный лист группы № 1 (климатологи). 

Прочитайте текст учебника на стр. 113, заполните таблицу и составьте краткий рассказ об особенностях климата субтропической зоны.

Маршрутный лист группы № 2 (ботаники).

Прочитайте текст учебника на стр. 114 -115, заполните таблицу и составьте краткий рассказ о растениях Черноморского побережья Кавказа.

 

Маршрутный лист группы № 3 (зоологи).

Прочитайте текст учебника на стр. 116 -117, заполните таблицу и составьте краткий рассказ о животном мире Черноморского побережья Кавказа.

Маршрутный лист группы № 4 (экологи).

Прочитайте текст учебника на стр. 118 -119, заполните таблицу и составьте краткий рассказ об экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа.

- Определить географическое положение природной зоны.

Один ученик по карте на доске показывает новую природную зону и называет её границы. Остальные дети работают с картой атласа.

Дети с помощью условных знаков определяют название: субтропическая зона.

- В словаре.

«Субтропики – климатическая зона земли. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». Субтропическая означает «расположенная под тропиками».

Дети в группах распределяют обязанности: двигатели идей; собиратели идей; оформитель идей;

докладчик; хранитель времени.

По маршрутным листам дети планируют и осуществляют свою деятельность.

Полученные данные заносят в таблицу.

ГРУППА № 1 (климатологи)

КЛИМАТ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Задание

Нужное подчеркнуть

1. Субтропики расположены

… от экватора

далеко;

близко

2. Весь год температура воздуха …

выше нуля градусов;

ниже нуля градусов

3. Зима …

Лето …

Весна и осень ...

холодная; тёплая;

жаркое; прохладное

очень тёплые; холодные

4. Почвы

бедные перегноем;

плодородные

5. Вывод об особенностях климата (написать)

ГРУППА № 2 (ботаники)

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Задание

Записать

1. Растения широколиственных лесов

2. Декоративные вечнозелёные растения и культурные растения парков

3. Редкие растения «Дендрария».

4. Растения, занесённые в Красную книгу.

5. Вывод о многообразии растений субтропиков

ГРУППА № 3 (зоологи)

1. ЖИВОТНЫЕ СУШИ (в Красной книге – подчеркнуть)

звери

птицы

насеко-

мые

земно-водные

2. ЖИВОТНЫЕ МОРЯ (в Красной книге – подчеркнуть)

млеко-питаю-щие

птицы

другие животные

3. Вывод о многообразии животного мира субтропиков

ГРУППА № 4 (экологи)

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Задание

Записать

1. Места отдыха

2. Экологические проблемы

3. Охранные мероприятия

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные (знаково-символические)

Познавательные

(информационные

поиск, фиксация, извлечение и представление информации)

Познавательные (общеучебные: действия по алгоритму)

Коммуникативные

(взаимодействие)

Познавательные

(информационные

поиск, фиксация, извлечение и представление информации)

Познавательные: логические

(умозаключение)

Познавательные

(моделирование)

Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями;

осуществлять действия моделирования;

осуществлять действия контроля

- Сейчас докладчик каждой группы сделает краткое сообщение по обозначенной теме.

- Если у вас возникнуть уточняющие вопросы, вы можете их задать после отчёта группы.

- Назовите заключительную задачу.

- Мы уже сделали выводы о причинах благоприятного климата и разнообразии растительного и животного мира.

- Составьте модель «Взаимосвязи неживой и живой природы субтропической зоны» и покажите эти взаимосвязи с помощью стрелок:

Докладчик от каждой группы зачитывает задания маршрутного листа и, используя информацию в таблице, делает краткое сообщение по обозначенной теме.  

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свою работу на уроке.

Дети моделируют в группах и сверяют свои моделью по эталонупроецируется на доску:

«Взаимосвязи неживой и живой природы субтропической зоны»

Познавательные:

информационные

(представление информации)

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные (моделирование)

Регулятивные (контроль)

5. Рефлексия

Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Вспомните цель урока.

- Все ли задачи выполнены нами?

- По каким критериям можно оценить себя?

- Оцените себя с помощью «волшебных линеек».

- Кто расскажет о своей самооценке?

- Какие задания показались вам трудными?

- Какие – интересными?

- Пригодятся ли эти знания в жизни?

- Почему?

- Изучить особенности неживой природы и их влияние на растительный и животный мир Черноморского побережья.

- Да, все.

Под руководством учителя дети вырабатывают критерии:

«высокий уровень» - могу объяснить взаимосвязи неживой и живой природы, зная растения и животных Черноморского побережья, могу рассказать об экологических проблемах и природоохранных мероприятиях;

«средний уровень» - понимаю взаимосвязи неживой и живой природы, зная растения и животных Черноморского побережья, но затрудняюсь рассказать об экологических проблемах и природоохранных мероприятиях;

«низкий  уровень» - затрудняюсь в объяснении взаимосвязей неживой и живой природы, но знаю растения и животных Черноморского побережья.

Ответы детей.

Ответы детей.

Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)

  1. Домашнее задание.

Учиться делать осознанный выбор.

- Домашнее задание по выбору:

1. К проведению предметной недели по окружающему миру подготовить доклад о правилах безопасного поведения во время отдыха у моря;

2. Подготовить проект (тема по выбору:

а) экология Чёрного моря в опасности;

б) решение экологических проблем в ходе подготовки в г. Сочи зимней Олимпиады 2014года.

Дети делают выбор домашнего задания.

Для работы над проектами объединяются в группы с последующим планированием работы и осуществлением совместной деятельности.

Личностные:

смыслообразо-вание

Коммуникативные (сотрудничество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"

Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...

Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».

В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...