1.Актуализация знаний
Извлекать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме | Приветствие и начало урока. - Какие природные зоны мы изучили? - Назовите и покажите эти природные зоны на физической карте России.
- Как меняется климат этих природных зон?
- Почему это происходит?
- Какие изменения в неживой природе влияют на живую природу: растительный и животный мир? - Почему это происходит?
- Посмотрите на виды побережье Чёрного моря в окрестностях г. Сочи. - Кто из вас отдыхал на побережье Чёрного моря в окрестностях г. Сочи? - Отличается ли климат, растительный и животный мир от севернее расположенной природной зоны (степей)? - Хотели бы вы узнать больше об этой удивительной природе? | Ученик у доски называет и показывает на карте природные зоны России: ледяная зона, тундра, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Остальные дети проверяют точность показа по физической карте в своих атласах. (Проецируется 5 ландшафтов природных зон) - С севера на юг климат в каждой зоне становится всё теплее. - Чем ближе природная зона расположена к экватору, тем больше солнечного тепла она получает. - Разное кол-во света, тепла влаги, плодородия почв влияют на растительный и животный мир. Поэтому виды растений и животных становятся разнообразнее. (Проецируются на экран виды ландшафта Черноморского побережья Кавказа)
Ответы детей.
Дети отмечают, что там летом очень тепло, много влаги, богатый и разнообразный растительный и животный мир.
Ответы детей. | Познавательные: (знаково-символические) Познавательные (информационные Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (установление причинно-следственных связей) Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2.Целеполагание
Учиться, исходя из темы урока, определять учебно-познавательную задачу, планировать свою деятельность на уроке | - Прочитайте тему урока. - Мы уже изучали природных зоны России. - Определите и назовите учебную задачу урока. - Мы уже знаем, что любая природная зона изучается по определённому плану. - Обсудите в парах деформированный план и приведите его в соответствии с целью урока. Охрана природы и экологические проблемы Изучить растительный и животный мир. Узнать особенности климата и его влияние на растительный и животный мир. Рассмотреть деятельность человека. Определить географическое положение природной зоны. - Чем обычно завершаем урок? | - Субтропическая зона.
- Изучить особенности неживой природы и их влияние на растительный и животный мир Черноморского побережья. Дети в парах обсуждают и намечают план учебных действий☹проецируется на экран 1. Определить географическое положение природной зоны. 2. Узнать особенности климата и его влияние на растительный и животный мир. 3. Изучить растительный и животный мир. 4. Рассмотреть деятельность человека. 5. Охрана природы и экологические проблемы.
6. Ответить на итоговые вопросы и оценить свою работу на уроке. | Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Коммуникативные (общение) Познавательные (логические -умозаключение)
Регулятивные (планирование действий) |
3. Изучение нового материала.
Уметь находить и показывать на карте необходимые объекты;
уметь работать по алгоритму; развивать умения извлекать и представлять необходимую информацию в таблице; работать с моделью;
учиться взаимодейство-вать в группе;
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
| - Назовите первую задачу. - Откройте в атласе карту природных зон России и найдите Черноморское побережье Кавказа, в центре которого находится город Сочи. - По цвету и легенде карты скажите название новой природной зоны. - Название субтропическая, происходит от слова «субтропики». - Знаете ли вы его значение? - А где можем узнать значение нового слова? - На предстоящей предметной неделе окружающего мира нам нужно будет провести заседание клуба и подготовить для третьеклассников доклады о природе Черноморского побережья, о правилах безопасного поведения во время отдыха у моря. - Чтобы решить задачи №№2,3,4,5 будем работать в группах по маршрутным листам.
Маршрутный лист группы № 1 (климатологи). Прочитайте текст учебника на стр. 113, заполните таблицу и составьте краткий рассказ об особенностях климата субтропической зоны.
Маршрутный лист группы № 2 (ботаники). Прочитайте текст учебника на стр. 114 -115, заполните таблицу и составьте краткий рассказ о растениях Черноморского побережья Кавказа. Маршрутный лист группы № 3 (зоологи). Прочитайте текст учебника на стр. 116 -117, заполните таблицу и составьте краткий рассказ о животном мире Черноморского побережья Кавказа.
Маршрутный лист группы № 4 (экологи). Прочитайте текст учебника на стр. 118 -119, заполните таблицу и составьте краткий рассказ об экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа.
| - Определить географическое положение природной зоны. Один ученик по карте на доске показывает новую природную зону и называет её границы. Остальные дети работают с картой атласа. Дети с помощью условных знаков определяют название: субтропическая зона.
- В словаре. «Субтропики – климатическая зона земли. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». Субтропическая означает «расположенная под тропиками». Дети в группах распределяют обязанности: двигатели идей; собиратели идей; оформитель идей; докладчик; хранитель времени. По маршрутным листам дети планируют и осуществляют свою деятельность. Полученные данные заносят в таблицу. ГРУППА № 1 (климатологи) КЛИМАТ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ | Задание | Нужное подчеркнуть | 1. Субтропики расположены … от экватора | далеко; близко | 2. Весь год температура воздуха … | выше нуля градусов; ниже нуля градусов | 3. Зима … Лето … Весна и осень ... | холодная; тёплая; жаркое; прохладное очень тёплые; холодные | 4. Почвы | бедные перегноем; плодородные | 5. Вывод об особенностях климата (написать) |
|
ГРУППА № 2 (ботаники) РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ | Задание | Записать | 1. Растения широколиственных лесов |
| 2. Декоративные вечнозелёные растения и культурные растения парков |
| 3. Редкие растения «Дендрария». |
| 4. Растения, занесённые в Красную книгу. |
| 5. Вывод о многообразии растений субтропиков |
|
ГРУППА № 3 (зоологи) 1. ЖИВОТНЫЕ СУШИ (в Красной книге – подчеркнуть) | звери | птицы | насеко- мые | земно-водные | 2. ЖИВОТНЫЕ МОРЯ (в Красной книге – подчеркнуть) | млеко-питаю-щие | птицы | другие животные |
|
|
| 3. Вывод о многообразии животного мира субтропиков |
|
ГРУППА № 4 (экологи) РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЫ | Задание | Записать | 1. Места отдыха |
| 2. Экологические проблемы |
| 3. Охранные мероприятия |
|
| Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (знаково-символические) Познавательные (информационные поиск, фиксация, извлечение и представление информации) Познавательные (общеучебные: действия по алгоритму) Коммуникативные (взаимодействие) Познавательные (информационные поиск, фиксация, извлечение и представление информации) Познавательные: логические (умозаключение) Познавательные (моделирование) Познавательные логические (причинно-следственные связи)
|
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия моделирования; осуществлять действия контроля | - Сейчас докладчик каждой группы сделает краткое сообщение по обозначенной теме. - Если у вас возникнуть уточняющие вопросы, вы можете их задать после отчёта группы. - Назовите заключительную задачу.
- Мы уже сделали выводы о причинах благоприятного климата и разнообразии растительного и животного мира. - Составьте модель «Взаимосвязи неживой и живой природы субтропической зоны» и покажите эти взаимосвязи с помощью стрелок:
| Докладчик от каждой группы зачитывает задания маршрутного листа и, используя информацию в таблице, делает краткое сообщение по обозначенной теме.
- Ответить на итоговые вопросы и оценить свою работу на уроке.
Дети моделируют в группах и сверяют свои моделью по эталону☹проецируется на доску: «Взаимосвязи неживой и живой природы субтропической зоны»
| Познавательные: информационные (представление информации) Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (моделирование) Регулятивные (контроль)
|
5. Рефлексия
Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями | - Вспомните цель урока.
- Все ли задачи выполнены нами? - По каким критериям можно оценить себя? - Оцените себя с помощью «волшебных линеек». - Кто расскажет о своей самооценке?
- Какие задания показались вам трудными? - Какие – интересными? - Пригодятся ли эти знания в жизни? - Почему? | - Изучить особенности неживой природы и их влияние на растительный и животный мир Черноморского побережья. - Да, все. Под руководством учителя дети вырабатывают критерии: «высокий уровень» - могу объяснить взаимосвязи неживой и живой природы, зная растения и животных Черноморского побережья, могу рассказать об экологических проблемах и природоохранных мероприятиях; «средний уровень» - понимаю взаимосвязи неживой и живой природы, зная растения и животных Черноморского побережья, но затрудняюсь рассказать об экологических проблемах и природоохранных мероприятиях; «низкий уровень» - затрудняюсь в объяснении взаимосвязей неживой и живой природы, но знаю растения и животных Черноморского побережья. Ответы детей. Ответы детей. | Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Личностные (компетентности в поступках и деятельности)
|
- Домашнее задание.
Учиться делать осознанный выбор. | - Домашнее задание по выбору: 1. К проведению предметной недели по окружающему миру подготовить доклад о правилах безопасного поведения во время отдыха у моря; 2. Подготовить проект (тема по выбору: а) экология Чёрного моря в опасности; б) решение экологических проблем в ходе подготовки в г. Сочи зимней Олимпиады 2014года. | Дети делают выбор домашнего задания.
Для работы над проектами объединяются в группы с последующим планированием работы и осуществлением совместной деятельности. | Личностные: смыслообразо-вание Коммуникативные (сотрудничество) |