Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
02 -31
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО начальных классов ________________
Протокол № 1 от «26» августа 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Руководитель МС МБОУ « Средняя школа №2» ЕМР РТ _____________
Протокол № 1 от «27» августа 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Средняя школа №2» ____________________
Приказ № от «28» августа 2015 г. |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс Б
Составитель: Буркова Надежда Михайловна,
учитель начальных классов, первой квалификационной категории
Елабуга
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ДЛЯ 4 КЛАССА
Рабочая программа учебного курса окружающий мир для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по учебному предмету окружающий мир и учебного плана на 2015 – 2016 учебный год
Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Учебник 4 класс Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Рабочая тетрадь в 2 ч. авт. А.А. Плешаков, М.Ю Новицкая Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. УМК «Перспектива»
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально 0 научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительное отношение к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа по окружающему миру представлена основными содержательными линиями:
1. Человек и природа
2.Человек и общество
3.Правила безопасной жизни
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно" и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексной работы.
Планируемые результаты обучения окружающему миру в 4 классе
Личностные результаты:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
- рассказывать об устройстве нашего государства;
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
Прохождение программы по окружающему миру
Разделы | 4 класс |
I человек и природа | |
Времена года | 3 |
Природа вокруг нас | 4 |
Живая,неживая природа | 6 |
Единство живого и неживого | 2 |
Человек часть природы | 1 |
Тело человека | 3 |
Наша страна на карте и глобусен | 8 |
II Человек и общество | |
Я-школьник | 1 |
Правила безопасности жизнедеятельности | 1 |
Моя родина | 3 |
Родной край частица родины | 4 |
-Человек член общества | 1 |
Значение труда для человека | 1 |
Наша родина Россия | 7 |
Страницы истории Отечества | 7 |
Страна народов мира | 2 |
III ОБЖ | 14 |
Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ДЛЯ 4 КЛАССА
Раздел 1.Человек и природа( 13ч) + 7 ч ОБЖ
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природныхбогатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Раздел 2.Человек и общество(41ч) + 7 ч ОБЖ
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция —Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Раздел 3. Правила безопасной жизни 14 ч
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Тема | Кол-во час | Дата проведения | Планируемые результаты | |||
по плану | фактически | предметные | метапредметные | личностные | |||
1 | Общество – это мы | 1 | Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. | Учащиеся научатся называть сообщества, определять их цели и общие интересы; работать в группах; договариваться и приходить к общему решению. | -Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; -формирование основ российской гражданской идентичности; | ||
2 | Российский народ | 1 | Научатся называть объединяющие факторы народов России Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. | Учащиеся научаться называть объединяющиеся факторы народов России, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявления общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять календарь памятных дат; работать с дополнительными источниками информации; планировать и оформлять проекты. | -Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей | ||
3 | Конституция России | 1 | Иметь представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. | Учащиеся научатся различать права и обязанности гражданина России; приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; устанавливать соответствие смысла статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
4 | Права ребёнка | 1 | Иметь представление о Конвенции о правах ребёнка, о ее главной идее | Учащиеся научатся устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребенка и нормами отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдение Декларации прав ребенка ООН; употреблять специальную лексику документов. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
5 | Государственное устройство России | 1 | Иметь представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их функциях. | Учащиеся научатся устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трех ветвей власти друг от друга; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; | ||
6 | Российский союз равных | 1 | Иметь представление о том, насколько велика наша страна; населяющими Россию, и их обычаями. | Учащиеся научатся характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, презентовать заочное путешествие в одну из республик, показывать ее положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; | ||
7 | Государственная граница России | 1 | Знать о государственной границе, её значении, охране. | Учащиеся научатся определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | ||
8 | Путешествие за границу России | 1 | Знать ближайших соседей России. Иметь представление ,как проходят встречи представителей каких-либо организаций. | учащиеся научатся использовать источники дополнительной информации, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору); определять по карте названия столиц; соблюдать правила этикета на конференциях; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах; моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; -Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | ||
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Знать о жизни деятельности создателя национальной письменности. | Учащиеся научатся подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные топонимы на родном языке, анализировать их содержание; презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности; работать в группах: выслушивать мнение каждого, приходить к компромиссу. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; -Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | ||
10 | Творческий союз | 1 | Знать деятелей культуры края. | Учащиеся научатся выступать с презентацией рассказа о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве; высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения; рассказывать о творчестве деятелей культуры своего края. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | ||
11 | Обобщение по разделу. | 1 | Применить знания | Учащиеся научаться работать с дополнительными источниками информации; работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; применять знания и способы действий в измененных условиях; моделировать проекты при помощи схематических рисунков; рассказывать о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры своего края по образцу в учебнике; презентовать произведения писателей своего края на родном языке или в переводе на русский язык (по выбору). | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
12 | Наши проекты «За страницами учебника» | 1 | Проектная работа | Учащиеся научатся презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме. | Способствовать формированию толерантного отношения к культуре. | ||
13 | «Мы граждане единого отечества» наши проекты | 1 | Проектная работа | Учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | Дать представление о физической карте , условных обозначениях, масштабе; познакомить с видами поверхности в России; формировать умения, связанные с чтением карты. | Учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить природные объекты с помощью условных обозначений и давать им характеристику; работать с текстом учебника; обозначать на контурной карте изученные природные объекты. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
15 | По равнинам и горам | 1 | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России; развивать познавательную активность, умения работать по карте; наблюдать, обобщать, делать выводы. | Учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы, равнины; различать формы земной поверхности. | -Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
16 | В поисках подземных кладовых | 1 | Формировать представление о подземных богатствах; познакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом; развивать умения сравнивать, делать выводы, мыслить логически. | Учащиеся научатся определять свойства полезных ископаемых и их применение; описывать полезное ископаемое по плану; пользоваться картой полезных ископаемых. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
17 | Наши реки | Сформировать представление о реках России и родного края; познакомить со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес; выработать умения рассуждать, анализировать. | Учащиеся узнают термины, обозначающие части реки; научатся определять части реки, показывать на карте главные реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и крупных рек своего края. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
18 | Озера – краса земли | 1 | Сформировать представление об озерах России; познакомить с их местонахождением; развивать познавательную активность, умения работать с картой и дополнительной литературой; наблюдать, рассуждать, делать выводы. | Учащиеся научатся находить на карте изучаемые озера России; характеризовать крупнейшие озера России и своего края; сравнивать озера по глубине; готовить и проводить презентации своего исследования; формировать тему и задачи урока. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
19 | По морским просторам | 1 | Сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой , с дополнительной литературой. | Учащиеся научатся называть моря России, характеризовать их; различать моря и озера; соотносить моря с океанами; показывать моря на карте; прослеживать по карте связь морей с океанами4 сравнивать моря: их географическое положение, климат, размеры и т.п. – на примере Белого и Черного морей, формулировать тему и задачи урока. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
20 | С севера на юг | 1 | Сформировать представление о природных зонах России; познакомить с особенностями природы, со значением природных зон для человека, с понятием высокая вертикальная поясность; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. | Учащиеся научаться с помощью условных обозначений определять природные зоны на карте, характеризовать их, перечислять их в правильной последовательности; анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем; объяснять зависимость горизонтальной поясности от степени нагревания солнечными лучами; объяснять причины смены зон в областях высотной поясности. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
21 | В ледяной пустыне | 1 | Сформировать представление о природной зоне арктических пустынь, познакомить с особенностями природы, со значением природы данной зоны для человека, ее использованием; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. | Учащиеся научаться находить и показывать зону арктических пустынь на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям; формулировать правила экологической этики. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
22 | В холодной тундре | 1 | Сформировать представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека; развивать познавательный интерес, умение работать с помощью карты и атласа-определителя | Учащиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры и зоны арктических пустынь; формулировать правила экологической этики. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
23 | Среди лесов | 1 | Сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с ее частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязями между живой и неживой природой; развивать познавательную активность, умение работать с картой , атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием. | Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; различать тайгу, широколиственные и смешанные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
24 | В широкой степи | 1 | Сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, с гербарием; учить наблюдать, рассуждать, делать выводы. | Учащиеся научатся находить и показывать зону степей на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи; формулировать правила экологической этики в степи. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
25 | В жаркой пустыне | 1 | Сформировать представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями, животным миром и деятельностью людей; развить умение работать с географической картой, атласом – определителем, гербарием, дополнительной литературой; развить речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. | Учащиеся научатся находить и показывать зону пустынь на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой; устанавливать зависимость расположение зоны пустынь от распределения тепла и влаги; определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям в пустыне; понимать необходимость охраны уникальной природы пустынь. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
26 | У теплого моря | 1 | Познакомить с понятиями тропики и субтропики; сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей; развить умение работать с географической картой, атласом – определителем, гербарием, дополнительной литературой; развить речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. | Учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимой охраны природы в этой зоне. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
27 | Мы- дети родной земли | 1 | Сформировать представление об особенностях хозяйственной жизни народов Европейской части России, Урала, Сибири; познакомить с некоторыми языковыми семьями народов России, их фольклором, местными гидронимами; научить находить в местных названиях особенности ландшафтов, преданий; развить умение работать с политико – административной картой, дополнительной литературой; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации. | Учащиеся научатся соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов; анализировать происхождение местных названий – гидронимов; использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
28 | В содружестве с природой | 1 | Сформировать у учащихся представление о связи образа жизни некоторых народов Сибири с природными условиями; познакомить с понятиями кочевой, оседлый образ жизни; рассказать о традициях и быте народов Сибири; развить умение работать с политико – административной картой, дополнительной литературой; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации. | Учащиеся научатся соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов; использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах России; выступать с презентацией рассказа о жизни, быте, труде народов. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
29 | Как сберечь природу России | 1 | Сформировать преставление об экологическом равновесии; обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения; развить речь, умение наблюдать, рассуждать; выявлять причинно – следственные связи, делать выводы. | Учащиеся научатся объяснять экологические проблемы и предлагать пути их решения4 оценивать экологическую обстановку в своем родном крае и свое реальное участие в природоохранной деятельности. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
30 | По страницам красной книги | 1 | Сформировать представление о Красной книге и ее оформлении; обобщить знания о растениях и животных края и России, занесенных в Красную книгу; развить речь, умение выявлять причинно – следственные связи, делать выводы. | Учащиеся научатся приводить примеры редких и исчезающих растений и животных; формулировать правила обращения в природе с ними и предлагать пути их сохранения и восстановления; оценивать экологическую обстановку в своем родном крае и свое реальное участие в охране природы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
31 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | Сформировать представление о мерах по защите растений и животных, занесенных в Красную книгу; познакомить с понятиями заповедник, заказник, национальный парк; развить речь, умение выявлять причинно – следственные связи, делать выводы. | Учащиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона, показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них; рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; оценивать свое участие в охране природы края. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
32 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | Организовать групповую деятельность; повысить мотивацию к изучению предмета; формировать коммуникативные умения в игровой форме донести важность изучения предмета; развить творческие способности. | Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации; работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; моделировать проекты при помощи схематических рисунков; презентовать рассказ о заповедниках и национальных парках, о природных объектах, охраняемых в них, показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них, оценивать их вклад в охрану природы. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
33 | « По родным просторам» наши проекты | 1 | Обобщить и проверить знания и умения по разделу. | Учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания; делать выводы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
34 | В путь по реке времени. | 1 | Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями река времени, история, с тем, как ведется летоисчисление; развить речь, интерес к изучению истории. | Учащиеся научатся давать толкование слова «история»; ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век, в котором оно произошло; рассказывать о событии из прошлого своего края. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
35 | Путешествуем с археологами | 1 | Сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П. Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории. | Учащиеся научатся описывать внешний вид археологических находок; рассказывать сюжеты из древней истории человечества; соотносить археологические находки с историческим временем. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
36 | По страницам летописи | 1 | Сформировать представление о древних племенах на территории нашей страны на материале « Повести временных лет»; развивать речь, умение наблюдать и сравнивать; воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, живущих в родном крае. | Учащиеся научатся описывать и показывать на исторической карте места обитания древних племен; сравнивать женские украшение по изображениям учебника и археологическим находкам в краеведческом музее, называть их характерные черты; объяснять связь названий племен с местами их расселения. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
37 | Истоки древней Руси | 1 | Сформировать представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии. О распространении единой русской культуры в городах, о форме проявления в них, о русских князьях; развить речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умения работать с исторической картой. | Учащиеся научатся описывать жизнь древнерусских городов, показывать их место положение на карте; сравнивать карту Древней Руси с картой современной России; называть родоначальников правящей княжеской династии; отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания о городах; рассказывать о роли Великого Новгорода И Киева в становлении Руси. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
38 | Мудрый выбор | 1 | Формировать представление о верованиях Древней Руси, о крещении Руси Князем Владимиром, о значении этого события в истории России; развить речь, воспитать интерес к истории. | Учащиеся научатся составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать о их роли в культуре Древней Руси, объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; выявлять архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
39 | Наследница Киевской Руси | 1 | Формировать представление о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо – восток, в становлении и развитии Владимиро – Суздальской Руси. | Учащиеся научатся составлять схемы родственных связей древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу4 характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
40 | Москва- преемница Владимира | 1 | Формировать представление об эпохе княжеских междоусобиц, монголо – татарском нашествии на Древнюю Русь и военной угрозе со стороны Запада; познакомить с ролью древнерусских князей Александра Невского, Даниила Московского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы и войск русских княжеств. | Учащиеся научатся характеризовать роль князя Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; постигать идейный смысл иконы Андрея Рублева «Троица»; составлять рассказ о Куликовой битве. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
41 | Начало Московского царства | 1 | Формировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана3 и о деятельности Ивана Грозного – первого царя Московской Руси. | Учащиеся научатся составлять схему родственных связей правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; называть имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана3 и царя Ивана Грозного. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Формировать представление о деяниях наших соотечественников в 16 – 17 вв.; познакомить с развитием самых разных направлений творчества людей; объяснить понятия подвижник, землепроходец, праведник. | Учащиеся научатся представлять рассказы об основании сибирских городов; рассуждать о роли общего летописания, книгопечатания и освоения новых земель в укреплении Русского государства; характеризовать человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
43 | На пути к единству | 1 | Формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиках; рассказать о поволжских городах, объединившихся для создания народного ополчения. | Учащиеся научатся рассказывать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; характеризовать обстановку в стране и лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны; показывать на карте места событий Смутного времени; называть памятники, воздвигнутые в память об этих событиях; презентовать рассказы о сибирских городах. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
44 | Начало Российской империи | 1 | Формировать представление о преобразованиях в жизни страны в эпоху Петра1, о создании отечественных армии и флота., промышленности, науки и образования, о Петербурге – новой столице обновленной России. | Учащиеся научатся характеризовать преобразования в эпоху Петра1; рассуждать о необходимости формирования отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны; называть памятники Петру1 в разных городах; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра1 у западных границ Отечества. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
45 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому » | 1 | Формировать представление о деятельности великих соотечественников и их преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху ( М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков); познакомить с понятиями честь ученого, воина, гражданина, достоинства Отечества, общее благо. | Учащиеся научатся характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
46 | Отечественная война 1812 | 1 | Формировать представление об Отечественной войне 1812 г. И о ее народном характере, о значительности личности М.И. Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 г. В России и за рубежом. | Учащиеся научатся характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца; находить сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
47 | Великий путь. Тест по теме «Российская империя» | 1 | Формировать представление о Российской империи в 19 в.: развитии промышленности и торговли, строительстве первых железнодорожных дорог в России. | Учащиеся научатся характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 в.; отмечать даты строительства первых железных дорог в России на схеме «Река времени»; называть некоторые достижения России, представленные на всемирной выставке в Париже 1900 г. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
48 | Золотой век театра и музыки | 1 | Формировать представление о развитии театрального и музыкального искусства России 19-20 вв.: о создании Санкт – Петербургской и Московской консерваторий; о культурных достижениях, признанных во всем мире ( вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала 20 в.). | Учащиеся научатся характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 в.; называть первые консерватории; отмечать на схеме «Река времени» даты их создания; приводить примеры признания достижений российского искусства в мире. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
49 | Рассвет изобразительного искусства | 1 | Формировать представление о развитии изобразительного искусства и литературы России и мира; познакомить с важнейшими хранилищами мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт- Петербурге и Москве. | Учащиеся научатся рассказывать о произведениях великих русских художниках и писателей; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена авторов и названия их произведений; рассказывать о важнейших музеях изобразительного искусства в России; приводить доказательства важной роли отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания проблем в российской жизни того времени. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
50 | В поисках справедливости | 1 | Формировать представления о событиях в источниках России начала 20 в. ( участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР; расколе в российском обществе начала 20 в. Как результат этих событий); научить устанавливать причинно- следственные связи. | Учащиеся научатся характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей; приводить примеры переименования городов и улиц в связи с изменениями в жизни страны; сравнивать понятия «отечественная война» и «гражданская война». | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
51 | Век бед и побед | 1 | Формировать представление о СССР в период до начала Вов 1941-1945гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937г. | Учащиеся научатся характеризовать особенности развития страны, объяснять символическое значение скульптуры «Рабочий и колхозница», состовлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период ( по желанию). | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
52 | «Вставай страна огромная» | 1 | Формировать представление о событиях Вов 1941-1945 гг.: о внезапном нападении гитлеровской армии 22 июня 1941 г., об отступлении советских войск, о блокаде Ленинграда, об обороне Москвы, о Сталининградской битве, о Курской битве, Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, о взятии Берлина; рассказать о героизме народа в борьбе за освобождения Отечества. | Учащиеся научатся характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом; составлять рассказ о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
53 | Трудовой фронт России | 1 | Формировать представление об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжелом крестьянском труде, о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. | Учащиеся научатся характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.; раскрывать понятие «трудовой фронт»; составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
54 | «Нет в России семьи такой …» | 1 | Формировать представление о семейной памяти – основе исторической памяти народов на основе документов и реликвий Вов 1941-1945гг., хранящихся в семьях как свидетельство человеческой судьбы и истории народа. | Учащиеся научатся обсуждать значение семейных воспоминаний; сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях; характеризовать документы, реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
55 | После великой войны | 1 | Формировать представление о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, о масштабе разрушений военного времени. О созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. | Учащиеся научатся характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников послевоенные годы; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы; рассказывать о земляках – тружениках первой военной пятилетки. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
56 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | Формировать представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950- 1970 гг.; познакомить с именами наших соотечественников, прославивших страну своими успехами. | Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации; работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, применять знания и способы действий в измененных условиях; презентовать рассказ о жизни и подвигах участниках войны и трудового фронта своего края. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
57 | Достижения 1950- 1970 х годов. | 1 | Формировать представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950- 1970 гг.; познакомить с именами наших соотечественников, прославивших страну своими успехами. | Учащиеся научатся характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. 20 века; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании. Искусстве и спорте за этот период; рассказывать об известных земляках второй половины 20 века. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
58 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Организовать исследовательскую деятельность; обучить выполнению исследовательской работы; повысить мотивацию к изучению предмета; развить творческие способности; воспитывать чувство гордости за национальную культуру и историю. | Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации; презентовать рассказ по образцу рассказов учебника о памятниках своего края; характеризовать созидательную деятельность страны в различные исторические периоды; приводить примеры достижений в науке и технике. Промышленности и образовании, искусстве и спорте; рассказывать об известных земляках. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
59 | «Путешествие по реке времени» наши проекты | 1 | Обобщить и проверить знания и умения по разделу. | Учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу; корректировать знания; делать выводы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
60 | Современная Россия | 1 | Формировать представление об особенностях периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. И жизни страны в первом десятилетии 21 в.: преобразования в экономической, политической, социальной жизни. | Учащиеся научатся характеризовать особенности жизни страны во второй половине80 – 90-х гг. 20 века и первом 10 – лети 21 века; приводить примеры преобразований. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
61 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | Формировать представление о продовольственной безопасности страны – важнейшей задаче современности, положительном опыте регионов России в развитии современного сельского хозяйства; познакомить с видами сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на экологию и здоровье людей. | Учащиеся научатся характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни; приводить примеры благотворного влияния производства отечественных продуктов питания на качество жизни людей ( по выбору). | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
62 | Умная сила России. | 1 | Формировать представление о сотрудничестве науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданских инициатив в стране как важнейшей задаче нашего времени; показать, что социальная ответственность граждан – залог благополучия России. | Учащиеся научатся устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, приводить примеры такого сотрудничества; объяснять значение понятий социальная ответственность; моделировать ситуации, требующие занятия социально ответственной позиции. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
63 | Светлая душа России | 1 | Формировать представление о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров, о традиционном наследии и новых направлениях в культурной жизни России; показать связь между эстетической и воспитательной функцией искусства. | Учащиеся научатся характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий; раскрывать связь между искусством народных промыслов и лучшими человеческими качествами; рассказывать о культурных явлениях и народных промыслах с помощью фотографий, образцов изделий. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
64 | Россия – моя страна | 1 | Формировать представление о положительном опыте развития творческих способностей одноклассников, отличившихся в разных видах деятельности показать связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего. | Учащиеся научатся аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; оценивать уровень личных достижений и ставить цели на будущее; высказывать суждение о взаимосвязи между собственным благом и процветанием России. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
65 | Промежуточная аттестация в форме теста | 1 | Применение знаний и умений | Учащиеся научатся аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; оценивать уровень личных достижений и ставить цели на будущее; высказывать суждение о взаимосвязи между собственным благом и процветанием России. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
66 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Повысить мотивацию к изучению предмета; воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, достижения родного края; организовать групповую деятельность. | Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте жителей своего края; работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
67 | Промежуточная аттестация в форме комплексной работы | 1 | Обобщить и проверить знания и умения по разделу. | Учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу, ее результат. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
68 | Экскурсия на предприятие города | 1 | Учащиеся научатся работать с дополнительными источниками информации; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте жителей своего края; работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Устный ответ | Письменный ответ |
Тест | |
Оценка "5" ставится, если ученик - полно излагает изученный материал, даёт правильные определения; - обнаруживает понимание материала, может обосновать свои рассуждения, применить знания на практике; - излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм предмета. Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в языковом оформлении излагаемого. Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но - излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил - не умеет достаточно доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры - излагает материал непоследовательно или допускает ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает | «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Материалы учебно-методического комплекта:
- Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. В 2 ч. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник)
- Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015
- Ижевский П.В. Рабочая тетрадь по ОБЖ
- И.Ф. Яценко Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс – М.: ВАКО, 2014.
Рекомендуемая для учителя литература:
- Плешаков А.А.., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. (В помощь школьному учителю).
- П. В. Ижевский . Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Под редакцией А. А. Плешакова. Пособие для учителя –М: Просвещение, 2014
Литература для обучающихся:
- Беденко М.В., Савельев А.Н. Окружающий мир. Суперувлекательные тексты, блицтесты. 4 класс. М.:5 издания, 2013.
- Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва И.Л. Большая энциклопедия животного мира. М.: Росмэн, 2014.
- Лубченков Ю. полководцы. Битвы и сражения. М.: Оникс, Мир и образование, 2013.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014
- Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. М.: Вече, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы
- Уроки Кирилла и Мефодия
- Открытый класс http://www.openclass.ru/dig_resources
- http:www.Nachalka.com
- http:www.viku.rdf.ru
- http:www.rusedu.ru
- http://school-collection.edu.ru/
- Сайт «Почемучка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...