Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сорокина Надежда Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответсвии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования. УМК "Перспектива", Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:                                                             «СОГЛАСОВАНО»                                                 «УТВЕРЖДАЮ»          

на заседании МО учителей                                        Зам. директора по УВР                            Директор МБОУ «Красноярская СОШ»

 начальных классов, руководитель МО                      ________/Гатаулина Н.А./                                 ______ _______/Денискина Т.Е./

__________ /Мугинова Т.А./                                         «___» ___________ 2016 г.                       «___» _________________ 2016 г.

Протокол №____

От «___» ____________2016 г.

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

   

Рабочая программа по окружающему миру

3 класс (2016-2017 учебный год)

68 часов (2 часа в неделю)

Учитель: Сорокина Надежда Николаевна

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы А.А.Плешакова , М.Ю.Новицкой по ,,Окружающему миру,,  УМК  Перспектива.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом:

 формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

       Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; 
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к  мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших  о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 класс-68 часов

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1 раздел «РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ» (13 часов)

(10ч + 2ч практическая работа+1ч проверочная работа)

1

Свет знания. Познание окружающего мира и ответственность человека. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека,

обогащать его духовные силы.

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах;

Волшебный клубочек.

Презентация, проектор, компьютер.

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Фронтальный опрос (ФО)

Уч. стр.с.4-7

РТ с.3-5

2

Как изучают окружающий мир. Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов.

1

Лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка, атлас-определитель «От земли до неба»; запись припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода).

Различать виды оборудования ,узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение.

Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

ФО

Уч. стр.с.8-11

РТ с.6-11

3

Как изучают окружающий мир Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов.

Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование  (практическая работа).

1

Лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка,

Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования,  приемы использования оборудования.

Лабораторная работа (ЛР)

Практическая работа по наблюдению за поведением животных.

4

Книга – источник знаний. Источник информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в справочниках.

1

Волшебный клубочек, Четыре листа ватмана – «переплеты» с надписями: «Словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас»; перепечатанные или переписанные от руки высказывания Цицерона или К. Паустовского из задания 3 рабочей тетради.

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

ФО

Уч. стр.с.12-15

РТ с.12-13

5

Отправимся на экскурсию. Важнейшие особенности в различных учреждениях научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете.

1

Компьютер, проектор, презентация

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках.

Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов.

Обсуждать правила поведения на экскурсии.

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать ее содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).

Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.

ФО

Уч. стр.с.16-19

РТ с.14-17

6

О чем расскажет план. План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки. Масштаб. Планы для пешеходов, автомобилистов.

1

Компьютер, проектор, презентация, план своего населенного пункта и района

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.

ФО

Уч. стр.с.20-23

РТ с.18-19

7

О чем расскажет план. План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки. Масштаб. Туристические планы (практическая работа).

1

Планы своего населенного пункта

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

ЛР

Уч. стр.с.20-23

РТ с.20-21

8

Планета на листе бумаги. Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.

1

Настенная физическая карта полушарий,  глобус, магнитофон, кассета с записью.

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте.

ФО

Уч. стр.с.24-27

РТ с.22-23

9

Страны и народы на политической карте мира. Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры.

1

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; игральный кубик.

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять ее отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях ее культуры.

ФО

Уч. стр.с.28-31

РТ с.24-25

10

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям.

1

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах и дополнительные куклы мальчика и собаки; карточки с изображением следующих предметов: знак вопроса, фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; предметы: справочник туриста по определенной местности, словарь, блокнот, тетрадь, авторучка, карандаши, путеводители, компас, бинокль, лупа (или карточки с их изображениями); книга с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники»

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

ФО

Уч. стр.с.32-35

РТ с.26-27

11

Транспорт. Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом.

1

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; кусочек дерева. Камешек, перо, вата; карта России с нанесенной сетью железных дорог; карточки с изображением разных видов транспорта, скотч, прищепки, булавки (для закрепления карточек).

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, ученых. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

ФО

Уч. стр.с.36-39

РТ с.28-31

12

Средства связи как способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи (почта, телеграф, телефон). Номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части.

1

Волшебный клубочек, листы бумаги у каждого ученика и у учителя формата А4; вешалка из толстой металлической проволоки с привязанными к краям веревками длинной около 50-60см; фонарик, два стаканчика из по йогурта, соединенные веревочкой около 150 см.

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

ФО

Уч. стр.с.40-44

РТ с.32-33

13

Обобщающий урок по теме «Радость познания». Проверочная работа.

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР

2 раздел «МИР КАК ДОМ» (22 часа)

(18 ч + 2 ч практическая работа + 2ч проверочная работа)

14

Мир природы в народном творчестве. Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

1

Куклы-помощники, бумажная цепь, на каждом звене которой записана фраза из песенки-цепочки.

Определять образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

ФО

Уч. стр.с.46-49

РТ с.34-35

15

Из чего состоит все. Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода-растворитель.

1

Компьютер, проектор, презентация. Предметы, демонстрирующие твердые и жидкие вещества, флакон духов.

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

ФО

Уч. стр.с.50-53

РТ с.36-37

16

Из чего состоит все. Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода-растворитель (практическая работа).

1

У каждого ученика кучки поваренной соли, сахара и  стаканы с водой.

Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи)

ЛР

Уч. стр.с.50-53

РТ с.38-39

17

Мир небесных тел. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звезды и планеты.

1

Компьютер, проектор, презентация.

Атлас-определитель.

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звезд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми: использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах.

ФО

Уч. стр.с.54-57

РТ с.40-41

18

Невидимое сокровище. Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

1

Компьютер, проектор, презентация, веер, вентилятор, прибор для определения свойств воздуха (с.60), книга «Великан на поляне».

У каждого учащегося воздушные шарики, веревочки, книга «Великан на поляне».

Анализировать диаграмму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

ФО, ЛР

Уч. стр.с.58-61

РТ с.42-43

19

Самое главное вещество. Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

1

Компьютер, проектор, презентация, глобус.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

ФО

Уч. стр.с.62-63

20

Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе (практическая работа)

1

Компьютер, проектор, презентация. Лабораторные стаканы, стеклянные палочки.

Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схеме в учебнике.

ЛР

Уч. стр.с.64-65

РТ с.44-45

21

Природные стихии в народном творчестве. Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в предметах быта.

1

Кружки, вырезанные из картона синего, красного и белого цветов для обозначения стихий; ножницы, клей.

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде или воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоемах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приемы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.

ФО

Уч. стр.с.66-69

РТ с.46-47

22

Кладовые земли. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей. Полезные ископаемые родного края.

1

Компьютер, проектор, презентация. Образцы минералов и пород, изучаемых на уроке (гранит, слюда, кварц, полевой шпат, известняк, мел, каменный уголь, нефть).

У каждого учащегося лупы, образцы минералов, изучаемых на уроке и изученных в 1 классе.

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

ФО, СР

Уч. стр.с.70-73

РТ с.48-49

23

Чудо под ногами. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

1

Компьютер, проектор, презентация. Спиртовка, спички, держалка, предметное стекло, стакан с водой (по одному предмету на 2 стола).

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и ее плодородием. Моделировать связи почвы и растения.

Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородные почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической  этики.

ФО, ЛР

Уч. стр.с.74-77

РТ с.50-51

24

Проверочная работа по теме «Мир как дом»

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР

25

Мир растений. Разнообразие, группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края.

1

Компьютер, проектор, презентация. Настенная таблица классификации растений (или на компьютере). Атлас-определитель.

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

ФО, СР

Уч. стр.с.78-81

РТ с.52-55

26

Плодородная земля и растения в народном творчестве. Способы изображения плодородной земли  и растений в разных видах народного творчества,

в том числе своего края.

1

Учебник, спичечные коробки, наполненные песком или крупой, заклеенные скотчем, теннисные шарики (на каждую парту).

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

ФО

Уч. стр.с.82-85

РТ с.56-57

27

Животные, их разнообразие. Виды и группы животных. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

1

Компьютер, проектор, презентация, атлас-определитель, таблица классификации животных (на компьютере).

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрации учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о животных. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений.

ФО, СР

Уч. стр.с.86-89

РТ с.58-63

28

Животные в народном творчестве. Способы изображения животных в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках,

 в предметах быта, игрушках, традиционной одежде.

1

Учебники, кукла – помощник, компьютер, проектор, презентация, предметы народного декоративно-прикладного искусства и фотографии предметов материальной народной культуры, в которых присутствуют образы животных.

Узнавать образы животных в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать образы животных в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приемы словестного и изобразительно-прикладного народного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

ФО

Уч. стр.с.90-93

РТ с.64-65

29

Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

1

Компьютер, проектор, презентация. Цветные карандаши или фломастеры, атлас-определитель.

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Участвовать в старинной народной игре, объяснять ее связь с темой урока. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики.

ФО, СР

Уч. стр.с.94-97

РТ с.66-67

30

Лес-единство живой и неживой природы (солнечный, свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.

1

Компьютер, проектор, презентация. Книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Атлас-определитель». Ножницы, клей у учащихся.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

ФО, СР

Уч. стр.с.98-103

РТ с.68-69

31

Луг-единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга. Его отличия от сообщества леса: взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое  сообщество.

1

Компьютер, проектор, презентация.

Ножницы, клей у детей.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

ФО, СР

Уч. стр.с.104-109

РТ с.70-73

32

Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема; его отличия от сообщества леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема.  Влияние человека на водное  сообщество.

1

Компьютер, проектор, презентация.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоема (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать свое отношение к миру природы.

ФО, СР

Уч. стр.с.110-115

РТ с.74-79

33

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки.

1

Рисунок или коллаж, подготовленный учителем для иллюстрации словосочетания «охрана природы»; использованная зубная щетка, бутылка из-под кефира, картонная упаковка из-под крупы.

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполнять ее таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Высказывать оргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.

ФО, СР

Уч. стр.с.116-119

РТ с.80-81

34

Охрана природы в культуре народов России. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. .

1

Учебник, текст сказки М. Горького «Воробьишко».

Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы  использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра.

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приемы народного словестного и изобразительно-прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, заповедник, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях.

ФО

Уч. стр.с.120-124

РТ с.82-84

35

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества». Проверочная работа.

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР

3 раздел «ДОМ КАК МИР» (23 часа)

(20 ч + 1 ч практическая работа + 2 ч проверочная работа)

36

Родной дом – уголок Отчизны. Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и взаимной поддержки.

1

2 часть

Куклы мальчика и девочки в национальных костюмах.

Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу.

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках.

ФО

2 часть

Уч. стр.с.4-7

РТ с.3-5

37

Свой дом – свой простор. Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме;

 

1

Куклы-помощники, картонный дом с внутренним обустройством, предметы старинного обихода, список пословиц, учебники. Компьютер, проектор, презентация.

Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.

ФО

Уч. стр.с.8-11

РТ с.6-7

38

В красном углу сесть – великая честь. Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

1

Компьютер, проектор, презентация.

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.

ФО

Уч. стр.с.12-15

РТ с.8-9

39

Побываем в гостях. Особое значение порога, почетного места, наличие женской и мужской половины в доме-характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Традиции гостеприимства.

1

Физическая карта мира, куклы-помощники, дом-коробка, запись традиционной музыки народов севера и юга, мультфильмы на основе фольклорных мотивов этих народов или подборка иллюстраций к теме занятия (национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы)

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

ФО, СР

Уч. стр.с.16-21

РТ с.10-13

40

Семья - самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства. Духовно – нравственные ценности в  семейной культуре народов России и мира.

1

Куклы-помощники, фотоаппарат, записи музыки.

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства.

ФО

Уч. стр.с.22-27

РТ с.14-15

41

Родословная. Имена и фамилии членов семьи.  Составление  родословного древа, истории семьи.  Семейные династии; профессии членов семьи. Семейные традиции трудолюбия и мастерства.

1

Заранее составленное родословное древо каждого ученика и рассказы об истории жизни одного из родственников (по желанию).

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

ФО

Уч. стр.с.28-31

РТ с.16-17

42

Муж и жена – одна душа. Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в сказках, пословицах. Идеальные качества мужа и жены, помогающие  укреплению супружества.

1

Свадебные куклы, куклы-помощники, замок с ключом, рисовая крупа, запись свадебной песни, угощение или имитация подарков. Компьютер, проектор, презентация.

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.

ФО

Уч. стр.с.32-35

РТ с.18-19

43

Святость отцовства и материнства. Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, связанных с рождением ребенка.

1

Куклы-помощники, посуда для угощения кукол кашей.

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

ФО

Уч. стр.с.36-39

РТ с.20-21

44

Добрые дети – дому венец. Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, отца и матери. Значение личного имени.

 

1

Свадебные куклы, куклы-младенцы, игрушки для игровых уголков девочки и мальчика.

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека,

ФО

Уч. стр.с.40-43

РТ с.22-23

45

Детские игры – школа здоровья. Народная игровая культура (в том числе своего края); различные типы игр. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

Игрушки, перечисленные в учебнике; бильбоке, свистульки, традиционные игрушки своего края и любые по выбору учителя.

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников.

ФО

Уч. стр.с.44-47

РТ с.24-25

46

Проверочная работа по теме «Народная культура»

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР

47

Строение тела человека. Общее представление о строении тела человека. Система органов  (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная). Их роль в жизнедеятельности организма.

1

Компьютер, проектор, презентация.

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека»  в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

ФО, СР

Уч. стр.с.48-51

РТ с.26-29

48

Как работает наш организм. Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной системы. Измерение частоты пульса.

1

Компьютер, проектор, презентация, секундомер.

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты изменений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека – единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов.

ФО, СР, ЛР

Уч. стр.с.52-55

РТ с.30-33

49

Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.

1

Компьютер, проектор, презентация, принадлежности для чистки зубов: зубная щетка, паста, нить, лосьон, стаканчик.

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительно и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда). Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд.

ФО, СР

Уч. стр.с.56-59

РТ с.34-37

50

Наши органы чувств. Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.

1

Компьютер, проектор, презентация.

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

ФО

Уч. стр.с.60-63

РТ с.38-39

51

Школа первой помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

 Первая помощь при легких травмах, обмораживании, перегревании

1

Компьютер, проектор, презентация. Ртутный и электронный термометры, пузырьки с 3%-ной настойкой йода и бриллиантовым зеленым, варежка, бактерицидный пластырь.

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом.

ФО

Уч. стр.с.64-67

52

Школа первой помощи (практическая работа)

1

Ртутный и электронный термометры, пузырьки с 3%-ной настойкой йода и бриллиантовым зеленым, варежка, бактерицидный пластырь.

Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приемы первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи.

ЛР

Уч. стр.с.64-67

РТ с.40-45

53

Правила здорового образа жизни. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, психическое, духовно-нравственное. Уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья

1

Мультфильм «Трям – здравствуйте!», кукла- помощник.

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

ФО

Уч. стр.с.68-71

РТ с.46-47

54

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям своего края

1

Куклы-помощники, дом-коробка, цветные карандаши.

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

ФО

Уч. стр.с.72-75

РТ с.48-49

55

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

1

Выставка-коллекция денежных знаков разных времен и стран.

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

ФО

Уч. стр.с.76-79

РТ с.50-53

56

Мудрость старости. Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, в пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.

1

Платок, шаль для исполнения роли старушки.

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

ФО

Уч. стр.с.80-83

РТ с.54-55

57

 История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие  и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, близости интересов, продолжении доброго дела

1

Портрет А.С. Пушкина, запись музыкального произведения по выбору учителя.

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках.

ФО

Уч. стр.с.84-88

РТ с.56-57

58

Обобщающий урок по теме «Дом как мир». Проверочная работа.

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР

4 раздел «В ПОИСКАХ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ»(10 часов)

(8ч  + 1ч  экскурсия + 1ч проверочная работа)

59

Всемирное наследие. Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества.

 

1

Карта мира, значки для обозначения географических объектов на карте, карандаши, бумага.

Компьютер, проектор, презентация.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.90-93

РТ с.58-59

60

Московский Кремль как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости,

 центра государственной власти, духовной святыни России

1

Компьютер, проектор, презентация. Цветные карандаши.

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.94-99

РТ с.60-63

61

Озеро Байкал как объект Всемирного природного  наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера.

1

Карта России, значки для обозначения на карте Москвы, родного поселка и озера Байкал, банки с прозрачной или подсиненной водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор темных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал».

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.100-103

РТ с.64-65

62

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия.

1

Карта мира, запись национальной музыки Египта, запись звуков прибоя, музыкальный инструмент «шум дождя», репродукции древнеегипетских фресок, статуэтки, виды Египта, предметы материальной культуры, цветная бумага для работы пастелью, пастельные мелки. Компьютер, проектор, презентация.

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.104-107

РТ с.66-67

63

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного наследия.

1

Фонограммы греческого танца сиртаки и звуков прибоя, карта мира. Компьютер, проектор, презентация

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.108-111

РТ с.68-71

64

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного наследия.

1

Карта мира, флажок для обозначения Иерусалима на карте, запись восточной мелодии или аутентичной национальной музыки, ножницы, клей, ручки.

Компьютер, проектор, презентация.

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.112-115

РТ с.72-73

65

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия.

1

Фотографии, рисунки, репродукции с китайской тематикой, запись традиционной музыки Китая, белая бумага формата А4 и черные фломастеры для каждого ученика, учебник, свеча-таблетка или укороченная хозяйственная, карта мира, флажок для обозначения Пекина на карте, текст сказки «О Великой Китайской стене и верной Мын Цзян-нюй». Компьютер, проектор, презентация.

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

ФО, СР

Уч. стр.с.116-119

РТ с.74-77

66

Всемирные духовные сокровища. Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества,  общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира.

1

Глобус, волшебный клубочек. Компьютер, проектор, презентация.

Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, ученых, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества 9по выбору)  воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений.

ФО

Уч. стр.с.120-124

РТ с.78-80

67

Экскурсия в дом – музей писателя Л.Толстого в Ясную Поляну

1

Узнать об одном из знаменитых писателях нашего края Л.Толстом, увидеть его дом – музей, приобщиться к русской культуре.

ФО

68

Обобщающий урок по теме «В поисках Всемирного наследия». Проверочная работа.

1

Тест на каждого ученика

Применять полученные за год знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

ПР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...