РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Каменкова Лилия Рафаиловна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы А. А. Плешакова для УМК "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_kl._okr._mir.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

02.13                            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 ИМЕНИ А.М. ГОРОДНЯНСКОГО ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ Л.Н.Родионенкова

Протокол № ___

от «  29  »   августа      2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ СОШ № 36

им.А.М.Городнянского

_______  И.В. Артамонова

«  29  »    августа       2014 г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ  СОШ №  36

им. А.М.Городнянского

_____________Е.А.Барилова

Приказ № _____
от «____»____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ  4 Б КЛАССА

Составитель Л.Р. Каменкова

2014/2015 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы А.А.Плешакова.

Цели и задачи изучения предмета

Основные цели программы:

  -формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;

   -духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Задачи:

   -формировать уважительное отношение к семье, городу, стране, её природе и культуре, истории и современной жизни;

   -обеспечивать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

   -формировать модели безопасного поведения в условиях современной жизни;

   -формировать психологическую культуру для эффективного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане

   Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели), что соответствует авторской программе. В том числе часов: экскурсий-5, практических работ-11,контрольных работ-1, проектов – 4.

Содержание курса

Земля и человечество 

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край-часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия.

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Расхождение авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе, которая выполняется  в полном объёме.

Планируемые результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные:  положительное отношение и интерес к изучению природы, истории своей страны;

  • Осознание себя как гражданина России, ответственности за общее благополучие
  • Знание основных правил поведения в обществе и природе;
  • Понимание необходимости здорового образа жизни;
  • Понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
  • Ответственность за выполнение своей части работы при занятиях в группе;
  • Основы экологической культуры.

Предметные:

  • Проводить наблюдения и элементарные опыты, фиксировать их результаты;
  • Давать характеристику погоды;
  • Различать план местности и географическую карту;
  • Работать с картой;
  • Приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  • Объяснять, что такое природное сообщество, природные зоны, экосистема;
  •  Объяснять причины смены времён года;
  • Характеризовать природные особенности своего края;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Давать оценку влиянию деятельности человека на природу.
  • Различать государственную символику Российской Федерации;
  • Называть ключевые исторические даты и описывать события каждого этапа истории;
  • Сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства;
  • описывать культурные достопримечательности своего края.

Метапредметные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить исправления;
  • находить нужную информацию в учебнике и справочной литературе, в интернете
  • взаимодействовать с одноклассниками, обосновывать своё решение.

Требования к уровню подготовки учащихся

  К концу изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе учащиеся:

 ∙получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

 ∙обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 ∙приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

 ∙получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

 ∙познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся  проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 ∙получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ, средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

 ∙примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:

 ∙узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

 ∙описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

 ∙сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

 ∙проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 ∙использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

 ∙использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

 ∙обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

 ∙определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

 ∙понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

 ∙использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

 ∙готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

 ∙моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

 ∙осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

 ∙пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

 ∙выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

 ∙планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:

 ∙узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

 ∙различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

 ∙используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

 ∙оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 ∙использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

 ∙осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

 ∙ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 ∙наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

 ∙проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

 ∙определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, создавать общий продукт деятельности, оценивать работу свою и товарищей.

Календарно-тематическое планирование

 п./п.

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

Земля и человечество

1

Мир глазами астронома 

Экск. № 1 «Идём в планетарий»

03.09

2

Планеты Солнечной системы. Проект  «Солнечная система»

Пр.р.№1 «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?»

08.09

3

Звёздное небо - великая книга Природы.    

                                                      ОБЖ№1

10.09

4

Мир глазами географа. Пр.р.№2 «Работа с глобусом и географической картой».

15.09

5

Мир глазами историка. Экск. № 2 «Идём в исторический музей»

17.09

6

Когда и где?                                             ОБЖ № 2

22.09

7

Мир глазами эколога.                 ОБЖ№3

24.09

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества. Презентация проекта «Солнечная система»                ОБЖ№4, 5                        

29.09 -       01.10

Природа России

10ч

10

   Равнины и горы России.

ОБЖ № 6

06.10

11

Моря, озёра и реки России. Пр.р.№53«Моря, озёра и реки на карте  России».

08.10

12

Природные зоны России.

13.10

13

Зона арктических пустынь.

Пр.раб. № 4«Зона арктических пустынь на карте России».

15.10

14

Тундра.  Пр.раб. № 5«Зона тундры на карте России».                    ОБЖ № 7

20.10

15

Леса России.  Пр.раб. № 6«Лесная зона на карте России. Проект   «Наш край »

22.10

16

Лес и человек.   Проверочная работа по итогам 1 четверти.                   ОБЖ№8

27.10

17

Зона степей. Пр.раб. № 7«Зона степей на карте России».                         ОБЖ № 9

29.10

18

Пустыни. Пр.раб. № 8«Зона пустынь на карте России»

10.11.

19

У Чёрного моря.  Проверочная работа по теме «Природные зоны»          ОБЖ№10                                              

12.11.

Родной край- часть большой страны

15ч

20

Наш край.

17.11

21

Поверхность нашего края.        ОБЖ№11

19.11.

22

Водные богатства нашего края.  

                                                    ОБЖ№12

24.11.

23

Наши подземные богатства.

26.11.

24

Земля-кормилица.                     ОБЖ№13

01.12.

25

Жизнь леса.

03.12.

26

Экскурсия № 3    в лес

08.12.

27

Жизнь луга. Пр.р.№9. «Работа с гербарием растений луга»

10.12.

28

Экскурсия № 4 на луг    

15.12.

29

Жизнь в пресных водах            ОБЖ№14

17.12.

30

Экскурсия №5 на водоем

22.12.

31

Растениеводство в нашем крае.

Пр.р.№10 «Полеводство»

24.12.

32

Животноводство нашего края. ОБЖ№15

29.12

33

Презентация проектов по теме «Наш край»                                             ОБЖ№16

12.01

34

Презентация проектов по теме «Наш край»

14.01.

Страницы всемирной истории

35

Начало истории человечества. ОБЖ№17

19.01.

36

Мир древности: далёкий и близкий.    

                                                     ОБЖ№18

21.01

37

Средние века: время рыцарей и замков.

26.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки.                                       ОБЖ№19

28.01

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

02.02

Страницы истории России

20ч

40

Жизнь древних славян. Проект  «Лента времени. История России»          ОБЖ№20

04.02.

41

Во времена Древней Руси.

09.02.

42

Страна городов. Пр.р.№11«Работа с картой и схемами».                      ОБЖ№21

11.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси                                               ОБЖ№22

16.02

44

Трудные времена на Русской земле.

18.02

45

Русь расправляет крылья.         ОБЖ№23

23.02

46

Куликовская битва.                   ОБЖ№24

25.02

47

Иван Третий.  

02.03

48

Мастера печатных дел.             ОБЖ№25

04.03

49

Патриоты России.  

09.03

50

Пётр Великий.                           ОБЖ№26

11.03

51

  Михаил Васильевич Ломоносов.

                                                    ОБЖ№27

16.03

52

Екатерина Великая.                 ОБЖ№28

18.03.

53

Отечественная война 1812 года. Проект  «1812 год в истории нашего города»

30.03

54

Страницы истории ХIХ века.  ОБЖ№29

01.04.

55

Россия вступает в ХХ век.       ОБЖ№30

06.04.

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

                                                     ОБЖ№31

08.04.

57

58

Великая  война и Великая Победа

  2ч

13.04.

15.04

59

Страна, открывшая путь в космос  

                                                     ОБЖ№32

20.04.

Современная Россия

  9ч

60

Основной закон России и права человека.                  

                                                        ОБЖ№33

22.04.

61

Мы – граждане России.  

27.04.

62

Славные символы России

29.04

63

Такие разные праздники.  

06.05.

64

Путешествие по России.            ОБЖ№34

13.05.

65

Путешествие по России.

18.05.

66

Путешествие по России.

20.05.

67

Контрольная работа за год

25.05.

68

Презентация проектов

27.05.

                   

Учебно-методические средства обучения

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник с приложением на электронном носителе в 2 ч.М.:Просвещение,2014.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч.М.: Просвещение,2014.

3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. М.: Просвещение, 2010

4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне. Пособие для учащихся.

М.: Просвещение, 2010.

5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. Сост. И.Ф.Яценко. М.:ВАКО,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...