Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по Окружающему миру Перспективная начальная школа по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ЗАБОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
_____ /Сизова Н.В../
«____» _________2016Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 «В» КЛАСС
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАЙОРОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА
ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам и авторской программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)., рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2009 г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
2 класс (68 ч)
Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:
Человек и природа (40 ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения 4 ч.
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 класс
Содержательный блок «Человек и природа»:
- классификация объектов окружающего мира
-выделение отличительных признаков живой природы
-распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы)
-обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы
-изучение разнообразия растений и животных родного края
- осуществление посильных осенних работ на участке
-сбор природного материала
-проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления я о звездах
-знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус
-выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля
-усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений
- расширение представлений о значении воды для жизни на Земле
-определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств
-обсуждение особенностей процесса питания растений
-высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)
-выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих
-подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края
-обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду
-составление таблицы однолетних, двухлетних, многолетних растений своего края
-дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов
-обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)
-классификация отличительных признаков животных разных групп
-повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации
-углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме
-повторение и расширение знаний о диких животных
-знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной
-обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга
-проведение наблюдений, постановка опытов
Содержательный блок «Человек и общество»
-участие в исследовательской деятельности
-проведение сравнений, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
-обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе
-знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме
-знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники
-удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве
-ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой
-изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)
-расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах
-изучение родословной
-рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи
- воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам
-моделирование (составление маршрута экскурсии)
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
-знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий
-приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов
-понимание важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
-использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека
-обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье
-знакомство и применение основных правил личной гигиены
-классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения
-использование основных правил дорожного движения;
-моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный
и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–
папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы
(6 часов)
№п/п | Тема урока | Дата проведения | Скорректированные сроки |
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам | ||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | ||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших | ||
4 | Осенние работы на пришкольном участке | ||
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике | ||
6 | Опыт и наблюдение | ||
7 | Земля. Модель Земли | ||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | ||
9 | Звезды и созвездия | ||
10 | Планеты | ||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | ||
12 | Как связаны живая и неживая природа? | ||
13 | Условия жизни на планете Земля | ||
14 | Свойства воздуха | ||
15 | Кому и для чего нужна вода? | ||
16 | Вода и ее свойства | ||
17 | Обобщение | ||
18 | Условия, необходимые для развития растений | ||
19 | Корень, стебель и лист | ||
20 | Питание растений | ||
21 | Обобщение | ||
22 | Цветковые и хвойные растения | ||
23 | Папоротники, мхи и водоросли | ||
24 | Красная книга России. Правила поведения на природе | ||
25 | Обобщение | ||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | ||
27 | Какие части культурных растений используют люди? | ||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | ||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | ||
30 | Растения сада | ||
31 | Сколько живут растения? | ||
32 | Размножение растений своими частями | ||
33 | Обобщение | ||
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | ||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | ||
36 | Как правильно собирать грибы? | ||
37 | Разнообразие животных | ||
38 | Насекомые | ||
39 | Рыбы | ||
40 | Земноводные | ||
41 | Пресмыкающиеся | ||
42 | Птицы | ||
43 | Звери | ||
44 | Как животные защищаются | ||
45 | Домашние животные | ||
46 | Живой уголок | ||
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов | ||
48 | Значение диких животных | ||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | ||
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | ||
51 | Про тебя | ||
52 | Что умеет человек? | ||
53 | Расти здоровым | ||
54 | Питание и здоровье | ||
55 | От кого зависит твой режим дня? | ||
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | ||
57 | Чистота – залог здоровья | ||
58 | Берегись простуды! | ||
59 | Твоя безопасность на улице | ||
60 | Твоя безопасность дома | ||
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | ||
62 | Имя города, села, поселка | ||
63 | История Московского Кремля | ||
64 | Экскурсия в город | ||
65 | Общий дедушка | ||
66 | День Победы | ||
67 | День Конституции | ||
68 | Обобщение по теме «В родном краю» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...