Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_okr.mir_.docx31.43 КБ
Файл okr.mir_.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студентки: Зверева Светлана Денисовна

Тема: Зона Арктических пустынь

Класс: 4 «В»

Цель: Формирование общих представлений о природной зоне арктических пустынь.

Задачи:

Образовательные: дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг.

Развивающие: развивать умение определять существенные признаки природной зоны; определять приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни; выявлять значение природы данной зоны для человека.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны арктических пустынь

Ресурсы урока: компьютер, проектор, экран, Учебник А.А.Плешаков «Школа России» «Окружающий мир», презентация.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока 

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(ФИПГ)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные(ПРК)

Личностные

Орг. этап

Приветствие.

Беседа

Здравствуйте, ребята!

Давайте проверим готовность к уроку. На вашем столе должны лежать тетрадь и ручка.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

-

Проверка готовности к уроку

-

К -  контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

Формирование мотивации к учению

Сообщение темы и целей урока

Создание условий для формулирования задач обучающимися

Беседа, обсуждение

– Попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Как называется тема, которую мы начали изучать на предыдущих уроках?

– Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь, в ледяную зону.

– Нам предстоит выяснить: (слайд 2)

•        Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

•        Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

•        Какой ущерб природе Арктики наносят люди?

•        Как охраняют природу северного края?

Природа России

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

П - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р - контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

К - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Работа по теме урока

Открытие новых знаний

Беседа, обсуждение, Работа с картой, самостоятельная работа по учебнику

1. Работа по карте “Природные зоны России”

– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг? ( Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли

– В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.)

Выберите правильное высказывание: (слайд 3)

 - Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.

 - Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

СЛАЙД 4 (карта)

– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

– Каким цветом она обозначена?

– В каком поясе Земли находится?

– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины)

– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля)

– Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море)

– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

2.Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

– А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой зоне.

+ Карандашом красного цвета отметить, что узнали нового.

Слушают учителя

Работают с картой

Отвечают на вопросы, показывая на карте.

Серым

В полярном поясе

Ответы учащихся.

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль, сомоконтроль

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве

П - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Р - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Физ.минутка

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют упражнения

Фронтальная, индивидуальная

-

Закрепление изученного материала.

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Беседа, рассказ, обсуждение, работа с презентацией

– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

2. Посмотрите на схему.(СЛАЙД 5)

 - Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли.

 - Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно.

3.Отгадайте загадку(СЛАЙД 6)

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.

 Ну или по другому: Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

4. Выберите правильный ответ.(Слайд 8)

Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?

•        Температура повысится.

•        Температура не изменится.

•        Температура понизится.

– Почему за полярную ночь так сильно падает температура воздуха?

– Изучив особенности неживой природы в ледяной зоне, давайте познакомимся с её растительностью

(слайды 9,10).

5. Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны.

– Почему в Арктике живут только эти растения?

– В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных (слайд 11). Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки (слайды 12).

 - Рассмотрите птиц ледяной зоны и определите, какие они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря? (Перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв)

– Чем питаются птицы ледяной зоны?( - Птицы водоплавающие, питаются рыбой)

– Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами” (слайд 13). Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются? Решить эту задачу поможет обыкновенная груша.

– Представьте или если у вас есть, то легонько толкните грушу и опишите её движения.

– Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не скатываются с голых скал?(СЛАЙД 14)

– Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и моевок есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником

(слайд 15)

Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь (слайд 16). Рассмотрите его изображение. Назовите приспособление, которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.

Прослушайте рассказ о белом медведе и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду.

Читает ученик(слайд 17)

– Так, что же заставляет белого медведя погружаться в воду?

Посмотрите на изображения моржа и тюленя (слайд 18)

– Что отличает их от известных вам зверей?

Как вы думаете, где большую часть жизни проводят тюлени и моржи? На суше или в воде? Почему вы так решили?

– Действительно, тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.

 - Постарайтесь найти отличия во внешнем облике моржа и тюленя.

– По способу питания. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.

– В поисках пищи забредают волки, песцы (слайд 19). Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеяден и питается птицами, крабами или плодами. К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями (слайд 20).

Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике. (слайд 21)

Соотнесите слова и их толкование: (слайд 22)

Птичьи базары – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

Полярники – шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах.

Полярное сияние – участник полярной экспедиции, работник полярной станции.

Слушают

Под номером 1

Под номером 5

Северное сияние (слайд 7)

Температура понизитсяСолнечные лучи совсем не попадают на землю.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки

Груша вращается вокруг себя

Яйца имеют грушевидную форму

Белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.

Охота и лютый мороз.

Крупные размеры, обтекаемая форма тела, шерстяной покров незначительный, конечности превращены в ласты.

Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

Самоконтроль, взаимоконтроль

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

П - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Р - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.К - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Подведение итога урока. Выставление оценок

Домашнее задание

Обобщение и закрепление знаний

Беседа, обсуждение

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

-  Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?

– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами?

– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.

Беседуют с учителем

Отвечают н ап оставленные вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Презентация

Самоконтроль

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

П - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Р - Закрепляют понятия, пройденные на уроке. Учатся давать оценку результатам деятельности

К – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Оценивают себя и свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему в арктической зоне суровые климатические условия? Какие растения и животные населяют арктическую пустыню? Какой ущерб природе Арктики наносят люди? Как охраняют природу северного края?

Слайд 3

- Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. - Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

Слайд 4

1 2 3 4 5

Слайд 5

Северное сияние Что за чудо – чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костёр небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льётся свет.

Слайд 6

Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь? Температура понизится. Температура повысится. Температура не изменится.

Слайд 13

Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС.

Слайд 19

Водоросли рачки рыбы птицы т юлени белые медведи

Слайд 20

свечение воздуха в высоких слоях атмосферы. участник полярной экспедиции, работник полярной станции. Птичьи базары Полярники шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах. Полярное сияние

Слайд 21

С какой природной зоной познакомились на уроке? Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?

Слайд 22

Домашнее задание 1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику. 2. Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Технологическая карта  "Пустыни" 4 класс...

Технологическая карта по окружающему миру по теме : " Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта предназначена для проведения урока по окружающему миру. Она включает в себя подробное изучение зоны Арктических пустынь, закрепление материала и разработку таблицы с основной инф...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыни"

Методическая разработка  урока (технологическая карта и презентация) по теме "Пустыни"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....