Конспект НОД
план-конспект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
По тропинке в лес пойдем.
Цель: Учить устанавливать связи в природе, развивать эмпатийное восприятие окружающего мира, умение видеть красоту и понимать уникальность природы, способствовать усвоению норм и правил поведения детей в природе.
Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее.
- Ребята, отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят
Ваню - земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
-Так о чём мы сегодня будем говорить? Правильно о лесе.
Лес, наш русский лес. Мы с гордостью произносим эти слова. Лес. Простое, привычное и вместе с тем объёмное по значению слово.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашим милым, дорогим лесным тропинкам.
- Вы любите играть в лесу?
- Что вам нравится в лесу?
- Что вы там видели?
- Чем запомнилась прогулка в лес?
Тропинки, тропинки – дорожки лесные!
Куда вы? Куда вы бежите родные?
Тропинки, тропинки – морщинки земли
Откройте, тропинки, мне тайны свои.
-Ой! Здесь кто - есть! (появляется Лесовичок)
-Здравствуйте, ребята! Вы пришли в мой лес, ко мне в гости? А знаете ли вы, какие деревья в лесу растут?
Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.
1.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год. (ель)
2.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (липа)
3.Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
4.Весной зеленела
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
5.Стоит Аленка – платок зелёный
Тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
-А сейчас поиграем в игру «Узнай дерево по листу»
Лесовик: Ой! Заигрался я с вами, а ведь мне порядок в лесу надо проверить, до свидания.
- Много разных деревьев в лесу растёт. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые. Особенно нуждаются в защите и бережном отношении.
Родился маленький дубок,
И я стою и не дышу
Родился маленький дубок,
Он по колено ландышу.
Он под защитою травы
И в землю не глубок.
Из жёлудя родился
И в жёлудь бы укрылся –
В тень листиков Дубок.
- Какую роль играет лес в жизни животных и человека?
«Лес – защитник человека»
«Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых»
«Лес – родной дом животным и растениям»
Не случайно о лесе говорят:
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто лес не бережет!
-Как вы понимаете эти слова? (ответы)
- Да, лес – это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Лес сохраняет от высыхания реки, даёт планете чистый воздух.
-Ребята, а зачем вы ходите в лес? (отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать свежим воздухом, послушать голоса птиц, шелест листвы, полакомиться лесными ягодами, собрать грибы и т. д.)
Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла.
Две лисички, боровик
И огромный моховик.
Ёж колючий предо мной
Побежал к себе домой.
Три синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела –
Там черники набрала. Всё теперь домой несу –
Хорошо у нас в лесу!
- Давайте вспомним наши прогулки по лесу, рассмотрим картину «Лес». Красиво? Эту красоту и богатства люди должны беречь!
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязи, клёны, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой.
- Отгадайте загадку.
Спрятался за пень, шапка набекрень
Кто проходит близко
наклоняется низко (гриб)
Я по лесам бродить привык,
Я жду опять дождя грибного,
Когда на свет пробьётся снова
Едва приметный боровик
- Какой гриб ценится грибниками больше других грибов?
А кто из вас находил белый гриб - боровик?
-Вот и гриб боровик и красив он и велик!
В толстой шапке набекрень
Ножка толстая как пень
(появляется Боровик)
-Боровик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
А кто из вас ходил в лес по грибы?
Какие вы знаете грибы?
А сможете ли вы отгадать мои загадки?
1.Рыжие умники с лисьей мордашки
В траве лежат для милых ежат (лисички)
2.Под осиной мужичок
На нём красный колпачок (подосиновик)
3.Был белым комком
Стал чёрным дымком (гриб – дождевик)
4.Пришли пареньки,
Уселись на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не скинешь кнутом! (опята)
5.Под берёзой старичок
На нём бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой (подберёзовик)
- Боровик: А скажите мне, все ли грибы съедобны?
Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
Дети: Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки
Их обходим стороной
Нам не нужно ни одной.
Есть старуха вредная
На ней шапка бледная
А нога в ботинке,
На чулке пестринки
Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся. ( Бледная поганка)
Это вот опёнок ложный
Отравиться им можно.
Шапочка атласная
Красная, красная
Белые горошины
Поверху брошены,
А на ножке белый бант
Это что ещё за франт? (мухомор)
Боровик уходит. По тропинке идёт Красная Шапочка с корзинкой.
Вед: Ребята, посмотрите! Это же Красная Шапочка идёт! А знаете, куда она идёт?
(ответы)
- Красная Шапочка, куда ты идёшь?
Красная Шапочка: Меня бабушка послала насобирать ей грибов. Вот я и брожу по лесу.
Грибы – то нашла, но не знаю какие из них съедобные, а какие ядовитые. Мне, например вот этот понравился, на длинной ножке, с красной яркой шапкой в белый горошек. Подскажите, как он называется?
-Ребята, помогите мне насобирать для бабушки грибов.
(игра «Собери съедобные грибы»)
Красная Шапочка: Спасибо. Побегу, а то бабушка заждалась.
-А что вы делаете с мухоморами или поганками, когда они вам попадаются в лесу?
Почему нельзя сбивать (собирать) мухоморы? (ответы детей)
-Да, ядовитыми грибами лечатся многие лесные животные, например - лоси.
Чем больше будут топтать ногами, тем меньше станет в лесу подберезовиков, подосиновиков, да и всех других грибов.
Запомните правила сбора грибов
- Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.
- Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.
- Не разрывай палкой мох и листву около гриба, можно повредить грибницу.
- Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.
- Не бери старые грибы оставь их насекомым.
- Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует нас.
Здравствуй милый мой цветок!
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Здесь в уединенье!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя весело ласкает.
-Какие вы знаете цветы? Ответы детей.
-Правильно, это ромашки, колокольчики, фиалки, герань лесная.
Среди них есть такие, которых, на земле осталось очень мало.
Поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов, красавец колокольчик.
У лесной дорожке цветок на тонкой ножке
У самой сердцевинке свежие росинки
Ветер тронет венчик – зазвенит бубенчик.
-Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше их остается в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не будем губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Стук. Входит почтальон.
-Дети, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»
-Что мы ответим цветам ? Ответы детей.
-От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.
Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить, или тушат небрежно, не полностью. Искры от непогашенных костров, от непогашенного окурка, спички раздуваются ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, птицы, звери. Долгие годы не растет на пожарище лес.
Театральная сценка.
-Можно ли разводить в лесу костры? Ответы детей.
- От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.
Рассказ «В гостях у леса».
-Ребята, а кто заботится о лесе?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели , зеленели
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг- лесничий.
-Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца, которые выращиваются в специальных питомниках. В посадке леса участвуют и школьники, и взрослые. Все мы должны беречь и охранять лес, множить его богатства.
Пускай растет зеленый терем
Просторный, мирный дом зверей,
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!
-Вот и подошла к концу наша прогулка по лесной тропинке и возвращаясь с нее в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним память о необычной, чарующей красоте леса и с радостью ждем новой встречи с ней.
Песня «Прощай лес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...