Урок окружающего мира "Что такое почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира. УМК "Школа России" А.А. Плешаков, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chto_takoe_pochva.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учитель начальных классов: Шинкевич Любовь Анатольевна
Направление: начальная школа
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Что такое почва Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная
Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.
Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г
Раздел: «Эта удивительная природа»
Характеристика класса: всего в классе 10 учащихся, из них 6 мальчиков, 4 девочки.
Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.
Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают
Этапы урока:
Этапы урока | время |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1 мин |
II. Актуализация знаний | 7 мин |
III. Сообщение темы и цели урока | 2 мин |
IV. Подготовка к усвоению новых знаний | 8 мин |
V. Физкультминутка | 4 мин |
VI. Практическая деятельность учащихся | 5 мин |
VII. Закрепление изученного материала | 10 мин |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке IX.Итог урока | 3 мин 2 мин |
X. Домашнее задание | 3 мин |
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.
Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.
Технологическая карта урока
Авторы | Шинкевич Любовь Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Троицкая СОШ |
Класс | 3 класс |
Автор УМК | А.А. Плешаков |
Тема урока | Урок – исследование «Что такое почва» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Формы урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы урока | Репродуктивный, частично – поисковый |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Формируемые УУД | Формировать УУД:
|
Планируемые результаты | Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. |
Оборудование | Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. | |
Актуализация знаний | - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. (Слайд 1) - А, что вы представляете, когда говорите слово земля?
- Сколько значений имеет слово земля? - Назовите эти значения. (Слайд 2) Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. -Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока. -О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? - Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»? -Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. -На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? - Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. -Какую цель поставит каждый для себя? -Для чего необходимы эти знания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать? (Слайд 3) | -Земля. -Планета Земля, часть суши, страна, государство. У слова «земля» несколько значений. - Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения. ( читает подготовленная ученица) Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. О земле. Почва. Ответы учеников. Заслушиваются вопросы учащихся. |
Сообщение темы и цели урока | Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске) 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? (Слайд 4) -Какова основная проблема урока? Верно, мы выясним из чего состоит почва, как образуется, определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве, какие бывают почвы. Предположите, на каком уровне находятся ваши знания по данной теме? | 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? Ответы учеников. На оценочных листах начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме. Чертят шкалу, отмечают уровень) |
Подготовка к усвоению новых знаний | -Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Работа в парах со словарями. Поиск в словаре русского языка. -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 (Слайд 5) -Почему же почва плодородна? Докажите. Выскажите гипотезу и обоснуйте её? - Вспомните, какие условия нужны для развития растения. -Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? -Давайте проведём несколько опытов и проверим, есть ли эти вещества в почве, выясним состав почвы. | В словаре, в интернете…. Почва – это …. Чтение определения в учебнике с.64 Ответы учеников. В почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Вода, воздух, питательные вещества. Тёмного. |
Физкультминутка | (Слайд 6) Музыкальная физминутка для глаз «Кроссворд» (Слайд 7-9) | Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд. Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд. В землю зёрнышко положим. (наклоны) Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики) Столько раз наклон вперёд.(6 наклонов вперёд) И расцвёл наш огород. (потянуться) |
Практическая деятельность учащихся | Работа в группе. Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в группе. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод наблюдения. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. 2. Метод исследования – эксперимент. -Докажем, что в почве есть воздух. Опыт 1 (Слайд 10)
–Для чего нужен воздух в почве? Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 (Слайд 11) Докажем, что в почве есть вода.
-Для чего нужна вода в почве? (Слайд 12) Опыт 3 (выполняет учитель)
Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. (Слайд 13 - 14) Опыт 4 (выполняет учитель)
Опыт 5 (Слайд 15)
(Слайд 16) В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то, что необходимо для роста растений. | Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание Открываем учебники на с.65 Рассматривают почву. Делают вывод на карточке. Почва – это … (верхний, тёмный) рыхлый) слой земли. Работа в рабочей тетради с. 37 (по ходу работы заполняем таблицу) Из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно. В почве есть вода. Ответы учеников. Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах. В почве есть перегной. В почве есть глина и песок. В почве есть минеральные соли. Составили схему «Состав почвы» |
Закрепление изученного материала | -Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника. - Почему почву называют «чудесной кладовой»? -Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу. (у каждой группы на партах три образца почв) -Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили? -От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя. -Какая почва наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. | Самостоятельная работа. Выполнение задания №5 в рабочей тетради на с. 38.
Почвы разного цвета. От количества перегноя. Чернозём. Ответы учеников. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. | Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно, слажено, с интересом. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. -А какую? -Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение. - Как вы сможете использовать свой новый опыт? (Слайд 17) А сейчас вернёмся к оценочным листам и попробуем их заполнить с учётом полученных сегодня знаний. Заполните карточки. И отметьте на шкале, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме. | Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек). Сегодня на уроке было интересно... Больше всего мне понравилось... Для меня было открытием то, что...
Почему нужно бережно относиться к почвам? |
Домашнее задание | Творческое задание. Сочинить и оформить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность». Прочитать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне» Составить синквейн по теме «Почва» (Слайд 18) | Вспомнить правила составления |
Литература:
1. Васильева Н.Ю.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир – 3класс. М.: «ВАКО», 2014.
2. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2013.
3.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Просвещение», 2013.
4.Плешаков А.А., А.А.Румянцев. Книга для учащихся начальных классов «Великан на поляне». - М.: «Просвещение», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Что такое почва"
Урок природоведения в 3 классе на тему "Что такое почва"...
Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир
Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа...
Конспект урока "Что такое почва?"
Конспект урока по Окружающему миру по теме "Что такое почва?" составлен в соответствии с ФГОС...
План-конспект урока "Что такое почва?"
Приводится план-конспект урока практикума в 3 классе по окружающему миру...
Конспект урока "Что такое почва?"
Конспект урока окружающий мир...
Проект урока "Что такое почва?"
Урок -исследование...
Открытый урок "Что такое почва?" 3 класс. Школа России
Учитель начальных классов: Зарубина Анастасия МихайловнаНаправление: начальная школа...