Проект урока "Что такое почва?"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Ладилина Мария Валерьевна

Урок -исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №32»

Проект урока по теме : «Что такое почва»

Окружающий мир 3 класс

 Выполнила:

 учитель начальных классов

Ладилина Мария Валерьевна

Н.Новгород

2018 год

Тип урока:

Урок-исследование

Авторы УМК:

А.А.Плешаков. УМК "Школа России"

Цели урока:

Формирование представлений о почве, её составе и свойствах

Задачи урока:

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Определить понятие "плодородие почвы"

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися новых знаний о составе почвы

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные УУД.

- развивать познавательный интерес;  

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Метапредметные  задачи.

1.ПознавательныеУУД:

- формировать умение работать с демонстрационным материалом, проводить опыты.

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

- развивать умения работы с научным текстом;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в паре

- формировать умения представлять результат своей деятельности

- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Предметные

- формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие»

- формировать представления учащихся о составе почвы

- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой

Методы обучения

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

Учебник: А.А.Плешаков "Окружающий мир 3 класс. Часть 1", М.: Просвещение, 2013.    

Почва на тарелочках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель.  Компьютер, медиапроектор, презентация.

Лист исследователя

Образовательные ресурсы

Презентация 

Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме (название раздела, конкретная тема урока, № урока по теме)

План урока с хронометражем

  1. Мотивация к учебной деятельности. - 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний. - 4 мин.
  3. Постановка учебной задачи. - 4 мин.
  4. Открытие учащимися новых знаний через практическую работу. - 24 мин.
  5. Рефлексия учебной деятельности. -4 мин.
  6. Итог урока. Домашнее задание. - 3 мин.

Этап урока, его цели.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, Мотивирует учащихся на работу

Приветствуют учителя

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация опорных знаний

Цель:

А) Подготовить учащихся к объяснению нового знания

Слайд 1.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами рассматривали глобус. Давайте вспомним, как  называют нашу планету и почему?

Действительно, суша занимает лишь 1/3 поверхности земли. Посмотрите, как это мало.

 - А что же такое "земля"?  

В толковом словаре русского языка слово Земля обозначает третью от солнца планету, сушу  и почву – верхний слой коры нашей планеты.

- Нашу планету называют голубой, потому что из космоса кажется, что вся её поверхность голубой океан.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

- Посмотрите на оборудование и материалы, которые приготовлены к сегодняшнему уроку и ответьте, пожалуйста, на вопрос: "О каком же из этих понятий "Земли" мы будем говорить сегодня на уроке? (Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.)

Да, сегодня на уроке мы будем выяснять, что же такое почва?

Слайд 2.

Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Слайд 3.

Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

Работа по учебнику.

- Найдите в тексте учебника, что такое почва (стр. 64 )

- Животные тоже принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят почву, смешивают ее с полусгнившими частями растений, а когда гибнут, то сами становятся её частицами.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Уточняют и расширяют свои знания о почве.

Работают по учебнику

- Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы -

Почему не всякая почва является местом обитания живых организмов

 

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

 

Регулятивные:

ставим цель и задачи

 

 

4.

Открытие учащимися новых знаний через

практическую работу

Цель:

Дать возможность определить состав почвы

 

 (в ходе работы на экране появляются комментарии к опытам:  их описание, фотографии, выводы)

 

Слайд 4.

- Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «плодородный слой»?

- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю изучить её состав и провести некоторые опыты и наблюдения.

Наша научная лаборатория начинает работу. Работать мы будем по группам (2 чел.). У каждой группы на столе оборудование и листы наблюдений. Давайте сформулируем цель нашей работы.

Слайд 5.

Давайте запишем её в лист наблюдений.

Теперь запишем оборудование, которое мы будем использовать.

Слайд 6.

 Опыт 1.

Бросим комочек сухой почвы в воду.

- Его вы можете провести сами.

Что вы видите?

Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?

В первый столбик мы запишем, что делали и что наблюдали, а в третий столбик - выводы)

(на слайде появляется запись)

 Опыт 2.  

- Я положила почву в металлическую тарелочку, нагрею почву над пламенем горелки, а над почвой буду держать стекло.

Пока почва нагревается записываем в первый столбик, что мы делаем.

Слайд 7. (Появляется описание опыта)

А чем объяснить, что стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды?

Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды.

(на экране изображение опыта и вывод)

Опыт 3.

- Мы продолжим нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете?

Как вы думаете, что это пахнет?

Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной.

Опыт 4.

 - Я опустила почву в стакан с водой. Тщательно её размешала и дала отстояться.

-Что мы видим?

Пока вода отстаивается проведём ещё один опыт.

Слайд 8.

Опыт 5.

Возьмём стакан с землёй из опыта 1. Профильтруем воду. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Я буду нагревать стекло над огнем горелки.

Вода испарилась и что мы видим на стекле?

Это минеральные соли, которые растворились в воде. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Делаем вывод: что входит в состав почвы?

 

  

- Видимо то, что этот слой содержит вещества, которые необходимы для роста и развития растений.

- Почва – темного цвета.

- Определить состав почвы.

Списывают со слайда цель работы и оборудование.

Опускают в стакан с водой комочек почвы

·Наблюдают, что происходит:

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

·Делают вывод:

Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух

(делают записи в листах наблюдений)

- Это вода, которая содержится в почве и при нагревании испаряется.

- Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода

(делают записи в листах наблюдений)

 

 

Видим дым и чувствуем неприятный запах.

Это сгорают остатки листьев и корней, веточек

(делают записи в листах наблюдений)

На дно осел песок, камешки, вода окрасилась в красно-коричневый цвет. После того, как вода отстоялась, песок покрылся слоем красно-коричневой глины.

(делают записи в листах наблюдений)

На стекле остался тонкий белый налет.

(делают записи в листах наблюдений)

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной (остатки растений и животных), песок, глина, мелкие камушки, минеральные соли.

(делают записи в листах наблюдений)

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: синтез, анализ, сравнение и обобщение.

 

 

 

5.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: показать значение почвы для живых организмов. Организует беседу, помогает сделать вывод

Вернёмся к началу урока. Слайд 9. Смогли мы ответить на вопросы?  

-Что имеют в виду, когда говорят "плодородный слой"?

 - "Что же получают растения из почвы?"

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, всасывают из почвы растворённые водой минеральные соли.

Познавательные:

Классификация объектов.

Регулятивные: Осуществление итогового контроля, оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные: проявление активности в деятельности, умение оформлять мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

6.

Итог урока. Домашнее задание

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

- Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Слайд 10. Дома вы выполните задания для домашней работы на с.67, прочитаете статью о В.В.Докучаеве на "Страничке для любознательных" и подготовите ответ на вопрос:

- Как люди заботятся о почве? (Запишем его в тетрадь)

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Лист исследователя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что такое сказка?"

Проект, раскрывающий понятие "сказка"....

Проект Что такое снежинки_?

В этом проекте дети наблюдают за кроасотой снежинок и учатся выполнять поделки снежинок в разных техниках...

Журнал к проекту "Что такое НОВЫЙ ГОД?"

Усачёв Андрей  Новый год слетает с неба?  Или из лесу идёт?  Или из сугроба снега  К нам приходит новый год?   Он, наверно, жил снежинкой...

Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"

Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...

Проект" Что такое дискуссия?"

Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...

Проект :"Что такое дискуссия?"

Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...

творческий проект "Что такое "парадный портрет"?"

В ходе работы выяснялось откуда взялось понятие "парадный портрет"....