Проект урока "Что такое почва?"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №32»
Проект урока по теме : «Что такое почва»
Окружающий мир 3 класс
Выполнила:
учитель начальных классов
Ладилина Мария Валерьевна
Н.Новгород
2018 год
Тип урока: | Урок-исследование |
Авторы УМК: | А.А.Плешаков. УМК "Школа России" |
Цели урока: | Формирование представлений о почве, её составе и свойствах |
Задачи урока: | 1.Выявить основные свойства почвы. 2.В процессе опытов установить состав почвы. 3.Определить понятие "плодородие почвы" 4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы. Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися новых знаний о составе почвы |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные УУД. - развивать познавательный интерес; - воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю. Метапредметные задачи. 1.ПознавательныеУУД: - формировать умение работать с демонстрационным материалом, проводить опыты. - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы; - развивать умения работы с научным текстом; 2. Регулятивные УУД: — формировать умение концентрировать внимание — формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты 3. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать в паре - формировать умения представлять результат своей деятельности - формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения. Предметные - формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие» - формировать представления учащихся о составе почвы - выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой |
Методы обучения | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование: | Учебник: А.А.Плешаков "Окружающий мир 3 класс. Часть 1", М.: Просвещение, 2013. Почва на тарелочках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, медиапроектор, презентация. Лист исследователя |
Образовательные ресурсы | Презентация |
Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме (название раздела, конкретная тема урока, № урока по теме) |
План урока с хронометражем
- Мотивация к учебной деятельности. - 1 мин.
- Актуализация опорных знаний. - 4 мин.
- Постановка учебной задачи. - 4 мин.
- Открытие учащимися новых знаний через практическую работу. - 24 мин.
- Рефлексия учебной деятельности. -4 мин.
- Итог урока. Домашнее задание. - 3 мин.
№ | Этап урока, его цели. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, Мотивирует учащихся на работу | Приветствуют учителя | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация опорных знаний Цель: А) Подготовить учащихся к объяснению нового знания | Слайд 1. - Ребята, на прошлом уроке мы с вами рассматривали глобус. Давайте вспомним, как называют нашу планету и почему? Действительно, суша занимает лишь 1/3 поверхности земли. Посмотрите, как это мало. - А что же такое "земля"? В толковом словаре русского языка слово Земля обозначает третью от солнца планету, сушу и почву – верхний слой коры нашей планеты. | - Нашу планету называют голубой, потому что из космоса кажется, что вся её поверхность голубой океан. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | - Посмотрите на оборудование и материалы, которые приготовлены к сегодняшнему уроку и ответьте, пожалуйста, на вопрос: "О каком же из этих понятий "Земли" мы будем говорить сегодня на уроке? (Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.) Да, сегодня на уроке мы будем выяснять, что же такое почва? Слайд 2. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Слайд 3. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве? Работа по учебнику. - Найдите в тексте учебника, что такое почва (стр. 64 ) - Животные тоже принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят почву, смешивают ее с полусгнившими частями растений, а когда гибнут, то сами становятся её частицами. | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Уточняют и расширяют свои знания о почве. Работают по учебнику - Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы - Почему не всякая почва является местом обитания живых организмов
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
Регулятивные: ставим цель и задачи
|
4. | Открытие учащимися новых знаний через практическую работу Цель: Дать возможность определить состав почвы
(в ходе работы на экране появляются комментарии к опытам: их описание, фотографии, выводы)
| Слайд 4. - Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «плодородный слой»? - Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю изучить её состав и провести некоторые опыты и наблюдения. Наша научная лаборатория начинает работу. Работать мы будем по группам (2 чел.). У каждой группы на столе оборудование и листы наблюдений. Давайте сформулируем цель нашей работы. Слайд 5. Давайте запишем её в лист наблюдений. Теперь запишем оборудование, которое мы будем использовать. Слайд 6. Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. - Его вы можете провести сами. Что вы видите? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? В первый столбик мы запишем, что делали и что наблюдали, а в третий столбик - выводы) (на слайде появляется запись) Опыт 2. - Я положила почву в металлическую тарелочку, нагрею почву над пламенем горелки, а над почвой буду держать стекло. Пока почва нагревается записываем в первый столбик, что мы делаем. Слайд 7. (Появляется описание опыта) А чем объяснить, что стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды? Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды. (на экране изображение опыта и вывод) Опыт 3. - Мы продолжим нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Как вы думаете, что это пахнет? Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной. Опыт 4. - Я опустила почву в стакан с водой. Тщательно её размешала и дала отстояться. -Что мы видим? Пока вода отстаивается проведём ещё один опыт. Слайд 8. Опыт 5. Возьмём стакан с землёй из опыта 1. Профильтруем воду. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Я буду нагревать стекло над огнем горелки. Вода испарилась и что мы видим на стекле? Это минеральные соли, которые растворились в воде. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Делаем вывод: что входит в состав почвы?
| - Видимо то, что этот слой содержит вещества, которые необходимы для роста и развития растений. - Почва – темного цвета. - Определить состав почвы. Списывают со слайда цель работы и оборудование. Опускают в стакан с водой комочек почвы ·Наблюдают, что происходит: Из почвы выходят пузырьки воздуха. ·Делают вывод: Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух (делают записи в листах наблюдений) - Это вода, которая содержится в почве и при нагревании испаряется. - Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода (делают записи в листах наблюдений)
Видим дым и чувствуем неприятный запах. Это сгорают остатки листьев и корней, веточек (делают записи в листах наблюдений) На дно осел песок, камешки, вода окрасилась в красно-коричневый цвет. После того, как вода отстоялась, песок покрылся слоем красно-коричневой глины. (делают записи в листах наблюдений) На стекле остался тонкий белый налет. (делают записи в листах наблюдений) В состав почвы входят: воздух, вода, перегной (остатки растений и животных), песок, глина, мелкие камушки, минеральные соли. (делают записи в листах наблюдений) | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: синтез, анализ, сравнение и обобщение.
|
5. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: показать значение почвы для живых организмов. Организует беседу, помогает сделать вывод | Вернёмся к началу урока. Слайд 9. Смогли мы ответить на вопросы? -Что имеют в виду, когда говорят "плодородный слой"? - "Что же получают растения из почвы?" | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, всасывают из почвы растворённые водой минеральные соли. | Познавательные: Классификация объектов. Регулятивные: Осуществление итогового контроля, оценивание результатов деятельности. Коммуникативные: проявление активности в деятельности, умение оформлять мысли в устной форме. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). |
6. | Итог урока. Домашнее задание Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | - Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее. Слайд 10. Дома вы выполните задания для домашней работы на с.67, прочитаете статью о В.В.Докучаеве на "Страничке для любознательных" и подготовите ответ на вопрос: - Как люди заботятся о почве? (Запишем его в тетрадь) | Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Лист исследователя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что такое сказка?"
Проект, раскрывающий понятие "сказка"....
Проект Что такое снежинки_?
В этом проекте дети наблюдают за кроасотой снежинок и учатся выполнять поделки снежинок в разных техниках...
Журнал к проекту "Что такое НОВЫЙ ГОД?"
Усачёв Андрей Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт? Или из сугроба снега К нам приходит новый год? Он, наверно, жил снежинкой...
Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"
Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...
Проект" Что такое дискуссия?"
Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...
Проект :"Что такое дискуссия?"
Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...
творческий проект "Что такое "парадный портрет"?"
В ходе работы выяснялось откуда взялось понятие "парадный портрет"....