Конспект урока "Что такое почва?"
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока по Окружающему миру по теме "Что такое почва?" составлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_pochva.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 класс
Тема урока: «Что такое почва?»
Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы
Задачи:
* образовательные:
- выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,
- показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;
* развивающие:
- развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,
- делать выводы;
* воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
- формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.
Оборудование, материалы и наглядные пособия:
- Компьютер и проектор;
- Мультимедийные слайды;
- 1 комочек свежей почвы;
- Комочки сухой почвы;
- 1 лабораторный стакан с водой.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.
Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.
Этапы урока | Содержание этапа |
Оргмомент | Учитель приветствует учеников. |
Введение в тему | - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, Режут грудь ножами, Каждый хочет растоптать, А я с подарками опять. (Земля) (слайд 1.) - Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой». - Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая? (Это комната для хранения.) - Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь. «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» (слайд 2.) - Итак, объектом нашего исследования будет почва. - Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия. |
Самоопределение к деятельности | - А с какой целью мы будем исследовать почву? (Высказывания детей) - Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами. - А когда так говорят? (Ответы детей) - Так говорят, когда человек становится уверенным в чём - либо. |
Опытно - экспериментальная работа с почвой | - Назовите главное свойство почвы. - Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.) - Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица». - Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты. - Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников) - Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ. - А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения. - У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток) - Почему он появился? (В почве есть вода) (Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради) (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода») - Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки) - Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.) (Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради) (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух») - Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. ) - О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений) (Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради) (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений») - А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем) - Да они превратятся в перегной. (слайд 3.) - Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе. - Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины. - А теперь давайте вернем к нашим опытам. - Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина) - Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки. - Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые) - Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа) (Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради) (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа») - Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.) (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа) - В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ. - Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди. - Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет. |
Итог урока | - Наш урок подходит к концу. - Что вы узнали сегодня на уроке? - Что такое почва? - Назовите основное свойство почвы. - Каково значение почвы для растений? - Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.) * Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет. * Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет. И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!» Давайте будем Беречь планету, Во всей вселенной Похожей нету! |
деятельности на уроке | - Продолжите фразу: (слайд 8.) -До этого урока я не знал… - Мне было интересно узнать, что… - У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока. - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект что такое робототехника
конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...
План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....
Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)
Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....
Конспект занятия "Такие разные деревья"
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края...
Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...
Конспект Кто такие звери
Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...