Конспект урока "Что такое почва?"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока по Окружающему миру по теме "Что такое почва?" составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pochva.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 класс

Тема урока: «Что такое почва?»

Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы

Задачи:

* образовательные:

- выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,

- показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;

*  развивающие:

- развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,

- делать выводы;

*  воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;

- формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Мультимедийные слайды;

- 1 комочек свежей почвы;

- Комочки сухой почвы;

- 1 лабораторный стакан с водой.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.

Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.

Этапы урока

Содержание этапа

Оргмомент

Учитель приветствует учеников.

Введение в тему

- Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять.    (Земля)  (слайд 1.)

- Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой».

- Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая? (Это комната для хранения.)

- Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь.

 «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?»  (слайд 2.)

- Итак, объектом нашего исследования будет почва.

 - Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия.

Самоопределение к деятельности

- А с какой целью мы будем исследовать почву? (Высказывания детей)

- Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами.

- А когда так говорят? (Ответы детей)

- Так говорят, когда человек становится уверенным в чём - либо.

Опытно - экспериментальная работа с почвой

- Назовите главное свойство почвы.

- Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.)

- Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».

- Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.

- Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников)

- Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ.

 - А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения.

- У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток)

 - Почему он появился? (В почве есть вода)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода»)

 - Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки)

 - Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух»)

 - Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. )

 - О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений»)

 - А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем)

- Да они превратятся в перегной. (слайд 3.)

- Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

- Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.

- А теперь давайте вернем к нашим опытам.

 - Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина)

- Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки.

- Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые)

 - Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа»)

- Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.)  (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа)

- В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ.  

- Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

- Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота.  Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

Итог урока

- Наш урок подходит к концу.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое почва?

- Назовите основное свойство почвы.

- Каково значение почвы для растений?

- Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.)

* Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.

* Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей вселенной

Похожей нету!

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

- Продолжите фразу: (слайд 8.)

-До этого урока я не знал…

- Мне было интересно узнать, что…

- У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока. 

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
- Благодарю всех вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...

План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....

Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)

Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....

Конспект занятия "Такие разные деревья"

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о  разнообразии деревьев Ставропольского  края...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...