Открытый урок "Что такое почва?" 3 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Зарубина Анастасия Михайловна

Учитель начальных классов:  Зарубина Анастасия Михайловна

Направление:  начальная школа                                                                

Предмет:   окружающий мир                                                                                                       

Тема урока:    Что такое почва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации учащихся:  групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение»,  2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них  13 мальчиков,  8 девочек.

  Общий темп деятельности класса – средний,  есть  учащиеся, которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия.  Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности.  Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике,  намного ниже на уроке русского языка.

  Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие  любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока48.32 КБ
Файл Маршрутный лист урока59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учитель начальных классов:  Зарубина Анастасия Михайловна

Направление:  начальная школа                                                                

Предмет:   окружающий мир                                                                                                        

Тема урока:    Что такое почва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации учащихся:  групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение»,  2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них  13 мальчиков,  8 девочек.

  Общий темп деятельности класса – средний,  есть  учащиеся, которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия.  Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности.  Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике,  намного ниже на уроке русского языка.

  Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие  любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Этапы урока:

     Этапы урока

время

Мотивация к учебной деятельности

1мин

Актуализация знаний обучающихся

4 мин

Целеполагание

Самоопределение к деятельности

3 мин

Целеполагание

5 мин

Работа по теме урока

Беседа

5 мин

Практическая работа

10 мин

Физкультминутка

1 мин

Работа по учебнику

5 мин

Интересные факты о почве

3мин

Планируемые результаты:  учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений,  работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный  метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.

Технологическая карта урока

Авторы

Зарубина Анастасия Михайловна

Класс

3 класс

Автор УМК

А.А. Плешаков

Тема урока

Урок – исследование «Что такое почва»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тип урока

Изучение нового материала

Формы урока

Фронтальная,  индивидуальная

Методы урока

Репродуктивный, частично – поисковый  

Цель урока

Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека.

Задачи

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить основные свойства  почвы;
  • установить состав почвы;
  • узнать о преобладающих почвах родного края;

Развивающие:

  • развивать умение работать со словарями;
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формируемые УУД

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемые результаты

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему   решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

Ход  урока

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

1мин

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!

Актуализация знаний обучающихся

4 мин

Посмотрите на экран:

- О чём говорят эти слова? (на экране)

1. Знаю!

2. Могу!

3 Хочу!

- Итак, вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.  Тема урока была «Берегите воду!» Ребята, у вас на партах лежит тест. Давайте выполним его. Время на выполнение две минуты. (Взаимопроверка).

Ребята, меняемся тестами с соседом и проверяем. (поверяем по слайдам. В конце появляется таблица оценивания)

Вспомнить, что знаем.

Могу применить полученные знания при выполнении различных заданий.                     Хотим узнать новый материал

Целеполагание

Самоопределение к деятельности

3 мин

— Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. (Читает Арюна) Ребята, слушаем Арюну внимательно.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

-Ребята, как называется эта кладовая?

- Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений.

Земля

суша   планета   территория  

 Земля

Целеполагание

5 мин

Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, какое ещё значение есть у слова «земля». У каждого из вас есть маршрутный лист, на котором мы будем работать. Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим

п

а

р

в

о

д

а

ч

а

с

т

и

ц

а

к

р

у

г

о

в

о

р

о

т

и

с

п

а

р

е

н

и

е

  1. Состояние воды. (Пар.)
  2. Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)
  3. То, из чего состоят тела. (Частица.)
  4. Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)
  5. Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

Какое слово у нас вышло?

Правильно, и сегодня мы поговорим о почве. Подводи итоги по

 Слайд.

 А что же мы узнаем о почве, давайте предположим и положим наши предположения в корзину идей (приклеена на доске).

Почва

Мы узнаем, что такое почва.

Узнаем ее состав.

Интересные факты о почве?

Кто живет в почве?

Работа по теме урока

Беседа

5 мин

1. Состав почвы

Что такое почва

—  Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64.  Что мы видим.

—  Какие животные живут в почве?

Найдите в тексте, что такое почва?

—  Почему почва плодородна? Докажите. Ваши ответы-предположения называются гипотезами, это то, что нам нужно подтвердить (слайд) Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Для проверки гипотезы, узнаем её состав. Но перед этим, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растения. (Слайд)

Проверим, а есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав. (Слайд)

Верхний плодородный слой земли.

Животных, живущих в почве

Ответы учеников.

 Воздух, вода, питательные вещества — соли

Практическая работа

10 мин

 Исследуем состав почвы (эксперимент стр. 65(ролик))

Ребята, а мы подтвердили нашу гипотезу? В почве содержится то, что необходимо растениям?

А вот ещё один интересный опыт ( опыт с водой и почвой. НРК) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод, глина плохо пропускает почву, а песок хорошо. Это значит…

Физкультминутка

1 мин

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают —

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

Работа по учебнику

5 мин

-  Прочитайте в учебнике текст на с. 66. (Читает, Никита, Алтана, Кирилл, Настя К)

-  Что растения получают из почвы? (слайд)

(Заполняем презентацию)

-  Что такое соли?(слайд)

-  Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?                                                                     

-  Как животные повышают плодородие почвы?

Интересные факты о почве

3мин

Ребята, а вы знали, что….

  1. Одним из интересных фактов об этой уникальной субстанции под названием почва, является само ее происхождение. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы. Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки. Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.
  2. За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 – 3 мм. А сгорает он за несколько минут.
  3. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15 лет
  4. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Слайд и сделать вывод, что без лесов почва начинает выветриваться и на такой почве уже ничего не растёт и это значит, что почву нужно беречь.

  1. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.
  2. Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески, которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной.


 Рефлексия

5 мин

- Вернитесь к карточкам и проверьте свои предположения.

Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." (выслушать ответы 2-3 учеников)

Игра «Правда или Ложь» (если правда хлопаем в ладоши, если ложь – ничего не делаем)

Плодородие – главное свойство почвы?+

В почве нет воздуха?-

В почве есть вода?+

Растения могут жить без солей? –

Животные повышают плодородие почвы?+

Итог урока

2 мин

—  Что такое почва?

—  Из чего состоит почва?

—  Как образуется почва?

—  Что особенно понравилось на уроке?

А теперь, давайте подведём итоги по нашим маршрутным листам. Если все смайлики зелёные то, ставим себе 5.Если смайлики зелёные и жёлтые, то 4. А если кранные и желтые, то Вам нужно ещё поработать на следующем уроке.  

Слайд

Что узнал, что понравилось?

(За счет разрушения горных пород.)

Домашнее задание

1 мин

1. Учебник: прочитать текст на с. 64—67, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 67.

2. Рабочая тетрадь: № 2-3 (с. 28).

Итого: 41 мин



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

  1. Состояние воды.
  2. Одно из самых главных богатств на Земле.
  3. То, из чего состоят тела.
  4. Беспрерывный процесс в природе.
  5. Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

Нужно почву____________________________

                                                           

Если вдруг на земле исчезнет почва, то__________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая оценка _______________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

"Кто такие насекомые?" Окружающий мир, 1 класс, "Школа России".

План учебного занятия в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?" На уроке используется УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"

Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...