Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир
материал для подготовки к егэ (гиа) по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_pochva_3_kl.docx | 553.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Фаина Владимировна
Окружающий мир
Тип урока: урок – практикум
Тема урока: « Что такое почва» 3 класс
Цели и задачи:
-сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли
-опытным путем установить состав почвы
-развивать умение выполнять лабораторно-практическую работу, умение наблюдать, делать выводы, обобщать
- развивать умение работать в группе
-воспитывать интерес к предмету, природе,
-воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления состава почвы
Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов
Дополнительные структурные элементы урока: постановка цели, обсуждение плана работы и алгоритма действий, оборудование (сухая и влажная почва, вода, спиртовка, стеклянные стаканы, воронка, стекло, фильтр, лупы, штатив, влажные салфетки, инструкции для групп, иллюстрации - презентация)
Форма обучения: групповая (класс делится на 3 группы.
Ход урока
1.Сообщение темы и цели урока
Я начну урок со сказки Михаила Ильина и Евгения Сегала «Чудесная кладовая».
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него, оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть догадались, как она называется?
(Дети отвечают: «Земля»)
Вы знаете, что в русском языке есть многозначные слова. Слово земля тоже имеет несколько значений. Назовите. Земля – это планета.
Земля– это суша.
Земля- это почва.
Сегодня мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
2. Работа по теме урока.
Как вы думаете, что такое почва? (Выслушать ответы детей)
«Жил на свете человек»
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Наука о почвах называется почвоведение. Её создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и всюду исследовал почвы. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота. Как вы думаете, почему?
Главное свойство почвы - плодородие. В ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
А из чего состоит почва? Сейчас мы это выясним.
Для этого мы вместе проделаем опыты. После каждого опыта вы обсудите увиденное и выскажете своё мнение.
Опыт 1. (Учитель) Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Посмотрите на стекло. Что увидели? Через некоторое время стекло станет влажным.
(Обсуждение в группах и выводы)
В почве есть вода.
Опыт 2.(Учитель) Будем дальше нагревать почву. Что видите? Вскоре можно увидеть дым и почувствовать неприятный запах.
(Работа в группах и выводы)
Это перегной (гумус).
Работа в группах.
(Карточки с инструкциями)
Задание №1Внимательно рассмотрите кусочки почвы. Что вы там видите? Выскажите предположение: что такое перегной? |
(Перегной – это разложившиеся останки животных и растений)
А теперь вы сами проведете несколько опытов.
Возьмите карточки с инструкцией.
Задание №2. Опыт 3.Бросьте кусочек сухой почвы в воду. Понаблюдайте, сделайте выводы. |
Из почвы выходят пузырьки. Это воздух.)
Задание №3. Опыт 4. Прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Подождите некоторое время. Понаблюдайте. Сделайте выводы. |
( Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.)
Опыт 5. (Учитель) Я профильтрую воду, в которой находилась почва. Несколько капель помещу на стекло, подержу над огнём. Вода быстро испаряется. Посмотрите, что получилось.
Обсудите, сделайте выводы.
( На стекле остается белый налёт. Это минеральные соли.)
Сделаем выводы:
Состав почвы:
- Воздух;
- Вода;
- Перегной;
- Песок и глина;
- Минеральные соли;
Задание №4. Опыт 6. Возьмите в руки кусочки влажной почвы. Попробуйте скатать шарик. У вас получилось? Сделайте выводы. |
(Если почва скатывается в шарик, то в ней больше глины, если нет, то песка)
Учитель: В начале урока я сказала вам, что почва – это верхний плодородный слой. Подумайте и обсудите в группах, что значит плодородная? Какая почва считается плодородной? Чего в ней должно быть больше? Итак, что такое плодородие? От чего зависит плодородие? Обсудите в группах и выскажете своё мнение.
Учитель: Чем больше в почве перегноя (гумуса), тем она плодородней. Такая почва темнее по цвету, её называют чернозём.
«Этот удивительный мир …»
Василий Васильевич Докучаев написал много научных книг о почвах и выяснил, что на просторах нашей страны почвы разные: арктические, тундровые, серые лесные, подзолистые, луговые, болотные, чернозёмные. Главная книга называется «Русский чернозем». Она известна ученым всего мира. В ней Докучаев рассказал о самой плодородной почве – черноземной. Эталон чернозёма был взят в Воронежской области и хранится сейчас в Национальном агрономическом институте Франции.
Работа с учебником:
Прочитайте по учебнику стр. 23 – 25.
Скажите, что нового вы узнали о почве из учебника?
Обобщение. (Работают в группах по тестам)
1.Почва – это верхний _____________________ слой земли. 2.Перегной – это останки _______________ и _____________________. 3. Чем больше в почве __________________, тем она плодороднее. 4. Самая плодородная почва- _________________ . 5. В состав почвы входят: __________________________________________________________ 6. Рассмотрите рисунок. О чём он говорит? _____________________________________________________________________ |
Проверка.
Итог урока:
На следующем уроке мы продолжим изучать почву.
А что интересного вы узнали о почве сегодня. Что особенно вас удивило?
Кто захотел больше узнать о почве?
Домашнее задание: стр. 23 – 25 .Выполнить задание на странице 26. По желанию: найти дополнительный материал о почве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект что такое робототехника
конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...
План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....
Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)
Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....
Конспект занятия "Такие разные деревья"
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края...
Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...
Конспект Кто такие звери
Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...