Урок "Что такое почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Что такое почва.
ЦЕЛИ:
Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
выявить основные свойства почвы;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,
палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,
спиртовка, штатив, держатель.
ХОД УРОКА
Этапы | Содержательная деятельность учителя | Примечания |
Актуализация знаний. Постановка цели урока. | - Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку: Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. ( Земля) - Что это такое? - Что такое земля? Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок. - Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля). У слова « земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. - Что бы вы хотели об этом узнать? Вы узнаете состав почвы её свойства. | Планета. Почва. |
Поиск способа решения учебной задачи. | Почва – это верхний плодородный слой земли. Основное свойство почвы – это плодородие. Толщина почвенного слоя бывает различна. - Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше) - Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? - Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы. - Как лучше провести эту работу? - Повторим алгоритм работы в группе. 1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего). В группе работаем по плану: - Думаю сам; - Общаемся по адресам; - Выступает отвечающий. | Тёмного. В группах. |
Практическая работа. | ОПЫТ 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите? - Какой вывод можно сделать? На доске появляется карточка со словом ВОЗДУХ. Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. ОПЫТ 2. Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. - Что вы увидели на бумаге? - О чём это говорит? Приготовьте ответ. Итак что же есть в почве? Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным. - Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода). На доске карточка ВОДА. ОПЫТ 3. - Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах. - От чего это происходит? Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. - Что можно увидеть в почве? В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус. На доске карточка ПЕРЕГНОЙ. ОПЫТ 4. - Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.) - Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.) - Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина) - А что ещё? ( Перегной) Молодцы! На доске карточки ГЛИНА ПЕСОК. ОПЫТ 5. Этот опыт выполню я , а вы внимательно Наблюдайте. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. - Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде) На доске карточки СОЛИ МИКРОБЫ. Мы исследовали почву. Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему. Группы готовы. Послушаем ответы. - Давайте убедимся, что наши исследования верны. - как это можно сделать? | Из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух. На бумаге осталось небольшое влажное пятно. Работа в группе. Работа в группе. Работа в группе. Дети рассматривают сои. Работа в группах. Дети показывают схемы и комментируют их. |
Конкретизация знаний. | Что растения получают из почвы? Почему почву называют «чудесной кладовой»? Об этом мы узнаем прочитав статью « Что растения получают из почвы?» Итак из чего состоит почва? | Работа по учебнику. |
Лекция учителя. | - А как образуется почва? - Что для этого нужно? Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. - Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ) Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. - Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др) - Так без чего не может появиться почва? - А могу ли живые существа жить без почвы? - Чем почва может помочь в существовании живым организмам? - Что это подтверждает? | Дети составляют схему. Без живых существ. Нет. . Вода, соли и т. д. В природе всё взаимосвязано. |
Итог. Оценивание. | Молодцы! Мы с вами сегодня на уроке проделали очень большую работу. - Интересно ли вам было? - Что особенно понравилось? - В чём была трудность? - Достигли мы цели урока? - Что мы узнали о почве? Ответьте на несколько вопросов. - Слой земли, на котором растут растения? - Одна из составных частей почвы? - Вещество, повышающее плодородие почвы? - Основное свойство почвы? - Что вы можете к этому добавить? Хорошо , а сейчас оцените свою деятельность. Отметьте на шкала достижений свой уровень продвижения к цели.) | Почва. Песок. Перегной. Плодородие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс
Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Тест по окружающему миру по теме "Что такое почва?".
Данный тест позволит быстро и эффективно проверить знания учащихся. Соответствует требованиям учебной программы и новому образовательному стандарту для начальной школы. Составитель Е.М.Тихомирова....
Презентация "Что такое почва"
Опыты по составу почвы...
"Что такое почва?"
Данный тест составлен по шаблону Д.Смирнова http://www.nachalka.com/test_shablon_forum. Тест для 3 класса по теме "Что такое почва" составлен в соответствии с программой А.А. Плешакова....

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Состав почвы. Что такое почва?"
На данном уроке учащиеся знакомятся с составом почвы: песком, глиной, перегноем, водой, воздухом. В процессе изучения новой темы используется сочетание теоретических объяснений и практической работы, ...