Урок "Что такое почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Стахнёва Галина Николаевна
Урок природоведения в 3 классе на тему "Что такое почва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Что такое почва.

ЦЕЛИ:

Продолжить работу по углублению представлений учащихся о  почве как верхнем плодородном слое земли;

 выявить основные свойства почвы;

в процессе опытов установить состав почвы;

 развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки – опоры; прозрачные стаканы с водой,

              палочки, промокательная бумага; лабораторное стекло,

              спиртовка, штатив, держатель.

                                            ХОД УРОКА

   Этапы

   Содержательная деятельность учителя

  Примечания

Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете отгадав загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.      ( Земля)

- Что это такое?

- Что такое земля?

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров , редисок.

- Сказка это или не сказка?

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Правильно, Земля).

 У слова « земля» несколько значений.

Одно из них – «почва», верхний слой земли нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

- Что бы вы хотели об этом узнать?

Вы узнаете состав почвы её свойства.

Планета.

Почва.

Поиск способа решения учебной задачи.

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы – это плодородие.

Толщина почвенного слоя бывает различна.

- Как вы думаете какой может быть эта толщина? ( от 2-3 см до 150-200см и больше)

- Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?

- Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

- Как лучше провести эту работу?

- Повторим алгоритм работы в группе.

1.Выбор организатора. ( Он направляет деятельность , устанавливает очерёдность отвечающего).

В группе работаем по плану:

- Думаю сам;

- Общаемся по адресам;

- Выступает отвечающий.

Тёмного.

В группах.

Практическая работа.

ОПЫТ 1.

Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?

- Какой вывод можно сделать?

На доске появляется карточка со словом  ВОЗДУХ.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

ОПЫТ 2.

Возьмите промокательную бумагу и нанесите на неё намного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

- Что вы увидели на бумаге?

- О чём это говорит? Приготовьте ответ.

Итак что же есть в почве?

Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.

- Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода).

На доске карточка ВОДА.

ОПЫТ 3.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появляется дым. В классе распространяется неприятный запах.

- От чего это происходит?

Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

- Что можно увидеть в почве?

В почве есть мелкие корешки, стебельки , остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.

На доске карточка ПЕРЕГНОЙ.

ОПЫТ 4.

- Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? ( На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.)

- Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина.)

- Сделайте вывод. ( В почве есть песок и глина)

- А что ещё? ( Перегной) Молодцы!

На доске карточки ГЛИНА  ПЕСОК.

ОПЫТ 5.

Этот опыт выполню я , а вы внимательно

Наблюдайте.

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

- Сделайте вывод. ( В почве находятся соли которые могут растворятся в воде)

На доске карточки СОЛИ  МИКРОБЫ.

Мы исследовали почву.

Попробуйте теперь составить схему, используя карточки на доске. У вас на местах есть такие же. Составьте схему.

Группы готовы. Послушаем ответы.

- Давайте убедимся, что наши исследования верны.

- как это можно сделать?

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Работа в группе.

Работа в группе.

Работа в группе.

Дети рассматривают сои.

Работа в группах.

Дети показывают схемы и комментируют их.

Конкретизация знаний.

Что растения получают из почвы?

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Об этом мы узнаем прочитав статью  

« Что растения получают из почвы?»

Итак из чего состоит почва?

Работа по учебнику.

Лекция учителя.

- А как образуется почва?

- Что для этого нужно?

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчётам учёных, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

  Твёрдые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

- Составьте схему. Кто участвует в образовании почвы.( РАСТЕНИЯ , ЛИШАЙНИКИ, МИКРООРГАНИЗМЫ)

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают ещё больше перегноя.

Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

- Посмотрите , что вы ещё можете добавить в эту схему? ( ЖИВОТНЫЕ, ЧЕРВИ, КРОТЫ и др)

- Так без чего не может появиться почва?

- А могу ли живые существа жить без почвы?

- Чем почва может помочь в существовании живым организмам?

- Что это подтверждает?

Дети составляют схему.

Без живых существ.

Нет.

.

Вода, соли и т. д.

В природе всё взаимосвязано.

Итог.

Оценивание.

Молодцы!

Мы с вами сегодня на уроке проделали очень большую работу.

- Интересно ли вам было?

- Что особенно понравилось?

- В чём была трудность?

- Достигли мы цели урока?

- Что мы узнали о почве? Ответьте на несколько вопросов.

- Слой земли, на котором растут растения?

- Одна из составных частей почвы?

- Вещество, повышающее плодородие почвы?

- Основное свойство почвы?

- Что вы можете к этому добавить?

Хорошо , а сейчас оцените свою деятельность. Отметьте на шкала достижений свой уровень продвижения к цели.)

Почва.

Песок.

Перегной.

Плодородие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Тест по окружающему миру по теме "Что такое почва?".

Данный тест позволит быстро и эффективно проверить знания учащихся. Соответствует требованиям учебной программы и новому образовательному стандарту для начальной школы. Составитель Е.М.Тихомирова....

Что такое почва

Конспект урока...

Презентация "Что такое почва"

Опыты по составу почвы...

"Что такое почва?"

Данный тест составлен по шаблону Д.Смирнова http://www.nachalka.com/test_shablon_forum.  Тест для 3 класса по теме "Что такое почва" составлен в соответствии с программой А.А. Плешакова....

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Состав почвы. Что такое почва?"

На данном уроке учащиеся знакомятся с составом почвы: песком, глиной, перегноем, водой, воздухом. В процессе изучения новой темы используется сочетание теоретических объяснений и практической работы, ...