Конспект урока "Что такое почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Свинаренко Елена Алексеевна

Конспект урока окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_uroka_okr.mir_pochva.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Дата проведения: 25.10.2016г.

Класс: 3 класс

Учитель: Свинаренко Е.А.

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока:  Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • развивать умение работать с научным текстом;
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

              контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемый результат

  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  

             решению, задавать вопросы,

            контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

            Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

            Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, лупы  

           - карточки

Ресурсы

          - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1,  стр. 64, тетрадь на печатной основе

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

Организационно-    мотивационный

этап.

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Прозвенел звонок для вас

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш- хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Проверка готовности

Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Актуализация    знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений.

- О чём говорили мы с вами на прошлом уроке?

- О чём пойдёт речь на этом уроке вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

- А что вы представляете , когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля?

1. Это и название планеты, на которой мы живём.

2. Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

3. Это и земля в понимании страна, государство.

Сказала лопата: 

-Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали:

-Земля – чтоб ходить.

А люди сказали:

-Земля – чтобы жить. А. Тетивкин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Земля – какое ёмкое слово!

Земля – кормилица,

Земля – поилица,

Земля – родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока? 

Главное слово на уроке –

ПОЧВА

Прочитайте ключевое слово

 -Земля

- Планета Земля.

- Часть суши.

- Страна, государство.

- о земле

Земля - по которой ходим.

Почва.

      Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 - Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-Какова основная задача урока?

Узнать побольше о почве.

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве?

Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

Поиск решения проблемы

Открытие нового знания

Решение учебной задачи и обсуждение её решения.

-Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.

Физминутка 

Повторяют ПТБ

Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других.

Познавательные:

-умение извлекать информацию из текста.

Личностные:

-умение определять и высказывать  правила.

Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы

Каждый делает вывод для себя о том, что умеет.

Использование нового знания вместе с изученными  ранее.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

     Работа в группах

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

(плотный или рыхлый) слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64

2. Метод ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЭКСПЕРИМЕНТ

  • Цель опыта
  • Ход проведения
  • Вывод

Опыт 1

  • Берём стакан с водой
  • Бросаем комочек сухой почвы
  • Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2

  • Возьмём бумажную салфетку
  • Положим на неё немного почвы
  • Сильно сожмём
  • Стряхнём почву
  • Что осталось на салфетке?

Опыт 3  (выполняет учитель)

  • Почву в пробирке начнём нагревать на огне.
  • Что наблюдаем?
  • Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4 (выполняет учитель)

  • Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.
  • Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5

  • Размешаем почву с водой стеклянной палочкой
  • Профильтруем раствор
  • Что видим на фильтре?
  • Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло
  • Подержим стекло над огнём
  • Вода быстро испарится
  • Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66,

Самостоятельная работа в тетради на печатной основе

с. 38 №4  получилась схема

На доске карточки со словами.

1. Найти лишнее. Что не входит в состав почвы?

2. Тест «Что такое почва?»

-Какую тему изучали?

- Какую проблему рассматривали?

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Что нового узнали?

-Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке по «Лестнице успеха». Если вы всё поняли : то нужно занять место на зелёной ступеньке, если не всё понятно, то встаньте на жёлтой ступеньке, если много чего не понятного, то ваше место на красной ступеньке.

1гр. с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 №5

2гр. подготовить сообщение о почвоведе Докучаеве

Рассматривают почву.

Делают вывод на карточке

Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать  так ли это, изучим свойство почвы.

Работа в группах

Выполняют опыт

Делают вывод:

 в почве есть воздух

заполняют таблицу в «Листе исследования».

Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.

Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть вода.

Ответы детей

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Песок, глина, остатки растений

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Читают вывод

 С.66

Самостоятельная  работа

Обсуждение.

От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

Ответы детей

Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

Коммуникативные:

-умение работать в группах,

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника.

Познавательные:

-умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

-сохранение учебной задачи,

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.

Личностные

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

Регулятивные:

-умение правильно оценивать действия.

Коммуникативные:

-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

Познавательные:

- строить рассуждения.

Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.

       Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

           Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

         

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Что такое зоопарк?"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 1 классе  по программе "Школа России". Учебник:  "Мир вокруг нас" 1 класс, Плешаков А.А....

конспект урока "кто такие насекомые?"

конспект урока по курсу окружающий мир, 1 класс содержит технологическую карту, формируемые УУД, презентацию....

конспект урока "Кто такие птицы?"

урок выполнен по ФГОС в виде технологической карты...

Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир

Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа...

Конспект урока «Что такое хвоинки?» в 1 классе.

На уроке учащиеся учатся проводить сравнение изучаемых объектов разными способами...

Конспект урока "Кто такие птицы?" по окружающему миру в 1 классе

Учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе...

Конспект урока "Что такое почва?"

Конспект урока по Окружающему миру по теме "Что такое почва?" составлен в соответствии с ФГОС...